Л. А. Бострем,
директор Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОГО МУЗЕЯ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

1993 год для Архангельского музея деревянного зодчества знаменателен тремя историческими событиями: 30 лет с момента принятия Первой программы строительства музея, 25 лет с начала перевозки первого памятника в Музей и 20 лет с открытия Музея для посетителей (статья опубликована в 1995 г.- М.З.)

В начале 60-х годов по всему бывшему Союзу началась акция спасения памятников деревянного зодчества путем создания заповедников деревянной архитектуры. На основании постановлений Совета Министров СССР от 14.10.48 и Совета Министров РСФСР от 30.08.60 строительство таких музеев под открытым небом только в России началось в 28 областях.

Аналогами служили, надо полагать, зарубежные «скансены» и архитектурно-этнографический музей Бривдабас в Прибалтике.

Архангельская область, обладая таким количеством и разнообразием памятников деревянной архитектуры, не могла остаться в стороне от исполнения столь благородной и патриотической миссии. Конечно, особой заботы о памятниках у руководителей области не было, но принцип «соревновательности», что был присущ нашему строю, сыграл свою положительную роль.

Впервые вопрос о перевозке памятников деревянного зодчества у нас в области поднимается М.Ф.Кибиревым в 1952 году, когда он, в то время начальник отдела по делам архитектуры Архангельского облисполкома, обращается в Москву в управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР с просьбой разрешить перевозку Ильино-Владимирской церкви из села Белая Слуда 1642 года постройки. Лишь 10 лет спустя, в августе 1962 года, в Архангельск выезжает комиссия  с целью изучения вопроса о создании музея под открытым небом. Комиссия разрабатывает предложения о сохранении памятников деревянной архитектуры в области путем создания музея-заповедника под открытым небом.

1 июля 1963 года распоряжением Архангельского облисполкома создается совет музея-заповедника на общественных началах под председательством М.И.Ноговициной  - начальника управления культуры, а ее заместителем назначается В.А.Лапин  - главный архитектор АНРМ (Арх. научно-реставр. мастерская - М.З.).

 Хорошо понимая и оценивая ситуацию, обладая достаточным материалом исследований, В.А.Лапин составляет предварительную Программу первой очереди строительства музея деревянного зодчества под Архангельском. Программа была одобрена и принята к исполнению. Так был сделан первый шаг к строительству будущего архитектурно-этнографическото музея под Архангельском.

Через год, в 1964 году Архангельский облисполком своим решением закрепляет эту Программу и создает специальный реставрационный участок в Малых Корелах, производственную группу при Управлении культуры и определяет источник финансирования. Строительство музея поручается АНРМ.

В апреле 1967 года В.А.Лапин направляет все исходные данные в Центральную научно-реставрационную мастерскую Министерства культуры СССР для составления Генплана музея-заповедника, а Министерство культуры поручает разработку Б.В.Гнедовскому - архитектору Всероссийского производственного научно-реставрационного комбината.

В это же время начинается подготовка к перевозке памятников, и в 1968 году В.А.Лапин на основе собственной Программы строительства музея перевозит первый памятник архитектуры.

Задача обкомом партии была поставлена очень жесткая - в год перевозить 8-10 памятников архитектуры. Такой темп не мог, конечно, обеспечить нужное качество реставрационных работ, но фактическое спасение памятников для области было весомым.

В мае 1969 года Б.В.Гнедовский представляет эскизный вариант генплана на комиссию Министерства культуры, которая, под председательством И.В.Маковецкого , профессора искусствоведения, начальника государственной инспекции по охране памятников Министерства культуры РСФСР, одобряет основные принципы формирования, планировки и экспонирования музея-заповедника.

В 1970 году к строительству музея обком партии подключает и вновь созданное Общество охраны памятников, которое на протяжении четырех лет с 1971 по 1975 гг., почти полностью финансирует строительство этого музея и вместе с производственной группой осуществляет отбор памятников, прием реставрационных работ.

