По ОНЕГЕ с Генрихом ГУННОМ и другими ЗНАТОКАМИ
(по книге Г.Гунна "Каргополье - Онега")

ВЕРХОВЬЕ

Г.П.Гунн:

За Чекуевом Онега разделяется на два русла, образуя остров длиной в двадцать и шириной в десять километров... К обычному луговому берегу со стогами мы и пристанем у устья речки Мудьюги.
Путь наш вначале — по луговой тропинке вдоль берега этой речки. Через три километра будет село Нижняя Мудьюга...Нам идти дальше — в верховье. Это еще четыре километра... Широко расстилается луговая ровень, уставленная бессчетными стогами, впереди, километрах в двух-трех, виднеются селение и вознесенный над всей местностью шатер.

В нашем путешествии мы повидали немало прекрасных шатровых церквей и каждый раз не перестаем удивляться этим феноменальным сооружениям. Нет ни одной из них, повторяющей другую, несмотря на общий принцип архитектурного решения. Каждая поставлена настолько по-своему, настолько неповторима в своем облике, что красота ее затмевает красоту предыдущей.

В центре села, у реки, на старом погосте, среди старых елей и лиственниц, стоит замечательный архитектурный ансамбль, ради которого стоило бы проделать и более сложный путь. Здесь мы въяве встречаем классический онежский «тройник»: шатровая и кубоватая церкви и колокольня.

Г.Б.Дерягин:

В верхнем течении реки Мудьюга, совсем близко от Сырьи был  Верхнемудьюжский приход. Состоял он из двух деревень – Ряхковская и Митинская (село Верховье, или Верхняя Мудьюга).

Ю.С.Ушаков:

Характерная особенность селений при малых реках — размещение деревень, составляющих единую группу, на обоих берегах. Село Верховье состоит из трех деревень. Две из них— наиболее древние: Ряхковская — на левом берегу, носящая следы свободной планировки (здесь зафиксированы наиболее старые дома и амбары), и Митинская с прибрежнорядовой формой планировки — на правом берегу.
Позднее вдоль дороги на Нижний Мудьюг сложилась деревня Шутова уже с уличной планировкой. К концу XIX века село насчитывало 128 дворов с населением 778 жителей.
Село Верховье (В. Мудьюг).
из книги Ю.С.Ушакова
Важнейший компонент любого селения — его общественный центр. В крупных селениях эту роль выполнял храмовый комплекс. От выбора места для его размещения во многом зависели и общая композиция селения и его восприятие с основных внешних направлений. Здесь, в Верховье, храмовый комплекс был размещен на полуострове, образованном крутой излучиной реки, так, что все три его элемента (шатровая Входоиерусалимская церковь 1754 г., пятиглавая Тихвинская церковь ХVIII в. и колокольня 1787 г.) хорошо видны со всех сторон: с верхнего и нижнего плесов реки и с двух дорог к селу (с запада и юго-востока). Хорошему восприятию способствует и умелое взаимное размещение сооружений ансамбля.
Село Верховье (В. Мудьюг).
Панорама из книги Ю.С.Ушакова

Г.П.Гунн:

Фото К.Яночкина, 1995 г.
сайт http://kirill-anya.ru/
Поистине замечательна древняя шатровая Входоиерусалимская церковь ХVII века с приделом Трех святителей ХVIII века... Поражает стройный, изящно прочерченный силуэт церкви. Никаких добавочных вертикалей, усиливающих взлет ввысь, как в Пияле, здесь нет: традиционный восьмерик на четверике. И как просто и внушительно все выполнено! Столпообразно ввысь подняты четверик с меньших размеров восьмериком на такую высоту, что вековые лиственницы оказываются ниже повала. Шатер высокий, стройный — его трудно определить словами, все дело в силуэте, в крутизне скатов, в соотношении ширины основания шатра с его высотой. Здесь — то изящество и та простота линий, которые безошибочно свидетельствуют о древности. Крутую линию граней шатра продолжает шейка, которая имеет здесь форму усеченного конуса. Напомним, что завершение церкви — шатер, шейка, глава — срублено из горизонтально сложенных бревен и, как всегда, «без единого гвоздя».
1995 г. сайт http://kirill-anya.ru/
С запада и северо-запада здание обводит небольшая крытая галерея, на которую ведет прекрасное высокое крыльцо на два всхода. Крыльцо поставлено так, что линии скатов кровли объединяют храм и придел, придают цельность западному фасаду. Когда-то такие крыльца существовали у многих церквей и назывались крыльцом на три рундука (рундуками в данном случае назывались крытые площадки перед лестницами и наверху перед дверьми в церковь; в договорных грамотах на рубку церквей обычно оговаривалось:  «рубить крыльцо на три рундука». Под высоко поднятым крыльцом находятся двустворчатые ворота, ведущие в подклет, или подцерковье, где хранилось церковное или общественное имущество,— в них свободно может въехать телега.
Памятник прекрасно смотрится с разных сторон, продуманная асимметрия его объемов создает неожиданные живописные эффекты. Он кажется неколебимо устойчивым, достойно, не скосившись, выстояв три века. На деле же не все так благополучно, как кажется...
Другим памятником на верхнемудьюжском погосте является колокольня ХVIII века, типичная для Поонежья.
1995 г.
сайт http://kirill-anya.ru/
Тихвинская церковь, 1995 г.
сайт http://kirill-anya.ru/
Третье здание ансамбля — Тихвинская церковь, освященная в 1865 году. Это кубоватое сооружение с трапезной, притвором, крытым крыльцом. Конечно, здание зто поздней постройки (весьма вероятно, оно копирует формы прежде стоявшей здесь церкви), но оно входит в ансамбль, связано с ним местоположением, силуэтом, без него разрушится целостность. Еще не так давно считалось, что на государственную охрану следует брать только самые древние памятники. Ныне наконец-то понято, что в ансамбле, будь то сельский погост или городская улица, ценны все составляющие и все подлежат охране.
Верхнемудьюжский ансамбль, представляющий исключительную историческую и культурную ценность. должен сберегаться с особенной тщательностью — он единственный из уцелевших (книга издана в 1989 г., ансамбль сгорел в 1997 г. - М.З.).

