Игорь Грабарь

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
(фрагмент)

Глава XXI
ЯРУСНЫЕ  ХРАМЫ

Название “четверик на четверике”, присвоенное храмам, рубленым в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков или даже совсем нет четвериков, a одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею. Форма эта пришла с юга, из Украины, и, акклиматизировавшись, приспособилась к великорусским плановым приемам. В своем зачаточным виде она была уже знакома северянам, рубившим шатровые храмы приемом восьмерика на четверике. Правда, мы не знаем ни одной шатровой церкви этого типа, которая была бы построена раньше второй трети 17-го века, и возможно, что и тут уже сказалось отдаленное влияние Украины. Что касается чистых ярусных форм с явно украинским характером, то они получили очень большое распространение в конце 17-го и особенно в 18-м веке. Чаще всего этот тип встречается в средней полосе России или на юге Великороссии, на севере же он попадается сравнительно редко и то главным образом лишь в применении некоторых строительных приемов ярусности.

Причиной такой распространенности украинских форм служило, как мы уже видели, массовое переселение с юга беглецов, искавших спасения от гнета слишком усердствовавших доминиканцев. Но не одни только беглецы монахи и низшее духовенство потянулись в московские пределы, a появились и представители высшего духовенства. Назначение на важные епископские кафедры украинцев было, начиная с Петра I, обычным явлением, и в течение первых четырех десятилетий 18-го века мы видели, например, в Холмогорах и Архангельске исключительно только архиереев из южноруссов и западноруссов. Они говорили и писали на языке своей родины, и их резолюции и замечания пестрят латинскими фразами и такими выражениями, как “шкода”, “чым”, “з памяти вибылося”, “зайшло в забвение” и т. п. Они окружали себя своими земляками и вносили даже в совершение самого богослужения обычаи своей родины, образовавшиеся, в свою очередь, под влиянием католицизма. Преосвященному Варсонофию — первому архангелогородскому архиерею из великоруссов — приходилось потом настойчиво искоренять некоторые отступления и предписывать службу “чинить по обычаю восточной церкви”.


Если архиереи не останавливались перед изменением некоторых обрядовых сторон в литургии, то еще более понятно их тяготение к тем архитектурным формам, с которыми они свыклись y себя на родине. 

