ОКРЕСТНОСТИ КАРГОПОЛЯ

Маршрут 4.
Каргополь -  Ловзанга - Лекшмо-Бор - Тихманьга - Ухта - Чурилово - Шильда -  Кречетово - Хотеново

Этот маршрут проходит от Каргополя на юго-запад по С.-Петербугскому (Ленинградскому) тракту, вдоль западного побережья озера Лаче и далее параллельно р.Свидь.

Эти места были заселены задолго до прихода славян. Раскопки археологов  показывают, что побережье оз. Лаче стало обитаемым уже в 7-м тысячелетии до н.э., а раскопанные вещи славянского происхождения датируются XI-XIII вв. Названия рек и их притоков, где оседали переселенцы, имеют корни  в древних языках: Ловзанга, Лекшма, Тихмаьга, Ухта, Шильда и Ягрема; есть и река со славянскими корнями -  это Свидь. Названия поселений и волостей складывались по именам рек.

Схема С.-Петербургского (Ленинградского) тракта
(справа внизу - угол озера Воже)
Несколько слившихся деревень около С.-Петербургского тракта в 10 км от Каргополя называются Ловзанга, официально - деревня Жуковская (к западу от Каргополя). Прежняя Ловзангская волость включала три десятка деревень в безводной Каргопольской Суши. К концу XIX в. деревень в волости было 23.
Схема Ловзангской волости
Часть деревень прилегала к оз.Лаче и С.-Петербургскому тракту, другая часть располагалась между этим  и Пудожским трактами. К 1980-м годам полноценными оставались три деревни волости: Жуковская, Мушкинская и Захаровская, которые слились под общим названием - Жуковская.
Дом в д.Жуковской.
Фото 2007 г.
д.Захаровская. Фото 2007 г.
В 1992 г. в них насчитывалось 65 хозяйств, проживало 169 чел. В начале XXI в. Ловзанга стала неперспективным селением.

В XVII в. возник Ловзангский погост из двух деревянных церквей - Никольской 1660 г. и Богоявленской, 1650 г - и колокольни. В 1869 г. обе церкви сгорели. Богоявленская церковь была отстроена сразу же, Никольская - в 1881-1883 гг.
К настоящему времени сохранилась только Никольская церковь. В советское время в ней был спортивный зал.

Никольская церковь Ловзангского погоста. Фото Е.Ходаковского. 2018 г.
Расписные "небеса" с библейскими сюжетами из этой церкви  сейчас хранятся в  Каргопольском музее, кроме одного фрагмента, оставленного в церкви.

Во многих деревнях были часовни, но с угасанием деревень исчезали и часовни.

Часовня в д.Токарево. Фото Н.Розова. 1967 г. Архив Каргопольского музея.
Одной из главных деревень можно назвать д.Артемовскую, к которой сходилось много дорог из разных концов волости. В ней в 30-40-х годах находилась администрация Ловзангского сельсовета,

В деревнях, прилегавших к Пудожскому тракту, жители занимались гончарным промыслом. В 1902 г. здесь работали на дому 43 гончара, из них 30 чел. в деревнях Гринёво, Ананьино, Олеховская и Огнево. В 1930-е большую известность получили гончарные игрушки  мастера И.В.Дружинина из д.Гринёво.
Глиняная игрушка "Баба". Мастер И.В.Дружинин. 1947 г. Архив Каргопольского музея.
В 1960-е годы  всеобщее признание получило творчество Ульяны Бабкиной, родом из той же д.Гринёво.
Мастер каргопольской глиняной игрушки У.И.Бабкина. Фото Г.Дурасова. Начало 70-х гг. Архив Каргопольского музея
Она возродила интерес к угасшему к тому времени гончарному и игрушечному ремеслу.

Традиционные виды глиняной каргопольской игрушки:
"Баба" "Полкан" "Медведица"
В 1970-90-е годы законодателями стиля местной игрушки стала династия Шевелевых, работавшая к этому времени в Каргополе и работающая там до сих пор.   
Совремекнная каргопольская игрушка.
В деревнях Ловзанги занимались также мельничным и кузнечным промыслами, сбором и обработкой пушнины, и даже, кое-где, сбором  рыжиков на продажу.и разведением пчел.

