В ССЫЛКУ НА СЕВЕР

В течение последних двух лет в  национальном парке «Кенозерский» ведётся работа по сбору информации о жителях России, раскулаченных и высланных в конце 1920-х - начале 1930-х гг. на Север страны, в том числе на Онежский полуостров.

В воспоминаниях  - переполненные эшелоны, идущие через всю страну, ожидание на пересылочных пунктах, бараки на чужой холодной земле.

О ходе работы по сбору информации об истории депортации рассказала Яна Харитонова, научный сотрудник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия.
Олег и Татьяна Узкие (слева) беседуют о спецпереселенцах с М.Мелютиной и Я.Харитоновой

Тема спецпереселенцев на Онежском полуострове — одна из основных Ваших тем. Как давно Вы стали ею заниматься?

Я начала работать с темой спецпереселенцев, когда пришла работать в Парк. Получается, два с половиной года, как раз с того момента, когда национальный парк «Онежское Поморье» перешёл под управление ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский». Моя первая экспедиция по теме спецпереселенцев была в 2017 году в деревню Летняя Золотица на Онежском полуострове.

А где Вы раньше работали?
В течение последних десяти лет я работала научным сотрудником церковно-археологического кабинета Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. В мои задачи входил поиск материалов и документов о монастырских святых и новомучениках. К сожалению, в 2015 году в обители возникли сложности с финансированием, и был сокращён штат сотрудников.

Какое у Вас образование?
По первому образованию я филолог, второе образование — богословское. Оно включает в себя всё, что касается православной веры — историю Вселенской православной церкви, историю Русской православной церкви, догматическое и сравнительное богословие, учения святых отцов, ли- тургику (учение о богослужении) и так далее.

А какие ещё темы Вы изучаете на Онежском полуострове?
Историю бытования и сохранения религиозного уклада на Онежском полуострове. Данная тема включает в себя описание всех приходов с момента их возникновения и до закрытия, существование церквей в советский период, судьбы священников. Трое священников — из приходов деревень Уна, Лопшеньга и Пурнема, были репрессированы. Один из них, Николай Викторович Варфоломеев, вернулся из ссылки, а двое других, Григорий Александрович Поликин и Александр Алексеевич Щеколдин, сгинули в концлагерях.
В настоящее время я также собираю материалы по истории лесопромышленного комплекса на Онежском полуострове. Например, в Пушлахте во второй половине XIX века работал паровой лесопильный завод И.Ф.Шенлейна.
Кроме того, я собираю информацию по гражданской и культовой архитектуре, эти материалы будут представлены в Визит-центре в Лопшеньге.

Вы занимались темой спецпереселенцев раньше?
Раньше не занималась, но мне эта тема интересна. Онежский полуостров очень значим в истории депортации — и спецпосёлков было много, и материалы есть. В центральных и местных архивах обнаружены более тридцати документов на эту тему. Но важнее, что есть не только архивные документы. Ещё живы люди, которые могут рассказать об этой странице в истории нашей страны. С их помощью собраны сотни фотографий, сделаны около двадцати аудио- и видеозаписей.

Я так понимаю, ещё много людей, которых надо объехать, опросить?
В течение последних двух лет сотрудниками отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Парка проведено пять экспедиций — в Летнюю Золотицу, в Минск, Мурманск, Луду, Пертоминск. Одна из экспедиций была на днях. Мы беседовали с Любовью Сергеевной Хруцкой, которая живёт сейчас в Северодвинске. На Север были сосланы её родители, она сама родилась уже в ссылке, в спецпосёлке Конюхово.
До ссылки семья Любови Сергеевны проживала в Астраханской губернии. Отец Любови Сергеевны поехал на Север за своими раскулаченными родителями. Дед Любови Сергеевны подвергся ссылке, как считают в семье за то, что был церковным старостой и пономарём. После нескольких переездов большая семья попала в Конюхово.
Вообще, Конюхово — единственный спецпосёлок, по которому практически нет информации. В отличие от спецпосёлков Лопатка, Кега, Жижгин, где работали агар-агаровые цеха Архангельского водорослевого завода, спецпосёлок Конюхово специализировался на сельском хозяйстве.

