По ОНЕГЕ с Генрихом ГУННОМ и другими ЗНАТОКАМИ
(по книге Г.Гунна "Каргополье - Онега")

ПОДПОРОЖЬЕ

Г.П.Гунн:

...Путь наш по Онеге заканчивается. Река идет от плеса к плесу в тех же невысоких берегах с неширокими лугами и подступающим к воде лесом. Но вот за последним речным изгибом открылись впереди голые седые холмы, а под ними поселок. Это - Порог. До города Онеги отсюда не более двадцати километров...За железнодорожным мостом начинаются пороги и тянутся на 9 километров. И вот там, где пороги кончаются и Онега разливается широким, как озеро, плесом, на высокой горе левого берега вы увидите красиво стоящую церковь. Это последний в нашем путешествии памятник деревянного зодчества - Владимирская церковь 1757 года в селе Подпорожье.
Фото А.Дементьева, 2009 г.

ВИКИПЕДИЯ:

Подпорожье (Жеребцова гора) - нежилое село в Онежском районе Архангельской области России. Расположено на левом берегу реки Онега напротив обитаемой деревни Камениха. Входит в состав муниципального образования Чекуевское.

Сайт "На Онеге":

Село Подпорожье находится в 16 км от райцентра г. Онеги, расположенного в устье р. Онеги ( Онежская губа Белого моря). Состояло из семи деревень по обеим берегам Онеги. В Медведевской, Наумовской, Грибановской, Амосовской, Сафроновской имелось по часовне, на Горе Жеребцовой - два храма Свято-Троицкий (1727) с Богоявленским приделом и Владимирский (1757) с приделом Николая Чудотворца и св. вкмчц. Праскевы. Оба храма и колокольня, устроенная по указу от 31 октября 1847 г. были деревянные, обшиты тесом, окрашены и в 1884 г. обнесены деревянной оградой.

Подпорожье являлось древнейшим центром торговли. Здесь концентрировались товары, вывозимые из Поморья в среднюю Россию(соль, рыба, морской зверь, рыбий зуб и др.), которые шли на Каргополь и далее. Сюда прибывали грузы из центра Руси: хлеб, лен, мануфактура и др. товары.
 К 1896г. число жителей составило 549 мужчин и 683 женщин.
Основную частью дохода составлял промысел семги. Основное орудие лова семги - забор (закол) у д. Гора Жеребцова.

В настоящее время в Подпорожье постоянно проживает около 20 человек. Самая населенная деревня - Камениха (8 человек), в ней находится единственный магазин, а рядом проходит автодорога Онега - Плесецк. 

Ю.С.Ушаков:

В 11 км от устья реки Онеги обосновалось крупное гнездо селений —
Подпорожье. Первоначально село — вотчина Крестного монастыря на Кий-острове Белого моря. К концу ХIХ в. в гнездо входило семь деревень с населением 1232 человека. Ширина Онеги здесь достигает 500—600 м. Это обстоятельство отразилось на композиционном решении и вызвало поиски высокого места для строительства храма с учетом дальних визуальных связей.
Это было важно еще и в связи с тем, что за селом начиналась полоса порогов. Был выбран высокий (22 м) хорошо обозреваемый мыс левого берега (Жеребцова гора), где и был срублен первый деревянный храм во имя Троицы с тремя приделами. Храм этот сгорел в 1724 г., а в 1727 г. на этом месте поставлен Троицкий однопридельный храм, крытый кубом с пятиглавием. Позднее с северной стороны был прирублен придел Богоявления с одноглавым кубом.
Слева - Троицкая ц., справа - Владимирская ц., в середине - колокольня. Фото В.Суслова, 1886 г.
Взамен же двух приделов сгоревшей церкви в 1757 г. к юго-западу от Троицкой церкви срублен был Владимирский храм с двумя приделами. К востоку от Троицкой церкви встала колокольня, сменившая в 1847 г. шатер на купол со шпилем..
В 1886 г. здесь побывал В.Суслов и сделал серию снимков: всего ансамбля, а также обмер Владимирской церкви. В 1907 г. В.А.Плотников сделал снимок ансамбля с юго-востока.

Из построек храмового комплекса до настоящего времени сохранилась только Владимирская церковь.
Поиски следов недостающих сооружений привели к отысканию сильно заросших фундаментов из валунов Троицкой церкви и колокольни. Привязка их к существующей церкви и к берегу позволила установить их точное местонахождение (А - Троицкая ц. , Б - Владимирская ц.)

