Т.М.Кольцова
 
Гл. III  ИКОНОПИСЦЫ и ИКОНОПИСНЫЕ АРТЕЛИ  НА ОНЕГЕ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

Крестьянские иконописные артели

Иконописание в
XVII-XVIII вв. становится одним из важнейших ремесел на Русском Севере. Основную группу северных иконописцев составляли крестьяне. Среди них были священники, дьячки, вышедшие из той же крестьянской среды. Каждый иконописец имел свой надел, от которого кормился. А монастырские крестьяне-иконописцы были обязаны к тому же обрабатывать тягловые земли.

Артель Михаила Алексеева

Постоянные отлучки кормильцев подчас создавали весьма серьезные проблемы для семей иконописцев. Тот же Михаил Алексеев в течение восьми лет жил «в отлучке» от своей семьи, работая в Крестном и подмосковном Новоиерусалимском монастырях. В это время его жена с маленькими детьми оставалась в деревне Огрушинской, что на реке Онеге. Михаил неоднократно обращался к патриарху Никону с челобитными о замене его тягла на иконописные работы.... После этого Никон распорядился выдать на пропитание его жены и детей «из монастырской житницы... чети ржи, ячмени тож...».

Иконописцы, которых объединил Михаил Алексеев, создали на Онеге иконописную артель. Благодаря многочисленным письменным свидетельствам сведения о6 артели достаточно обширны. В ее состав входили иконописец онежской Порожской волости Иван Никонов, Ортюшка Добрынин, Артемий Афанасьев. Артель работала преимущественно по заказам Крестного монастыря и в его вотчинах. Наиболее крупный заказ выполнен иконописцами в 1659-1661 гг. По заданию патриарха Никона они написали иконы для вновь строящегося Крестного монастыря: в церквах Воздвижения Креста Господня и Происхождения Честных древ Христовых. К сожалению, ничего не сохранилось из иконописного наследия этого монастыря.

По свидетельствам очевидцев, в 1930-1950-е годы на Кий-острове иконами настилали уличные деревянные мостки.

После завершения работ и освящения Никоном собора Крестного монастыря трое иконописцев во главе с М.Алексеевым были отпущены в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Это свидетельствует о том, что Никон очень ценил свою онежскую иконописную артель. Они работали там длительное время, по крайней мере, вплоть до 1665 г. ...

К 1670 г. мастера вновь возвращаются на Онегу. В этот период имя Михаила Алексеева чаще встречается в паре в Артемием Афанасьевым. В артели начинает работать сын Михаила Василий. Позже, в 1780-е гг., присоединяются младшие сыновья: Сава, Андрюшка, затем Козьма. Иконописное мастерство передается по наследству и становится семейным ремеслом. Во второй половине XVII в. в низовьях реки Онеги, в вотчинах Крестного монастыря, не было альтернативной иконописной артели. Михаил Алексеев «с товарищи» выполнял все наиболее крупные и значительные заказы в данном регионе. Известно, что представители артели в 1672-1673 гг. работали в Холмогорах и Архангельске, а в 1680-е гг. писали иконы для Успенской церкви Пертоминского монастыря...

Крупнейшими приходами в вотчинах Крестного монастыря были: Усть-Кожский, Чекуевский, Верхне-Мудьюжский, а также приписной Сырьинский монастырь. Во второй половине XVII в. там возводились новые храмы. В живописном наследии этик приходов выделяется группа икон последней трети XVII в., отмеченная едиными стилистическими особенностями и высоким профессионализмом. Поскольку письменные источники Крестного монастыря этого времени называют лишь одну постоянную иконописную артель, работавшую в его вотчинах, следует предположить, что упомянутая группа икон принадлежит именно артели Михаила Алексеева.
Арх. Гавриил.
посл. треть XVII в.
В.Мудьюга
Апостол Павел.
посл. треть XVII в.
В.Мудьюга
Это преимущественно иконы местного и деисусного рядов иконостасов. Сохранность большинства икон хорошая, хотя многие имеют поздние записи. Живопись под плотным, сильно потемневшим слоем олифы. Доски довольно толстые (около 4 см), с ковчегом. Основа покрыта паволокой. Аевкас положен тонким, но плотным слоем. Как правило, иконы артели отличаются хорошей сохранностью грунтов, крупные вздутия левкаса и значительные осыпи для них являются редкостью.

