Н.М.Бызова,
канд. геогр. наук, доцент САФУ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
 КЕНОЗЕРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА

Географический образ — собирательный, интегральный феномен, формирующийся благодаря особенностям природы и культуры, традициям, уникальным пейзажам, которые ярко подчеркивают неповторимость территории. Многие образы вошли в нашу повседневную жизнь и часто не воспринимаются как нечто уникальное. Являясь результатом сотворчества человека и природы, они символизируют и отражают основополагающие черты пространства, позволяют  воссоздать основные этапы формирования геокультурного пространства.

Геокультурное пространство представляет собой географическое или конкретное ландшафтное пространство, насыщенное особыми природными и историко-культурными объектами, сформировавшимися в течение длительного исторического времени и находящимися в диалектическом единстве, а также несущее информацию о взаимосвязи природных и антропогенных процессов на данной территории.

Природная часть геокультурного пространства чаще всего воспринимается как фон, хотя именно она является основополагающей в эволюции территории.   Особенности геологического строения территории, отличительные черты климата, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира нередко влияют на междисциплинарные исследования культуры и этносов.

Наиболее интересны и значимы для восстановления истории формирошия геокультурного пространства геологические, геоморфологические, типологические, биологические феномены, которых, к сожалению, в результате повсеместной антропогенизации осталось не так уж и много....

На месте большинства природных ландшафтов сегодня расположены сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, промышленные шдшафты, в пределах которых отмечается трансформация не только природных компонентов, но и полное уничтожение большинства историко-культурных объектов. На Европейском Севере России благодаря удаленности и труднодоступности сохранились особые места, которые, на определенных этапах истории играя существенную роль в жизни народа, являются реликтовым геокультурным пространством, издавна привлекающим к себе людей. Именно к таким местам относится территория Кенозерья, которая представляет собой эталонную систему исторической среды обитания человека, сохранившую многовековую историю и культуру Русского Севера.
Неброская, но одухотворенная красота местности во многом обусловлена природными стихиями леса, рек и озер, которые повсеместно определяли уклад хозяйства, приучали к порядку и общежитию, общительности и предприимчивости, служили людям верой и правдой: кормили, защищали, были и транспортными путями и местами уединения вдали от мирской суеты....

Характерной особенностью Кенозерского национального парка является большая лесистость территории. За тысячи лет эволюции и смен климатических эпох на этой территории сформировались смешанные сосново-еловые леса, занимающие 76% территории парка. Хозяйственное освоение территории значительно изменило их облик, но в низинных, заболоченных местах сохранились фрагменты коренных лесов, развитие которых происходило без влияния хозяйственной деятельности человека, а состав, строение и производительность лесов определялись климатом и почвенно-грунтовыми условиями. Коренные леса представлены ельниками долгомошными и сосняками сфагновыми, где возраст деревьев варьирует от 160 до 350 лет. Наличие ненарушенных лесных территорий позволяет сохранять устойчивые популяции крупных позвоночных животных, эталонные водные и болотные объекты с высоким биологическим и ландшафтным биоразнообразием. С 2004 года парк включен во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

В сакральном ландшафте Кенозерья важное место занимают священные, или «заветные», рощи, которых только на территории парка сохранилось 48, и они являются памятниками историко-культурного и природного наследия....
Священная роща около д.Думино
Сакрализация рощ была связана с почитанием лесных божеств и духов местных финно-угорских народов, соотносимых с весью и заволочекой чудью. Они стоят в одном семантическом ряду с православными святынями — крестами, часовнями, храмами. Согласно выводам Н.М.Теребихина, «роща была вторичной производной от храма, но схема их отношений могла иметь обратный характер в том случае, когда храм возводился в старой священной роще».

Аллея можжевельников на о-ве Медвежий

Ели, сосне и можжевельнику в святых рощах всегда отдавалось особое предпочтение. Современные исследования показывают, что святые рощи Кенозерья - это участки растительности, где  никогда не велась хозяйственная деятельность. Настоящий древостой сформировался в них на рубеже XVIII и XIX веков, а рост деревьев происходит под воздействием естественных процессов. Современные святые березовые рощи, по мнению биологов, — это остатки утраченных еловых или сосновых древостоев. Местные традиции до настоящего времени запрещают любую хозяйственную деятельность в святых рощах.
Культовые лесные места неразрывно связаны с водным пространством. В Кенозерском национальном парке — 251 озеро, главным из которых является Кенозеро площадью 99,4 км2 и глубиной более 100 м. Через пролив Прость Кенозеро соединяется с озером Долгим, которое проливом Чолма соединен с озером Свиным.

Второе по площади — Лекшмозеро — расположено в южной части парка, имеет площадь 54 км2 и глубину до 30 м. Важное значение имеет и водная система 12 озер, начинающаяся с озера Масельгского и питающая реку Водлу, впадающую в Онежское озеро. На территории парка располагаются шесть озер этой системы, соединенных между собой красивейшими лабиринтами проток, каналов и волоков.