Низовье р.Лёкшмы, впадающей в оз. Лаче, называется Лёкшмо-Бор, и первая деревня  Лёкшмоборской волости - Осташевская -  находится в 26 км от Каргополя по С.-Петербургскому тракту. Берега р.Лёкшмы заболочены, поэтому первые деревни удалены от озера.

Схема Лекшморецкой волости.
Деревни Лёкшмо-Бора состоят из двух кустов деревень - Лёкшма и Бор. В Лёкшму входят 11 деревень , расположенных по обеим берегам Лёкшмы вблизи пересечения реки и С.Петербургского тракта, и две деревни около р.Сиянги (1 км от Лёкшмы), впадающей в р. Лёкшму. В Бор входят деревни вверх по течению Лёкшмы (в 6 км от Лёкшморецкого погоста).

Главной     деревней Лекшменского куста  являлась деревня   Осташевская (второе название Кабановщина). В ней размещались церковь, почтовая станция, земская станция, питейное заведение и т.д.  В других деревнях  находились кузницы для изготовления колес, серпов, даже винтовок, мельницы, мастерские по выделке овчин.

На протяжении XIX и XX веков части волости переходили к соседним волостям и обратно. поэтому процесс запустения проходил не так резко, как в соседней Ловзанге. До 1876 г. не было ни одной исчезнувшей деревни. К началу XXI в. из 20 лекшморецко-боровских деревень официально существуют 14, но  сельскохозяйственное производство в них прекратилось.

Центром Лёкшморецкой волости был Лёкшморецкий погост.

Лекшморецкий погост (на пересечении тракта с р.Лёкшмой) именовался до XVIII в. Благовещенским по главной церкви погоста. Вторая церковь по данным XVII в. - Ильи Пророка. Годы строительства церквей сильно отличаются в разных документах, но они относятся к XVII-XVIII вв.

Благовещенская деревянная  церковь была шатровой с приделами: один во имя Сергия Радонежского, второй в честь Зосимы и Савватия Соловецких.  Ильинская деревянная церковь  - пятишатровая с двумя престолами: один - Ильи, второй - Флора и Лавра.

Вид на Лекшморецкий погост и д.Никитинскую.  Фото 1953 г.
Из архива Н.Е.Батовой.
Благовещенская церковь Лекшморецкого погоста.
Фото 1996 г.
В июле 1876 г. обе церкви сгорели. Благовещенская церковь была отстроена осенью того же года. Ильинскую церковь вновь построили только в 1894 г.

В годы Великой Отечественной войны главный купол Благовещенской церкви был разобран и на его месте устроен наблюдательный пост. Сам храм впоследствии использовался в качестве склада, пока не сгорел в 1997 г.
В 2006-7 гг. на ее месте силами и средствами прихода построена новая Благовещенская церковь  (на сайте sobory.ru она же называется ц.Ильи Пророка).

Новая Благовещенская церковь. Фото 2011 г.
На том же сайте sobory.ru есть фотография еще одной Благовещенской церкви в этой же деревне.
Церковь Благовещения прсв. Богородицы.
Фото Johningham, 2013 г.
На территории Боровского куста деревень  церковь появляется в 1864 г. в д. Кононовская. Это церковь Казанской Божией Матери.

Церковь Казанской Божией Матери. Фото 2007 (слева) и 2011 гг.
Правое фото: автор handbanah,  сайт sobory.ru
До 1910-х  годов она была приписана к Лекшморецкому погосту. Службы в церкви проходили до 1938 г. Потом в ней сделали клуб, затем склад.

Ильинская и Казанская церкви сейчас пустуют (данные 2011 г.).

В Боровский куст деревень, находящийся в 6 км от Лекшморецкого погоста, входило 5 деревень вверх по течению р.Лёкшмы: одна (Макарьина гора)  на правом берегу, остальные на левом. В Макарьинской 10 домов, причем один - четырехскатный, как в городе. Напротив Макарьинской через реку большая деревня - Волосовская -  около 35 домов, но многие пустуют. В этой деревне в 1900 г. было три мельницы., была и кузница.