...Большое значение иконописцы артели уделяют проработке деталей архитектурного фона и атрибутов. Их отличает знание прямой перспективы. Им свойственна тщательно продуманная орнаментация одежд и других предметов, которая сводится к определенному набору повторяющихся узоров. Активно используется дробный черневой графичный орнамент, напоминающий гравюрную штриховку, явно заимствованный из оформления печатных и рукописных книг.
Артель М.Алексеева. Успенье Богоматери.
Кон. XVII-нач.XVII в., д.Сырья
...Последний раз имя иконописца М.Алексеева встретилось нам в документах Крестного монастыря за 1693 г. В этот период в состав артели входят дети иконописца, которые продолжают ремесло отца. В конце
XVII - начале XVIII в. написан праздничный чин Никольской церкви деревни Сырья. Он состоит из двадцати икон. Иконы разнятся по своему художественному уровню. Лишь одну из них, «Преполовение », отличает рука сильного мастера. Многие иконы были поручены начинающим иконописцам артели и написаны неумело.

Семья Иконниковых

Документы XVIII в. именуют «сыновей Михайловых» Козьму и Сану Иконниковыми. Эта фамилия так и осталась за семьей, о чем известно из переписных книг Онежского уезда. В XVIII в. фамилия Иконников уже довольно распространена на Онеге, что несомненно свидетельствует о6 устойчивых традициях семейного иконописания. Так, например, внуки онежского иконописца Феоктиста Климентова, жившего в конце XVII - начале XVIII в., Петр и Яков, сыновья Гавриловы, были иконописцами и носили фамилию Иконниковы.

Артель И.И.Богданова-Карбатовского

В XVIII - начале XIX в. на Онеге работала иконописная артель Ивана Иванова Богданова-Карбатовского (1716-1801). Приставка к фамилии Карбатовский говорит о происхождении иконописца из деревни Карбатово Чекуевской волости на Онеге. Многие годы он работал в соавторстве с И.В.Мининым (1747 - после 1811), который был крестьянином соседней деревни Медведевской, что также в Чекуевской волости. После пожара Каргополя в 1765 г. именно этим иконописцам было поручено создать новые иконостасы собора Рождества Христова, а также Воскресенско Благовещенской церквей.  

Самая значительная работа артели - высокий пятиярусный иконостас собора Рождества Христова города Каргополя, который был создан в 1770-е годы....Он имеет пятиярусную конструкцию с традиционным размещением рядов: местный ряд, праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий. Иконописцы работали в соавторстве с высокопрофессиональной бригадой резчиков, которые создали сложный резной декор иконостаса.  

В состав первого ряда были включены несколько древних икон: «Рождество Христово» XVI в. и «Богоматерь» XVII в. Остальные иконы написаны мастерами заново. Размеры собора очень большие, поэтому для верхних чинов, начиная с праздничного, мастера написали по семнадцать икон. Пророческий ряд - поясной, а праотеческий - ростовой. Вне зависимости от количества персонажей композционная плоскость каждой иконы максимально насыщена. В этом сказался выбор иконописных подлинников и общие тенденции искусства барокко.

Каждая икона мыслилась как неотъемлемая часть всей композиции иконостаса. Несмотря на кажущуюся дробность, иконы хорошо читаются на расстоянии благодаря четкому абрису фигур. Одежды подчеркнуты контуром в виде двойной белильной линии, проведенной по краю одежд. Эта специфическая особенность станет очень характерной для иконописцев артели и их последователей. Мастерами было продумано и единое цветовое решение иконостаса. Общий колорит построен на разнообразных светлых, но ярких тонах. Использована позолота, которая придает нарядность и перекликается с блеском резьбы иконостаса.
И.И.Богданов-Карбатовский.
Алексий - человек Божий. 1761 г.
Собор Рожд. Хр., г.Каргополь
Иконы для придела Алексия - Человека Божия были написаны И.И.Богдановым-Карбатовским в соавторстве с И.В.Мининым в 1767 г., о чем свидетельствуует надпись на иконе местного ряда «Богоматерь с младенцем».

