Н.Ю.Варшавская (г. Архангельск),
 Г.Н.Мелехова (г. Москва)

КИРИЛЛО-ЧЕЛМОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ПОПЫТКА ИСТОРИЧЕСКОЙ И ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

К 700-летию Кирилло-Челмогорского монастыря

В связи с публикацией в 1868 году Археографической комиссией первого тома Великих Четьи-минсй митрополита Макария В.О.Ключевский писал: «Изучение нашего прошлого имеет за собой одно чрезвычайно драгоценное условие, которое может оказать на него плодотворное влияние, если только уметь им пользоваться. Важнейшие умственные и общественные движения, которые переживали мы в разные времена своей истории, важнейшие интересы, волновавшие наших близких и далеких предков, - не успели скрыться и замереть под почвой, наносимой новыми движениями и интересами, а живут и действуют поныне воочию наблюдателя и могут быть изучаемы не по одним мертвым памятникам, но и по живым остаткам, уцелевшим в разных углах нашего отечества, в разных слоях нашего общества. Историческая почва, по которой мы ходим, не покоится над рядом разновременных и разнородных пластов, вскрываемых только заступом историка: большею частью уши пласты остаются еще открытыми, вспахиваются и засеваются».  Открытый пласт, доступный во все времена. - это церковная традиция.

Согласно церковной традиции, Кирилло-Челмогорский монастырь, расположенный в 60 километрах к северо-западу от Каргополя на возвышенном берегу озера Монастырское (Челмогорское). возник в XIV веке на том месте, где в течение 52 лет прожил в пещере-келии преподобный Кирилл Челмогорский (память 8/21 декабря). По Житию, преподобный Кирилл родился около 1285 года в новгородских пределах, принял постриг в новгородском Антониевом монастыре (основанном в начале XII века преподобным Антонием Римлянином), а в 1316 году пришел на Челму. Вскоре он срубил часовню и келию, позже воздвиг церковь во имя Богоявления Господня. Прожив отшельником более 50 лет, старец скончался 8 декабря 1367 года. Сам он не создал монашеского братства, но в своем духовном завещании провозгласил: «место сие будет в пребывание иноком». Лет через 10 после его кончины на горе собрались пустыннолюбцы под руководством иеромонаха Арсения, которые начали обустраивать монастырь.  Такова церковная традиция.

Эта датировка жизни челмогорского святого была общепринятой для всей историографии Каргополья до публикаций К.А.Докучаева-Баскова. Так, бургомистр города Каргополя конца XVIII в. С.Литусов указывал время прихода преподобного Кирилла на Челму-гору 6824 год от Сотворения мира, или 1316 от Рождества Христова. Довольно подробно на этом вопросе остановился архимандрит Амвросий (Орнатский) в начале XIX века в статье о Каргопольском Спасском монастыре, тесно связанном с Кирилло-Челмогорской пустынью. Он указал, что архимандрит Новгородский Макарий в 1537 году назвал Спасскую обитель новой, возможно, имея в виду «обновленной», а также заметил (со ссылкой на надпись на раке преподобного Кирилла), что обитель была не такой уж новой, если в 6876 году от С.М. (1368 от Р.Х.) в ней были игумены, один из которых приходил исповедовать при. Кирилла. «Можно положить, - писал архимандрит Амвросий, - что обитель сия основана вскоре по просвещении страны сея христианскою верою, т.е. в начале XIV по Р.Х. столетия». В издании архимандрита Амвросия обитель названа: «Челмогорская или Челменская Покровская мужская упраздненная пустынь».

...Надо отметить, что разночтения в годе упокоения преподобного 1367/1368 связаны разными календарными стилями, применявшимися в Древней Руси, когда год начинался не 1 января, а 1 сентября (сентябрьский стиль) или 1 марта (мартовский стиль). Так как первоначальный текст жития преподобного Кирилла составлен не ранее конца XV века, а с 1492 года господствующим на Руси был сентябрьский календарный стиль, при котором год начинался и кончался на четыре месяца раньше январского, то для событий, происходивших с сентября по декабрь, византийская поправка составляет не 5508, а 5509. В связи с этим, по нашему мнению, дату упокоения святого следует читать как 6876-5509=1367 год.

