По ОНЕГЕ с Генрихом ГУННОМ и другими ЗНАТОКАМИ
(по книге Г.Гунна "Каргополье - Онега")

ПИЯЛА

Г.П.Гунн:

На Севере часто бывает так: после погожих дней зарядит непогода, и тогда безрадостными кажутся онообразные речные берега, деревни с черными намокшими избами, но когда увидишь вдали стройный шатер и уже по силуэту почувствуешь что-то незаурядное, тогда уже не страшит и не портит настроения ненастье...Смотришь во все глаза и не оторвешься. Впереди - Вознесенская церковь 1651 года в селе Пияла.

Сайт "На Онеге":

ПИЯЛА - старинное поселение на правом берегу р. Онеги. В Сотной книге от 1556 г говорится: "На Онеге ж волостка Пияла, а в ней деревни тяглые: Оченга, Олутинская, Тироновская, Шугутовская, Тонконоговская, Кастка, Пачепелда, Хачела, Олутинская, Михеевская и всего 10 деревен, а дворов в них 49, а людей 56 человек". Жителей в них к 1896 г. состояло 791 мужчин и 889 женщин, дворов - 295.

Основное занятие жителей - сельское хозяйство, отхожие промыслы и ткачество.

С 1785 по 1831 Пияла - центр одноименной волости, затем вошла в состав Прилукской, а затем Мардинской, в 1904 - вновь центр волости, а в 1924 вошла в состав Чекуевской волости (сельсовета).
 
           В период коллективизации в селе создан колхоз "Искра", в 1953 вошел в состав колхоза "Путь Ильича", в 1961 в состав совхоза "Чекуевский", а с 1992 - ТОО "Чекуевское" мясомолочного направления.

На 1.01.2008 - 22 хозяйства, 56 жителей.

Ю.С.Ушаков:

В среднем течении реки Онеги, на ее правом берегу в 40 км от села Турчасово находится одно из крупных сел Онежского бассейна - Пияла. В конце XIX в. (1896 г.) в Пияльский приход входило 7 деревень, насчитывавших 295 дворов и 1680 чел.
реконструкция Ю.С.Ушакова
Первоначально все три порядка домов были ориентированы на реку (юго-запад). После ряда опустошительных пожаров (на памяти старожилов пожары 1909, 1936 и 1967 гг.) дома прибрежного порядка в нижней части села были поставлены лицом на юго-восток. Это характерно для многих поздних селений бассейна Онеги — с потерей значимости реки дома стали ориентировать «на лето» (на юг).
реконструкция Ю.С.Ушакова
Село расположено на широком и пологом изгибе Онеги так, что оба плеса реки как бы упираются в его центр. Здесь, разорвав порядки домов, и встал храмовый ансамбль села, состоявший до недавнего времени из трех построек: шатровой Вознесенской церкви (1651 г.), пятиглавой церкви Климента (1685 г.) и колокольни (шестерик на шестерике, XVII — ХVIII вв.).
Ведущую роль в ансамбле играла стройная и высокая (45 м) церковь Вознесения. Такая высота была вызвана небольшим естественным основанием (высота берега 4—6 м) и большими открытыми пространствами среднего теченвя Онеги — с плесов реки село видно за 15—17 км. Здесь при пологом спокойном характере берегов были особенно необходимы контрастные к ним вертикали церквей — это хорошо чувствовали мастера, рубившие храмы. Учли они и важность зрительного восприятия общественного центра с продольных улиц села, умело расставив сооружения относительно друг друга. (Климентьевская церковь сгорела в 1967 г.)

И.Э.Грабарь, Ф.Ф.Горностаев:

На Севере, богатом великолепным строевым лесом, больше всего был в ходу тип церкви, называемый в летописях и актах "древяна вверх". Церкви эти обыкновенно очень велики по объему и достигают нередко чрезвычайной высоты. Вся сущность строительного приема, характеризуемого термином "древяна вверх", заключается в устройстве главного помещения для молящихся в виде башни. Кровельное покрытие такой башни, устроенной "кругло", т.е. гранником, неминуемо образовало форму гранника же, имеющего почти всегда вид восьмискатной пирамиды, увенчанной главой. Такая форма получила название "шатра". Высокий подъем шатра, подобно клинчатому перекрытию, также требовал повалов и полицы для отвода влаги.

А.Бодэ:

фото нач. ХХ в.
Одна из самых старых построек на Онеге — сохранившаяся шатровая Вознесенская церковь 1654 г. в селе Пияла. Кроме нее в храмовый ансамбль Пиялы входила утраченная в 1960-х гг. кубоватая Климентовская церковь 1685 г.