А сколько спецпосёлков было на территории Онежского полуострова?
На Онежском полуострове существовало шесть спецпосёлков — Кега, Лопатка, Жижгин, Кислуха, Сосновка и Конюхово. Был ещё посёлок Унского лесозавода, где работали спецпереселенцы из посёлков Кислухи и Сосновки. Спецпосёлки строились на определённом расстоянии от проезжих дорог и от берега моря, окружённые лесами или болотами, чтобы исключить любую возможность побега ссыльных. Лесными дорогами посёлки были связаны только с близлежащими деревнями.

Посёлок Унского лесозавода, который располагался на Заяцком мысу Унской губы Белого моря, нельзя в полной мере назвать спецпосёлком, так как на заводе работало много вольнонаёмных. По воспоминаниям работников завода, жилой фонд заводского посёлка составлял более 50 домов, которые можно было разделить на три части. В рубленых двухэтажных домах из бруса, построенных на государственные средства, жили семьи завербованных рабочих, отдельные частные дома строили спецпереселенцы, а в бараках с минимальными удобствами расселялись ссыльные этнические немцы из Крыма.

А сколько вообще людей было сослано на Онежский полуостров?
Сложно сказать, численность спецпереселенцев, размещённых именно на Онежском полуострове, никто не вёл. Однако известно, что в начале 1930-х годов самыми большими спецпосёлками были Кислуха и Сосновка, в каждом из них проживало примерно по 400 человек.
Кампания с высылкой раскулаченных была очень скоротечной. На местах не успевали выполнять всё новые распоряжения. Когда вагоны с депортированными отправились в северном направлении, Северный край оказался не готов принять такое количество ссыльных. Первые раскулаченные были доставлены в 1930 году, в это же время начинали возводить спецпосёлки, которые достраивали вплоть до 1933-1934 годов. Спецпереселенцы и их потомки вспоминают, что первоначально ссыльных распределяли по пересылочным пунктам. Страшным местом в памяти депортированных остался пересылочный пункт в Емце. На Онежском полуострове первоначально людей размещали на территории бывшего Пертоминского Спасо-Преображенского монастыря. Здесь пересылочный пункт существовал до начала 1930-х годов.
Члены колхоза "Имени НКВД" в поселке Кислуха. 1930-е годы.
Фото из архива О. и Т.Узких
Со временем стали думать о том, как устроить людей, наладить быт. В каждом спецпосёлке предписывалось открыть детский сад, начальную школу, клуб. По нормам на четыре близлежащих посёлка предполагался один фельдшерский пункт, остальные три посёлка снабжались аптечками.

А когда был закрыт последний посёлок?
Система спецпоселений просуществовала до начала 1950-х годов 10 августа 1948 года. Совет Министров СССР принял постановление, отменявшее особый режим содержания и снимавшее ограничения со спецпереселенцев. С этого времени люди стали возвращаться в места, откуда были высланы их предки. В 1952 году закрыли Унский лесозавод и расформировали посёлок. Дольше всех просуществовал спецпосёлок на острове Жижгин, люди жили там до 1963 года.
Но возможность вернуться на малую родину не распространялась на этнических немцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года устанавливалось, что переселение этнических немцев произведено навечно, без права возврата к прежнему месту жительства. Всех депортированных немцев, проживавших, в том числе, в шести спецпосёлках на Онежском полуострове, транспортировали в Плесецк для строительства военной базы и, в дальнейшем, космодрома.