И.Э.Грабарь, Ф.Ф.Горностаев:

...Девятикупольная церковь – Владимирская в Подпорожье [Онежского района Архангельской области... построена в 1745(? - М.З.) году по такому же крестчатому плану (как и в Чекуеве - М.З.), но нижние ее главки врезаны не прямо в бочки, как в Чекуевской, а приподняты посредством шатров, на которые насажены шейки. Благодаря этому нижние главы теснее связались с общей группой куполов, и многоглавие церкви получило особенную выразительность...

И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров:

Необычна по сочетанию объемов Троицкая [церковь]...Она состоит из трех четвериков. Два из них, к которым примыкает трапезная, имеют покрытие в виде одноглавых кубов, третий, более высокий, завершен пятиглавой кубоватой кровлей. Над главным алтарным прирубом возвышается большая бочка с резным гребнем на коньке и маленькой главкой. Все главы у основания украшены плоскими кокошниками (церковь не сохранилась - прим. М.З.)

А.Б.Бодэ:

На левом берегу в селе Подпорожье возвышается церковь. Место, где она стоит, называется Жеребцова гора. Владимирская церковь построена в 1757 году. По своей объемно-пространственной структуре она близка к Преображенской в Турчасове. Облик храма величествен и торжественен. Главки, венчающие бочки прирубов, подняты на небольшие стройные шатры. Таким образом, здание завершается живописным компактным девятиглавием. Трехчастный алтарь покрыт традиционной трехлопастной бочкой. В настоящее время памятник находится в ветхом состоянии.
Фото 40-х годов
Самой старой постройкой комплекса была Троицкая церковь 1725—1727 гг. (на фото - на заднем плане-М.З.). В основе она представляла собой высокий четверик, завершенный кубом с пятиглавием. Позднее к церкви с юго-западной стороны был пристроен Богоявленский придел в виде отдельного четверика, покрытого также кубом, но завершенным одной главой. С запада четверик основного храма и придел были объединены широкой трапезной.
Владимирская церковь
Фото М.Ильина, 2010 г.
Владимирская ц.
Фото А.Афанасьева
Архитектурное решение Владимирской церкви 1757 г. построено на основе крещатой формы плана. Северная, западная и южная выступающие части основания прямоугольны в плане и покрыты бочками. Восточную алтарную часть образуют три пятистенных прируба, покрытые трехлопастной бочкой. Четверик, поднимающийся над средней частью основания, покрыт кубом, пятиглавие которого вместе с боковыми главами, приподнятыми на небольшие шатры, образует выразительную многоглавую структуру. Владимирская церковь — самая ранняя известная постройка, где использовано покрытие трехлопастной бочкой. Появление трехлопастных бочек соответствует общей направленности в развитии поонежских архитектурных традиций второй половины ХVIII в., когда преобладание получают крупные пластичные формы, а деталям уделяется значительно меньше внимания. Трехлопастные бочки гармонично дополняют архитектурно-художественный облик поздних кубоватых церквей, насыщенный выразительными криволинейными формами.

Колокольня относится к ХVIII в. Ее шатровый верх в 1847 г. был заменен куполом со шпилем. Наличие позднейшей обшивки не позволяет установить первоначальное существование кокошников, но, учитывая местные архитектурные традиции, можно предположить, что они были.

Главной отличительной особенностью подпорожских церквей является то, что их завершения практически однотипны. Тем не менее постройки не выглядят однообразно. Высотные характеристики и обработка глав Богоявленского придела, Троицкой церкви и Владимирской церкви образуют строгую иерархию объемов — от простейшего кубоватого храма, завершенного одной главой, к сложной и величественной девятиглавой композиции.
В архитектурном решении подпорожского храмового комплекса видится наиболее яркое выражение пластического начала. И тем контрастнее сочетание объемов церквей с лаконичным столпом колокольни. Правда, этот контраст несколько смягчен благодаря присутствию небольших шатров в структуре завершения Владимирской церкви и кокошников, которые предположительно украшали основной сруб колокольни.

Г.П.Гунн:

В «Подлинной дозорной книге» по городу Каргополю 1648 года о селе Подпорожье сказано: «Волость Подпорожья на реке Онеге... Деревня Жеребцова Гора, а в ней стал новый погост, а на погосте церковь Живоначальныя Троицы, да в приделе Никола Чудотвореца...» Подпорожье — место на Онеге известное. Здесь ловилась лучшая на всем Севере семга сорта «порог». И в настоящее время производится ограниченный отлов этой ценнейшей царь-рыбы...

...Но вот мы на старинной Жеребцовой Горе. До чего же прекрасное, вольное место! Простор всюду, куда ни взглянь. Онега вышла из теснин порогов и, обогнув горку, уходит вдаль широким руслом к виднеющемуся там городу. А где-то там и море... Здесь уже сказывается действие приливов: заметно, как река становится полноводнее и обсыхает, сужается в отлив.

