Другие статьи о кенозерских промыслах:
Плотницкие традиции Кенозерья
Мельничный промысел Кенозерья
Гончарный промысел Кенозерья
Кенозерская лоскутиха

Правда Северо-Запада
12 декабря 2007 (49)

Владимир ШЕВЕЛЁВ
старший научный сотрудник ФГУ НП "Кенозерский"

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Каргопольская глиняная игрушка тесно связана с жизненным укладом северной деревни, с исконным занятием местных жителей - хлебопашеством. Сюжеты и образы каргопольской игрушки отражают быт, обычаи местных жителей, мир природы.
Глиняную игрушку в Каргопольском уезде делали гончары, которые селились в деревнях вдоль Пудожского тракта. Мастера создавали горшки, а из остатков "стряпали" величавых баб, домашнюю живность и лесное зверьё, петушков и звонкоголосых утушек, особо любимых детьми. "Бобки" для своей детворы делал чуть ли не каждый гончар, но мастеров, которые изготовляли их на продажу, было немного.
Глина, заготавливаемая для каргопольской игрушки, должна быть тёмно-коричневого цвета, "жирной", без примеси песка и инородных предметов. Каргопольская игрушка лепится в основном из одного куска глины. Чтобы игрушка выглядела более нарядной, мастера расписывали её красками. Из-за отсутствия заводских мастера приготавливали их сами: коричневую - из глины, зелёную - из трав и растений, чёрную - из сажи, красную - из коры деревьев, белую - из извести.

Каргопольская игрушка
в экспозиции музея
в Каргополе

Обряды и поверья

Порядок крестьянской жизни в северной деревне определялся годичным кругом сельскохозяйственных работ. Каждый его период, в зависимости от времени года, был расписан с точностью до дня. В определённую пору начинали пахать землю и сеять, косить траву и жать хлеб, отмечали те или иные земледельческие праздники и совершали связанные с ними обряды. К ряду праздников специально делали из теста или соломы, дерева или глины фигурки людей, птиц и животных. Так, на Рождество (7 января), когда, по народным поверьям, нарождается молодое солнце, в деревнях пекли из ржаного теста козули в виде коров, коней, оленей, барашков и козликов. Делали их для того, чтобы и в новом году водилась во дворе скотинка и давала приплод.
На праздник весеннего солнечного равноденствия (22 марта), когда день меряется с ночью, а вешнее солнце начинает светить всё ярче, хозяйки стряпали из теста "жаворонков" и "тетёрок".
Ко дню "Егория вешнего" (6 мая) - покровителя землепашцев и домашнего скота - деревенские жители покупали на базарах в "жертву" свет-Егорию глиняную коровку или коня.

Один из мастеров каргопольской игрушки - Валентин Шевелев

Рогато жить

Часто лепили мастера каргопольской игрушки различных животных, которые имели символический смысл. С оленем и бараном у каргополов было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере "жить в изобилии и богатстве". То же сулил людям и образ барана; потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса - одной из самых плодородных в Каргополье культур - называли "бараном". В народе птицы издавна считались предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в своё время тесно связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистками. Свистульки-утушки в Каргополье были самыми распространёнными и любимыми детворой игрушками.
На Троицу и Иванов день устраивали весёлые гулянья. Под пение "утушки" водили хороводы, парни выбирали невест, тогда же устраивали и крестьянские свадьбы, а жениха и невесту, величая, называли "селезнем" и "утушкой".

Моление матери-земле

На протяжении столетий судьба края неразрывно связана с земледелием, что наложило свой отпечаток на культуру Каргополья, где заботы о плодородии земли-кормилицы и связанные с ними обряды продолжают жить до сих пор.
Этому же были подчинены и образы игрушек: глиняные женские фигурки - с большой открытой грудью - держат блюдо с пирогами и кормят младенца. Расписаны они узорами в виде семян и веточек растений: всё выражает идею плодородия и кормления. Почитая родную землю Матерью всего сущего и кормилицей рода человеческого, деревенские гончары представляли её и с блюдом, полным пирогов, и держащую на руках младенца, а то и как бабу-кормилицу. Да и само слово "баба" в Каргополье было связано как с представлением о плодородии родной земли, так и с женским плодородием.
Слепленная из глины женская фигурка с воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами символизирует моление Матери-сырой земли о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия.

Северный богатырь

Пожалуй, один из самых выразительных образов каргопольской игрушки - Полкан. Его архаические черты, сохранёные памятью старейшей игрушечницы Ульяны Бабкиной, олицетворяли, возможно, Солнце и его силу, что даёт урожай крестьянским нивам.
Но лишь этим нельзя объяснить запечатлённый в игрушке образ каргопольского Полкана. Он значительно сложнее и многограннее. В нём сохранилась и древняя основа мифологического солярного образа, на которую, надо полагать, наложились и сказочно-былинные, и реальные представления северорусского крестьянства. Полкан в каргопольской игрушке ещё и единственный в своём роде образ неодолимо-могучего богатыря. В толковании каргопольских мастеров Полкан, в первую очередь, крестьянский богатырь. Это замечательный по выразительности и ёмкий по содержанию образ тихой, но несокрушимой народной силы.

Фото М.Зака