В.А.Калитин,
член приходского совета храма Успенья Божией Матери
(г.Санкт-Петербург - д.Мыза, Арх. обл.)

О ПРОЕКТЕ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ
в деревне ВЕРШИНИНО

Посвящается памяти архитекторов
И.И.Свиязева, А.И.Резанова и И.Ф.Яровицкого

Более 10 лет назад у меня произошёл разговор с одним местным жителем, который на предложение автора окрестить детей в переданном верующим Успенском храме ответил, что повезёт своих детей на крещение в столичный храм в Москву, Санкт-Петербург или хотя бы в Архангельск! Этот разговор вспомнился недавно.

В 2015 г. в Российском государственном историческом архиве были обнаружены дела, из которых стало известно, что проект местной церкви был составлен в столице Российской империи в Санкт-Петербурге И.И.Свиязевым, иконостасы к нему — А.И.Резановым, а применён он был в Кенозерском погосте архитектором И.Ф.Яровицким из Петрозаводска.
А.И.Резанов И.Ф.Яровицкий К.А.Тон
Все они были учениками и продолжателями дела К.А.Тона — основателя русско-византийского стиля, по проекту которого построен Храм Христа Спасителя в Москве! Об этом интересном факте и хотелось сообщить жителям Кенозерья.

В 40-х годах XIX века в России получили широкое распространение проекты церквей  русско-византийского стиля (вместо классицизма), составленные Константином Андреевичем Тоном. Он в 1838 г. издал в Санкт-Петербурге  атлас под названием «Церкви сочинённые Архитектором Его Императорского Величества Профессором Архитектуры Императорской Академии Художеств... Константином Тоном» и посвятил его Императору Николаю I. В это издание были включены проекты  храма Христа Спасителя в Москве, а также еще 10 церквей, в том числе образцовых.

В 1841 г. Николай I повелел: «При составлении проектов на построение Православных церквей, преимущественно и по возможности сохранять вкус древнего Византийского зодчества, для чего с пользою могут быть принимаемы в соображение , чертежи, составленные на построение Православных церквей Профессором Архитектуры Константином Тоном». С тех пор в России стали строиться церкви в «тоновском» стиле.

В 1857 г. граф Михаил Николаевич Муравьёв, министр государственных имуществ, поручил старшему непременному члену Комиссии для дел технических и строительных при Департаменте сельского хозяйства статскому советнику Ивану Ивановичу Свиязеву составить нормальные чертежи проектов церквей. За период с апреля 1857 по октябрь 1861 г. Свиязевым  были составлены нормальные чертежи проектов церквей №№ 1-17.
Проект №9 каменной церкви на 700 человек.
Составлен арх. И.И.Свиязевым в 1858 г.
Проект под № 9 (план, продольные фасад и разрез каменной двух-престольной церкви на 700 человек), в последующем применённый для Кенозерской церкви, был составлен Свиязевым 15 апреля 1858 г. По приказанию Муравьёва за образец был взят проект Ильинской церкви села Федосьино Балахнинского уезда Нижегородской удельной конторы (ныне Смольки Городецкого района), выполненный в 1843 г. архитектором Николаем Сергеевичем Забниным.

Иконостас к проекту №9.  Составлен арх. А.И.Резановым в 1858 г.
В мае 1858 г. архитектором Александром Ивановичем Резановым, который являлся младшим членом Комиссии для дел технических и строительных, были составлены чертежи проектов девяти иконостасов, обозначенных буквами: А, Б, В, Д, Е, Ж, 3, И, в числе которых для проекта № 9 были иконостасы: «3» — четырёхъярусный, пред­назначенный для холодной части церкви; «И» — одноярусный для тёплой части.

19 августа 1861 г. по приказанию министра дополнительно к нормальным чертежам Свиязев составил детальные чертежи на 6 листах, в том числе к проекту № 9 на 2 листах, на которых были изображены архитектурные элементы фасадов.

Проект церкви № 9 применил архитектор Иоасаф Филиппович Яровицкий. Об этом известно из «Дела о пожертвовании крестьянами Кенозерского прихода Каргопольского  уезда в 1856-1868 гг. денег на постройку новой каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы...», хранящемся в Национальном архиве Республики Карелия. Где в отношении от 28 апреля 1867 г. написано, что Строительное отделение Олонецкого Губернского правления, рассматривая проект, сообщало: «хотя чертежи скопированы верно с нормальных, отделение находит необходимым приложить поперечный разрез церкви и показать конструкцию стропил. Для пополнения таковых недостатков проект... препроводить архитектору Яровицкому».

23 сентября 1867 г. Яровицкий рапортовал: «Имею честь представить... в Губернское правление детальные чертежи... на постройку каменной церкви в Кенозерском погосте к проекту под № 9 и покорнейше прошу... за составление проекта и сметы 30 руб.».

4 октября 1867 г. Строительное отделение заключило, что «план и детали составлены правильно согласно нормальных чертежей, изданных для постройки сельских церквей». Отметим, что в 1860-х гг. нормальные чертежи были включены в «Атлас  планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях», изданный Святейшим Синодом. «Атлас...» в 1899 и 1911 гг. переиздавался, а в 2003 г. был полностью включён в издание «Образцовые проекты церковных строений: материалы альбомов XIX в.», вышедшее по инициативе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Свиязев и Резанов в1857-1861 гг. внесли неоценённый вклад в храмовое зодчество России, поскольку нормальные чертежи 17-ти проектов церквей, составленные Свиязевым, и 9-ти образцовых иконостасов к ним Резанова были отправлены в губернии за подписью министра Муравьёва циркулярными предписаниями, в которых об авторах не было сказано ни слова.

Троицкая церковь
в Макарьевской пустыни.
Фото И.Олегича, 2016 г.
Чертежи, составленные Свиязевым и Резановым, многие годы являлись образцами строительства церквей для архитекторов в разных местах. Например, в Кенозерском национальном парке числится еще одна церковь, построенная по проекту № 9 (с изменениями, что допускалось при использовании нормальных чертежей). Это Свято-Троицкая церковь в Макарьевской Хергозерской мужской пустыни.

В заключение необходимо сообщить о связи вышеназванных архитекторов с К.А.Тоном.
И.И.Свиязев (1797-1875) с 1839 по 1846 гг. исполнял должность старшего советника и инспектора работ на строительстве храма Христа Спасителя.
А.И.Резанов (1817-1887) в 1838 г. работал рисовальщиком в чертежной комиссии построения храма Христа Спасителя.  25 декабря 1872 г. по просьбе Тона был назначен ему товарищем (помощником), а 2 мая 1881 г. после смерти Тона стал главным архитектором и завершил строительство.
И.Ф.Яровицкий (1832-1887) 6 августа 1857 г. по представлению Олонецкого гражданского губернатора за безвозмездные труды при наблюдении за постройкой Казанской церкви при Тивдийских мраморных ломках (Петрозаводский уезд), построенной в 1856 г. по проекту Тона, Императором Александром II был пожалован бриллиантовым  перстнем с гранатом.

В конце статьи необходимо сделать  вывод, что проект Кенозерской Успенской церкви можно считать СТОЛИЧНЫМ.

Примечания:
1. Статья из газеты "Кенозерье" №1-2 за 2016 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Все иллюстрации, кроме фото Троицкого собора, из статьи В.А.Калитина.