Были случаи, когда кто-то не стал возвращаться, остался на Севере?
Да. Во время нашей экспедиции в посёлок Пертоминск многие информанты рассказывали, что их предки были репрессированы и жили в спецпосёлках Кислуха, Сосновка и посёлке Унского лесозавода. А после расформирования посёлков переселились в Пертоминск. Они остались на Севере по причине того, что многим было некуда ехать или потому, что на малой родине уже не осталось родственников. Не уехали и те, кто завёл здесь семью.
Но несмотря ни на что, воспоминания тех, кто уже родился на Севере достаточно светлые. И это понятно. Чаще всего мы вспоминаем детство как самое замечательное время. И поэтому люди, которым уже по 70-80 лет, рассказывают, что когда закрывают глаза, то видят безбрежное море, вспоминают, как играли детьми на морском побережье.

«Мы прожили в хорошем месте и среди таких прекрасных людей Севера. Таких людей, как на Севере, нигде нет. Люди Севера, низкий вам поклон от нас, живых и ушедших»
.

А каким образом все эти наработки, исследования будут представлены? Я так понимаю, будет экспозиция в Визит-центре в Луде?
Да, в Визит-центре национального парка «Онежское Поморье» в деревне Луда будет создано выставочное пространство, посвящённое истории спецпосёлков на Онежском полуострове. В экспозицию планируется включить карты, фотографии, документы. Также будут представлены предметы 1930-1940-х гг. из семейных архивов потомков спецпе- реселенцев. Например, табуретка и солонка, сделанные в бондарном цехе спецпосёлка Конюхово и принадлежавшие семье Трифоновых, проживающей сейчас в Минске. Также будет музеефицировано пространство бывшего лесозавода на мысе Заяцкий.
Почему-то принято бережно хранить воспоминания о победах, подвигах, а эти страницы истории стараются забыть, как нечто постыдное...
История депортации постыдна для тех, кто принимал такие решения, кто отдавал приказы о высылке. Но жизнь людей, попавших в этот «молох», можно и нужно воспринимать как каждодневный подвиг, когда необходимо было выжить и остаться человеком.
Очень значимой в этой связи становилась фигура коменданта спецпосёлка, от которого зависели не только производственные показатели и трудовые подвиги, но и жизни людей.
В воспоминаниях спецпереселенцев сохранилась память о коменданте спецпосёлка Лопатка, который относился к спецпереселенцам как к врагам народа и использовал любую возможность, чтобы усложнить и так непростую жизнь ссыльных. Однажды ночью он специально поджёг одну из пожень недалеко от посёлка, чтобы «не давать людям спать», и отработавшие больше 10 часов люди всю ночь тушили пожар.
Потомки спецпереселенцев вспоминают и другого коменданта спецпосёлков Кега и Лопатка — Семёна Илларионовича Молокова. Для переселенцев он был своим. Люди говорили, что при нём «свет увидели». Семён Илларионович с пониманием относился к людям, как говорят информанты, жалел, охранял, оберегал. Он знал, кого куда отправить на работу по состоянию здоровья и семейной жизни, чтобы люди не надорвались и получили достойную оплату своего труда.
Комендант спецпоселков Кега и Кислуха С.И.Молоков с женой. 1950-е годы. Фото из архива З.С.Жуковой
К нему можно отнести слова высланной на Север Лидии Иконниковой (Негодовой): «Мы прожили в хорошем месте и среди таких прекрасных людей Севера. Таких людей, как на Севере, нигде нет. Люди Севера, низкий вам поклон от нас, живых и ушедших».

В настоящее время продолжается сбор материала по теме спецпереселенцев, в планах - создание Книги памяти, куда войдёт информация не только о депортированных на Север, но и раскулаченных в деревнях Онежского полуострова. Сотрудники Парка будут благодарны любой информации о жителях Летнего и Онежского берегов Белого моря, репрессированных и высланных из родных мест. Контактная информация - museum@kenozero.ru,  телефон 8 (8182) 20-65-72, Яна Эдуардовна Харитонова.


Примечания:
1. Статья из журнала "Мы - соседи", издаваемого НП "Онежское Поморье". №6, 2019 год.
2. Фотографии - из статьи, взятые из частных архивов.