Работая в каргопольском соборе, мастера артели проявили себя не только в области  станковой, но и в монументальной живописи, а также прекрасными декораторами. Они расписали напрестольную сень главного алтаря. Ими же выполнена  монументальная роспись входных дверей западной паперти собора, изображающая двух ангелов. Крупные фигуры хорошо скомпонованы на плоскости дверных полотен. Несмотря на масштабность фигур, живопись рассчитана на близкий контакт зрителя с нею: рисунок конкретизирован, одежды орнаментированы, живопись с цветовыми нюансами, полутонами. В нижней части левой створки дверей есть подпись, которая и подтверждает, что роспись выполнили в 1784 г. иконописцы «Онегской округи Чекуевской волости Иван Иванов да Иван Алексеев Богданов-Карбатовские». И.А.Богданов-Карбатовский (1762-1835) был племянником ведущего мастера артели.

Созданию живописи в главном соборном храме Каргополя придавалось большое значение. Тот факт, что для выполнения столь сложного и ответственного заказа была приглашена онежская иконописная артель И.И.Богданова-Карбатовского, говорит о высокой оценке ее профессионального мастерства.

В разные годы в составе артели работали жители онежских деревень: Иван Васильшин, Иван Алексеев Богданов-Карбатовский, Григорий Федоров Максимов, Филипп Яковлев Поликарпов. Артель на протяжении почти столетия была ведущей в иконописной культуре бассейна реки Онеги. За этот период она сформировала творческое лицо. Старшее поколение артели, начинавшее работать в эпоху возвышенного барокко, к концу XIX в. перешло к уравновешенному искусству классицизма. Мастера пользовались своим набором иконописных подлинников. У артели были технологические особенности, стилистическая специфика.
Артель И.И.Богданова-Карбатовского.
Прп. Макарий Желтоводский.
Кон. XVIII-нач.XIX вв.
Иконам свойственна насыщенная цветовая палитра. Краски ложатся плотным укрывистым слоем. Некая «прозрачность» присуща только лишь пейзажному фону икон. Все мастера артели - хорошие рисовальщики. Они умеют правильно и пропорционально построить фигуры, красиво задрапировать одежды. По краям драпировок всегда идет двойная белильная кайма, подчеркивающая выразительность силуэтов. Личное письмо скрупулезное, с тонкой светотеневой моделировкой. Иконы отличаются разнообразными и сложными архитектурными фонами. Следует отметить и своеобразную орнаментацию икон. Декоративные картуши обрамляют тексты. Растительные орнаменты покрывают одежды и драпировки, воспроизводя узоры церковных тканей, бытовавшие на Севере в
XVIII в. и заимствованные из книжной орнаментики.

Во второй половине XVIII в. на Онеге возводится много церквей, реконструируются иконостасы. Наиболее крупные и ответственные заказы на комплексные иконописные работы по оформлению храмов выполнялись артелью И.И.Богданова-Карбатовского. Иконописцы работали над живописным убранством церкви Иоанна Богослова в Ошевенском, а также в Ошевенском монастыре. Ими созданы иконостасы многих церквей Онежского уезда, в том числе в деревнях: Макарьино, Мондино, Нижмозеро, Нименьга, Пияла, Пурнема, Чекуево и других. Мастера артели расписали «небеса» церквей в селах Саунино, Волосово, Подпорожье, часовен деревень Чоково, Нермуша.
Артель И.И.Богданова-Карбатовского.
Расписное "небо" в Саунино.
Вторая половина XVIII в.
Период конца XVIII - начала XIX в. был отмечен резким сокращением строительства храмов на Севере и уменьшением числа иконописных заказов. Необходимость в больших иконописных артелях постепенно отпадает. Мастера выживают поодиночке или семейным подрядом.