С конца XIX века, с публикаций К.А.Докучаева-Баскова, оформилась тенденция относить жизнь и деятельность преподобного к более позднему времени, к XVI веку, так указано и в Олонецком патерике, вышедшем в 1910 году. К этой позиции присоединяются и современные исследователи. Разночтениям в датировке жизнедеятельности преподобного Кирилла способствует ряд факторов: отдаленный и не слишком значительный статус монастыря, в результате чего он нечасто попадал на страницы русских летописей; скудость (в силу частых пожаров и разграблений) источников, причем дошедших до нас не в оригиналах, а в более поздних списках. Такая специфика источников обуславливает возможность их разной трактовки. По мнению авторов данной статьи, житийная традиция не противоречит  имеющимся свидетельствам, историческому контексту и обстоятельствам подвигов преподобного Кирилла.

XIV столетие относится к начальному периоду христианизации Русского Севера. Проникая в северные земли с конца I тысячелетия н.э., в XI-XIII веках славяне заселили бассейны крупных рек и озер, бывших основными дорогами. Среди них - озеро Лаче и река Онега, издавна являвшиеся важнейшими транспортными артериями края и уже с XI века осваивавшиеся новгородцами и выходцами из Верхнего Поволжья. Внутренние, водораздельные территории как более труднодоступные места (к ним относятся берега Лекшмозера, где находится Челмогорская обитель) заселялись тремя - четырьмя веками позднее, в ходе земледельческой колонизацин; именно в это время начинается массовая христианизация северян, и Православие становится сердцевиной духовной и материальной жизни русичей. В XIII-XIV веках переселению на север Руси способствовали нещадные поборы и разорение центрально-русских районов, находившихся под монголо-татарским игом. Немалую роль в освоении края сыграли ищущие монашеского безмолвия; монашеские и мирские поселения в древности соседствовали; в «незнаемые земли» инок приходил раньше пахаря.

В XIV веке на севере подвизался не только преподобный Кирилл, но и преподобный Лазарь Муромский (Мурманский,  1391). являвшийся представителем византийской духовной  традиции. Происходя «из Римской земли, обители Высокогорской» и будучи пострижеником игумена Афанасия Дискота, Лазарь пришел в Великий Новгород, а затем поселился на пустынном острове в Онежском озере, создал на острове монашескую общину и стал основателем довольно крупного впоследствии монастыря. Преподобный Лазарь много страдал от своих соседей, именовавшихся «лопяне и чудь, страшивыя сыроядцы», о чем сам написал в своем жизнеописании (завещании), записанном старцем Феодосием и дошедшем до нас в более поздних списках...

Сходная картина была и на берегах Лекшмозера, когда
«некрещеные язычники — чудь, говорящая на своем языке и имевшая свою веру», пыталась сжечь келью преподобного Кирилла, столкнуть ее в озеро, ограбить святого, выгнать его. Просвещая проживавшую в округе Челмы-горы «белоглазую чудь», «казару некрещеную», преподобный заслужил их уважение. Примечательно, что местные жители несли преподобному не хлеб, а рыбу (чудо преподобного о рыбаках): рыболовство - исконный промысел финно-угорских народностей. Известно было им и подсечное (огневое) земледелие (чудо о дровосеках), в то время как культуру пашенного земледелия несли с собой славянские переселенцы. Видимо, неслучайно при преподобном Кирилле не возникла монашеская община: славянское население, имевшее опыт православной жизни, стало проникать сюда позже.