...Некогда церкви на горке встречали всех проплывших пороги. Они были поставлены с расчетом на дальний обзор. Сначала были видны вершины церквей, а за поворотом здания представали во всей красе. Церквей было две, обе кубоватые: пятиглавая Троицкая с приделом, тоже крытым кубом с одной главой (1725—1727), и Владимирская. Была и колокольня середины ХIХ века. Сохранилась доныне одна Владимирская.
Фото А.Дементьева, 2009 г.
Церковь в Подпорожье достойно завершает блестящую серию онежского кубоватого зодчества. Основные мотивы, выработанные онежскими плотниками: крещатый план, трехлопастная бочка апсиды — здесь торжествуют. Это огромное, величавое сооружение. Торжественность его облика еще более усиливается новым оригинальным приемом решения многоглавия: главки, увенчивающие бочки четырех прирубов, здесь подняты на восьмигранные усеченные дощатые пирамидки, так что шейки главок начинаются у повала, а маковки приходятся на уровне куба. Создается своего рода девятиглавие, живописная пирамида из шишек-главок.

Владимирская церковь вызывала восторги многих исследователей, начиная с академика В.Суслова, в свое время зарисовавшего ее и сделавшего обмер. Здание справедливо считается хрестоматийным. Это один из этапных памятников в развитии северного деревянного зодчества. Его надо охранять и как бесценное произведение искусства и как часть исторического пейзажа — нижних порогов на древнем новгородском пути к Студеному морю. Пока еще держится остов здания, свидетельствующий о прочности работы онежских плотников. Но необходимы срочные консервационные меры. Иначе опустеет Жеребцова Гора...

Т.М.Кольцова:

В середине - второй половине XVIII в. в районе Каргополья и бассейне р.Онеги складывается еще одна «небесная» композиция, в которой преобладают изображения архангелов. Такие изображения с надписями (пояснительными текстами) можно видеть во Владимирской церкви 1757 г. в Подпорожье… ("небо" - потолочное слегка пирамидальное перекрытие молельного или алтарного помещения, которое часто было расписано в виде определенных композиций - прим. М.З.). В центральном круге ...композиции: «Новозаветная Троица» На угловых досках — символы евангелистов.
Фото Е.Шелковникова, сайт "temples.ru"
Наиболее цельными, оригинальными и высокохудожественными образцами зтой иконографической группы памятников являются «небеса» из церкви д. Подпорожье… Образы архангелов на «небесах», написанных в Чоково и Подпорожье, необычайно строги, их позы сдержанны, обладают внутренней силой, значимостью. Архангелы изображены почти фронтально, а их лики в легких разворотах к востоку, к алтарю. Они стоят на облаках, имеющих форму сегмента. Облака плотные, написаны с обильным применением белил.

Из рассказов селян:

- "На том берегу была теплая (зимняя), холодная (летняя) церкви и колокольня. Сейчас осталась Владимирская церковь. В церкви был клуб. Колокольню разобрали на дрова во время войны. Была еще часовня. В 1949 г. часовни уже не сохранилось, а в церкви находился склад. Много домов было пущено на дрова. Наверное, нас бог за что-то покарал..." (Каменева А.Е., запись экспедиции 1995 г.).
- "Церковь закрыли в 1930 г. Священника звали о.Николай. Попов ведь очень притесняли, бедных. Пришлось ему отказаться от религии, сказать, что все обман.."...(Залесских М.М., запись экспедиции 1995 г.).

Как проехать:
- автобус г.Онега - Порог, ост. Камениха. Маршрут требует уточнения.

Примечания:
1. Использованные источники:
- Википедия. Онежский район.
- И.Э.Грабарь, Ф.Ф.Горностаев. Главные типы великорусского деревянного храма. Электр. б-ка по истории др.-рус. архитектуры
- Ю.С.Ушаков. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Ленинград, Стройиздат. 1982.
- И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва. Искусство, 1968.
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- Т.М.Кольцова. Росписи "неба" в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993.
- А.Б.Бодэ. Памятники нижней Онеги. Былое величие. Сборник "Народное зодчество", Петрозаводск, 2007 г.
- А.Б.Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков. Сайт "Открытый текст". Электронное периодическое издание.
- сайт "На Онеге".
- Записи селян из книги "Не век жить - век вспоминать". ТСМ, Изд-во Фолиум, 2006 г.

2. Фотографии и схемы: частично из публикаций, частично из интернета.
3. Архитектурные термины см. здесь.