Т.М.Кольцова

ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА НИКОДИМА КОЖЕОЗЕРСКОГО

В Северном Поонежье сформировались культы нескольких православных святых: Кирилла Сырьинского, Диодора Юрьегорского и Никодима Кожеозерского. Иконы с изображениями первых двух святых известны по упоминаниям в письменных источниках. Образ святого Никодима Кожеозерского был более распространен, особенно в вотчинных землях, усольях Кожеозерского монастыря на реке Онеге и в Каргополье.

Один из крупнейших северных монастырей — Кожеозерский мужской монастырь — был основан в 1560 г. на Лопском полуострове, омываемом водами озера Коже. Его история тесно связана с другими северными монастырями, с монастырской колонизацией и освоением Северного края.

Первым насельником этих мест был монах Нифонт, выходец из Каргопольского Александро-Ошевенского монастыря. Основание же Кожеозерского монастыря принято связывать с именем преподобного Серапиона (в миру известен как Сергий — бывший казанский царевич Турсас Ксангарович, умерший в 1611 г.). Царь Федор Иоаннович пожаловал новой северной обители Лопский полуостров и земли вокруг него.

Первый храм монастыря был освящен в честь Богоявления Господня. Следом за ним построили Благовещенскую церковь с трапезной палатой. Монастырь окружала деревянная ограда со Святыми воротами. Первоначально постройки монастыря были деревянными и часто страдали от пожаров. Наибольший ущерб монастырю принесли пожары 1692 г. и 1730 г.

С 1643 по 1646 г. монастырь возглавлял игумен Никон, впоследствии — святейший патриарх Московский, известный преобразователь Русской православной церкви. При Никоне монастырь расцветает, а число братии достигает 100 человек. В 1764 г., после издания Екатериной II нового штата монастырей, Кожеозерский монастырь был закрыт и возобновлен только в 1851 г., чтобы противодействовать расколу на территориях, примыкающих к Поморью. Возрожденному монастырю были переданы сенокосы и пашни вокруг Кожозера и по реке Коже.
Состояние возобновленного в середине XIX в. Кожеозерского монастыря зафиксировала гравюра 1854 г. На ней изображены деревянные постройки, не сохранившиеся до наших дней.
Гравюра "Никодим Кожеозерский". 1854 г. Соловецкий музей-заповедник.
На гравюре представлен вид обители с высоты птичьего полета: монастырь, расположенный на полуострове, обнесен деревянной оградой с двумя въездными воротами и надвратной церковью. В центре ансамбля — Бого­явленская и Благовещенская церкви. Перед ними — высокий деревянный поклонный крест. Все остальные строения монастыря размещены по периметру ансамбля и примыкают к деревянной ограде. Никодим Кожеозерский представлен в рост, слева от монастыря. Вверху, на облаках, ангелы поддерживают образ «Богоявление» — напоминание о главном празднике и главном храме монастыря. В нижней части гравюры в два столбца написаны тропарь и кондак преподобному Никодиму.

Период последнего расцвета монастыря связан с именем архимандрита Питирима (1885-1903). При нем была построена новая дорога, соединившая озеро Коже с Онежским трактом, благодаря чему открылась возможность для паломничества в монастырь, были возведены каменная и деревянная гостиницы для богомольцев и трудников. В монастыре работали онежские каменщики и плотники. Каменные постройки были сложены из местного белого камня (известняка) и кирпича, который обжигали тут же, в монастыре.

На рубеже XIX-XX вв. завершается формирование архитектурного ансамбля Кожеозерского монастыря. Своеобразие планировки его территории определили близость озера, особенности рельефа и островное положение. В центральный монастырский комплекс были включены каменные Успенская церковь, Преображенская церковь с трапезной палатой, надвратная церковь Иоанна Предтечи, настоятельский и братские корпуса. Эти здания и составляли архитектурное ядро монастырского ансамбля. Многие из них сохранились до наших дней.

Монастырь, закрытый в начале 1920-х гг., вновь был возрожден только в 1998 г. В настоящее время там постоянно проживают новые насельники.

Небесным покровителем монастыря считается Никодим Кожеозерский (или Хозьюгский), скончавшийся в этой обители 3 июля 1639 г. Он был известным пустынножителем, который прославился многими чудесами и святостью своей жизни.

Преподобный Никодим (в миру — Никита), уроженец Ростовского уезда, сын крестьянина, кузнец. Принял постриг в 1595 г. в Чудовом монастыре. В 1602 г. перешел на реку Онегу, в Кожеозерский монастырь. Прожив здесь полтора года, он уходит на речку Хозьюгу, что в пяти верстах от обители, и ставит келейку. В полном безмолвии, подражая великому пустынножителю Павлу Фивейскому, он прожил 35 лет. Когда же святой изнемог от старости, то игумен Иона убедил его перейти в обитель, где он и почил. В 1662 г. Никодим Кожеозерский причислен к лику православных святых. Мощи его находились в монастырском храме Богоявления Господня и привлекали большое число верующих на поклонение.