Плановой прием храмов “четверик на четверике” в большинстве случаев тождествен с планами клетских храмов. Попадаются церкви, на первый взгляд почти ничем не отличающиеся от клетских, но все же имеющие уже намеки на ярусность, как, например, Успенская церковь в Черевкове Сольвычегодского уезда.
Успенская церковь в Черевкове Вологодской губ., Сольвычегодск. уезда. 1691 г. Фото И.Грабаря.
Как видно из клировых записей, она построена в 1691 году [Клировая ведомость за 1902 год.], но обшита и сильно обезображена в 1888 г. В.В.Суслов успел захватить ее еще как раз во время злополучного ремонта, и, судя по зарисованным им деталям, она была очень изящна.  Но и теперь она производит внутри необыкновенно внушительное впечатление богатырскими бревнами, из которых срублена. Черевковская церковь по плану совершенно клетского типа, и только небольшой четверик, поднимающийся над центральной частью, как бы намечает тот прием, которому вскоре пришлось играть в зодчестве столь видную роль. Над этим четвериком поставлена бочка с главкой, которые до 1888 г. были крыты в чешую. Такого же приблизительно типа и церковь в Кулиге-Драковановой Сольвычегодского же уезда.
Никольская церковь в Кулиге Драковановой Вологодск. губ., Сольвычегодск. уезда. 1748 г. Фото  И.Грабаря. Утрач.
Она поставлена на месте сгоревшей в 1719 году, но в 1748 г. клировая летопись снова говорит об освящении ее после ремонта, и ее нынешний вид надо, вероятно, отнести именно к этому времени [Клировая ведомость за 1902 год.]. Прием двух последних церквей получил дальнейшее развитие в прекрасной Георгиевской церкви в Пермогорье.
Георгиевская церковь в Пермогорье Вологодск. губ., Сольвычегодск. уезда. 1664 г. Сайт sobory.ru
Она стоит на высоком левом берегу Северной Двины, быть может, самом высоком и живописном на всем ее протяжении. Построенная в 1664 году, она до 1873 года стояла нетронутой и только в этом году подверглась неизбежной участи всех деревянных церквей — была обшита [Клировая ведомость за 1902 год.]. От этой обшивки она потеряла больше, чем обыкновенно теряют деревянные церкви, так как ее линии и формы рассчитаны были на игру девственного сруба. Она также состоит из двух четвериков, но верхний из них покрыт не одной бочкой, a четырьмя или, вернее, двумя взаимно пересекающимися бочками. Вместо обычного в этом случае пятиглавия церковь получила только три главки. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величавой. Даже и теперь, в своем городском и “напомаженном” виде, она поражает своим стройным корпусом, рисующимся на разросшихся кругом вековых елях. По ее типу построена еще одна церковь — Георгиевская в Среднепогостском Сольвычегодского же уезда (1685 г.)
Георгиевская ц. в Среднепогостском Сольвычегодского же уезда (1685 г.) Воссоздана в МДЗ в Коломенском (г.Москва)
Несколько необычный вид получила такая же клетская по приему церковь в Березниках Никольского уезда благодаря тому, что на ее основной клети нарощены два чисто декоративных четверика.
Упраздненная церковь в Березниковском приходе близ г. Никольска Вологодск. губ.  1757 г.
Срублена она в 1757 году, и строители ее придали главке жеманную форму, являющуюся провинциальным отголоском вкусов, господствовавших в то время в столицах. Довольно часто встречается тот тип ярусной клетской церкви, который мы видим в Едоме Сольвычегодского уезда (1748 г.).
Никольская церковь в Едоме Вологодск. губ. Сольвычегодск. уезда. 1748 г. Фото И.Грабаря.
Наверху клетского храма срублен небольшой восьмерик, имеющий только декоративное значение. Он завершается очаровательной главкой, шея которой поставлена на подобие купола. Как глава, так и шея с подножием сохранили еще свою чешую. Очень простым типом ярусной церкви является небольшая Георгиевская церковь в Вершине на речке Ерге Сольвычегодского уезда (1710 г.). В Сольвычегодском уезде несколько Вершин, отличающихся названием только по речкам, на которых лежат. Так, эта называется Ержской Вершиной по имени необыкновенно извилистой речки, получившей вследствие этого прозвище Ерги.
Георгиевская церковь в Вершине на Ерге Вологодск. губ., Сольвычегодск. уезда. 1748 г. Фото И.Грабаря.
На основном четырехграннике поставлен здесь другой, поменьше, покрытый плоской кровлей, в которую врезалась шея главы.

Все эти церкви по плану ничем не отличаются от обычных клетских. Однако встречаются и приемы, схожие с первичным плановым приемом шатровых храмов, как мы видим в интереснейшей церкви Рождества Богородицы в Корневе Кадниковского уезда.
Церковь Рождества Богородицы в Корневе Вологодск. губ. Кадниковск. уезда.
1793 г. Утрач.
Построенная в 1793 г., она в своей нижней части, до сих пор еще не обшитой, производит впечатление какого-то крепостного сооружения и отличается замечательной живописностью. Ее главный сруб — с основания восьмигранный, причем вход в него устроен в особой обширной нише, вынутой в нижней части западного прируба — трапезы. Как последняя, так и алтарь — просты по своим формам, главное же внимание строителей было обращено, по-видимому, на башню средней части. 

Перекрытие алтаря и трапезы бочкой чрезвычайно редко встречается в применении к ярусным храмам. Великолепнейший образчик такого рода встречается в известной церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова, построенной в 1687 году.
Церковь Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова. — 1687 г. Сущ.
Попытка сочетания разнородных форм здесь не лишена интереса, но несравненно более богатые результаты дало такое сочетание в применении к многоглавым храмам. 