Дома в Боровских деревнях.
Боровские деревни  на стадии вымирания, население, в основном, пенсионеры.

Следующая группа деревень по С.-Петербургскму тракту  образовывала Тихманьгскую волость (или Тихманьга).  Расстояние до ближайшей деревня Филосовской от Каргополя - около 40 км. Центр современной Тихманьги - д.Патровская
.
Схема Тихманьгской волости
Тихманьга - самая обширная волость в бассейне оз. Лаче. Деревни волости расположены по берегам двух рек: в нижнем течении р.Тихманьги, впадаюшей в Лаче, на протяжении 15 км от ее устья, и в нижнем течении р.Шаглас, притока реки Тихманьги.

В 1980-е гг. в низовьях Тихманьги археологами были открыты два селища и два могильника, датируемых XI-XIII вв.

Основная часть населения проживает в  деревнях Патровской и Филосов(ф-?)ской, каждая из которых представляет группу более мелких деревень. В д.Патровской р.Тихманьгу пересекает С.-Петербургский тракт (сейчас там старый мост).

На конец XIX в. в Тихманьге насчитывалось 45 деревень. В начале XXI в. жилыми числятся 5 деревень, при этом большинство деревень сохранилось, и какая-то часть населения в них осталась. Типичная старая тихманьгская деревня: 10-20 дворов, дома вдоль берега реки, изредка - часовни. Основное занятие жителей - земледелие, основной промысел - рыболовство.

Деревни Тихманьгской волости делились на два куста: Низовский и Верховский.

Деревни Низовского куста находились в нижнем течении р.Тихманьги по обеим ее берегам. Деревни у реки идут сплошной полосой вдоль берега. Большинство из них крупнодворные. В настоящее время они административно  объединены в одну деревню  Патровскую или Патрово. Здесь занимались кузнечным и мельничным промыслами, сельским хозяйством, изготовлением кожаной обуви.

Здесь в 1 км от устья находится духовный центр волости.

К северо-западу от д.Патровской  расположены деревни, в 1960 г. объединенные под названием Филосовская. Главным занятием жителй, кроме земледелия, было рыболовство.

Деревня Филосовская. Фото 2008 г. Деревня Дальнее Верховье.
Фото 2007 г.
Деревни Верховского куста деревень находились выше впадения р.Шаглас в Тихманьгу.  Десяток  деревень по реке Тихманьга выше устья р.Шаглас называются Верховье. В д.Верховье - в конце XIX в. была построена Ильинская церковь, называмая еще Верховской. В Верховье занимались, как и везде, кузнечным и мукомольным промыслами, валянием обуви.

Погост Тихманьгской волости известен с XVI в.  Он располагался  в самом низовье р.Тихманьги, где уже не было жилья до озера Лаче.  В XVI в. на погосте упоминаются Никольская и Введенская церкви. В середине XVIII в. церкви перестраивают в камне: Никольскую церковь в 1744 г., а Введенскую, церковь,  сменив посвящение на Вознесенскую - в 1800 г. 

Тихманьгский погост. Начало XX в. Фото из архива Ф.Н.Малыгина.
При церквях была и высокая каменная колокольня.
В 1908 г. Никольская церковь пострадала от пожара, но была быстро восстановлена.

В настоящее время церкви Тихманьгского погоста находятся в руинированном состоянии.

В д.Патровской есть старая Никольская церковь 1744 г.(недалеко от моста через р.Тихманьгу), которая действует.

Никольская церковь в д.Патровская Фото hanbanah, 2011 г.
Сайт sobory.ru.
Вид сверху на Никольскую церковь в д.Патровская.
 Фото Yuri(SPb), 2015 г.
Сайт sobory.ru.
В Верховском кусте деревень в начале XX в. строится новая деревянная Ильинская церковь. Она была освящена в 1916 г., но в советское время использовалась под склад.
Ильинская церковь в Верховье. Фото из архива В.Г.Климова.
В 1980-е годы она была еще в удовлетворительном состоянии, но стояла пустой, пока не сгорела в мае 1989 г. от костра, разожженного внутри церкви.

