В.Булкин, О.Овсянников

БЕЛОКАМЕННОЕ ЧУДО КАРГОПОЛЯ

Каргополь — старейший из северных городов Древней Руси, но начальный этап его истории пока мало известен. В письменных источниках упоминание о Каргополе относится к рубежу XV и XVI вв. Появление в XVI в. крупного Каргопольского посада было результатом длительного процесса слияния отдельных поселений в ходе социально-экономического развития северных земель. Каргопольский посад того времени — один из крупнейших торгово-ремесленных поселений Русского Севера — поражал размерами, многолюдством, широким размахом торговых операций, развитием ремесел. Здесь поморскую соль, рыбу взвешивали на весах и отправляли дальше на юг — в Вологду, Ярославль, Москву. Многие каргопольцы сами ходили на морские промыслы на Мурман, Грумант, к Новой Земле, владели рыбными тонями на морском Терском берегу, варницами на Онежском полуострове. Ремесла развивались главным образом железоделательные, связанные с потребностями речного судоходства, промыслов и сельского хозяйства.

По платежной книге Каргопольского уезда 1560 г. в Каргополе на посаде насчитывалось 498 тяглых дворов, 116 лавок. Таким образом, уже в первой половине XVI в. в Каргополе сложилась развитая топография посада с целой системой улиц, переулков, площадей, отражающая сложную планировочную структуру поселения. Первоначальная застройка была почти сплошь деревянной. Каменное строительство в городе началось в XVI в., и два столетия еще каменные здания в Каргополе были редкостью, они постепенно приходили на смену наиболее важным для горожан деревянным сооружениям. Среди них прежде всего были церкви. Большая часть древнейших каменных построек относится к более позднему времени — XVII—XVIII вв.

По обилию памятников и их значимости для истории северного каменного зодчества Каргополь — настоящая жемчужина Русского Севера. Остановимся вкратце на основных каменных сооружениях города и назовем тех немногих мастеров и иконописцев, имена которых сохранила история.

Белокаменные «послы» из далекого прошлого и сегодня занимают ключевые позиции в ансамбле города. Без них немыслима его панорама, открывающаяся с Онеги. С молчаливым достоинством представляют они свое время, свидетельствуют о мыслях и чувствах людей, которые их возводили.
Соборная площадь Каргополя. Фото Е.Шелковникова.
У истоков каменного зодчества Каргополя стоит Христорождественский собор — самый древний и главный собор города. Его заложили в 1552 г. на месте уничтоженного пожаром деревянного храма. Десять лет спустя собор был уже отстроен целиком из камня. На протяжении столетий здание неоднократно горело и ремонтировалось, но, к счастью, не претерпело существенных изменений. Не потому ли так веет от него седой стариной. Если мысленно убрать пристройки к древнему зданию с южной и западной сторон, поздние контрфорсы — «тыки», снять вблизи собора наросший за четыре столетия слой земли, то мы можем более отчетливо представить первоначальный облик памятника.
Каргополь. Христорождественский собор (1552-1562).
В истории собора до конца XVIII в. много белых пятен. Но известно, что большой ущерб храму причинил страшный пожар, случившийся 26 июня 1765 г. Восстановлен он был в 1768—1770 гг. Это отражено в «Описи имущества собора за 1801 год» — самом раннем документе, содержащем описание постройки..

Христорождественский собор — почти квадратное в плане шестистолпное здание на высоком подклете. Пять свободно расставленных глав венчают композицию. Фасады членятся плоскими выступами-лопатками в соответствии с расположением внутренних столпов. Три апсиды храма украшены скромной аркатурой с килевидными завершениями. Это одно из немногих украшений древнего храма. Его облик был строг, лаконичен и суров. Живописный элемент вносили деревянные крыльца с лестницами, которые вели к северному, южному и западному порталам верхнего храма.

Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов XVI в. (пятиглавый кубический храм). Ближайшими по времени храмами этого типа на Севере были собор Спасо-Прилуцкого монастыря и Софийский собор в Вологде. Небезынтересно, что такие городские соборы нередко строились по заказу и на средства царя или великого князя. Не был ли причастен к возведению каргопольского собора Иван IV? Уместно напомнить, что по его заказу строился собор Софии в Вологде и Успенский собор Троице-Сергиевой лавры — сооружения, близкие во многих отношениях Христорождественскому собору. Несколько раньше при участии великого князя возводились и другие постройки того же типа — монастырские храмы Хутынского и Новодевичьего монастырей, Успенский собор в Тихвине.

