О СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ИКОНЕ "АРХАНГЕЛ МИХАИЛ - ВОЕВОДА"

(из книги В.П.Ершова "Старообрядческая икона-примитив XVIII века "Архангел Михаил - воевода")
 

В книге помещены фотографии четырех разных икон такого же содержания, но какая из них стала основой для книги, мы не поняли, так как помещенные фрагменты в книге не ложатся в одну фотографию. Автор предупреждает, что некоторые мотивы, которые должны быть на иконе, отсутствуют, и в этом случае он использовал богатую коллекцию подобных икон из Музея ИЗО Карелии (предисловие автора сайта).

Предлагаемый отрывок из книги об иконе "Архангел Михаил - воевода" раскрывает сюжет иконы, который  заключается в  традиционном наборе символов, отмечающих божественную сущность Михаила: пчелиное облачко, труба, радуга, копье, кадило, Книга. 
Икона "Архангел Михаил - воевода", кон.XVIII-нач.XIX вв. Икона "Божий есмь воевода архангел Михаил", XVIII в.
На всех просмотренных нами иконах  пчелиный рой присутствует. Вместе  с архангелом Михаилом они - смысловой центр иконы.
Пчелиный рой у сапожка архангела Михаила. Фрагмент иконы "Архангел Михаил - воевода".
В раннехристианском искусстве пчелы символизировали восставшего из смерти Христа, его бессмертие. Пчелы - олицетворение борьбы со злом, они - разящее орудие богов.

Труба - один из самых выразительных атрибутов архангела Михаила. Труба - эмблема звука, возвещающего Второе Пришествие Христа.
Архангел Михаил с трубой. Фрагмент иконы "Архангел Михаил - воевода".
Радуга - красивая, многоцветная -  она распростерлась над головой огнеликого всадника. Радуга - это видимый путь, мост между землей и небом, тропа в жилище богов, к вечному блаженству и счастью.

Кадило - один из важнейших атрибутов архангела для пониманий сюжета "Архангел Михаил - воевода".  Архангел,  грозный     к грешникам, но милостивый к праведникам, несет их молитву - дым кадила - к Богу о великом снисхождении миновать Страшный суд и мытарства.

Книга - это источник, где напечатано  "Откровение Иоанна Богослова"  для иконописца. Если в правой руке его - копье и кадило, то в левой руке - Книга (Евангелие). Книга стала образом религиозным,  мистическим, литературным, к которому обращаются, когда ищут надежду на вечность, праведность, силу слова и веру в судьбу.

И наконец,  копье архангела Михаила - непременный атрибут военачальника, предводителя небесного воинства.  Копье - древнейший символ воина, его боевой славы, ратного подвига. Высшие боги и боги войны, как правило, наделялись копьями.
Наконечники копий. Музей в Медвежьегорске. Рис. В.Попова
Изображая военные события на иконе или на книжной миниатюре, высекая их на рунических камнях, художники обращались к образу копья — это был выразительный и понятный символ сражения.

Копье как орудие ангелов против чертей, сил зла, которые охотятся за душами умерших, часто присутствует на иконах с сюжетом «Страшный Суд».

Копье — оружие воинов, царей, богов, культурных героев. Это так. Но как- то незаметно в истории человечества копье вышло за рамки военных действий и божественного могущества. Оно стало компонентом мышления, архетипом в модели человеческих отношений, действий и идеалов.

Древнегреческий скульптор Поликлет в образе известного «Копьеносца» выражал идеалы греческого полиса — мужской силы и красоты тела, которыми так гордилась античность.
Многие народы считали происхождение копья божественным, чудесным. Китайцы, корейцы, скандинавы и другие народы видели в копье божественно- созданное небесными кузнецами и упавшее с неба оружие.

В русском фольклоре копье архангела Михаила нередко так и называется — огненным. 
Поэтому как небесное, божественное оружие копье наделялось чудодейственными свойствами. С древнейших времен копье участвует в магических обрядах, ритуалах, гаданиях.

Зевс из древка копья творит могучих людей — воинов, которые все погибают в войнах.  У западных славян (венедов) жрецы перед военным походом выводили белого коня бога Геровита, втыкали в землю попарно 6 скрещенных копий и гадали: удачен ли будет поход.  У ацтеков копье использовали в кровавых обрядах с человеческими жертвоприношениями богу Тецкатлипоку.

Особо почиталось копье, пронзившее Христа на кресте. Его наделял» магическими качествами защиты, покровительства, рыцарской удачи.
Легенду об этом копье, казалось бы, подтверждает реликвия, хранящаяся в настоящее время в Историко-художественном музее Вены, куда его передали американцы в 1946 г. после взятия Берлина. Предание приводит длинный перечень лиц, владевших этим копьем; оно передавалось из поколения в поколения: от Лонгина, пронзившего бок Христа, до св. Маврикия, чье имя выгравировано на серебряных ножнах копья. Далее, копьем обладали св. Константин Великий, Карл Великий, в XIV в. им владеет чешский король Карл IV, сделавший надпись на золотых ножнах: «Копье и гвоздь Господень».