В Тихманьгском приходе было  9 часовен, но ни одна не сохранилась.

Южнее Тихманьги по тракту располагалась обширная территория - Ухта или Ухотская волость.  Центр современной Ухты находится в д.Песок, в 50 км от Каргополя,  на пересечении С.-Петербургского тракта и р.Ухты,  впадающей в оз. Лаче.

Схема Ухотской волости и кустов деревень Пал и Чурилово.
Деревни Ухотской волости находятся в нижнем течении р.Ухты, расположенном юго-западнее оз.Лаче. Берега озера здесь низкие и болотистые, поэтому деревни  отстоят от устья реки на 3 км.

В XVIII в. Ухотская волость насчитывала 40 деревень,  в XIX в. 45 с деревнями группы Пал (см. схему).

До середины XIX в. в Ухотской волости было помещичье землевладение, а крестьяне - крепостными. В волости  в начале XX в. числилось крестьян м.п. - 1860, ж.п. - 2190, дворян - м.п.  7, ж.п. -3.

Духовным центром был Ухотский погост,  расположенный на пересечении С.-Петербургского тракта и р.Ухты. В документах XVII в. говорится о двух храмах на Ухотском погосте в д.Песок: Преображенском с приделами Троицким и Архангела Михаила и Успенском с приделом Богоявления. В начале XIX в. на Ухотском погосте две церкви; деревянная Преображенская и каменная Троицкая с колокольней. Обе построены  на месте старых.

Ухотский погост. Фото начала XX в. Из архива семьи Мироновых.
В 1930-е гг. деревянную Преображенскую церковь разрушили, а каменную приспособили под кузницу. В настоящее время она пустует.
Колокольня и Троицкая церковь Ухотского погоста. Фото Yuri(SPb)
2012 г.
Сайт sobory.ru
В деревнях из семи деревянных часовен ни одна не сохранилась.

В 2004 г. в Ухте в д.Низ (на схеме - последняя по течению р.Ухты)   освящена построенная на средства уроженцев деревни новая деревянная шатровая Покровская  церковь. Рядом в 2006 г. поставлена шатровая колокольня.

Покровская церковь с колокольней в д.Низ. Фото uchazdneg 2012 г. Сайт sobory.ru
Деревни, находящиеся в низовье р.Ухты (Низовская группа), административно слились в одну и имеют самую плотную застройку.
Жители этого куста помимо земледелия занимались   выделкой кожаной обуви, скорняжили. шили полушубков... Были мельницы и красильни.

Южнее р.Ухты и в стороне (западнее) от С.-Петербургского тракта нахолится куст  из 5 деревень под именем Пал. В XVII в. здесь был свой приход с церквями Николая Чудотворца и свм. Флора и Лавра,  а   к началу XX в. на Паловском погосте  было две деревянные церкви, причем одна - постройки 1870 г.

Самая крупная деревня - Вахрушева.  В ней было 80 домов, из них шесть двухэтажных. Паловские деревни стали пустеть в 1950-е годы. Жители стали уезжать в Чурилово.

Чурилово - куст из трех слившихся деревень на С.-Петербургском тракте в 73 км от Каргополя. Официальное название с 90-х годов - д.Скорюково.  В Чурилове (или Чуриловском погосте) в 1905 г. числилось 259 чел., 43 двора, 46 семей.

В документах конца XIX-нач. XX в. "на Чуриловском погосте деревянная Зосимо-Савватьевская церковь с деревянной колокольней, 1692 г. постройки..."  В трапезной добавлены два придела, последний появился в 1909 г.
Церковь Зосимы и Савватия, 1692 г.
 Фото Д.В.Милеева. 1914 г.
Сайт sobory.ru
Церковь разобрали жители в 1937 г., и погоста не стало.