Трапезная Вознесенской церкви относится к ХIХ в., первоначально основной крещатый сруб окружала галерея, и композиция храма была близка к центрической. Вознесенская церковь в Пияле имеет прототип - Никольскую церковь Ошевенского монастыря, известную по многочисленным иконописным изображениям, датируемую серединой ХVI в. Пияла в свое время входила во владения Ошевенского монастыря, что позволяет предполагать постройку Вознесенской церкви по отмеченному образцу. Велика вероятность первоначального (до обшивки) существования кокошников и на церкви в Пияле.
 
Климентовская церковь среди других кубоватых храмов выделяется особенно крупным кубом, массивность которого подчеркивалась изящным пятиглавием. Основной четверик и трапезная были построены не одновременно. Трапезные ранних кубоватых церквей первоначально были сравнительно небольшие, но у некоторых храмов во второй половине ХIХ в. были увеличены (церкви в Кушереке, Усть-Коже, Вирме). Можно предполагать, что и Климентовская церковь первоначально была более компактной в плане.

Шестигранная в основании колокольня 1700 г. дошла до наших дней в сильно перестроенном виде. Кроме купольного завершения, позднейшей надстройкой, возможно, является и верхний ярус основания.
Фото Е.Засухина
Сочетание шатрового и кубоватого завершений [в ансамбле] традиционно для нижней Онеги, но постройки в Пияле отличаются резко контрастным масштабным соотношением. Вознесенская церковь почти в два раза превышает Климентовскую. Еще большая разница между Вознесенской церковью и колокольней.
Столь резкий масштабный контраст несколько смягчается при восприятии со стороны реки с ближних точек, когда колокольня выдвинута на передний план. Учитывая, что исторически главной дорогой была река, со стороны которой осуществлялся подход к селу, колокольня представляется важным композиционным элементом, несколько уравновешивающим контрастные объёмы церквей.

Надо сказать, что архитектурно художественные образы церквей в Пияле также различны. Они как бы принадлежат разным эпохам. Вознесенская церковь — это величественный храм-монумент, который сродни каменным церквам ХVI в....Климентовская церковь, напротив, воплощает тенденции, свойственные архитектуре второй половины ХVII в. Отмеченные архитектурно-художественные несоответствия храмового комплекса в Пияле, видимо, объясняются существенными изменениями, происшедшими в последней трети ХVII в. в развитии деревянного зодчества Поонежья.

Г.П.Гунн:

Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу создать ощу­щение взлета ввысь — идея шатрового зодчества выра­жена здесь с максимальной отчетливостью. В сущности, все шатровые церкви выражают идею вознесенности ввысь, «к горнему». Вознесенская церковь замечательна тем, что являет собой дальнейшее развитие шатрового зодчества, доведение его форм до классической завершенности.

Церковь крещатая в плане — квадрат основания с четырьмя симметричными прирубами. Четверик, как и прирубы, сильно вытянут ввысь. Четверик переходит в сравнительно невысокий восьмерик с крутым повалом и завершается взлетом острого, идеального рисунка шатра. Взлет шатра направляют и усиливают два ряда узких килевидных бочек, завершающих прирубы, и остроугольные теремки над ними, к которым тесно прижаты вытянутые тонкие шейки главок — ритм островерхих линий подготавливает торжественный взлет шатра.

Такой прием невольно заставляет вспомнить мотивы каменного шатрового зодчества. Как известно, перенесение в каменное зодчество форм деревянного шатрового храма породило каменное шатровое зодчество, высшим достижением которого явилась церковь Вознесения в Коломенском. В свою очередь каменное зодчество оказало обратное влияние на деревянное шатровое, примером чему исследователи считают пияльскую церковь, а также церковь села Варзуга на Терском береге.

Г.Б.Дерягин:

Пияльский приход состоял из деревень Погостская (ныне село Пияла), Чешьюгская, Филяевская, Хачельская, Пачепельдская, Ковкульская, Кяловангская. Дворов было 295, жителей 1680. В д. Пачепельдская часовня была перестроена в однопрестольную церковь Михаила Архангела. В д. Чешьюга возле древней часовни в память пребывания в этой деревне патриарха Никона был поставлен крест – копия креста, находившегося до революции в Крестном монастыре.

От Вазенцев до Пиялы вверх по реке 11 километров, которые летом можно преодолеть и пешком вдоль берега, наслаждаясь чистотой воздуха и северной природой. А можно продолжить путешествие на моторной лодке или по автодороге. Именно с реки из-за поворота ее берегов открывается изумительно стройная и необычайно высокая сорокапятиметровая Вознесенская шатровая церковь, построенная в 1651 году. Всех ярче выражает идею устремления ввысь, к горнему именно эта церковь — яркий пример доведения форм шатро­вого строительства до классической завершенности. Церковь имеет крещатый план – квадрат основания с четырьмя симметричными прирубами, сильно вытянутыми вверх. На четверике стоит восьмерик, сравнительно невысокий, с повалом, завершающийся высоким, легким шатром. На прирубах имеется два ряда килевидных бочек и остроугольные теремки над ними, к которым прижаты вытянутые шейки главок, а завершаются главки на уровне повала. С западной стороны к церкви примыкает трапезная с притвором, построенная позже, кажущаяся уплощенной на фоне взлета шатра. Несомненно, что трапезная несколько портит вид храма, является лишней, приземляющей храм. А в наши дни, если очень повезет, можно с реки или противоположного берега наблюдать, как на фоне древнего храма взлетают в космос ракеты с расположенного неподалеку космодрома «Плесецкий».