Не совсем обычно пятиглавие каргопольского храма. Если центральный и два восточных световых барабана расположены на традиционных местах, то западная пара поставлена над крайними западными углами собора. Вследствие этого обычно единая группа из пяти барабанов в данном случае кажется разъединенной. Постановку двух барабанов над западными углами собора можно было бы объяснить необходимостью осветить хоры внутри здания. Однако в Христорождественском соборе они отсутствуют. Древнейший храм Каргополя еще ждет своих исследователей, и, несомненно, детальное изучение здания прольет свет на его архитектурные особенности.

Важно отметить и техническую особенность: здание сложено не из кирпича, как это делалось почти везде в XVI в., а из белокаменных известняковых блоков. Этот материал в XVII в. сделался традиционно каргопольским, определив во многом своеобразие каменных построек города.

Внутри собор поражает своим торжественно-величавым обликом, который отвечает назначению — ведь это главный храм города! Впечатление усиливается и отсутствием росписи (сохранился лишь небольшой фрагмент на западной стене) — белые стены и своды смягчают воздействие массивных форм, зрительно раздвигают пространственную оболочку интерьера. Шесть квадратных в плане пилонов легко несут систему цилиндрических сводов верхнего этажа; в перекрытии нижнего этажа, наряду с цилиндрическими сводами, использованы и крестовые. В верхнем храме сохранился высокий пятиярусный иконостас великолепной работы, созданный в процессе обновления собора после пожара 1765 г.

В ансамбль Торговой, или Соборной, площади наряду с Христорождественским собором входят церковь Иоанна Предтечи, Введенский храм и соборная колокольня. Эти постройки появились в XVIII — начале XIX в. Несмотря на сравнительно позднее происхождение, они не нарушают эффекта древности, который задан этой части города Христорождественским собором. В них нет ярких признаков столичной архитектуры XVIII в., наоборот, весь их облик свидетельствует о том, что мастера-строители придерживались по большей части традиционных взглядов на архитектуру и работали с оглядкой на старые образцы.

Церковь Иоанна Предтечи, близкая по своим размерам и простоте художественной обработки к стоящему рядом Христорождественскому собору, наиболее интересна в архитектурном отношении. Ее постройка относится к 1740—1751 гг. Деревянная церковь на этом месте упоминается еще в 60-е годы XVI в. За время своего существования храм неоднократно ремонтировался, но никогда специально не исследовался.
Каргополь. Церковь Иоанна Предтечи
 (1740-1751).
Строго, почти аскетично выглядит храм снаружи. Лишь луковичная форма глав да темные пятна окон, расположенных в три яруса, придают определенное разнообразие его облику. Главный декоративный эффект создают главы, из которых лишь средняя поставлена на световой барабан. Слабо выступающие пилястры, упрощенный карниз, простенькие пояски на барабанах да восьмигранной формы окна третьего яруса — вот и все элементы декора фасадов, близких по духу средневековой образности.

Очень своеобразно решен алтарный выступ. Он составлен из двух объемов. Непосредственно к восточной стене примыкает прямоугольная в плане часть, по высоте равная примерно половине основного объема, ее завершают три килевидные навершия — бочки с главками на тонких барабанах. Три пониженные апсиды, примыкают к этому алтарному выступу, придают храму .черты традиционности. Без сомнения, решение алтарной части, особенно ее завершение, навеяно образцами деревянного строительства — перед нами яркий пример взаимодействия каменного и деревянного зодчества.

Необычно и решение интерьера. Внутреннее пространство храма вместо ожидаемых этажей (три яруса окон) — огромный трехсветный зал, расчлененный двумя мощными пилонами, на которых покоится система подпружных арок и свода центрального светового барабана. В типологическом и конструктивном отношениях Предтеченская церковь продолжает древнерусскую традицию двустолпных храмов.