Дома в деревнях Чурилова
Южнее Ухты и западнее С.-Петербургского тракта  вдоль рек Петеньги и ее притока Шильды расположены деревни Шильдской волости или Шильды.  До первой деревни от тракта - 7 км, а  от Каргополя - 90 км.
Схема Шильдской волости
В волость входило 14 деревень. Их основная  часть располагалась по берегам р.Шильды в ее верхнем течении.  Еще четыре деревни находились  к северо-востоку от реки в сторону Пала и Чурилова. К 2008 г. население деревень сократилось на 90%. Самая  крупная деревня - Григорьева, в ней 56 дворов. Это единственная полноценно  функционирующая деревня.
Деревня Григорьева. Фото 2008 г. Деревня Ларионова. Фото 2008 г.
Занятия крестьян Шильдской волости не очень отличались от других  волостей.  Здесь и выделка коровьих кож и овчин, изготовление телег, саней, разной посуды, плотничество, сбор рыжиков и т.д.

Духовный центр волости - Шильдский погост, расположен выше д.Григорьвой по р.Шильде. От него через д.Григорьеву основной путь к Кречетову на С.Петербургском тракте и далее в города Каргополь и Вытегру.

Шильдский погост находится на левом берегу р.Шильды, практически в центре шильдского куста деревень. Деревня Шильдский погост  в 1930-е годы перестала числиться отдельным селением и вместе с жителями была приписана к д.Мостовой. 

В 1615 г. на погосте стояли церкви Николая Чудотворца, теплая, и Ильи Пророка.  В приходе было 80 дворов.

В конце XIX в. на Шильдском погосте были три каменные церкви: летняя Сретенская, зимняя во имя Феодосия Тотемского (1816 г.) и двухэтажная Ильинская с приделом св.Николая (1812 г.). С ними рялом - отдельная каменная колокольня (1816 г.)

Шильдский погост в начале XX в.
Рис. И.М.Митягова. 1978 г. Из архива Каргопольского музея.
В настоящее время  на месте бывшего погоста в д.Мостовой стоят две каменных церкви и колокольня (в аварийном состоянии). На фотографии 2013 г. слева направо: ц.Феодосия Тотемского (1809 г.),  колокольня (1816 г.), Сретенская ц. (1857 г.}
Шильдский погост в начале XXI в. Фото uchazdneg. 2013 г.
Сайт sobory.ru
К Шильдскому приходу была приписана деревянная церковь во имя Казанской Иконы Богоматери, 1678 г., стоявшая рядом с трактом у Черных озер.

В  одиннадцати деревнях были большие бревенчатые часовни с колокольнями. Вот одна из них - в д.Кузнецовой (рисунки И.М.Митягова, 1978 г. Из фондов Каргопольского музея):

Часовня Александра Невского в д.Кузнецовой. Центр д.Кузнецовой в начале XX в.
На 90-м км от Каргополя по С.-Петербургскому тракту находится деревня Кречетово,  центр т.н. Кречетовской округи, старое название которой Большая Шалга (не путать с Большой Шалгой  близ Каргополя).

Этот район вытянут вдоль тракта,  а в центре его  расположен Погост и  д.Кречетово. Местность эта окружена болотами, которые, возможно, в далеком прошлом были озерами. И по ним когда-то двигались первопоселенцы, славяне в том числе. Часть таких дорог связывают Кречетово с Каргополем, Москвой, другие вошли в магистраль Архангельск - С.-Петербург.

Название Кречетовская округа сложилось после 1930-х гг.,  а деревня Кречетово на протяжении последних 200 лет была и остается главной деревней всей округи и самой населенной.

Схема Большешальской волости.
Ядром всей округи стали Большешальский погост и деревни вокруг него на расстоянии не более 2-3 км. Большая часть деревень округи - среднего размера, но есть и крупные - Сварозеро, Кречетово, Медведево. На 2008 г. в пределах бывшей волости жилыми считались  15 деревень, из них полноценно действующими - всего 5.