В то же самое время, когда на Севере подвизались преподобные Лазарь и Кирилл, на Руси протекала деятельность столпа русского Православия - преподобного Сергия Радонежского (1392). Его труды и молитвы стали духовной основой грядущего возрождения Руси, второй век томившейся под ханским гнетом. Последующий XV век стал периодом интенсивной деятельности духовных чад (детей, внуков), учеников преподобного, многие из которых шли на север и создавали монашеские обители. Но в житии преподобного Кирилла нет упоминаний о связях со школой преподобного Сергия Радонежского. Нет в нем, в отличие от житий святых Зосимы и Савватня Соловецких, преподобного Александра Ошевенского и других, упоминаний о контактах с новгородским боярством, которое с середины XIV века активно захватывало земли и угодья по всему Русскому Северу Между тем известно, что восточная сторона Лекшмозера в пору могущества Великою Новгорода составляла боярщину Труфана (Трифона) Сарского. деятельность которою протекала в середине XV в. (от имени этого боярина происходит название селения Труфаново, располагавщегося в двух верстак от Кирилло-Челмогорской пустыни). Все это - косвенные свидетельства жизни святого Кирилла до XV века. Исторический контекст жития преподобного соответствует реалиям именно XIV века.

Одним из аргументов К.А.Докучаева-Баскова в пользу поздней датировки времени жизни преподобного Кирилла является указание жития на то, что его братом был преподобный Корнилий Комельский (1537), время жизни которого известно. Но еще В.О.Ключевский предположил, что агиограф перепутал преподобных Корнилия Комельского (выходца из московских дворян) и Корнилия Палеостровского. Палеостровскнй святой жил во 2-й половине XIV века и происходил из псковских земель, которые в то время входили в новгородские пределы. Примечательно, что в наборе икон, размещавшихся в трапезной Покровского храма с. Лядины (Каргопольского уезда) среди 8 северных святых (Макарий Унженский, Иона Климецкий, Лазарь Муромский, Пахомий Кенский, Александр Ошевенский, Александр Свирский, Корнилий Палеостровский, Кирилл Челмогорский) представлен Палеостровский преподобный, а Комельский отсутствует, причем преподобные Кирилл и Корнилий размещаются рядам.

Иконописная традиция изображать рядом Палеостровского. Челмогорского и Муромского преподобных была распространена довольно широко. На иконе "Собор карельских святых" конца XIX века (г. Куопио, Финляндия)
 изображены 48 святых; во втором ряду среди 6 святых представлены преподобные Корнилий Палеостровскнй, Кирилл Челмогорский и Лазарь Муромский (3-й, 4-й и 5-й слева).
Фрагмент иконы "Собор Карельских святых" из г. Куопио (Финляндия).
Конец XIX в.: прп. Корнилий Палеостровский, Кирилл Челмогорский,
Лазарь Муромский (слева направо).
На другом чтимом образе "Собора карельских святых" (начала XXI в.) - из одноименного придела Александро-Невского кафедрального собора - преподобные Корнилий Палеостровскнй и Кирилл Челмогорский тоже располагаются рядом. Па иконе "Собор карельских святых" 1910 года, написанной по благословению Никанора (Надеждина), епископа Олонецкого и Петрозаводского, и считающейся одним из ранних образов данной иконографии (из Екатерининской церкви г. Петрозаводска) преподобному Лазарю Муромскому (в 1-м ряду крайний слева) предстоит именно Челмогорский святой (крайний справа). Таким образом, житийная и иконописная традицин подтверждают друг друга в вопросе о времени жизни преподобного Кирилла Челмогорского как современника преподобного Лазаря. Сведения о преподобном Кирилле подвергаются сомнению также в связи с тем, что сохранившиеся списки жития относятся к жития относятся к XVIII-XIX векам. Преподобный Кирилл был прославлен (видимо, как местно чтимый святой) в XV веке, когда новгородский изограф Иоанн написал образ преподобного, и были составлены житие и служба, которые позже были утрачены...

Оба преподобных перед смертью предвещают возникновение на сем месте монастыря.
Но есть и существенные различия; в частности, только в житии преподобного Кирилла упоминается «чудь белоглазая». Сравнительного филологического анализа двух житий пока не проведено; некоторые признаки позволяют предположить наличие общего протографа.