Большой соблазн войти в храм, где молился патриарх Никон, неоднократно проезжавший здесь. Храм летний, поездки Никон совершал летом, а крупные погосты удалены друг от друга на дневной переход, да и помолиться на дорогу надо — путешествие всегда связано с риском. Вот и выходит, что не только храм видел проплывавшего мимо него Никона, но и сам Никон видел внутреннее, сейчас утраченное навсегда, убранство храма. Какой свидетель истории! Душа трепещет, если представить, какие дела здесь совершались!
Фото М.Ильина
Фото М.Ильина
Рядом с сохранившимся храмом стоит колокольня 1700 года постройки. Она уникальна тем, что на нижний, высокий восьмерик с повалом поставлен второй, но уже небольшой восьмерик. Завершение колокольни изначально было шатровое, но в XIX веке шатер убрали и заменили его куполом со шпилем.  Храм и колокольня – остатки тройника. Ранее здесь стояла еще и однопрестольная кубоватая церковь, построенная в 1685 году в честь Святого Климента, Папы Римского, но она сгорела в начале ХХ века.

Интересно в Пияле древнее кладбище с часовней и крестьянскими захоронениями, по крайней мере, с XVIII века, о чем свидетельствуют надписи на могильных плитах. К сожалению, свежие захоронения в советское время устраивались на старых.

Сайт "sobory.ru":

Ансамбль Пияльского погоста до 1966 года представлял из себя тройник, включавший кубоватую Климентовскую церковь (1685, перестроена в 1890, сгорела 1 августа 1966 от попадания в алтарь шаровой молнии),  шатровую Вознесенскую церковь (1651) и отдельно стоящую колокольню 1700 г. Решение колокольни уникально - в основании шестерик с повалом, на него в два яруса поставлены еще два шестерика с резными карнизами (верхний шестерик - ярус звона), повернутые относительно основания на 30 градусов.  Венчает колокольню округлый шестискатный купол со шпилем на шестигранном барабане.

Вознесенская церковь  - ажурный восьмерик  на четверике, с прямоугольными прирубами по сторонам света, увенчанными ярусными бочками сложной конфигурации с главками на высоких барабанах. По карнизам с юго-восточной и северо-восточной сторон - храмосдатные надписи. Барабаны и главки крыты лемехом, а западный и восточный барабаны в основании украшены еще и бочкообразными кокошниками. Западный прируб опоясывает клеть трапезной с притвором под двускатным покрытием, в плане имеющая ступенчатую форму.

Превосходные пропорции, игра граней и объемов делает пияльский ансамбль даже в редуцированном виде одним из красивейших памятников России.

Т.М.Кольцова:

В 1811 г. в Вознесенской церкви на средства прихожан были созданы живописные "небеса", которые сохраняются и сейчас. Восьмигранная композиция "неба": архангелы с распятием, в центре - Новозаветная Троица, на треугольных угловых гранях - символы евангелистов.  Автором "неба" считается кто-то из последователей иконописца И.И.Богданова-Карбатовского.
фото Р.Дейвиса с сайта "mosmonitor.ru"
Значительно дополняют внутреннее убранство Вознесенской церкви образцы художественной резьбы XVII-XIX вв.

Как проехать:
-  С автодороги Р-1 Каргополь - Онега свернуть в село, церковь на берегу.

Примечания:
1. Использованные источники:
- И.Э.Грабарь, Ф.Ф.Горностаев. Главные типы великорусского деревянного храма. Электр. б-ка по истории др.-рус. архитектуры
- Ю.С.Ушаков. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Ленинград, Стройиздат. 1982.
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- Т.М.Кольцова. Росписи "неба" в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993.
- Т.М.Кольцова. Иконы северного Поонежья. Москва, Сев. паломник, 2005.
- А.Б.Бодэ. Памятники нижней Онеги. Былое величие. Сборник "Народное зодчество", Петрозаводск, 2007 г.
- А.Б.Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков. Сайт "Открытый текст". Электронное периодическое издание.
- Г.Б.Дерягин. Персональный сайт. Большая Онега.
- сайт "На Онеге".
- сайт "sobory.ru".
2. Фотографии и схемы: частично из публикаций, частично из интернета.
3. Архитектурные термины см. здесь.