Крупные деревни расположены вдоль С.-Петербургского тракта. Первая - Сварозеро - тянется вдоль тракта на 1,5 км. Рядом одноименное озеро, на берегу которого когда-то находилась деревня, но озеро превратилось в болото, и деревня перебралась к большой дороге.

Дома в д.Сварозеро. Фото 2008 г.
В начале XX в. в центре деревни появляется своя церковь - Вознесенская, деревянная, перестроенная из часовни около 1910 г. Она уцелела в крупном пожаре в 30-е годы, но в дальнейшем использовалась под зерносклад, а потом разрушилась.
Д. Сварозеро в начале XX в. слыло "разбойным" селом, где могли ограбить или  даже убить.
Сегодня деревня считается неперспективной.

В 3 км от д.Сварозера находится д.Медведево. Она разделена на две половины рекой Шильдой.

Река Шильда в д.Медведево. Дом в д.Медведево. Фото 2008 г.
Для верующих в деревне были Ильинская часовня и молитвенный дом для  старообрядцев. Среди жилых домов в д. Медведево  есть похожие на старинные хоромы, а есть и дома, украшенные современными умельцами.

Далее по тракту на юг - две почти слившиеся деревни Дуброво и Елизарово, через которые течет р.Петеньга, д.Лохово  и Кречетово
.
Деревня Кречетово. 2008 г.
В Кречетове в начале XX в. располагались  почтовая станция, земская конная станция, школа, приемный покой, магаз-ины, чайная...В 1920-м году добавились почта, лесничество...

В 1 км к югу от Кречетова рядом с   Большешальским погостом расположена д.Погост. В XVII в. здесь находились  две церкви: Рождества прсв. Богородицы и св. мучеников Козьмы и Дамиана. В  первой половине XIX в. церкви перестраиваются в камне: Рождественская - в 1870 г, вторая - в 1800 г. В Рождественской церкви один престол, во второй - приделы Александра Ошевенского, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Вид на Большешальский погост с вышки в д.Кречетово. Фото 2008 г.
Отдельная колокольня построена в 1828 г.

Церкви сохранились, хотя в совхозный период использовались  под гаражи и мастерские.  В 2004 г. началась реставрация Рождественской церкви, которая закончилась в 2006 г. ее освящением (на сайте sobory.ru она стала Троицкой).

Большешальский погост. Спереди - Троицкая церковь (?) и колокольня. Сзади - церковь Александра Ошевенского. Фото 2008 г.
 Церковь Александра Ошевенского. Фото Ильи Смирнова, 2009 г. Сайт sobory.ru
На очереди реставрация второй церкви и колокольни.

На этом мы сворачиваем с С.-Петербургского тракта  по лесной дороге в сторону оз. Воже (на юго-восток). В 20 км от Кречетово находится куст деревень Чепца, или бывшая Чепецкая волость.
 Схема Чепецкой волости.
В XVII в. здесь было 10 деревень,  37 дворов, церковь Воскресенья Христова. К концу 1970-х гг. чепецкие деревни опустели. Домов осталось мало, только летом сюда наведываются рыбаки. Территория волости - полузаболоченное пространство, окруженное с запада и севера топкими болотами (раньше - озерами) и с востока озером Воже. На берегах р.Чепцы деревень не было (топко!), только д.Никулинская и Чепецкий погост находились к реке ближе всего.
На Чепецком погосте в XIX - XX вв. стояли две церкви. Главной была Воскресенская церковь, ставшая каменной в 1820 г.
Чепецкий погост. Церковь Воскресения Христова. Фото Г.Бородина. 2008 г. Сайт  sobory.ru
Вторая церковь - деревянная - сгорела в начале 2000-х гг.

На восток от Кречетовской округи на берегах р.Свидь, соединяющей озера Воже и Лаче, расположены два куста деревень , входивших в Боросвидскую и Свидскую волости. От С.-Петербургского тракта до р.Свидь  всего 12 км.

Схема Боросвидской и Свидской волостей.
В середине XIX в. возник проект создания канала между озерами Лаче и Кубенское для активизации торговли с Каргополем, собраны деньги и построены плотина со шлюзом, но канал так и не был прорыт, хотя пароходное и позднее теплоходное сообщение по Свиди действовало еще в середине 1990-х гг.