Сочетание ярусной формы с шатровой по редкости и трудности применения нужно считать совершенно исключительным. В Тотемском уезде все же есть несколько церквей этого типа. Лучшая из них — Никольская в Шевдинском городке.
Никольская церковь  в Шевдинском Городке Вологодск. губ. 1625 г. Фото И.О.Дудина. Утрач.
В своей нижней части она ничем не отличается от обычной шатровой церкви, крестообразной по плану с восьмериком в центре, рубленым с основания “по-круглому”, и только верх ее представляет значительное отступление. Над повалами главного восьмерика введен округлый переход к меньшему восьмерику, увенчанному обычным шатром. Этот небольшой короткий восьмерик уже увенчан шатром. Церковь построена, по клировым записям, в 1625 г., но едва ли покрытие ее может быть отнесено к этому году. Надо думать, что шатер ее был первоначально простым, без перехвата, и нынешняя его форма появилась при какой-либо перестройке, если только самая церковь действительно построена так рано. Как бы то ни было, нельзя не признать изящным и живописным тот прием, при помощи которого здесь декорирован переход от восьмерика к восьмерику. Он, несомненно, очень красит, разнообразит и обогащает форму шатра, хотя последний теряет свою внушительную строгость и суровую чистоту, уступившие место легкой вычурности. 

Другая любопытная церковь, комбинирующая тот же прием, — церковь Николая Чудотворца Великорецкого в селе Подмонастырском того же Тотемского уезда.
Церковь Николы Великорецкого в селе Подмонастырском Вологодской губ. Тотемск. уезда. — Начало 18-го века. Фото И.О.Дудина.
 Время ее построения в точности не известно, но с большим вероятием его можно отнести к началу 18-го века. Церковь эта является до известной степени дальнейшим развитием приема шевдинской, только на нижней клети нарощен не один восьмерик, a два. Переходы декорированы y них совершенно так же, как и там, но оба восьмерика несколько удлинены, a шатер уменьшен. Основной сруб y церкви четырехгранный, но при этом четверик сохранил еще некоторое воспоминание о восьмерике, выразившееся в двух гранях восьмигранника, врезавшихся в два западных угла четырехгранника. Благодаря такому приему план церкви кажется с востока планом клетским, четырехугольным, тогда как на западной стороне он как бы принадлежит крестообразной шатровой церкви, рубленой “по круглому”.

Тип четверика, несущего два яруса восьмериков, является самым распространенным видом ярусных храмов. Почти всегда такой храм увенчан небольшой луковичной главкой, поставленной на плоской кровле верхнего восьмерика, причем шея главы непосредственно врезается в кровлю. Образчиком такого храма может служить Спасо-Преображенская церковь в Соденьге Вельского уезда, построенная в 1759 г.
Преображенская церковь в Соденьге Вологодск. губ. Вельского уезда. 1759 г.  Фото И.Я.Билибина.
В этом же роде и церковь Афанасия Александрийского в Белой Слуде Сольвычегодского уезда (1753 г.)
Церковь Афанасия Александрийского в Белой Слуде Вологодск. губ. Сольвычегодск. уезда. 1753  г. Фото И.Грабаря. Утрач.
Близка к ним по типу и живописная часовня в деревне Лихачеве Весьегонского уезда, относящаяся приблизительно к тому же времени.
Часовня в Лихачеве Тверской губ. Весьегонск. уезда. — 18-й век. Фото И.Я.Билибина.
Ее второй восьмериковый ярус в противоположность обычному типу чрезвычайно широк и грузен.

В Весьегонском уезде сохранилось еще много деревянных церквей, которые все ярусны и все построены в 18-м веке. Характерная особенность их заключается в вертикальной обшивке и в приеме так называемого “шелевания”, т. е. обшивания фигурным тесом. Прием этот совершенно неизвестен на севере, но очень распространен на Украине и в Галичине.
помещения для молящихся открытым во всю высоту башни, причем окна, прорезанные в ярусах совершенно так же, как и на Украине, служат для освещения внутренности башни. Таково устройство церкви Тихвинской Божией Матери близ Торжка, построенной в 18-м веке.
Церковь Тихвинской Божией Матери близ Торжка Тверской губ. 18-й век. Сущ. Cайт sobory.ru Сущ.
Как и в корневской церкви, мы видим здесь уже не два восьмерика на нижнем четверике, a целых три. 