Первые образы Никодима Кожеозерского были написаны для северных храмов уже во второй половине XVII в. В сводном иконописном подлиннике его изображение рекомендуется писать следующим образом: «Подобием надсед,брада черна, продолговата, не широка, ризы преподобнические и в схиме. Образ святого дважды встречается на страницах Сийского иконописного подлинника. На одном листе образца он представлен в рост, в развороте вправо, в паре со святым Пахомием Кенским.
Преподобные Никодим Кожеозерский и Пахомий Кенский.
 Лист из Сийского иконописного подлининика. РНБ.
Одет в монашескую мантию с накинутым на голову кукулем и в схиму. Борода небольшая, руки воздеты в молитвенном жесте. Около изображения написаны пояснения: «Власы счерна русы, пустынник Хожуюгский монастыря Кожеезерский, соборная церковь Богоявление Господне». Последнее указание относится к названию главного соборного храма Кожеозерского монастыря.

Существовала традиция писать образы преподобных в поклонении главному празднику обители. Сийский иконописный подлинник собран архимандритом этого монастыря Никодимом во второй половине XVII — начале XVIII в. Архимандрит известен и как иконописец. Он родился в деревне Шуреньге, расположенной в среднем течении реки Онеги, и начал работать как иконописец в 1650 гг. В это же время на Онеге формировался культ Никодима Кожеозерского. Не исключено, что будущий сийский архимандрит Никодим принимал участие в создании иконописного образа святого Никодима Кожеозерского

Сийский иконописный подлинник закрепил композицию изображения святого в развороте, что определило ее дальнейшее развитие как предстоятельной, или «в молении».
Никодим
Кожеозерский.
Икона XVII в.
Каргопольский
ист.-арх. и
худож. музей
 Никодим
Кожеозерский.
 Икона начала
 XVIII в.
  Арх. музей ИЗО.
Наиболее характерным примером является икона начала XVIII в., исходящая из Преображенской церкви села Турчасово (правая икона). Икона находилась в составе местного ряда иконостаса. Святой представлен в рост, в трехчетвертном развороте. Руки подняты в жесте моления и обращены к образу Богоматери Одигитрии, написанному в левом верхнем углу, на облаках. Святой облачен в темно-коричневую мантию, темную схиму, желтый подризник. Кукуль надет на голову, Икона создана иконописцем на реке Онеге. В это время иконография святого Никодима воплощается в основном местными северными иконописцами.

Предстоятельная композиция определила включение образа преподобного в состав северных деисусных чинов, начиная со второй половины XVII в. При этом парным к нему может быть образ Антония Сийского или Кирилла Белозерского. Один из таких образов входил в состав деисусного чина Никольской церкви (1659 г.) Павловского погоста. На иконах Каргополья и Северного Поонежья Никодима Кожеозерского можно встретить в составе групп, предстоящих тому или иному образу: «Вседержитель с предстоящими святыми» 1728 г. из села Турчасово, «Зосима и Савватий Соловецкие с избранными святыми» второй половины XVII в. из церкви села Большая Шалга.

Фронтальное изображение святого встретилось только на одной иконе XVIII в., которая происходит из каргопольского села Астафьево Композиция иконы повторяет фронтальный вариант образа Антония Сийского, который зафиксирован в Сийском иконописном подлиннике...

С возрождением монастыря в середине XIX в. активизируется паломничество к мощам святого Никодима. Монастырь благословляет богомольцев образом святого. Но это было время тиражных гравюр и дешевых раздаточных образов. Большинство северных монастырей целые партии дешевых икон для раздачи богомольцам заказывали иконописцам Владимирских сел.

Иконография святого Никодима Кожеозерского разработана и воплощена на Севере. Наибольшее число сохранившихся икон происходит из Поонежья, так как именно здесь святой был особенно почитаем. Икон сохранилось немного, но в церковных и монастырских описях образ Никодима Кожеозерского упоминается неоднократно. Большинство икон с избражением святого отмечены стилистическими особенностями этого региона.

Примечания:
1. Из монографии  Т.М.Кольцовой "Иконы Северного Поонежья", М., Сев. паломник, 2005.
2. С небольшими сокращениями.
3. Иллюстрации - из книги и Каталога выставки "Святые каргопрольской земли".
4. Содержание частично совпадает с текстом Т.М.Кольцовой о Кожеозерском монастыре в Каталоге выставки "Святые каргопольской земли".