Мария Рогозина

СЕВЕРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1910-х гг.: ИЗДАТЕЛЬ К.Ф.НЕКРАСОВ И ХУДОЖНИК В.М.ВЛАДИМИРОВ 
 
В фотографическом фонде Музея архитектуры имеются две небольшие, но достаточно примечательные серии негативов, посвященные деревянной архитектуре Русского Севера, сделанные разными фотографами, но примерно в одно время — десятые годы XX века. Первый автор — это известный в свое время политический деятель и позднее книгоиздатель Константин Федорович Некрасов (1873-1940), племянник поэта. Второй — архитектор, инженер и художник Владимир Михайлович Владимиров (1886-1969). Оба — люди разные по возрасту, социальному положению, образованию, политическим и эстетическим взглядам — в 1930-е годы сотрудничали с Всесоюзной академией архитектуры и передали в Музей архитектуры, открывшийся при академии, свои фотоматериалы.

Константин Некрасов в 1934 году продал в музей 93 стеклянных негатива, сделанных в поездках по Олонецкой, Архангельской и Вологодской губерниям в 1912—1913 годах. Он объехал ряд погостов, сел и деревень по берегам Онеги, Северной Двины, Устье, Уфтюге, Сухоне и Поче. Путешествовал Некрасов вместе с Александром Ивановичем Анисимовым, крупным историком и реставратором древнерусской живописи. Они собирали произведения прикладного искусства для магазина «Лавка древностей» в Москве. В эти поездки Некрасов брал фотоаппарат, поскольку фотографией он с братьями увлекался еще с юности: в музее-усадьбе «Карабиха» сохранились виды усадьбы, сделанные ими в конце XIX века. У Некрасова была небольшая для того времени и удобная фото­камера, снимавшая на стеклянные пластинки 9
х 12 и 13 х 18 см. В письмах домой он подробно описывал свои путешествия и часто упоминал о сделанных снимках. Некрасова интересовал быт крестьян северных регионов России, во многом отличавшийся от повседневной жизни Поволжья, хорошо знакомой ему по работе в земских уездных комитетах Ярославской губернии.

Фотографии К.Ф.Некрасова передают облик северных деревень, их быт и окружающий ландшафт. Не будучи рисовальщиком, Некрасов тем не
менее тонко чувствовал художественные возможности фотографии и умело их использовал.
 Село Сеймосово, Плесецкий р-н Арх. обл. Фото К.Ф.Некрасова, 1910-е гг.  Село Бобкино с часовней 18 в. Плесецкий р-н Арх. обл. Фото К.Ф.Некрасова, 1910-е гг.
Некрасов снимает жилые дома и хозяйственные постройки, деревенские улицы и виды сел, портретирует жителей. Некрасов делает виды деревень (Клещево, Боброво), где улицы ориентированы на часовни. Снимает он и боковые улочки, на которые выходят только амбары, образующие так называемый амбарный городок (деревня Брусенец Вологодской области). Фотографа привлекали и отдельные крестьянские дома, видов которых много в коллекции.

 Ильинская церковь. 1766 г. Село Вазенцы,
 Арх. обл. Фото К.Ф.Некрасова, 1910-е гг. Не сохр.
Некрасов снимал и храмы Русского Севера, в основном ярусные и шатровые — характерные только для этой местности. Он обращал внимание и на пейзажные ориентиры — часовни, стоящие на пригорке, как, например, около деревни Селягино, откуда виден Турчасовский погост. В фотографической коллекции Некрасова не встречается съемки деталей зданий, укрупненных фрагментов построек, зато фотографу удалось спокойно и тонко запечатлеть красоту снимаемых построек и их слитность с окружающей средой.

Владимир Михайлович Владимиров передал в Музей архитектуры фотографическое собрание, посвященное памятникам древнерусской архитектуры, в 1935 году. В него вошло 338 негативов 13 х 18 и 18 х 24 см, из них 65 — по деревянным постройкам Русского Севера. Интерес к древнерусской архитектуре у Владимирова, повидимому, возник во время учебы в Строгановском училище, которое он окончил в 1907 году со званием «ученого рисовальщика» по классу скульптуры. В 1908-1917 годах он продолжил занятия на архитектурном отделении Института гражданских инженеров в Петербурге. Во время летних каникул 1913-1915 годов В.М.Владимиров совершил несколько поездок по Русскому Северу, фотографировал и зарисовывал памятники древнерусской и народной архитектуры. Его интересовали деревянные северные постройки, их декоративные и конструк­тивные детали. На снимках видны шатры, парадные крыльца церквей и «боярские крыльца» изб. Подробно сфотографирована Вознесенская церковь в Конецгорье 1752 года постройки: ей посвящены 6 кадров, в которых Владимиров фиксирует высокое на две стороны крыльцо и бочку над ним.
Вознесенская церковь, 1752 г.  Село Конецдворье, Виноградовский р-н Арх. обл.
Фото В.М.Владимирова, 1910-е гг.


 Самый выразительный кадр — вид храма с юго-запада, в который фотограф специально не включает шатровое завершение церкви, подчеркивая выразительность и мощность расходящихся от главного объема срубов.

Привлекали внимание фотографа и крестьянские жилища: он снимает общие виды домов и их интерьеры. Так, например, он фиксирует расписной интерьер дома в селе Белая Слуда. Неоднократно в объектив фотографа попадают знаменитые крыльца жилых домов, называемые «боярскими». При съемке завершения избы в Сольвычегодском уезде Владимиров использует в кадре ракурс, предвосхищающий поиски фотографов авангарда. Как художник и архитектор Владимиров, кажется, ищет в кадре детали, которые мог бы использовать при проектировании зданий в неорусском стиле. Свои знания и фотографии деревянных конструкций Владимирову удалось использовать в 1920-е годы во время работы в проектном отделе строительной конторы «Мосдрев». За период его работы объединением было построено более сотни деревянных сборных жилых строений в Москве и Московской области.

Уникальность фотографий этих небольших серий заключается в том, что ее авторы внимательно и бережно фиксировали памятники архитектуры и градостроительства Русского Севера. В своих снимках они показали жизнь северного края в еще спокойное время — до военных и революционных потрясений.
Владимирская ц. 1642 г. и ц.Афанасия Александрийского
 1763 г.
Село Белая Слуда, Арх. обл.
 Фото В.М.Владимирова, 1910-е гг. Не сохр.
Введенская церковь (1684 или 1776). Осиновский погост,
Арх. обл. Фото В.М.Владимирова, 1910-е гг. Не сохр.
Часто эти снимки — единственные изображения, сохранившиеся от деревни, села, погоста или храма, которые уже через несколько десятков лет были частично или полностью утрачены.

В 1942 году Академией архитектуры СССР была издана монография «Русское деревянное зодчество», в которую вошли художественные фотографии В.М.Владимирова и этнографические снимки К.Ф.Некрасова. Сегодня эти снимки фотографов-любителей оказываются незаменимым материалом для иллюстрации научных трудов, энциклопедий, популярных изданий, а также являются важным источником для реставрации памятников деревянного зодчества.

Примечания:

1. Из книги "Русское деревянное. Взгляд из XXI века.  Архитектура XIV - XIX веков".  М.: Кучково поле, 2015.
2. С небольшими сокращениями.
3. Иллюстрации - из книги.
4.  Библиография опущена.