Бодэ А.Б.
кандидат архитектуры,
зав. сектором «Деревянное зодчество» НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, г.Москва

РУССКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ПОСТРОЙКИ.
АРХИТЕКТУРА И КОНСТРУКЦИИ

Дерево в качестве господствующего строительного материала использовалось в России в течение многих веков. Обилие строевого леса и легкость обработки делали деревянные постройки доступными и недорогими. К тому же деревянные дома по сравнению с каменными зданиями более теплые и сухие, и поэтому они более комфортны для проживания. Опыт строительства из дерева накапливался и совершенствовался веками, передаваясь из поколения в поколение. Деревянными были целые города со стенами и башнями, величественными церквями и хоромами, мостовыми и набережными.

Из какого материала строили?

Известно, что в древности сооружения, особо важные или требующие особой прочности, возводились из дуба.

Строевой лес. Фото А.Бодэ

Наилучшим и наиболее широко используемым материалом для строительства была сосна, хотя нередко применялась и ель.   Самым долговечным материалом являлась лиственница, но в силу ее  небольшого распространения в европейской части России она использовалась ограниченно, главным образом в северо-восточных районах. Для строительства лиственница широко применялась  в Сибири.
 

Из хвойных пород наименее ценной для строительства считалась ель. Ее использовали в основном для подсобно-хозяйственных построек. Наиболее пригодными к строительству считались деревья, росшие на сухих возвышенностях. Они обладали плотной и мелкослойной древесиной, меньше подверженной гниению. При выборе сосновых бревен предпочтение отдавали стволам с большим ядром.

Лес для строительства рубили зимой, когда из древесины уходят соки, и она становилась более сухой и смолистой. Если заготовленные таким образом бревна весной очистить от коры и обработать в начале лета, то на поверхности дерева при высыхании  образуется естественный смолистый слой, который в дальнейшем предотвращает  материал от влаги.

Плотницкие инструменты

Основным плотницким инструментом был топор. Пилы получили широкое распространение лишь позднее. К тому же, поверхность дерева, обработанная пилой, становилась более рыхлой. Топор, напротив, срезая слои древесины, создавал гладкую поверхность, которая значительно меньше впитывала влагу.

Топор
плотничий

Инструменты плотника

Скобель

Для выборки пазов служил специальный инструмент – тесло. Отверстия пробивали с помощью долота. Наиболее древние топоры были короткие и толстые. Они оставляли на дереве характерную волнистую поверхность.

Для чистовой обработки служил «скобель» – дугообразный инструмент с двумя ручками. С
XVIII в. получают распространение топоры с тонким и широким лезвием. Обработанная ими поверхность более гладкая. В XIX в. набор инструментов значительно расширяется.

Обработка бревен

Прямослойные бревна раскалывали при помощи клиньев пополам или на несколько частей и получали соответственно плахи или доски. Поверхность досок при раскалывании получалась неровной и требовала обработки топором. Такие доски получались широкими и толстыми. В отличие от пиленых досок они сохраняли целостность слоев, поэтому были более устойчивыми к атмосферным воздействиям и служили намного дольше.

А как делали сруб?

Основой практически любой традиционной деревянной постройки является сруб, состоящий из горизонтально уложенных и подогнанных друг к другу бревен. Способов соединения бревен в углах существует достаточно много.

Наиболее распространенный из них во всех типах зданий – «в чашу» или «в обло» с остатком. При таком способе соединения углы получаются теплыми и прочными. остатков и образует гладкий чисто обработанный угол. Такие стыки бревен  обычно применяли при возведении верхних ярусов церковных зданий и алтарей.
Рубка в "чашу" с остатком
Рубка в "лапу"

Рубка в "охряпку".
Фото А.Бодэ

При рубке "в охряпку" концы бревен отесываются как бруски. Этот способ  относительно быстрый, но оставляет углы недостаточно теплыми.

При соединении бревен широко применялось устройство потайных шипов, препятствовавших сдвигу.