С северной стороны Христорождественского собора находится Введенская церковь, упомянутая еще в «Сотной переписи» 1561 г. Прежний деревянный храм сгорел в 1765 г. и был заново на средства прихожан построен в камне лишь в начале XIX в. Закладка состоялась в 1802 г.
Каргополь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1802-1811) и Соборная колокольня.
Введенская церковь уступает в художественной выразительности Предтеченскому храму, но простые и ясные формы ее объемной композиции, фасадов, решенных без каких-либо декоративных ухищрений, позволяют этой постройке XIX в. вполне органично вписаться в ансамбль древнего города.

Храм одноглавый, двухэтажный, на высоком подклете, разделенном на несколько помещений, где хранили свои товары каргопольские купцы. В верхнем храме привлекает внимание устройство далеко выдвинутой к востоку центральной апсиды — ее торцы не сливаются, как обычно, с внутренними простенками боковых апсид, а примыкают к их средней части снаружи.

В настоящее время во Введенской церкви размещена экспозиция краеведческого музея.

Во второй половине XVIII в. Каргополь, как многие другие города, перепланировался на новой, регулярной основе. Памятником этого периода является соборная колокольня, построенная в 1767 г. и завершившая формирование Торговой площади. Колокольня стала главной архитектурной доминантой центральной части города.
Каргополь.  Соборная колокольня и вензель Екатерины II над верхним проемом (1767).
Трехъярусное массивное здание колокольни под четырехгранным куполом со шпилем смотрится единым цельным блоком, несмотря на то, что состоит из уменьшающихся от яруса к ярусу объемов, которые к тому же прорезаны высокими сквозными проемами. Использование ордерной системы — нижний ярус решен как проездная арка дорического ордера, второй имеет колонны ионического ордера, третий — пилястры коринфского ордера — подчеркивает нарядность колокольни, но не дробит архитектурную массу. Поэтому колокольня хорошо согласуется с окружающими ее постройками, хотя и приобрела ощутимые черты нарождающегося в России классицизма.

Во второй половике XVII в. сложился едва ли не самый совершенный в художественном отношении ансамбль на Старой Торговой, или Благовещенской, площади, в котором каменные и деревянные здания существовали в рамках единого комплекса, что, безусловно, придавало застройке особое своеобразие.
Панорама Старой Торговой площади  (1808 - 1811)
В этот ансамбль входила и церковь Рождества Богородицы — самая ранняя из каменных построек Каргополя в XVII в. Она возведена по челобитью посадского человека Степана Пометяева в 1678—1682 гг., хорошо сохранилась и дошла до наших дней с минимальными искажениями. Каргопольские зодчие сумели создать удивительно ясную и вместе с тем сложную живописную композицию из разновысоких нарядно украшенных объемов, сливающихся в единое гармоничное целое.
Каргополь.  Церковь Рождества Богородицы (1678-1682).
Основной бесстолпный объем храма вытянут по оси запад — восток и завершен далеко выступающей апсидой, равной по ширине храму. К северному и южному фасадам примыкают симметрично расположенные однотипные приделы, с запада — обширная паперть. К ней в 1844 г. «иждивением каргопольских купцов братьев Ивана и Андрея Насоновых» была пристроена каменная же колокольня, слившаяся с основным массивом здания. Собственно храм перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятью луковичными главами.

Наружные части стен Рождественской церкви сложены из белого камня, для внутренней кладки использован кирпич. Белокаменная облицовка богато украшена великолепной резьбой, равномерно распределенной по фасадам храма. Декор сосредоточен на стройных барабанах, где, как и в Христорождественском соборе, появился аркатурно-колончатый пояс; в завершениях фасадов, карнизы которых представляют уникальную в истории древнерусского зодчества узорчатую ленту с далеко выступающим краем четырехскатной кровли; нарядные орнаментальные пояса украшают верхние части апсид основной церкви и приделов; наконец, средоточием декора выступают перспективные порталы и асимметрично разбросанные по фасаду окна. С особой тщательностью, творческой выдумкой, на редкость нарядно изукрашены обрамления оконных проемов.

Зодчий видит красоту в разнообразии, неодинаковости орнаментальных композиций и мотивов. Наличники окон, особенно соседних, решены по-разному. В этом отношении, как и в асимметричном расположении окон, он обнаруживает склонность к тем приемам организации фасада, которые сложились еще в середине XVII в. Необходимо отметить исключительное мастерство резчиков по камню, ту бесподобную легкость резьбы, которая свидетельствует о полном подчинении материала воле, замыслу и мастерству художника.