По р.Свиди проходил один из самых освоенных путей для продвижения в Поонежье славян. И уже в XVI в. здесь появились первые славянские поселения. В начале XVII в. в Свидской волости, расположенной вблизи р.Свиди, числилось 12 деревень, 23 двора, 26 чел. В 1922 г. в Боросвидской волости проживало1517 чел. в 24-х селениях. Центром волости была д.Давыдово (Боросвидь).

В Боросвидской волости, расположенной севернее Свидской волости,  в XIX в. было 9 деревень, 3 - на правом берегу, остальные на левом.

Рядом с д.Давыдово  - Боросвидский погост с церковью вмч. Георгия, известной еще в XVII в. Нынешняя каменная Георгиевская церковь построена в 1863 г. В настоящее время церковь действует.

Георгиевская церковь Боросвидского погоста.
Фото uchazdnneg. 2011 г. Сайт sobory.ru
Разрушенный ряжевый мост через ручей между Бором и Свидью. Фото 2005 г.
Главная деревня волости -Давыдово. Она "самая живая", так как к ней подходит дорога, связывающая бывшую волость с трактом.
д.Давыдово со стороны р.Свиди.  2005 г.
В 1935 г. в Свидской волости было 16 деревень, 170 дворов и примерно 850 чел.  Центр волости - д.Астафьево.

Избы здесь располагаются на возвышенном берегу; у самой воды находятся бани и сараи. Основной тип крестьянского жилья в бассейне Свиди — изба-четырехстенок...

Деревня Селище. Фото 2005 г.
Значительную площадь избы занимает русская печь, размером 2,5—3 квадратных метра. Примыкающий к сеням двор находится под одной крышей с избой. Он обычно двухэтажный, в первом этаже содержался скот, второй этаж, на который вел бревенчатый помост — «взвоз», отводился для хранения сена...

Довольно часто в селениях на Свиди можно видеть и двухэтажные четырехстенные избы. Оба этажа — жилые и по планировке точно повторяются.  Такие жилища строили наиболее зажиточные крестьяне. 


Духовным центром Свидской волости служил Свидский погост, находившийся рядом с д.Астафьево.  До 1970-х гг. на месте погоста стояли две церкви: деревянные шатровая летняя Никольская (кон. XVII в.) и церковь Флора и Лавра (кон. XVIII в.)

Свидский погост. Церкви Никольская (слева). Флора и Лавра.
Фото Н.Розова. 1968 г.
Из архива Каргопольского музея.
Свидский погост. Церковь Николая Чудотворца.
 Фото 1940 г.
Сайт sobory.ru.
По словам Г.Гунна "...Никольская церковь поставлена в красивом месте на высоком холме у излучины реки. Формы ее поражают предельной простотой и величавой суровостью... но церковь высотой более 30 м не подавляет своей громоздкостью."  У церкви  опорный восьмерик от земли, высокий шатер, превышающий по высоте высоту опорного восьмерика, прямоугольный алтарь, перекрытый бочкой и увенчанный небольшим малым шатром, и притвор. При нем была и колокольня, но разобрана в 1797 г. Никольская закрыта не позже 1930-х годов.

Вторая церковь - Фроловская, теплая - была построена вместе с колокольней в 1797 г. Представляла собой четверик на четверике под восьмидольным куполом с главкой.
Свидский погост. Церковь Флора и Лавра. Фото 1970 г. Сайт sobory.ru
Обе церкви были видны на расстоянии нескольких километров.

В июле 1972 г. во время шквального ветра Никольская церковь упала на восточную сторону каменной ограды. Развалины жители использовали на дрова.

Остатки Никольской церкви сгорели в 1980-х  гг. вместе с Фроловской церковью.

На месте утраченных Никольской и Фроловской церквей Свидского прихода установлен памятный крест.