В 1971 году Б.В.Гнедовский представляет на утверждение Архангельского облисполкома первый вариант генплана, но перевозка памятников шла уже полным ходом. Архитекторы, плотники-реставраторы, спасая памятники, вывезли их из самых отдаленных, трудно доступных уголков области, используя при этом все виды транспорта, включая и авиацию. Основные работы по перевозке и реставрации выполнялись такими профессионалами как архитектор А.В.Крохин.  Это по его проектам перевезены и восстановлены все самые уникальные культовые памятники Музея: колокольня из с. Кулига Дракованово, Вознесенская и Георгиевская церкви, Вальтьевская часовня и часовня из д. Мамонов остров.

Взятый темп перевозки и спасения памятников не давал возможности исполнения проектной документации, поэтому, кроме культовых, все памятники бытового и хозяйственного назначения перевозились без проектов, при наличии только обмерных и маркировочных чертежей.

Темпы перевозки памятников, отсутствие методики строительства подобных музеев не могли не волновать общественность, специалистов. Поэтому в 1972 году Министерство культуры РСФСР и Общество охраны памятников проводят в Архангельске на базе будущего музея научно-практическую конференцию «Принципы создания архитектурно-этнографических музеев под открытым небом», где принимают участие видные ученые и архитекторы...

Конференция разработала принципы классификации музеев под открытым небом и методику их строительства, определив направленность строительства Архангельского музея деревянного зодчества как архитектурно-этнографического.

1 июня 1973 года АНРМ в лице В.А.Лапина передает Архангельский музей деревянного зодчества в качестве филиала Архангельскому музею ИЗО для организации и приема посетителей. Этот день и считается днем основания музея. Архитектурная коллекция музея  насчитывает к этому времени уже 21 перевезенный памятник.

Вход на территорию музея. Фото 2008 г.

В первый год музей посетило 17 тысяч человек.

В январе 1975 на территорию музея уже был перевезен 41 памятник архитектуры.

1975 год можно назвать переломным для музея и началом второго этапа его строительства. В этом году облисполком утверждает второй вариант Генплана, выполненный архитекторами Б.В.Гнедовским и О.Г.Севан, но, к сожалению, такой же схематичный, не решающий вопросы благоустройства и сервиса.

Этим же решением облисполком привлекает и большой круг организаций с целью выполнения конкретных мероприятий, таких, например, как перенос 2-х высоковольтных линий, проходивших по территории музея, что тормозило застройку секторов и перевозку памятников.  

Генплан 1975 года, с набором перевезенных памятников, и решение облисполкома с перечнем мероприятий стали программными документами 2-й очереди строительства этого музея. Их выполнением мы обязаны, в первую очередь, бывшему секретарю обкома партии Ю.П.Сапожникову, который почти ежемесячно с сотрудниками обкома проводил рабочие выезды в Корелы, приглашая конкретных исполнителей. Ему же мы обязаны, кстати, и возможностью возрождения в Архангельске колокольного музыкального искусства.

Большая заслуга в реализации программы второй очереди строительства музея принадлежит Ученому совету, заседания которого проходили 2-З раза в год. Ученый совет был самым деятельным, самым активным органом. Он рассматривал планы секторов, проекты реставрации памятников, проекты детальных планировок секторов, заслушивал результаты научных исследований, осуществлял отбор памятников для закупки и перевозки. Хочется сказать слова благодарности, глубокой признательности ученым, особенно москвичам и ленинградцам, которые ежегодно, не по одному разу приезжали в Архангельск и принимали самое активное участие в формировании этого музея.

Первый тематико-экспозиционный план Двинского сектора был подготовлен творческой группой музея в 1979 году. За его разработку коллектив авторов  получил звание лауреата Архангельского комсомола. Позднее были разработаны техн.-экон. планы Пинежского, Важского, Каргопольско-Онежского и Мезенского секторов.

Эти же научные сотрудники открывали первые выставки, готовили первые экспозиции. Они же, вместе с московскими архитекторами, авторами проектов детальных планировок секторов, проводили ежегодное обследование районов области.

Выявляли, закупали, вместе с плотниками-реставраторами перевозили памятники в музей. Было проведено более 200 экспедиций. Перевезено и восстановлено еще 62 памятника архитектуры.