В 1682—1692 гг. по соседству с церковью Рождества Богородицы на средства прихожан и пожертвованные Петром I сто рублей возводится церковь Благовещения. Белокаменный храм выстроили на месте сгоревшей деревянной церкви, поставленной еще в 1542 г.
Каргополь.  Церковь Благовещения (1692 - 1729).
По композиции Благовещенская церковь ближе Христорождественскому собору. Четырехстолпное двухэтажное здание — почти правильный куб — увенчано пятью главами луковичной формы на совершенно лишенных декора барабанах. Слабо выступающие апсиды понижены по отношению к основной части здания. Крыльца и всходы на второй этаж, разнообразившие несколько статичную композицию храма, ныне утрачены.

Украшали фасады Благовещенской церкви, несомненно, мастера той же строительной артели, которая возводила церковь Рождества Богородицы. В этом убеждает сходство как элементов декора, так и принципов его организации. Однако декор Благовещенского храма — это следующая ступень в совершенствовании мастерства, свидетельствующая о творческой зрелости художников, сумевших создать подлинный шедевр декоративного искусства.
Каргополь.  Церковь Благовещения (1692 - 1729). Наличники.
Украшения отдельных окон, замечательные ансамбли фасадов, среди которых изысканностью деталей и неподражаемой красотой целого выделяется восточный, говорят о ювелирном мастерстве скульпторов и высоком таланте зодчего. С удивительным тактом по отношению к стенной плоскости он находит и пропорции оконных проемов, ритм их чередования (более строгий и регулярный, нежели в Рождественском храме), и обрамления, поражающие многообразием мотивов и вместе с тем мудрой простотой.

Рядом с Благовещенской церковью в 1741 г. на месте деревянного, упоминаемого еще в документах XVI в., был построен каменный храм во имя Николы.
Церковь свт. Николая Чудотворца. Середина XVIII в.
Здание сохранилось много хуже, чем соседние каменные постройки. Это был сравнительно небольшой пятиглавый храм с двухстолпной трапезной, притвором и крыльцом с западной стороны. Расположенные на одной оси, равномерно понижающиеся к западу объемы составляли хорошо организованную по ритму композицию. Между Никольской и Благовещенской церквами находилась деревянная шатровая колокольня, удачно дополнявшая ансамбль каменных зданий.

В восточной части города привлекает внимание громада Воскресенской церкви. Каменному храму предшествовал, вероятно, деревянный, упомянутый в документах 1648 г. Строительство каменного храма было начато в 1692 г., завершено в 1722-м. Примечательно, что дата начала строительства совпадает с годом окончания работ над Благовещенской церковью.
Каргополь.  Церковь Воскресения (конец XVII в.). Фото С.П.Носикова (справа) и из архива сайта.
По решению внешнего объема храм напоминает Христорождественский собор (четырехчастное членение фасадов, пятиглавие, могучий монолит массы), а по декору — постройки конца XVII в. Четырехстолпная церковь благодаря наружным лопаткам, членящим северную и южную стены, а также четырем закомарам в завершении каждой стены и пяти монументальным главам производит впечатление внушительного шестистолпного храма. В убранстве она немногим уступает Благовещенской церкви, особенно красива южная стена.

В ансамбль Воскресенской церкви входили не сохранившиеся до наших дней церковь Спаса Всемилостивого— сравнительно небольшая, скромная по облику пятиглавая постройка и шатровая восьмигранная колокольня.

С возведением в начале XIX в. каменных торговых рядов к юго-востоку от ныне не существующей Входоиерусалимской церкви (1732) завершилось формирование Каргополя. На противоположном берегу Онеги возвышались постройки мужского Спасского монастыря XVIII в. (сохранилось одно жилое двухэтажное здание). В юго-западном конце города находился Успенский женский монастырь также XVIII в. (сохранились отдельные кельи). Монастыри замыкали открывавшуюся с реки панораму города.

