< Кенозерье

И.Д.Соловьёва, О.В.Клюканова
(г. Санкт-Петербург)

СЕРЕБРЯНЫЙ РЕЛИКВАРНЫЙ КРЕСТ
ИЗ ПАХОМИЕВА КЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ


Об истории и духовном наследии Спасо-Преображенского монастыря, основанного в конце XV века преподобным Пахомием Кенским в Каргопольском крае на берегу реки Кена, известно в основном из жалованных грамот и переписных книг XVI - XVIII веков, которые были опубликованы и проанализированы в работах Е.В.Барсова, архимандрита Никодима (Кононова) и К.А.Докучаева-Баскова. В последнее время появились новые исследования, посвященные Пахомиевой пустыни. М.Н.Мелютина на основании описи 1755 года описала алтарное убранство, характер и состав иконостасов монастырских церквей и их приделов, а также мемориальный комплекс над мощами преподобного Пахомия Кенского. Исследованию новых материалов посвящена публикация А.В.Пигина. Архивные документы и коллекция произведений древнерусского искусства из Александро-Свирского монастыря, хранящаяся в Русском музее, позволяет пополнить новыми фактами историю этого небольшого северного монастыря.

Известно, что в 1748 году Кенская пустынь была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю. В это время в Кенском монастыре находились: ветхая пятиглавая Спасо-Преображенская церковь с приделом Антония Сийского; трехглавая церковь Рождества Богоматери с трапезной; теплая одноглавая церковь Николая Чудотворца с келарской и колокольней над ней; другие постройки. В 1755 году монастырское имущество описали (составлена «Выметная роспись»), а в 1764 году монастырь был окончательно упразднен

Вся ценная утварь была перевезена в Каргополь, в Спасо-Преображенский монастырь. Из Кенской пустыни были увезены 35 пядничных образов под окладами, ризы, панагии, церковные сосуды и 45 книг. Наименее ценное имущество, которое включало, помимо прочего, 49 книг, было оставлено в монастыре, преобразованном в Кенский приход и, по-видимому, почти полностью сгорело при пожаре 1800 года удалось обнаружить и ввести в собрание Архангельского областного краеведческого музея. Это «Апостол» 1564 года, напечатанный в Москве Иваном Федоровым. А.В.Пигин установил современное местоположение еще девяти книг из монастырского собрания. Пять из них хранятся в Библиотеке Российской Академии наук, а до 1917 года они входили в собрание Александро-Свирского монастыря, библиотека и архив которого после закрытия в 1922 году были вывезены в Петроград. На основании текста Синодальной описи 1855-1856 годов можно установить, что из Пахомиевой пустыни в Свирский монастырь поступило еще несколько рукописных и старопечатных книг, по-видимому, не сохранившихся до сегодняшнего дня.
(Перечень книг опущен - М.З.)

Представляется возможным уточнить историю миграции книг из библиотеки Кенской пустыни. Они совсем недолго находились в Каргополе и в 1769 году уже были перевезены в Александро-Свирский монастырь Этому предшествовало учреждение в 1764 году кафедры епископов Олонецких и Каргопольских с местом их пребывания в кафедральном Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре. В эти же годы в Свирский монастырь поступает имущество и из других приписанных к нему монастырей и пустынь.

Из Пахомиевой Кенской пустыни в Троицкий Свирский монастырь был также перенесен драгоценный реликварный крест, священные вложения которого, без сомнения, делали его очень значимым для обеих обителей.
Напрестольный крест из Кенского монастыря.
1682 г.
 Лицевая (слева) и обр. стороны
В орнаментальном картуше на оборотной стороне креста помещена резная вкладная надпись:
Резная надпись на обр. стороне креста
«ЛЕТА 7190 (1682) ГОДУ ПОСТРОЕНЪ СИИ КРСТЬ В ПРЧТНУЮ ОБИТЕЛЬ НИКОЛЫ ЧЮДОТВОРЦА И ПАХОМИЯ КИНЬСКАГО ПО ВЕРЕ ИНОКА ВАРСУНОФИЯ».

Крест имеет традиционную восьмиконечную форму. На лицевой стороне в средокрестии представлено Распятие без орудий страстей. В верхнем перекрестии - слетающиеся ангелы, по сторонам - фигуры предстоящих Богоматери и Иоанна Предтечи. Изображения исполнены в технике чеканки и дополнительно проработаны резцом. Фигура Христа занимает основное пространство средокрестия. Она исполнена в высоком рельефе, форма мягкая, правильная, но вмеесте с тем  «безвольная» (руки без плеч и локтей, без традиционной графической проработки). Стремление мастера к натурализму выразилось в изображении капель показанных мелкими насечками у ребер Христа и на ладонях.

