КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДИЯ
научные редакторы Ю.А.Веденин, М.Е.Кулешова
РНИИ культурного и природного  наследия им. Д.С.Лихачева, 2004 г.

Фрагменты из книги, касающиеся Кенозерского национального парка

3.  М.Е.Кулешова
РЕЛИКТОВЫЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ ЛАНДШАФТ РУССКОГО СЕВЕРА

3.1 Зависимость ландшафта от рода занятий населения

Основным и очевидным функционально-планировочным фактором формирования крестьянского ландшафта является земледелие. Земледелие понимается здесь как активное целенаправленное преобразование и последующее содержание земельных угодий для получения продуктов растениеводства и животноводства. Эта утилитарная сторона служит обязательным, но не единственным из определяющих такой ландшафт признаков. Человек живёт в устроенном им ландшафте и поддерживает его в соответствии не только со своими прагматическими устремлениями, но и духовными потребностями. Человеческое поселение в таком ландшафте — его обязательная составная часть, его полифункциональный центр, вокруг которого располагаются разнообразные хозяйственные угодья, развивается дорожная сеть, возникают семантически важные взаимосвязи между элементами ландшафта.

Территория Кенозерья с архаичными формами крестьянского ландшафта занимает всхолмленную водно-ледниковую равнину с множеством озёр и разнообразных ледниковых форм рельефа. Здесь и далее под Кенозерьем понимается вся территория Кенозерского национального парка, включающего также и Лёкшмозерье, и окрестности других, взаимосвязанных озёрных систем — Масельгской, Долгозерской, Хергозерской, Наглимозерской, Порженской, Почозерской. Крупнейшие из озёр — Кенозеро и Лёкшмозеро. В силу геологических условий равнина образует своеобразное поднятие, окружённое обширными болотами и таёжными лесами, что и предопределяет относительную изолированность и высокую мозаичность ландшафта. Отмеченные особенности объясняют исключительную привлекательность этого места для возникновения здесь большого числа крестьянских поселений, тяготеющих к поозёрным ландшафтам, и высоко развитой в прошлом системой общинного земледелия с характерным для неё гармоничным соотношением лесных промысловых, луговых и полевых угодий.

Тот ландшафт, который сегодня рассматривается как обладающий  универсальной ценностью наследия начал формироваться в XI веке и в основных своих чертах оформился к XVI веку. Тогда определяющим облик ландшафта типом хозяйственной деятельности было общинное земледелие. С XVI по XIX век структура расселения в принципе сохраняется, но население растёт и идёт сельскохозяйственное освоение новых угодий в результате развития подсечного земледелия, сопровождающегося усложнением мозаики угодий. Формируется система сакральных центров, пространство насыщается сакральными местами и символами. Сохраняются лесные промыслы.

До начала XX века ландшафт гармонично развивается, но с 30-х годов отмечается снижение плотности населения и площади обрабатываемых угодий, лес отвоёвывает обратно утраченные когда-то рубежи. Причины — войны, репрессии, социально-экономические эксперименты, изменение нравственных ориентиров. Уничтожаются или приспосабливаются для иных целей многие храмы и часовни, сакральные центры утрачивают свою организующую роль в иерархии пространства, сомнительные экономические императивы становятся ведущими. Именно нарушение духовных устоев традиционного общества приводит к многочисленным утратам в сфере  материальной культуры и хозяйственного уклада.

В 1960-е годы проводится кампания укрупнения сельских поселений, что приводит к гипертрофированному росту нескольких из них и обезлюдению периферийных зон и сопровождается утратами функционально значимых элементов культурного ландшафта. К концу 1980-х годов животноводство приходит на смену преобладавшему в предшествующие десятилетия растениеводству. Пахотные земли постепенно заменяются сенокосами и пастбищами. Однако пространственная структура и традиционные элементы культурных ландшафтов, несмотря на явный ущерб, им нанесённый, сохраняются в силу исключительно высокого историко-культурного потенциала территории, имеющей в запасе немало ценностей, и в силу инерционности традиционного общества, старательно поддерживающего эти ценности и формы своего жизнеобеспечения.

Историко-культурный феномен [этой] территории заключается в том, что ландшафт обладает исключительно высокой плотностью насыщения сакральными объектами—часовнями, церквями, крестами, «святыми» рощами, камнями и деревьями, активно участвующими в жизни крестьянского сообщества, что подтверждается материальными свидетельствами (обилие приносимых пелён, платов, иконок и иной атрибутики общения с сакральным миром). Сохранность этих объектов, их архитектурно-художественное воплощение и поддержание традиции в Кенозерье уникальны. Жизненное пространство в значительной степени сакрализовано и насыщено мифологическими персонажами. Хозяйственные циклы деятельности (основная из которых — сельскохозяйственная) и планировка угодий сопряжены с определёнными духовными представлениями крестьянского сообщества. Традиционная народная культура широко представлена в быту, строительстве и различных формах художественного творчества. «Одомашнивание» окружающего мира привело к формированию специфических культурных ландшафтов, с особой функционально-планировочной структурой, где велика роль знаковых (семиотических) систем и смысловых (семантических)  пространственных связей.


Примечания:
1. Из главы 2.5 "Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера".
2. Текст несколько сокращен, но, мы надеемся, без искажения содержания.