ЛЕСНОЙ КОДЕКС: КОРРУПЦИЯ ВМЕСТО ЛЕСА

Лесное хозяйство и вся система управления лесами нашей страны переживают самую серьезную и масштабную реформу за последние 80 лет. Изменяется структура органов управления лесами, полномочия регионов и федерального центра, формы собственности на леса, права граждан. Одним из основных элементов лесной реформы является новый Лесной кодекс, который был разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с привлечением группы экспертов, чьи имена пока остаются неизвестными для широких слоев лесных специалистов.

Проект вызвал жесткую критику со стороны практически всех заинтересованных сторон - лесной науки, лесоводов-практиков, общественных организаций, администраций основных лесных регионов России, большинства российских лесопромышленников. Однако практически все критические замечания были просто проигнорированы разработчиками проекта. В результате получился низкокачественный законопроект, не способный обеспечить цивилизованное развитие лесной отрасли России, экологическую и социальную безопасность лесной реформы.
Новый Лесной кодекс - творение людей, далеких от леса и вообще от реальной российской жизни. И, тем не менее, Государственная Дума приняла новый Лесной кодекс в первом чтении 22 апреля 2005 г. Обсуждение было бурным, но безрезультатным.

Правительством РФ и Государственной Думой РФ предпринята попытка создания в России узкого круга крупных землевладельцев лесных земель взамен государственному и общественному землевладению, существующему сейчас. Леса России становятся предметом гражданского оборота, превращаются в товар. Из триады ценностей леса - биосферной, социальной, коммерческой в проекте неоправданно сделан упор именно на коммерческую составляющую.
Вводится частная собственность на лесные земли без ограничения размеров участков. Срок аренды установлен от года до 99 лет, что фактически является завуалированной формой передачи земли в собственность. Право граждан на пользование лесами ставится в полную зависимость от хозяев (собственников, арендаторов) конкретных участков.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экологии Анатолий Грешневиков также не поддержал этот законопроект:

«Во-первых, Кодекс противоречит Конституции - нарушает право субъектов Российской Федерации управлять лесными ресурсами, получать доходы от продажи лесных ресурсов. Во-вторых, вводится институт частной собственности на лесные ресурсы. В мире всего около 20% частных лесов и сейчас идет тенденция, когда частные компании отказываются, либо уступают натиску общественности, органов местного самоуправления. Взять, например, Соединенные Штаты Америки. Там огромное количество общественных организаций собирают пожертвования и пытаются выкупить каждый акр лесной земли у частных компаний. У нас обратный процесс. Мы вводим институт частной собственности на лесные ресурсы, в первой статье Лесного кодекса объявляем, что это федеральная собственность, а земля, на которой произрастают леса, лесные участки - в частной собственности. Такая закамуфлированная формулировка приведет к тому, что арендатор, которому дадут право долгосрочной аренды почти до ста лет, с преимуществом купить - физические и юридические лица имеют возможность приобрести лесные участки в частную собственность, приведет к тотальной вырубке лесов, бесконтрольному хозяйствованию.
Это Кодекс не лесной, а лесоторговый. Принцип такой - лес это дрова, это имущество, товар, это пиломатериал.
Не только экологи, лесники, но и арендаторы выступили «против». Им этот кодекс не нужен, поскольку ясно, что появится 3, 4, 5 корпораций, монополий. То есть пяток лесных «абрамовичей», и будет очень крупный передел с вытеснением мелких и средних арендаторов. Этим Кодексом мы нанесем страшный урон и по Киотскому протоколу, так как если в России леса начнут хищнически истреблять, то мы ускорим глобальное потепление климата. Не учитывать это - варварство.
Новый проект Лесного кодекса планирует также передать большую часть функций по ведению лесного хозяйства в руки частных лесопромышленных компаний. Тем самым государство своими руками планирует уничтожить десятилетиями формировавшуюся систему лесхозов, то есть фактически подписывается под увольнением большинства их 190 тысяч сотрудников, занятых в лесном секторе. Система лесхозов преобразуется в обычную бюрократическую структуру с небольшим штатом, деятельность которой будет ограничена выдачей разрешительных документов. Уже сейчас после передачи функций по контролю в области лесопользова-ния от лесхозов Росприрод-надзору на каждый регион с его многочисленными проблемами приходится менее 5 - 10 инспекторов, которые просто физически не способны бороться с нарушениями лесного законодательства.
Одной из главных экологических проблем кодекса является то, что он не определяет общие требования к ведению хозяйства в так называемых «защитных» лесах - зеленых зонах городов и поселков, водоохранных лесах и им подобных.
Тысячи граждан направили и продолжают направлять Президенту РФ, в Правительство РФ и в Государственную Думу РФ обращения с требованиями, основные из которых - сохранение лесного фонда в государственной собственности и закрепления за ним правового статуса общенародного, публичного достояния; опубликования и всенародного обсуждения проекта.
Изменение правового статуса лесного фонда затрагивает права как ныне живущего, так и будущих поколений российских граждан. Принятие нового Лесного кодекса уже через несколько месяцев после введения в действие неизбежно приведёт лесную отрасль и леса России к упадку: разорению российского лесного хозяйства, истреблению наиболее ценных лесов, войнам за передел собственности в лесной отрасли, и, как следствие, увеличению нарушений законодательства, разрушению природных комплексов, росту коррупции и социальной напряжённости в различных регионах страны.
И уместно тут вспомнить слова большого радетеля за национальное наше богатство писателя Леонида Леонова: «Лес в России - больше, чем лес. Это судьба нашей страны».

По материалам Гринпис России, Центра охраны дикой природы, Информационной службы «Эко-Согласие»

(Из многотиражки Дирекции Кенозерского национального парка - газеты «КЕНОЗЕРЬЕ», № 4 –июль 2005 г)