Голгофский крест едва возвышается на общем фоне, его поверхность проработана «елочкой» геометрическим вертикальным чеканом. Основной фон за мелким канфарником. Рукоять креста с лицевой стороны украшает плотный упругий чеканный узор, составленный из переплетающихся цветочных розеток  и листьев. Края обозначены рамкой из двух рядов чеканной веревочки, между которыми пущен рельефный «бегунок». Семь оконечий украшены «коробцами" со сканными бусинками. У изображений помещены именующие надписи, исполненные резцом и выделенные гладкими фонами-киотцами. Боковые стороны  креста заполнены резным орнаментом.

По форме, иконографии, типу и характеру чеканки крест из Кенского монастыря близок группе новгородских памятников XVII века. В пользу его новгородского происхождения свидетельствует и большое количество вложенных мощей и реликвий новгородских святых.

Все поле оборотной стороны креста занимают «пояснительные» или «сопроводительные» надписи, сообщающие о священных вложениях. Эти надпио ставляют большой исторический и историографический интерес, вместе с тем, подобные плотному непрерываемому орнаментальному декору, они выполняют  и эстетическую роль. Надписи исполнены резцом плотным и уверенным почерком по гладкому фону. Сообщения об отдельных вложениях отделены друг от друга декоративными звездочками - «паузами».
(далее следуют надписи на кресте - М.З.)

В средокрестии с тыльной стороны помещается круглый медальон с поясным изображением святителя Николая, благословляющего правой рукой, с закрытой книгой в левой руке. Резной рисунок исполнен в один штрих с минимальными проработками формы. Во вкладной надписи Кенский монастырь  именуется  "обителью Николая Чудотворца и Пахомия Киньскаго", в то время как в документах того времени он называетя: "Пахомиева Спасская пустынь".  

В расположнении мощей в кресте соблюдена не выдержанная строго иерархия: в верхнюю часть вложены реликвии Святой Земли и мощи вселенских святых, ниже - реликвии местночтимых новгородских святых. Вселенские чудотворцы и Святые места Палестины представлены частицами мощей и так называемыми вторичными» реликвиями, обычно привозившимися из Святой Земли -это «персть», масло, воск и ладан, фрагменты камней и дерева. Новгородские святители и преподобные представлены исключительно частицами их облачений, камней и гробного дерева.

Надписи на кресте не просто перечисляют вложения, но и, зачастую, подробно описывают святыни....

Отметим безусловное предпочтение местночтимых святынь и реликвий Варлаама Хутынского, архиепископа Иоанна, Ефрема Новоторжского, архиепископа Ионы, Зосимы и Савватия Соловецких, Антония Римлянина...

Исключительное по полноте собрание мощей, среди которых присутствуют очень редкие и просто уникальные святыни, позволяет сделать предположение о том, что они были уделены иноку Варсонофию не только от святынь Дома Святой Софии, но и непосредственно привезены из паломничества на Святую Землю, предпринятого, возможно, самим вкладчиком креста. В описях имущества XVIII века Софийского собора перечисляются многочисленные хранившиеся в ковчегах мощи и евлогии. С этими реликвиями удается соотнести более половины вложений креста инока Варсонофия. Причем евлогии некоторых святых - Иоанна Предтечи, Дмитрия Солунского, Ефрема Новоторжского, Антония Римлялнина - повторяются, так как, по-видимому, они были извлечены из нескольких ковчегов. В крест также были помещены такие удивительные евлогии, как часть древа иконы Богоматери Одигитрии «Иерофеевского образа» и «слезы» от еще одной иконы «Пречистая Богородица», названные в верхних строках пояснительной надписи среди палестинских реликвий.

По богатству своих священных вложений крест 1682 года из Пахомиевой пустыни может быть сопоставлен с еще одним новгородским крестом, «построенным по обещанию» в 1690 году приказным Софийского архиерейского дома Андреем Богдановичем Сназиным в Воздвиженский придел церкви Архангела Михаила на Торговой стороне Новгорода. Крест был создан в мастерской новгородца Григория Лопкова Во вкладной надписи на кресте 1682 года не упомянуты ни правящий государь, ни патриарх либо новгородский митрополит, что подчеркивает частную инициативу его создания. Инок Варсонофий «построил» драгоценный крест на престол церкви Николая Чудотворца Пахомиевой пустыни исключительно благодаря своему усердию и вере. Крест инока Варсонофия является единственным сохранившимся произведением из драгоценной литургической утвари Спасо-Преображенского Кенского монастыря.

 
Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения-2009". Архангельск, 2011.
2. Авторы: И.Д.Соловьева - канд. искусствоведения, зав. отд.  ГРМ,
О.В.Клюканова - ст. н. сотр. ГРМ.
3.
С некоторыми сокращениями.
4. Библиография опущена.
5. На страницу "Церковь на Русском Севере".