В пределах одной стены вершины бревен укладывались попеременно в разные стороны, чтобы избежать перекосов по высоте. Если бревно имело изгиб, то при укладке в сруб его поворачивали изгибом вверх. Кроме того, бревна в срубе старались укладывать северной стороной ствола с более плотной     древесиной  наружу, Для более плотной укладки бревен одно на другое в одном из них выбирался продольный паз.

Существует еще способ рубки, называемый «в режь», когда бревна неглубоко врезаются друг в друга и между ними остаются щели. Этот способ применялся при строительстве технических сооружений – мостов, набережных, а также при возведении конструктивной основы церковных завершений, которые потом покрывались крышами.

Размеры построек

Размеры построек или помещений внутри них обычно определялись средней длиной бревна, составлявшей от 6 до 8 м. Считается, что в древности увеличение здания достигалось просто приставлением срубов друг к другу. На сохранившихся до нашего времени жилых домах мы видим, что при необходимости сращивание бревен по длине делалось незаметно в соединительном узле с поперечной стеной. Часто в крестьянских домах увеличение длины здания делалось с помощью пристройки к основному срубу. Несвязанные концы бревен укреплялись стойками или вставлялись в продолбленный паз в бревнах основного сруба. Составление и добавление срубных ячеек часто встречается в различных типах крестьянских домов-комплексов, включавших жилую часть и помещения для хозяйства и домашних животных.

Более надежное соединение различных частей здания обеспечивала врезка стен дополнительных срубов в стены основного сруба. Это мы можем видеть почти на каждой церкви. Примыкание к разным сторонам основного  сруба   дополнительных срубов придавало высокому зданию большую устойчивость и создавало выразительную архитектурную композицию.

Сращивание бревен по длине было необходимо при строительстве крепостных стен или больших общественных или монастырских хозяйственных сооружений. Соединение делалось с помощью вырезанного на конце бревна крюка или вертикального шипа и паза. Эти два приема в стене чередовались, препятствуя продольному и поперечному сдвигу бревен. Кроме того длинные стены для устойчивости ритмично соединялись с поперечными стенами.

Срубы обычно ставились прямо на землю, но под углы и середины стен подкладывали валуны. Иногда в качестве фундамента использовали короткий и толстый отрезок бревна, который вертикально вкапывали в землю. Каменные или кирпичные ленточные фундаменты, которые можно увидеть под многими старинными церквами, были подведены при ремонтах во второй половине XIX – нач. ХХ в.

Покрытия построек

Простейшим типом покрытия сруба является плоский настил (накат) из бревен, плотно подогнанных друг к другу. Односкатные покрытия зафиксированы на небольших амбарах, банях. Но самое широкое распространение имело покрытие на два ската. Традиционные двухскатные покрытия имели бревенчатую конструкцию. Они различались между собой по высоте и количеству продольных бревен, поддерживающих скаты кровли. Наиболее архаична врубка продольных бревен в каждый ряд щипца (торцевой стены). Продольные бревна, уложенные с большим промежутком, и стропильные конструкции характерны для построек XIX – нач. ХХ в.

Завершения клинчатые, шатровые, кубоватые, луковичные...

Очень разнообразны решения покрытий в культовом зодчестве.
Клинчатое Шатровое Кубоватое Многоглавое
 К покрытиям, кроме простых двухскатных крыш, относятся островерхие «клинчатые» полицы, каскадные покрытия, «бочки». На основе двухскатных покрытий развивались и более сложные крещатые покрытия. Они могли быть также простыми с прямыми скатами (на восемь скатов), или сложными в виде перекрещивающихся бочек.

Самыми выразительными покрытиями деревянных церквей были шатры. Они могли иметь бревенчатую (с промежутками между бревен) или каркасную конструкцию. Бревенчатая конструкция шатров более древняя. Иногда оба типа конструкций между собой сочетались, например нижняя часть шатра делалась из бревен, а верх – каркасной.

Каркасные шатры обязательно имели центральный столб, бревенчатые шатры могли строиться и без него. Некоторые формы церковных завершений имели сложные криволинейные очертания. Пример тому - покрытия «кубом» – четырехгранной формой, имевшей луковицеобразный силуэт. Эти покрытия в XVIII в. получили широкое распространение в бассейне Онеги. Они имели бревенчатую конструкцию и обычно  венчались пятью главами. В бассейнах рек Ваги и Северной Двины многие церкви XVIII – начала XIX вв. имели восьмигранные в плане завершения в виде крупной «луковицы» с одной главой наверху.

