А. В. Иванов (г. Москва)

ВОЗМОЖНОСТИ РЕГЕНЕРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ   ЦЕНТРА г. КАРГОПОЛЯ: взгляд из XXI века

 

Город Каргополь расположен в Архангельской области, население города составляет около 10 тыс. человек, и оно ежегодно уменьша­ется. Почему именно этот город был выбран для подробного рассказа о ситуации с историческими малыми городами России?

Есть некоторые поселения на севере России, где деревянные постройки преобладают до сих пор. Но Каргополь занимает среди них особое место. Он входит в число самых выдающихся исторических городов России благодаря чудесным образом сохранившемуся гармоничному контрасту великолепных по архитектуре белокаменных храмов и их деревянного гражданского окружения. Такой контраст был наиболее характерной чертой образа старинного русского города. Так выглядели Киев XI-XIII вв., средневековый Новгород, Москва задолго до XVIII в. и большинство других российских городов. Но, пожалуй, лишь в одном только Каргополе это яркое свойство сохранилось до сего дня. И оба основных компонента исторической среды представлены здесь на очень высоком уровне. Многие каменные церкви Каргополя относятся к шедеврам русской архитектуры. Городская
деревянная застройка, в свою очередь, способствовала жизнестойкости средневекового города в ходе перепланировки XIX в. Она устояла против разрушений в XX в. и сохранила строгий северный дух и тонкие стильные архитектурные детали.

В силу этого сохранение среды исторического центра Каргополя во всей ее полноте является актуальной задачей. Камни сильнее, дерево более уязвимо, но только вместе они формируют уникальный ансамбль этого города. Потеряв деревянную застройку Каргополя, мы потеряем один из последних живых примеров древнерусского северного города — городской раритет, которого больше нет нигде в мире.


Как и когда появилась эта уникальность Каргополя? Город известен с XIV в., хотя первое упоминание о поселении на этом месте приходится на 1146 г. Процветание пришло к городу в
XVI-XVII вв., когда Каргополь играл заметную торговую и военную роль на севере российского государства. Он был расположен на главном торговом пути из Москвы до Белого моря. Построенные благодаря деньгам богатых торговцев великолепные каменные храмы стали доминантами архитектурного ансамбля города. Однако как купцы, так и другие горожане жили и работали в деревянных домах. Только в конце XIX в. появилось несколько каменных гражданских зданий, которые не изменили общего характера города.

Историческая деревянная застройка по-прежнему преобладает в центральной части города. Жилая застройка состоит в основном из деревянных зданий и в настоящее время. 7596 зданий, стоящих в списках охраняемых государством памятников архитектуры, и 95% всех жилых домов на территории исторической зоны города—деревянные.

Но каковы же сегодняшние проблемы деревянного Каргополя? Можно сказать, что деревянное наследие города находится под угрозой исчезновения. Каждый год все больше и больше деревянных зданий гибнет из-за естественного износа, пожаров, невнимания владельцев и городских властей. Даже памятники, которые формально охраняются государством, находятся под угрозой уничтожения. Можно перечислить несколько основных причин такого положения с городской застройкой.


Социальные причины. Большинство владельцев таких зданий - пожилые люди, пенсионеры, которые не в состоянии поддерживать их в должном порядке и мечтают о получении государственной квартиры в новых и лучших каменных домах. Социальный статус городского деревянного наследия очень низок. Молодежь не хочет жить в архаичных «сельских» условиях. Деятельность тех немногих людей, которые хотели бы участвовать в модернизации деревянных зданий, осложняется высокими налогами, бюрократическими препятствиями, отсутствием помощи со стороны муниципальных властей и государства.

Экономические
причины. Городская экономика находится в кризисе. Многие предприятия, которые являлись основными донорами городского бюджета и, соответственно, развития, закрыты. Остались лишь молочный комбинат, хлебозавод и лесхозы (ЗАО «Лес», ОАО «Каргопольлес»). Экономика города могла бы развиваться за счет развития лесного хозяйства или деревообрабатывающей промышленности, но добиться этого не позволяет неконкурентоспособность продукции предприятий лесной отрасли. Богатейшие туристические возможности региона (средневековая архитектура города, деревянное зодчество в соседних поселениях, Кенозерский национальный парк) используются недостаточно. Город и область не имеют необходимых средств на восстановление деревянных сооружений, а реставрация культовых сооружений федерального значения затягивается.