Традиции онежской артели в первой половине XIX в. продолжали сохранять младшие из учеников И.И.Богданова-Карбатовского и их последователи. В частности, они были поддержаны отцом, сыном и внуком Максимовыми. Родоначальник династии Григорий Федоров Максимов (1776-1833),  крестьянин деревни Лемпиевской Мондинского прихода Онежского уезда. Он следующим образом описал годы своего обучения в артели И.И.Богданова-Карбатовского: «...вступил для обучения себя иконописному художеству, имея от роду своего 12 лет, к крестьянину, иконописцу сей же Онегской округи Чекуевского прихода Ивану Иванову сыну Богданову, сие искусство совершенно знающему, с которым и занимались безотлучно 17-ть лет, а именно: в 1790-м году описывали с означенным учителем моим Онегской округи в Ворзогорском приходе всю теплую церковь, после в Кяндском приходе холодную церковь, потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался, по смерти коего я, получив желаемое в том иконном искусстве от него сведение... к тому начал приучать и сына моего Павла, с которым потом имели разные подряды и в разных приходах». В 1809 г. Г.Ф.Максимов уехал в Мошенский приход Каргопольского уезда, где «описывал новопостроенную каменную церковь Вознесения Господня с приделами». Затем вместе с сыном Павлом брал иконописные подряды в разных приходах: в Усть-мошском, Полуборском, в Аглимозерской пустыни Каргопольского уезда, в Тихмангском приходе Вытегорского уезда, в Порожском, Прилуцком, Владыченском приходах и в Крестном монастыре Онежского уезда.
Иконостас Преображенской церкви села Турчасово.
Среди сохранившихся работ Г.Ф.Максимова - роспись стен и потолка Преображенской церкви Турчасовского прихода Онежского уезда, выполненная в 1833-1834 гг., созданная иконописцем совместно с сыном Павлом (сохранилась в церкви в аварийном состоянии). Росписи выполнены масляными красками на больших холстах, натянутых на подрамники. Потолок в форме «неба» обит холстом. изображены архангелы, евангелисты. для этой же церкви иконописцами Максимовыми был создан новый пророческий ряд иконостаса. Эти работы показывыют, что иконописцы берутся за сложные, неординарные, монументальные композиции. Мастера постепенно переходят к новой, масляной технике живописи и пишут рактически без грунта. Если старший Максимов был тесно связан с набором иконописных образцов, бытовавших в артели И.И.Богданова-Карбатовского, то его сын Павел становится более свободным в выборе композиции.

После смерти отца в 1830-е гг. П.Г.Максимов работал самостоятельно. Выполнял заказы на «поновление» икон, на «золочение» иконостасов в церквах Онежского уезда и в Пертоминском монастыре. В 1840 г. написал икону Спасителя «с благословляющею раскольническою рукою» для Тамицкого прихода. В результате в 1841 г. по указу Архангельской духовной консистории он «не мог заниматься работою икон». За ним было предписано следить священникам. Только через несколько лет иконописец возобновил работу.

Надо отметить, что если в XVIII в., не без влияния Крестного монастыря, низовья Онего были единственным регионом Русского Севера, не попавшим под влияние старообрядцев, то к XIX в. картина резко меняется. Частный заказ на Онеге стал ориентироваться преимущественно на старообрядцев. Правда, элементы старообрядческой культуры на онежских иконах сводились к формальным признакам: двуперстому благословляющему перстосложению и написанию титлов Христа: «IC ХС ». Такими были заказные иконы с изображением небесных покровителей конкретной семьи. Образы могли быть как небольшими, домашними, так и крупными. Икону принято было положить вкладом в храм в память о себе и своих близких.

Младшим в иконописной династии был Алексей Павлов Максимов (ум. в 1887 г.), сын П.Г.Максимова. Как и отец, он постоянно проживал в Мондинском приходе Онежского уезда. Письменные источники сообщают, что он работал один, без товарищей, в церквах Пиялы и Малошуйки. Заказов было немного, в основном - на «поновление» иконостасов.

Поскольку для крестьянских иконописцев их ремесло было важным источником существования, то они не гнушались и «малярной» работы. Могли покрасить стены в церквах, клиросы и лавки в храме; кому-то поручали «малярку бортов карбаса». В отсутствие иконописных заказов мастера стали постепенно переходить к домовой росписи, украшению предметов домашнего обихода. Таким образом, иконописные традиции стали базой для формирования в XIX в. профессиональной среды мастеров северной народной росписи по дереву.


Примечания:
1. Из главы III книги Т.М.Кольцовой "Иконы Северного Поонежья", М., Сев. Паломник, 2005.
2. С небольшими сокращениями.
3. Иллюстрации - из книги Т.М.Кольцовой.