Различные части Каргополя продолжали застраиваться и на протяжении XIX столетия, но облик его от этого мало изменился. Дивное зрелище представляли древние каменные храмы, отдельные каменные гражданские постройки среди моря низких деревянных зданий. Чередование куполов с высокими шпилями колоколен придавало панораме города особый ритм. Вот первая доминанта — собор и постройки Успенского женского монастыря, далее вниз по реке, на Колобовой горке возвышается широким куполом здание с большими световыми окнами — церковь Зосимы и Савватия, один из поздних (1819) памятников каргопольской архитектуры.
Церковь  свт. Зосимы и Савватия Соловецких (1819).
За ними следует плотный белокаменный «сгусток», это храмы Рождества Богородицы, Благовещенский и Никольский, далее центральная площадь, ансамбль которой венчает колокольня, далее два Воскресенских храма и постройки на территории древней крепости, за ними видна каменная Троицкая церковь (1790—1802).
Троицкая церковь (1790 г.). 
От белых стен и куполов храмов, воздвигнутых трудолюбивыми руками талантливых каргопольских зодчих, каменщиков и плотников, несет Онега свои воды к морю. Как река времени, которая, к сожалению, скрыла большинство имен этих мастеров. Лишь немногие дошли до нас. Известно, например, что в середине XVII в. (1652) из Каргополя в Устюг Великий пришли каменщики Фомка и Вахромейко Калинины, Григорий Иванов, Макар Яковлев, Тимофей Варламов, Миня Евтихеев, Иван Иванов. Некоторые сведения о каргопольских каменщиках дают переписные книги XVIII в. Так, переписная книга 1712—1713 гг. упоминает пустой двор каменщика Дмитрия Булатова — «скитается в миру». Перечисляются в ней пустой двор кирпичника Ивана Супакова в Каменной улице; пустая избенка каменщика Ивана Елисеева, который с семьей «скитается в миру», в Пятницкой улице; «двор пуст», принадлежащий Григорию Топоркову, на Шелковной улице. Мы знаем имена строителей церкви Благовещения — Шахинов и Никольского храма — Михаил Гула.

Район Каргополя богат памятниками древней живописи. Интенсивное строительство деревянных, а потом и каменных храмов требовало развития иконописи. Каргополь и Каргополье занимали как бы промежуточное положение между Обонежьем и Двинской землей, поэтому историки искусства отмечают в первой полови¬не XVI в. в древней каргопольской живописи влияние новгородских и московских традиций. Возможно, уже в то время в Каргополе работала семейная иконописная артель: в «Житии Александра Ошевенского» упомянут «иконописец Симеон именем с сыном Иваном» (прозвище Сокол). Несомненно, были и другие иконописцы. Недаром в районе Каргополя разыскано немало интересных икон XV—XVI вв.: «Святой Василий», «Георгий Победоносец» (с. Малая Шалга), «Николай Чудотворец» (с. Большая Шалга), «Алексей Божий Человек и Варлаам Хутинский» (Рождественский собор, г. Карго¬поль). Считается, что они местного происхождения. Переписная книга Каргополя 1648 г. дает сведения лишь о двух братьях-иконописцах — Проньке да Якуньке Федоровых. В 1655—1656 гг. инок Иоанн (впоследствии священник в с. Лядины) написал икону «Образ Кирилла Челмогорского», а в написанном им «Житии» этого святого прямо назвал себя «иереем изографом». В феврале 1690 г. среди допросных речей жителей Каргополя о пострижении старца Макария упомянут «каргопольский иконописец Иван Степанов». На листах Сийского иконописного подлинника встречается неоднократно имя каргопольца Василия Мамонтова — «сей образец Васьки Иконника каргопольца Уваровых». В 1677 г. в Москве в качестве кормового царского иконописца работал каргополец Алексей Гаврилов. Под 1699 г. в документах Каргополя упоминается еще один иконописец — Иван Яковлев Баженов. На протяжении XVIII в. в городе работал довольно многочисленный отряд иконников, произведения которых висели в храмах Каргополя и окрестных церквах — Иван Семенов и три его сына Иван, Макар и Семен, Матвей Попов, Иван Северьянов, Иван Лебедев, Семен Абамов и другие.

 Примечания:
1. Текст статьи из сборника "Памятники архангельского Севера". Архангельск, Сев.-зап. книжное изд-во. 1991 г.
2. Фотографии - из архива сайта.