Географические причины.
Удаленность города от основных центров экономического развития страны и плохие коммуникации осложняют сбыт продукции (в первую очередь лесных материалов) и ограничивают приток туристов. Из-за плохого развития транспортной инфраструктуры и удаленности от экспортных портов и рынков сбыта шансы для дальнейшего развития невелики.

Технологические причины.
Мы не имеем разработанной технологии реставрации исторических деревянных зданий. В то время как продолжаются споры о допустимости полной разборки зданий или предпочтительности замены их обветшавших частей на новые, застройка Каргополя продолжает разрушаться. Большинство зданий в течение длительного времени не ремонтировались, их конструкции состарились и обветшали. И мы не в состоянии ввести в здание современные удобства, сохраняя при этом очарование старого жилого дома.

И наконец,
организационные причины. Все еще не созданы благоприятные условия для стимулирования предпринимательской деятельности, для привлечения инвесторов в город. Все это тормозит реконструкцию и приводит к появлению новых потерь. Более того, известность города, его благоприятная экологическая ситуация привлекают сюда жителей из других регионов и крупных городов. А приобретение старых сооружений и необходимость их реконструкции, и тем более реставрации, являются помехой для нового строительства. Поэтому в последние годы стали постоянно гореть деревянные дома. 

Таким образом, сегодня Каргополь находится в критической точке своего развития. Либо удастся приостановить его уничтожение, создать новое отношение к деревянным зданиям, чтобы начать процесс их восстановления и модернизации, либо мы потеряем их, а с этим и историческую среду города, окончательно.

Но попытки разработок программ сохранения и развития города неоднократно предпринимались. В 1997 г. была разработана «Программа возрождения и комплексной реконструкции города Каргополя». В тот период это была составляющая часть «Федеральной программы возрождения малых и средних исторических городов России». Последняя была утверждена правительством РФ в декабре 1996 г., и в ней Каргополь являлся одним из 26 главных объектов исследования и проектирования.  Программа включала в себя анализ текущей ситуации, разработку системы мер по разрешению выявленных проблем, схему долевого финансирования из различных источников участников реконструкции и развития.

В программе предлагалось выделить историческую зону города (территория — 170 га, население на тот период — около 6 тыс. человек) и установить на этой территории специальный режим градостроительной деятельности, который мог обеспечить предотвращение потерь в архитектурном облике города, приведение в порядок городского центра, восстановление и модернизацию инженерной и социальной инфраструктур. В том числе, были предложены некоторые меры по использованию дерева при регенерации градостроительной системы Каргополя.

Это касалось реставрации и модернизации наиболее ценных деревянных сооружений. В частности, предлагалось использовать скандинавскую технологию реставрации деревянных зданий «без раскатки», что исключает полную разборку зданий. Это позволило бы сохранить старых жителей исторического центра города. С другой стороны, создание в исторических зданиях современных бытовых удобств привлекло бы в центр молодежь и экономически активное население.

Воссоздание утраченных или строительство новых деревянных зданий для заполнения пустот, образовавшихся по периметру центральных площадей и улиц, могли бы воссоздать исторический
 контекст этой части города. В пределах исторической части города было обнаружено около 35 подобных свободных участков. На них могут быть размещены жилые и общественные здания, выполненные в дереве и соответствующие по форме и характеру окружающей го­родской среде. Предлагались предварительные эскизные решения планировки и фасадов деревянных жилых домов для типичных градостроительных ситуаций.Кроме того, допускалось и поощрялось новое уплотнительное строительство внутри исторических кварталов с безусловным сохранением исторических границ земельных участков. Таким образом, владельцы крупных участков получили бы право строить дополнительные жилые здания в их пределах для улучшения своих жилищных условий.