В XV в. им владели купцы города Нюрнберга, где был установлен праздник святого копья. Вместо символа рыцарской чести, доблести и божественной власти копье становится средством наживы, и протестантизм отвергает его священную сущность. О копье забывают на 300 лет. В 1805 г. Наполеон пытается завладеть копьем, но его вывозят из Нюрнберга и прячут в Вене, где оно хранилось до 1938 г. Гитлер, завоевав Австрию, перевозит копье снова в Нюрнберг, и с этого времени оно становится священной реликвией фашистской власти, с ним Гитлер связывает честолюбивые мечты о построении III великой империи. Одна из легенд рассказывает, что, после того как копье было найдено американцами в бункере с награбленными сокровищами, Гитлера через полтора часа не стало.

Копье заняло свою нишу и в нравственном кодексе человечества: его предназначение — защита чести, борьба со злом. Архангелы Михаил и Гавриил, побеждающие драконов, стали символами всепобеждающей правды и благородства.  Чудесное копье Лонгина (копье Христа) служит только непогрешимым и достойным. Рыцарские романы средневековой Европы успешно развивали эту тему. Так же и на нашей иконе: божественный змееборец на коне с копьем побеждает дракона — носителя греха, смерти, неправедной власти.

 В северных былинах, например, постоянно подчеркивается единство богатыря, коня и копья, тогда как у их противников копье упоминается не часто. Это понятие устанавливает непосредственные связи по сущности, функциям, по эмоционально-психологическому настрою между двумя объектами: копье — всадник, всадник — конь, конь — копье, копье — дракон, конь — небо, небо — копье и т. д.  В контексте же произведения они углубляют, дополняют, усиливают друг друга, гармонически взаимодействуют. Рассмотрим примеры этих пар.

«Архангел Михаил — Христос» и «Всадник (Михаил) — копье»
Подобно Индре и Аполлону, Михаил с помощью чудесного оружия — копья побеждает дракона и тем самым преодолевает «хаос» «логосом», устанавливает в мире порядок и гармонию, Царство Бога на земле, которого так жаждали старообрядцы. Это не рядовая битва — это мистериальная, космическая борьба с хаосом, и субъекты борьбы имеют космическую значимость: архангел Михаил — предводитель Небесного воинства, в его лице выступает сам Христос. Копье как небесное оружие является его знаком. Не случайно копье архангела Михаила служит как бы вертикальной осью пространства нашей иконы.

Это смысловое значение копья усиливает изображение восьмиконечного креста на противоположном конце древка — единственного в данном сюжете иконы. Смысл копья-креста архангела Михаила — утверждение связи земного мира с небесным, божественным, надежда на его помощь и покровительство. Исход битвы предрешен — нравственный закон побеждает. В русских былинах всадники-богатыри неизменно с копьем и победа всегда на их стороне — они защитники земли Русской...Как символ воинского и нравственного закона всадник с копьем становится гербом Москвы и всего Московского княжества.

«Конь — копье»
Оба эти объекты (как конь и труба) — символы битвы, ратного подвига. В мифологическом плане — они космические посредники между мирами. Копье уподобляется Мировому Древу, оно опора, столп, поддержка небесному своду. На иконе оно занимает центральное, срединное место, оно простирается от неба до ада. Конь и копье — двойники, в мистическом смысле они упоминаются рядом.

«Копье — небо»
На мифологическом материале эта двойная связь хорошо видна. Копье - оружие, сброшенное с неба. Его магические свойства определяются небесным происхождением. Оно направлено против хаоса, его функция — установление космического порядка, творение новой реальности. Копье принадлежит небесному всаднику — архистратигу небесных сил — архангелу Михаилу, а в его лице — Христу, чье предназначение — творение нового мира.

«Копье — дракон»
Дракон — существо космическое.
Дракон. Фрагмент иконы "Архангел Михаил - воевода"
Он не подвластен обычному оружию и может быть побежден только таким же космическим (чудесным, огненным) оружием — волшебным мечем, огненным копьем, каменным или железным молотом. Копье, как мы сказали, не просто оружие воина, это небесный дар, которым владеет бог, герой или богатырь в поединке со злом (Змеем). Змееборец с копьем (архангел Михаил, Георгий Победоносец, Дм. Солунский, Федор Тирон...) — один из распространенных сюжетов православной иконы. В нашем сюжете — борьба архангела Михаила со Змеем имеет еще один важный смысл: копье архангела Михаила — это копье Бога, знак Неба. Оно несет освобождение от зла, от власти Антихриста и означает высшую победу — победу над смертью. В определенном смысле копье берет на себя функцию креста, и потому его противоположный конец увенчивается восьмиконечным крестом. Только Крест преодолевает гравитационные силы земли, копье притягивается землей. Эта противоположность векторов сходится на Христе: Он — Сын Божий снисходит к людям и Второе Пришествие Его на землю будет означать окончательную победу над всеми силами Зла (грехом, дьяволом, сатаной, Антихристом).

В высшем смысле — копье маркирует Центр Мира (на иконе оно и расположено в центре). Центр Мира — сакральная точка, получаемая от проекции Небесного копья.  Здесь побеждается Хаос и устанавливается Порядок: архангел Михаил творит новую землю, землю Бессмертия, которую старообрядцы отождествляли с Земным Раем.

 

 

Примечания:
1. Из книги В.П.Ершова "Старообрядческая икона-примитив XVIII века "Архангел Михаил - воевода".  Петрозаводск: изд-во КГПУ, 2008 г.
2. Текст сокращен.