Шатер на крещатой бочке

Поостые формы покрытий служили основой для развития более сложных композиций. Так, в бассейнах рек Пинеги и Мезени были распространены пятиглавые завершения, сочетавшие шатер и крещатую бочку. Есть пример сочетания куба с крещатой бочкой с девятью главами. Завершение многоглавых церквей Обонежья представляют собой ярусные структуры, включающие сложную комбинацию бочек и глав.

Кровли традиционных деревянных построек выполнялись также из дерева.  Прямоскатные поверхности обычно покрывались тесом. Наружная поверхность каждой тесины делалась чуть вогнутой  наподобие желоба для лучшего стока воды. Изготавливался также "дорожевой" тес, когда вдоль края каждой доски протесывались желобки-дорожки. Высокие завершения, такие как клинчатые двухскатные покрытия или шатры, покрывались тесом в несколько рядов - "составов". Укороченный тес назывался гонтом, нижние его края обычно украшались резьбой.

Повалы

Повал

Отличительной особенностью старинных церквей и часовен был «повал» – расширение сруба в верхней части. На древнейших постройках встречаются крутые повалы до 5 – 7 бревен по высоте. Необычны шатровые церкви Карелии XVIIXVIII вв., имевшие на своих срубах по два или три «повала» и расширяющиеся вверх. Устойчивость этих зданий достигалась плотной подгонкой бревен друг к другу и внутренними горизонтальными связями. На церквях XIX в. «повалы» были маленькими либо их уже не было вовсе. «Повалы» делались только на основных срубах церквей и часовен и на алтарях. Происхождение и значение «повалов» до сих пор не объяснено.

Кровля без гвоздей

Кровли традиционных деревянных построек выполнялись из досок. Своего рода классикой деревянного зодчества считается безгвоздевая кровля, применявшаяся очень широко – в хозяйственном, жилом и церковном строительстве. Ее основу составляет двухскатное бревенчатое покрытие.

Двускатное бревенчатое покрытие

В бревна нижней части скатов врезались стволы молодых елей («курицы»), вырубленные с корнем так, чтобы получался крюк. «Курицы» поддерживали деревянные желоба – «потоки», в которые упирались нижние концы кровельных досок. На коньке кровли размещалось специально отесанное бревно – «охлупень», прижимающее верхние концы досок и закрывающее шов. Дополнительную гидроизоляцию  соствлял слой "скалы" - бересты, укладываемой под тесом.  Устройство таких кровель обладает рядом разновидностей и местными особенностями. Так, потоки могли поддерживаться не курицами, а выпусками бревен поперечных стен Крепление  куриц, охлупня, формы потокой также могли быть различными.

Торцы продольных бревен, выступающих из-под кровли, закрывали доской – «причелиной».
Причелины и "полотенце"  из Заонежья
Стык «причелин» закрывался вертикально закрепленной доской – и «полотенцем».

Прямоскатные крыши обычно покрывались досками. На старинных постройках наружная поверхность каждой доски протесывалась чуть вогнутой наподобие желоба для лучшего стока воды. В XIX – ХХ вв. изготавливались кровельные доски с двумя желобками – «дорожками», вырезанными по краям поверхности. Высокие двухскатные покрытия или шатры покрывались тесом в несколько рядов внахлест. Укороченный тес назывался гонтом.

Главы и бочки покрывали еще более короткими дощечками - лемехом, укладываемыми наподобие черепицы.
Покрытие лемехом
Нижние края «гонта» и «лемеха» обычно украшались ступенчатой резьбой. На многих церквях в Поморье встречается «лемех» с треугольным и закругленным окончанием. Покрытие «гонтом» или «лемехом» характерно в основном для криволинейных форм, хотя на церквях в бассейне Северной Двины и в Вологодской области были и шатры, покрытые лемехом.