В XV-XVI веках какое-то время, возможно, удаленная пустынь не функционировала в качестве мужской обители, а использовалась как место ссылки опальных княгинь. Точно известно, что царь Иоанн Грозный в 1563 г. сослал в обитель нескольких постриженных именитых узниц - жену и двух дочерей князя Дмитрия Курлягева-Оболенского: «...а княгиню княже Дмитрееву Курлятева и дву княжон велел постричи в Оболенску, а, постригши их, велел вести в Каргополе в Челмъской монастырь». По-видимому, царь Иоанн использовал пустынь в гаком качестве не первый, а опирался на традицию...

Еще одной великокняжеской узницей, находившейся в Каргополе, согласно Постниковскому летописцу, была бесплодная жена великого князя Василия Ш Соломония Юрьевна Сабурова, в иночестве тоже София (сноха Софии Палеолог)...

Каргополь как место ссылки использовали и князья Шуйские...Может быть, именно с этими событиями связана жалованная грамота Грозного Челмогорскому монастырю 1544 года.

Эти не очень ясные исторические известия о возможном использовании Челмогорского монастыря как места ссылки, свидетельствуют и о том, что, по-видимому, на значительный период монашеская жизнь обители была прервана, и «монастырь стоял многое время пуст». Неслучайно в челобитной 1532 года лядинцы и лекшмозеры жаловались царю Ивану Васильевичу на священников (а не монахов) пустыни Алексея Черемисина и Ивана Граворонова Явно неместные фамилии священников дают возможность предположить, что они - из свиты узниц. Возможно, в то время и утерялись документы из архива обители; не исключено, что они были уничтожены. Тем не менее в дальнейшем монашеская жизнь в Челмогорской пустыни была восстановлена.

Таким образом, церковная традиция жизнеописания и почитания преподобного Кирилла, как мы стремились показать, не противоречит историческим фактам. Можно считать, что
  в 2016 году исполнилось 700 лет со времени поселения преподобного на Челме-горе, а в 2017 году грядет 650-летняя годовщина со времени его упокоения,
те это один из древнейших монастырей на Архангельской земле. В то же время очевидно, что богатая событиями история Кирилло-Челмогорского монастыря, несколько раз попавшего на страницы русских летописей, еще ждет своих исследователей.

В настоящее время выявленные данные по истории обители позволили составить ее «историко-археологическую модель» на 1912 год. Источниками модели послужили изображения монастыря па иконах, фотографии отдельных сооружений монастыря, сделанные в 1912 году Г.Сергиевским, рисунок 1871 г. панорамы монастыря с юга К.А.Докучаева-Баскова из Отдела рукописей ГИМ, археологические описания обители XIX века, а также свидетельства старожилов
и современные исследования, проводившиеся в 2015 г. на территории
монастыря под руководством сотрудника отдела охранных раскопок  Института археологии РАН М.Е.Ворожейкиной.

На первом этапе исследования (с 15 октября но 19 октября) археологами была выполнена инструментальная (топографическая) съемка территории монастыря и окрестностей с целью научного исследования и виртуальной реконструкции монастыря. Попытка составить «археологическую модель» Кирилло-Челмогорского монастыря предпринимается не впервые: особенностью представляемой модели является точное топографическое расположение монастырских строений и деревьев Святой рощи, координаты которых зафиксированы археологами...

Историко-археологическая модель Кирилло-Челмогорского монастыря
на 1912 г. Автор Н.Ю.Варшавская.
История Кирилло-Челмогорского монастыря, многовековая и многотрудная, вписана в малую и большую историю Лекшмозерья, Каргополья, Олонецкой и Архангельской земель, России. Мы верим, что преподобный Кирилл не прекращает своих молитв пред Престолом Божиим за порушенные храмы, за разоренное святое место, за убиенных и погубленных, за неразумных, обманутых и обманувшихся, за нас грешных. А это означает, что история древней обители еще не завершилась.


Примечания:
1. Текст и иллюстрации из материалов XIV Каргопольской научной конференции "Каргополь и Русский Север в истории и культуре России. X-XXI вв." Каргополь, 2017.
2. Обширная библиография опущена.
3.Сокращены сведения об использовании Каргополя как место великокняжеских ссылок. 
4. Другие публикации о Кирилло-Челмогорском монастыре на нашем сайте см.
здесь.