Еще недавно от ограды  церквей были целы  двое  уникальных ворот из плотно пригнанных каменных блоков с высеченной на одних воротах  датой - 1866. Одни ворота, к сожалению, разрушились в нач. 2016 г. или раньше.
Ворота ограды погоста и дома д.Астафьево (Погост).
Фото 2005 г.
К началу XXI в. число жилых деревень сократилось. В 2010 г. полностью сгорела д.Астафьево. 

И последний этап нашего путешествия - б.Хотеновская волость, т.е.группа деревень в низовье реки Свиди.

Схема Хотеновской волости
В 1912 г. в Хотеновской волости было 27 деревень с населением 3400 чел. Главная деревня - Митрофаново. К 2008 г. в Хотеново жилыми считались 16 деревень, и в них проживало 193 чел.

На территории волости имеются две более или  менее крупные реки - Свидь и Ковжа. Река Свидь  судоходна до порогов, которые препятствуют проходу судов до оз.Воже. До революции  на реке имелись плотина и шлюз, благодаря которым суда могли ходить до оз. Воже, но шлюз разрушился и судоходство в ту сторону прекратилось. Судоходное движение возможно в сторону оз.Лаче и далее по озеру до Каргополя.

Основная часть деревень находится на левом берегу р.Свиди. На правом берегу - только две. Деревни расположены по группам, центральная из которых, где находится и погост, называется Серёдка. Деревня Анфимова из этой группы сто лет назад была довольно большой - часовня, около 40 дворов, магазин, сейчас осталось 7 домов и только два жилых.

В д.Мальшинской, на правом берегу Свиди,  в 1912 г. насчитывалось более 60 дворов, а к 2008 г. осталось 10 домов с тремя жителями.

Деревня Мальшинское. Фото 2007 г.
В Мальшинской в 2010 г. была часовня Ильи Пророка постройки конца XIX в. На сегодняшний день от часовни сохранился основной сруб, сильно накренившийся, и отдельно стоящая на постаменте главка с крестом. Притвор со звонницей утрачены. Состояние неудовлетворительное (сайт sobory.ru).

В XVI - XVIII вв. на Хотеновском погосте в д.Митрофаново было две церкви: Рождества Богородицы и Георгиевская с приделом св.  Николая Чудотворца.
Хотеновский погост. Деревянная церковь Георгия Победоносца, 1768 г.
Фото 1914 г. Утрачена.
В начале XIX в. построена одна  каменная церковь Рождества Богородицы (она же Троицкая), которая сохранилась, но находится в аварийном состоянии.
Хотеновский погост. Троицкая(?) церковь.
Фото Д.Сосулина, 2003 г.
Хотеновский погост. Троицкая(?) церковь.
 Фото Yuri(SPb), 2016 г.
В 2009 г. около  д.Кононово на частные средства построена новая деревяннвя шатровая  церковь - Троицкая. Вскоре,  в 2012 г., шатер сгорел, а оставшаяся часть церкви после ремонта продолжает действовать.
Церковь Троицы Живоначальной.  Фото uchazdneg. 2011 г. Церковь Троицы Живоначальной после пожара.
Фото Yuri(SPb).  2014 г.
В ряде деревень сохранились часовни, но некоторые в аварийном состоянии.
Часовня в д.Село.
Фото А.Б.Мороза. 2002 г.
Сретенская часовня в д.Коржа.
Фото hanbanah. 2013 г.
  --------

На этом мы заканчиваем обзор окрестностей  Каргополя, лежащих вдоль С.-Петербургского тракта или рядом с ним.


Примечания:
1
. Текст построен на материалах из монографии Н.Тормосовой "Каргополье. История исчезнувших волостей" (2011), книги И.Бартенева и Б.Федорова "Архитектурные памятники Русского Севера"  и из интернета.
2. Фотографии  без указания автора - из  книги Н.Тормосовой, интернета  и архива нашего сайта.
3. Карты  и схемы - из монографии Н.Тормосовой "Каргополье".
4. Будем благодарны нашим посетителям и читателям за дополнения, замечания, советы.
Наш адрес: sitekenozero.zak@yandex.ru