Выразительность деревянных зданий, особенно церковных, достигалась также с помощью выверенных пропорций. Это, как правило, определяло архитектурно-художественный образ постройки. Одни церкви массивны и напоминают крепостные башни, другие стройны и изящны. Традиционные деревянные храмы обычно возводились по образцу ранее построенных церквей. Поэтому общая композиция форм в разных постройках многократно повторялась. Но двух одинаковых церквей все равно не найти – пропорции и детали везде различны.

Перекрытия

Перекрытия в деревянных постройках делались достаточно просто. Полы обычно состояли из половин бревен, уложенных на балки. В небольших постройках полы могли быть без балок, из половин бревен, врезанных прямо в стены в процессе сборки сруба. Очень выразительны потолки в виде бревенчатого настила – «наката», еще встречающиеся в некоторых старинных избах или банях. В постройках XIX в. обычно делали потолки из толстых широких досок, уложенных внахлест по балкам из бруса.

Перекрытие из половин бревен. Фото А.Бодэ

Архаичными считаются трапециевидные потолки, поддерживаемые двумя балками. Они зафиксированы в наиболее старых жилых домах, отапливавшихся печами без дымовой трубы «по-черному». Предполагается, что в древности в церквях потолков не было вообще.

Есть несколько редких примеров двухскатных потолков, сохранившихся в церквях XVI в. В церквях XVII–XVIII вв. нередко делали плоские потолки «в елку», укладывая плахи между балками под углом.

Потолок в "елку". Фото А.Бодэ

При больших пролетах, например, церковных, балки-матицы подпирались столбами.  

Резные столбы в трапезной

В XVIII в. в церквях широкое распространение получили каркасные потолки, называвшиеся «небо».

Каркас "неба" в д.Филипповская. Кенозерье

"Небо" Пятницкой часовни.
Музей "Малые Корелы"

Рисунок их каркаса напоминал солнце с расходящимися в разные стороны лучами. Потолки-«небо» покрывались росписью. 
Подробнее о "небесах" см. здесь.

Проёмы

Очень разнообразны решения оконных и дверных проемов. Этим элементам придавалось символическое значение как связям внешнего мира и внутреннего домашнего пространства. Простейшее окно -  маленькое, прорубавшееся в двух смежных бревнах. Оно закрывалось изнутри задвижкой. Такие окна зафиксированы на древнейших церквях и часовнях.

Прорезное окно. Пинега. Фото В.Носова

Волоковое окно со следами задвижки, вид изнутри. Фото А.Бодэ

Иногда в промысловых избушках или в небольших хозяйственных постройках окна и двери просто прорубали и ни чем не укрепляли края.

Окно Троицкой часовни в д.Юккогуба. Фото П.Степанова.

Косящатое окно в д.Сурушино. Обмер-реконструкция А.Бодэ

Но такие проемы нельзя было делать большими, потому что со временем стена могла деформироваться. Во избежание этого концы перерезанных бревен укреплялись стойками из бруса.
Обрамление двери двумя стойками, как простейший вариант укрепления проема, встречается на амбарах и других подсобных постройках. На древнейших церквях обрамление оконных и дверных проемов состояло из четырех брусков («косяков»). Очень интересной и архаичной особенностью было скругление проема путем подтески внутренних сторон косяков. Видимо, это связано с формой круга как древнего обережного знака.

Для построек более позднего времени, например XVIII в., характерны проемы, обрамленные тремя брусками, без нижней перемычки. В XIX в. обрамление проемов шло по пути рационализации и все большего облегчения конструктивных элементов.

В древности оконные проемы заполнялись деревянными рамами со слюдой. В более поздних постройках в XVIII–XIX вв. распространение получают оконные рамы со стеклами.

Слюдяная "окончина". Из собрания Каргопольского музея.

Окно с резными косяками. Спасская церковь в с.Нижний Починок" Фото А.Панкратова.

Двери обычно собирались из толстых досок, скрепленных шпонками. Иногда снаружи они обивались железными листами, полосами и окрашивались. Такие двери были тяжелые и прочные.