Украинский обычай оставлять всю башню открытой до самого верха привился, очевидно, не сразу, и первоначально даже четырехъярусные храмы имели декоративные верхи без окон.

Наконец, заимствовано было и купольное перекрытие украинскими “баньками”. Очень забавное покрытие, представляющее целое наслоение банек, было найдено при перестройке шатра Свято-Духовской церкви в селе Богословском на Ваге Шенкурского уезда.
Верх Свято-Духовской церкви в селе Богословском Архангельск. губ. Шенкурск. уезда. 1782 г.  Фото И.Я.Билибина. Cайт sobory.ru Разрушена.
Церковь построена в 1782 году, и ее “баньки” были, вероятно, найдены “неприличными” при проезде одного из владык, и их закрыли шатром. Не так давно пришлось ремонтировать подгнивший шатер, и под ним найдена та форма, которую и решили оставить как более древнюю, обив ее только железом. 

К числу таких же редких покрытий надо отнести и то явное подражание куполу, которое мы видим в Зосимо-Савватиевской церкви в Зачачье.
Зосимо-Савватиевская и Никольская церкви (спереди) в Зачачье Архангельской губ. Холмогорского уезда. Фото И.Грабаря. Сущ.
Восьмерик, поставленный на нижнем четверике, снаружи весь обделан округло и воспроизводит обычный во второй половине 18-го века тип каменного храма.
 

Среди четырехъярусных храмов оригинален по своей конструкции храм Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше Кемского уезда.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше Архангельск. губ. Кемск. уезда. 1786 г. Фото  В.А.Плотникова.
1940 г.  Cайт sobory.ru
Заменен в 2005   г.
Он построен в 1786 году и, как все почти ярусные храмы, имеет четырехгранное нижнее основание. На последнем поставлен короткий восьмерик, такой же как в шатровых церквах с квадратным низом. Этот восьмерик как бы подготовлен для шатра, но вместо него на нем вновь срублен небольшой четверик, a на четверик поставлен еще восьмерик, увенчанный чешуйчатой главой любопытной, сильно сплющенной формы. 

Интересное применение ярусности для освященного пятиглавия мы видим в церкви Николая Чудотворца в селе Березовце на реке Ноле, Солигаличского уезда.
Никольская церковь в Березовце на реке Ноле Костромск. губ. Солигаличск. уезда. 18-й век. Утрач.
Сведений о времени ее постройки в клировых записях не сохранилось, но едва ли будет ошибкой отнести ее к первой трети 18-го века. По своему основному приему храм этот предназначен быть шатровым, ясного крестового плана, но вместо шатра он получил повторение в уменьшенном масштабе концов своего креста, a в середине — четырехгранник для средней главы.

Такого же приблизительно типа храм есть и в селе Нелазском-Борисоглебском Новгородской губ., Череповецкого уезда, только пять его глав водружены на крещатой бочке.

Еще проще решено пятиглавие в другом храме Костромской губернии, в Богородицкой церкви в селе Холме Галичского уезда, построенной также в 18-м веке.
Богородицкая церковь из села Холм Костромской губ. 1552 г.
Сайт sobory.ru  Восстановлен в Костромском музее ДЗ.
Здесь восьмерик срублен на восьмерике, и пять главок поставлены попросту на маленьких бочках, примостившихся на кровле верхнего восьмерика.



Примечания:
 1
. Из книги И.Э.Грабаря "Деревянное зодчество Русского Севера", гл.XXI.
2. С небольшими сокращениеями.
3. Фотографии И.Билибина не кликаются.
4. Продолжение - Глава XXII. Многоглавые храмы.