В 1985 году распоряжением Совета Министров РСФСР Архангельский музей деревянного зодчества получает статус Государственного музея. Сейчас это музей I-ой категории. Его территория с 1992 года составляет 140 га, была 78 га.

Архангельский государственный музей деревянного зодчества - крупнейшее в России хранилище деревянной архитектуры. Кроме того, музей обладает прекрасной коллекцией этнографических экспонатов, предметов традиционного народного искусства, мы имеем уникальную коллекцию Северного народного костюма...

Прекрасная коллекция предметов древнерусской живописи собрана А.И.Фокиным. Крупнейшая в России коллекция колоколов собрана А.И.Давыдовым и И.В.Даниловым. Крупнейшая в России коллекция лодок составлена В.В.Любимовым и И.В.Даниловым.

Для реставрации этих экспонатов в музее работает своя  художественная научно-реставрационная мастерская под руководством искусствоведа Е.И.Фокина, созданная по его инициативе. Вообще этому человеку мы обязаны и возрождением, спасением уникального 3-ярусного иконостаса XVIII века, выполненного в стиле «барокко». Иконостас восстанавливается сейчас в Георгиевской церкви Северодвинского сектора.

Архангельский государственный музей деревянного зодчества - первый музей под открытым небом России, начавший работу по возрождению комплексных форм традиционного северного фольклора (песенного, танцевального, музыкального, обрядового). С тех пор эти праздники на территории нашего и других музеев под открытым небом России стали традиционными и переросли в международные праздники фольклора.

Сейчас музей имеет и свой этнографический театр по возрождению календарных, обрядовых праздников и народных игр,

Архангельский музей деревянного зодчества - первый музей под открытым небом России, где возрождено давно забытое искусство игры на колоколах. По приглашению А.И.Давыдова, главного экспозиционера и собирателя колоколов, В.В.Лоханский, тогда преподаватель музыкального училища, написал первые музыкальные произведения колокольной музыки. И впервые весной 1976 года, ожили звонницы колоколен музея. С тех пор каждое воскресенье, каждый праздник звучат колокола.

С помощью звонарей Архангельского музея восстановлены звоны в Ростове, Суздале, Иркутске, Ленинграде, Покровском соборе в Москве и т. д.

Архангельский музей деревянного зодчества - первый музей под открытым небом России, который начал работу по возрождению ярмарок, творческих лабораторий народных мастеров. Сейчас ярмарки в музее - обязательный компонент любого праздника. Более того, музей имеет в штате своих мастеров народного творчества по керамике и росписи по дереву.

Архангельский музей деревянного зодчества популярен, его посещаемость до 1992 года составляла 150-160 тыс. человек в год. Всего за 20 лет музей посетило более 2 млн. человек.

Услугами музея пользуются и кинематографисты. В музее проходили съемки фильмов «Россия молодая», «Дым Отечества», «Матвеева радость», «Ледяная внучка» и американского фильма «Бегущий по льду».

Штат музея 140 человек. Созданы отделы: архитектуры, этнографии, природы, народного искусства, просветительский, хозяйственный и фондов. Есть своя художественная, научно-реставрационная мастерская, научный архив и библиотека. Творческий коллектив музея высокопрофессионален. Это люди с высоким чувством ютветственности и долга. Несмотря на массу труднорешаемых проблем, работать с таким коллективом приятно и надежно...

В 1989 году коллектив музея разработал Программу 3-ей очереди строительства музея. Программа была принята облисполкомом, а объем работ 600 тыс. рублей в год (в ценах 1989 года). Но, к сожалению, большинство наших планов вновь остались невыполненными. Причина - прекратилось финансирование строительства музея, Остается надеяться на лучшее.

А пока пожелаем коллективу музея и всем тем, кому не безразлична судьба деревянной архитектуры нашего Архангельского севера, больших успехов и упорства в этом благородном деле.

Примечания:
1. Из сборника "Музей под открытым небом в современных условиях", Архангельск, 1995 г. Материалы научно-практич. конференции, проходившей в Архангельске 14-20 июня 1993 г.
2. Текст подправлен и сокращен.