Дверь крестьянского амбара. Пинега. Фото Д.Соколова.

Резной портал Успенской церкви в с.Нелазское. Фото П.Степанова

Каркасные части домов и церквей

Деревянные постройки, будучи в своей основе рублеными, имели немало и каркасных частей.

Дом Елизарова, музей "Кижи"

Каркасные конструкции состояли из нижней обвязки, частых стоек, связанных между собой балками, поддерживающими стропила крыши. Пространство между стойками заполнялось досками, которые вставлялись в вертикальные пазы. В древности каркасную конструкцию имели верхние облегченные этажи богатых жилых домов.

Галереи-паперти, огибающие основные срубы с двух или трех сторон, в церковном зодчестве имели самое широкое распространение. Чаще всего галереи держались на консольных балках – выпусках бревен.

Некоторые виды выпусков, кронштейнов

Известны и галереи на отдельном рубленом основании высотой в несколько венцов. Глухие участки стен на галереях заполнялись досками, установленными между стойками немного наискось, образуя рисунок елки.

Висячая галерея церкви Иоанна Предтечи в Ширковом погосте.
 Фото А.Бодэ.

Галерея в церкви Иоанна Богослова в селе Богослов на р.Ишне. Фото А.Бодэ

Окна на галереях не имели рам со стеклами или слюдой и обычно закрывались ставнями или задвижками.

Крыльцо Преображенской церкви.
Музей "Кижи"

Крыльца также имели каркасную конструкцию. Церкви или богатые жилые дома обычно возводились на высоком первом этаже подсобно-хозяйственного назначения – «подклете». Поэтому наружные лестницы превращались в сложные сооружения с несколькими маршами и промежуточными площадками, покрытыми «бочками» или шатрами. Площадки крылец могли опираться на консольные балки, на столбы или на отдельные срубы.

Декор

В традиционном деревянном зодчестве большинство декоративно обработанных элементов являются частью конструкции или несут какую-то функциональную нагрузку. Наиболее богато украшалась верхняя часть здания, например, детали кровли. «Курицы» вырезались в виде птиц или животных. Замысловатые формы приобретали окончания «потоков», сложным ритмом резьбы покрывались «причелины».

Конек на охлупне дома

Кисть причелины

На окончании «охлупня» вырезалась голова коня, под ним свисало резное «полотенце». Резьбой украшались кронштейны, поддерживающие свесы крыши. Очень нарядными были крыльца. Столбы-опоры выполнялись резными, под свесами кровли подвешивались резные доски – «подзоры». Выпуски, поддерживающие галереи и крыльцо, обычно резьбы не имели, просто слегка подтесывались. По старинным описаниям известно, что ограждения иногда делались в виде "решеток", которые могли состоять из перекрещивающихся брусьев.

В элементах декоративного убранства разных регионов прослеживаются свои местные традиции.

Обработка и подготовка деталей, конечно, занимала много времени, но зато это позволяло быстро собирать каркасные части здания. Надо отметить, что все приемы и формы, использовавшиеся в традиционном деревянном зодчестве, удивительно просты и рациональны. Они рождены логикой формообразования, особенностями дерева как строительного материала и многовековым опытом.

 


 Примечания:
1. Из книги "Русское деревянное. Взгляд из XXI века. Архитектура XIV - XIX веков". М., Кучково поле. 2015.
2.Текст оригинала дополнен фрагментми текста и фотографиями из статьи А.Бодэ "Архитектурные и конструктивные приемы", напечатанной в  сборнике "Русское деревянное зодчество", М., "Северный паломник", 2012.
3. Деление на смысловые разделы и подбор иллюстраций- от ведущего сайта.
4. Библиография опущена.
5. Рисунки и фото из книг:
- М.Мильчик, Ю.Ушаков. Деревянная архитектура Русского Севера. 1981.
- А.Бодэ. Поэзия Русского Севера. 2002. - В.Орфинский. Деревянное зодчество Карелии. 1972.
- А.Ополовников, Г.Островский. Русь деревянная.1981.
- А.В.Ополовников. Русский Север.1977.
- Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и народные традиции. М. "Северный паломник", 2012.