А.Б.Бодэ:

1995 г. сайт http://kirill-anya.ru/

 Традиционное для нижней Онеги сочетание шатровых и кубоватых форм представлено в архитектурно-пространственном решении храмового комплекса в Верховье, полностью сгоревшего в 1997 году. Шатровая Входоиерусалимская церковь обычно датируется 1754 годом. Первоначально это была постройка, основание которой состояло из восьмерика на четверике с пятистенным алтарным прирубом и галереей. Во второй половине XVIII века к церкви был пристроен северный придел в виде прямоугольного объёма, покрытого бочкой, ориентированной поперёк здания. В данном решении послеживается отголосок крещатой структуры. Алтарные прирубы придела и основного храма образовали два одинаковых смежных объёма, покрытие которых было выполнено трёхлопастной бочкой. Таким образом, архитектурное решение Входоиерусалимской церкви при господствующей роли шатра получилось достаточно насыщенным криволинейными формами. Другой церковью в Верховье была кубоватая Тихвинская. Ее датируют 1675 годом. Известно, что церковь перестраивалась в 1783 и 1865 годах. Однако по особенностям архитектурного решения она близка к постройкам конца XVIII века.

Постройка колокольни относится к 1787 году. Она представляла собой восьмерик на высоком четверике с декоративными кокошниками и позднейшим купольным завершением. Форма купола отличалась не только зауженным основанием, но и вытянутой наподобие луковицы верхней частью.
1995 г. сайт http://kirill-anya.ru/
Храмовый комплекс в селе Верховье по своей архитектурно-пространственной организации близок к ансамблю погоста Усть-Кожа с тем отличием, что первый из них решён в более крупном масштабе.

Г.Б.Дерягин:

Памятник прекрасно и живописно смотрится с разных сторон. Он стоит на берегу реки Мудьюга, которую можно перейти по висячему мосту, и охватить тройник взором целиком с противоположного берега.

Поистине замечательна шатровая Входоиерусалимская церковь, освященная 15 апреля 1658 года, с приделом Трех святителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Последний придел освящен в 1754 году. Поражает стройный, изящно прочерченный силуэт церкви (внизу- фотографии Г.Б.Дерягина, 1988 г.).
Входоиерусалимская церковь
Тихвинская церковь
Вторая церковь тройника однопрестольная, зимняя, освящена в честь иконы Тихвинской Богоматери 17 декабря 1865 года. Она кубоватая, с трапезной, притвором, крытым крыльцом, пятиглавая. Главки как бы вырастают из плавных линий перекрытия храма, кажутся легкими и веселыми. Возможно, что здание копирует формы стоявшей здесь прежде более древней церкви, тем не менее, на севере нет ни одной церкви, похожей на другую, не смотря на общие принципы архитектурного решения. Каждая церковь поставлена по-своему, настолько неповторима в своем облике, что красота ее затмевает красоту предыдущей.

sobory.ru:

Сегодня в Верховье (Митинская) стоит только деревянная часовня.  Освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери
Год постройки: между приблизительно 1875 и 1900 гг.
(На заднем плане фотографии - еще существовавший "тройник" - М.З.)
1995 г.
сайт http://kirill-anya.ru/
Проезд к д.Митинской (sobory.ru):

Деревня Митинская (часть куста Верховье, или Верхняя Мудьюга) находится на правом берегу р. Мудьюга, у дороги Онега - Ярнема, с правой стороны. Часовню хорошо видно с дороги, если ехать с севера (из Онеги). Мост через ручей Падун в аварийном состоянии, поэтому лучше заезжать в объезд севернее деревни, мимо скотного двора.

Примечания:
1. Использованные источники:
- Ю.С.Ушаков. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера.
Л., Стройиздат, 1982.
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- А.Б.Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков. Сайт Открытый текст.
- Г.Б.Дерягин. Персональный сайт. Большая Онега.
- сайт http://kirill-anya.ru/ - едва ли не единственный сайт, где сохранились фотографии ансамбля в Верховье.
2. Для незнающих - русские меры длины: сажень - 2,13-2,14 м, аршин - 1/3 сажени или 0,7 м
3. Фотографии - частично из публикаций, частично из интернета.
4. Дер. Ряхковская в некоторых источниках называется Ряховская. Не знаем, какое название наиболее правильно.
5. Архитектурные термины см. здесь.