При реконструкции городской среды необходимым становится и реконструкция утраченных малых форм архитектуры: деревянных оград и ворот около частных участков для поддержки «красных линий» улиц, а также обновление отдельных хозяйственных построек. Но важно продумывать и современные элементы архитектуры, создающие уют и комфорт в общественных пространствах: торговые павильоны, киоски, лавочки, навесы над колодцами, тротуары и т. д.

Восстановление утраченных деревянных церквей и часовен, символическое воссоздание фрагментов исторической деревянной крепости и городских монастырей (ворота, ограды, колокольни) также является одним из важных направлений реконструкции города. Эти сооружения были опорными точками в городском ландшафте, и их силуэты могли бы способствовать восприятию города в новом свете.

Важным аспектом в реконструкции любого малого исторического города является появление новой современной застройки, в том числе и выполненной в дереве. Особенно это касается деревянной застройки в районах, примыкающих к историческому ядру города, в том числе и Каргополя. В частности, архитекторами предлагалось построить небольшой жилой комплекс из одно- и двухэтажных деревянных зданий на территории, освобождающейся после вывода военного склада на правом берегу реки Онега, напротив исторического центра города. Комплекс мог включать как объекты приема туристов, так и частные дома для жителей города.

И, наконец, специальные меры должны были быть приняты по сохранению и реставрации деревянных памятников архитектуры в заброшенных деревнях в окрестностях Каргополя и по развитию туризма в этих очень красивых и экологически чистых местах.
 Учитывая, что такие памятники год от года разрушаются или горят (что произошло, например, на погосте в селе Лядины недалеко от Каргополя), а молодые жители не стремятся оставаться в деревнях и селах и уезжают в города, то встает вопрос о разработке специальных социокультурных проектов по сохранению и развитию сельских по­селений..

Разработанная в конце 1990-х гг. «Программа возрождения и комплексной реконструкции города Каргополя» остается актуальной и сегодня, но только при условии укрепления собственной экономической базы города. Поэтому предусмотренные в Программе варианты модернизации существующих предприятий пищевой и лесной промышленности, народных промыслов и ремесел, создание нескольких новых частных предприятий, меры по развитию туристической и транспортной инфраструктуры города могут способствовать развитию города. Многие предложения Программы за прошедшие годы были реализованы, что нашло отражение в деятельности местных сельских Территориальных общественных самоуправлений (ТОСов), в работе Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея, в развитии ремесел, в открытии гостевых домов для туристов и пр.

В качестве первоначальных задач обсуждаемой Программы были названы спасение хотя бы одного погибающего исторического деревянного дома, строительство нескольких новых «образцовых» современных деревянных жилых домов на местах утраченных, а также развитие производства деревянных строительных конструкций и материалов для применения в историческом центре города. Все эти задачи, как мы видим, остаются актуальными и сегодня.

Но очевидно, что решение этих задач будет напрямую зависеть от:
- активности городских властей, бизнеса и местных жителей;
-
общего экономического климата в стране;
-
целевой помощи городу со стороны федеральных и региональных органов власти.

Не ослабевает интерес к этому городу со стороны экспертов из европейских стран. Проявление внимания к Каргополю извне, признание его ценности в общеевропейском масштабе может стимулировать городские власти и горожан и улучшить культурный и социальный климат в городе. И такие действия, как организация выставки, посвященной успешному опыту возрождения североевропейских деревянныхгородов, методическая помощь градостроителей, реставраторов, работников городского управления, прибытие в Каргополь первых групп скандинавских туристов, могут принести существенный вклад в начало возрождения города. Важно также привлекать к сохранению и развитию малого исторического города специалистов и туристов, в том числе посредством организации международных и российских конференций, публикаций материалов в СМИ, продвижения города в сети Интернет
.

Примечания:

1. Текст  и фотографии  из сборника "Актуальные проблемы изучения и сохранения архитектурно-градостроительного  наследия исторических  поселений", Москва-Каргополь,  2016.
2. Библиография опущена.