Все озера красивы и разнообразны независимо от размеров и местоположения, недаром их называют «глазами Земли». Они всегда привлекали людей чистой водой, разнообразием птиц, рыб и зверей, обитающих как в озерах, так и на их побережьях. Благодаря удобному местоположению на берегах озер появлялись поселения, где люди активно занимались охотой, рыболовством, земледелием или создавали места затворничества и уединения.

Более 60 рек повсеместно прорезают заболоченные водосборы озер парка. Благодаря чистоте и мощи водных потоков реки всегда были привлекательны для людей. Реки кормили, поили людей, снабжали рыбой, обеспечивали раздолье пойменных лугов. Они также открывали возможность общения, торговли, путешествий, открытия и освоения новых земель. В дохристианские времена на берегах рек происходили языческие обряды и жертвоприношения. В дальнейшем на их местах появились часовни, церкви и монастыри.

Густая речная сеть Кенозерья в прошлом позволяла использовать ее в качестве транспортных артерий для открытия и дальнейшего освоения новых земель.

В краю непроходимых лесов и болот они были единственно возможными путями. Важнейшим элементом водных путей были волоки — участки между двумя судоходными реками, через которые в старину перетаскивали суда для продолжения пути. Кенский, Кумбасозерский, Ензинский, Ухтомский волоки давали выход новгородцам в бассейн реки Онеги. Далее Емецкий волок открывал Северодвинский бассейн, а Пинежский — существенно сокращал путь на реку Мезень. Затем по Мезени и ее притокам поднимались до Пёзско-Цильменского волока и переходили к верховью притоков реки Цильмы, несущей свои воды в Печору.
Местность, откуда начинается Кенский волок: река Черева и где-то здесь должны быть остатки от д.Яблонь-Горка.
По водно-волоковым путям в разное время шли вольные промысловики, земледельцы, военные дружины, монахи, старообрядцы, купцы и промышленники. Освоение дальних промысловых угодий сопровождалось строительством охотничьих, рыбацких становищ и заимок с последующим превращением их в постоянные поселения. В большинстве случаев возникали они в местах слияния рек и в их устьевых частях.

Волок всегда был важным элементом на междуречье, так как открывал не только новый путь, но и являлся стратегическим объектом при завоевании новых земель. Несмотря на то, что волоки были наиболее труднопроходимыми участками, они привлекали к себе людей. Вдоль них появлялись населенные пункты, где собирали дань, оказывали услуги путешественникам, устраивали ярмарки и торжища. У волоков устанавливали поклонные кресты, строили часовни и церкви. По мнению историков, жители поселений, обслуживающих волоки, имели больший достаток, нежели жители соседних сельскохозяйственных и промысловых поселков.

Археологические исследования позволяют установить определенную преемственность в использовании волоковых путей в разные времена. В период распространения Каргопольской культуры восточное Обонежье и Поонежье представляли собой единый культурный регион, благодаря наличию регулярных и оживленных межродовых и межплеменных контактов по рекам и озерам. В XI веке по водно-волоковым путям двинулись новгородцы и одним из наиболее удобных стал Кенозерский волок, который открывал «ворота» землепроходцам с побережий Балтийского моря к богатствам Беломорья. Минуя Онежское озеро, шли по рекам Водле и Череве, по сухому волоку, далее по реке Режме попадали в озеро Волоцкое, затем по реке Поче — в Кенозеро; пройдя же по реке Кене, суда достигали реки Онеги и Белого моря.

На волоках возникали поселения. Например, на Кенском волоке со стороны Балтщского моря в конце XIII — начале XIV века появилась деревня Заволочье, а со стороны Белого моря в середине XIV века — деревня Волок (позднее Яблонь-Горка). И.С.Поляков, прошедший через Кенский волок в 1871 году, отмечал тишину и заброшенность этих мест, хотя волок по-прежнему использовался для товарообмена между водлозёрами и кенозёрами. Во второй половине XX века в связи с «укрупнением деревень» большинство жителей окрестных мест бывшего волока переехали в Вершинино, а оставшиеся о прошлых временах ничего не знали и считали свои деревни выселками Кенозерья.

На традиционное географическое пространство при формировании геокультурного большое влияние оказывают многочисленные, различные по происхождению и способам функционирования геокультурные образы. Соседствуя с образами смежных пространств, образы могут быть аналогичными или, наоборот, единичными и уникальными. Представляя собой систему наиболее мощных, ярких и масштабных пространственных знаков, символов, характеристик, они являются маркерами, отражающими особенности развития конкретного географического пространства.

При исследовании географических образов и геокультурного пространства Кенозерья необходимо учитывать различные представления о внутренней и внешней динамике всех его составляющих, так как они могут выполнять роль объединения или поляризации. Кроме того, на геокультурное пространство Кенозерья, наряду с его географическим пространством и образами, оказали влияние и пограничные с ним геопространства Новгорода, Карелии, Беломорья, Двинской и Важской земель со своей сетью ключевых географических образов, локальных мифов, территориальных  идентичностей и культурных ландшафтов.

Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения-2015".  Архангельск, 2016 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии И.Шпиленка, Ю.Ломакова, К.Кокошкина, В.Штрика, М.Зака из архива сайта.
4. Библиография опущена.