Т.М.Кольцова
 
ЦЕРКВИ  и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

ДЕРЕВНЯ ПИЯЛА

Ансамбль церквей деревни Пияла. 1654 г.
Фото В.А.Лапина, 1962 г.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Пияльский приход располагался на двух берегах реки Онеги. Он имеет древнюю историю. Сохранилась купчая 1538-1539 гг. с упоминанием о Климентовской церкви в деревне Пияла (Пияльской), ее вписал Лучка Тарасьев сын дьяк Климанта святого пиялской».

Соловецкий монастырь в XVI в. владел деревнями «у соляного промысла» в Пияльской волости. Позже там появились земли, пожалованные и другим монастырям: Кенскому, Кожеозерскому, Ошевенскому. Памятная книга Пияльского прихода утверждает, что «обе церкви и колокольня построены на земле, принадлежащей тогда Соловецкому монастырю».

Ансамбль церквей деревни Пияла представлял традиционный для бассейна реки Онеги «тройник». Первый теплый храм был посвящен святому Клименту, папе Римскому, но к 1561 г. он уже сгорел. Позже неоднократно возобновлялся после пожаров. Последняя Климентовская церковь построена в Пияле в 1685 г. (есть сведения, что в 1582 г.). Просуществовав около трех столетий, она погибла в ХХ в., в послевоенное время.

Схема иконостаса придела Рождества Богоматери Вознесенской церкви деревни Пияла. Реконструкция на 1829 г.

С е м ь      о б р а з о в     п р о р о ч е с к и х

Апостол     Ангел     Богоматерь    Вседержитель   Иоанн Предтеча    Ангел     Апостол

Мученик Христофор    Богоматерь с младенцем      Рождество Богоматери

Сохранившийся до наших дней холодный Вознесенский храм был выстроен в 1654 г. (в одном источнике встретилась дата 1625 г.). Относится к шатровым храмам типа «восьмерик на четверике». Церковь многопрестольная, с тремя приделами. Переписная книга Крестного монастыря за 1671 г. повествует: «Волость Пияла... а в ней на погосте церковь Вознесения... а другая Климента, с трапезою, строения приходящих людей... у Вознесения в приделах служба Рождества Богородицы... Флора и Лавра, да служба в приделе вверху Зосимы и Саватия»

Вознесенскую церковь отремонтировали в 1882 г., после чего придел Зосимы и Савватия был перемещен в соседний храм святого Климента; в Вознесенской же их осталось только два: приделы Флора и Лавра и Рождества Богородицы. Комплекс памятников, происходящих из Вознесенской церкви деревни Пияла, весьма значителен: это более 70 икон XVI-XIX вв., резные царские врата с сенью 1800 г., образцы художественной резьбы иконостасов XVII-XIX вв. Большинство из них хранится в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств, ряд произведений - в Государственном Эрмитаже и Соловецком музее-заповеднике.

Схема иконостаса главного престола Вознесенской церкви деребни Пияла. Реконструкция на 1829 г.

I.  1-10, 12-24. Образы «различных божественных происшестеий». 11. Богоматерь Знамение.

II. 1-22.             «Двунадесятые и другие праздники».

III.  1-7, 13-20. Апостолы и мученики. 8. Архангел Михаил. 9. Богоматерь. 10. Вседержитель. 11. Иоанн Предтеча. 12. Архангел Гавриил.

IV,  1. Воздвижение Креста. 2. Климент, папа Римский. 3. СВятитель Николай, в житии. 4. Вход в Иерусалим. 5. Единородный сыне. б. Северные двери: «Сотворение мира». 7. Богоматерь с младенцем. Вознесение. 9. Воскресение. 10. Преображение. 11. Богоявление. 12. Успение Богоматери. 13. Рождество Богоматери. 14. Святые Иоаким и Анна.

Письменные источники о Вознесенской церкви многочисленны и дают возможность проследить эволюцию создания ее интерьера, атрибутировать ряд произведений. В церковной метрике 1887 г. сказано: «Иконостас в Вознесенской церкви нового устройства, с колоннами, сделан из дерева, резьба по голубому фону узорчатая, в иконостасе помещается три яруса. Иконы в иконостасах в церквах все одного времени и сохраняются без обновления в своем первобытном виде». Последнее замечание не совсем точное, так как известно, что в 1854 г. иконописец Алексей Максимов поновлял на средства вкладчиков иконы верхних двух ярусов в приделе Рождества Богородицы, а в 1857 г. - иконы верхних трех ярусов Вознесенской  церкви.

В 1811 г. в Вознесенской церкви были созданы живописные «небеса», которые и сейчас сохраняются в храме.

Образ Петра и Павла был «вновь усердствован крестьянскою вдовою 1828 году». В 1834 г. пожертвована риза «на храмовой образ Рождества Пречистыя Богородицы... пробнаго серебра весом пять фунтов чеканая с десятью серебрянными позлащенными венцами, ценою 555 руб. Сию ризу усердствовал Пияльского прихода деревни Хачельской крестьянин Иван Семенов Навагин».

В 1882 г. Вознесенская церковь была «перестроена заново». В 1900 г. для нового придела Зосимы и Савватия, устроенного в трапезной Климентовской церкви, был создан иконостас и новые иконы, «писанные на цинке в мастерской художника Шишкина в Петербурге».

Иконы в пияльских храмах неоднократно переносились с одного места на другое. Проследить все передвижения на протяжении трех столетий достаточно сложно. Это можно сделать только в пределах XIX в. на основании описей храма и частично сохранившейся цифровой маркировки на оборотах икон. Наиболее крупные перестановки икон были в 1880-е гг., в период устройства новых каркасных иконостасов Вознесенского храма. В результате основной иконостас вместо четырехъярусного стал трехъярусным (местный, деисусный, праздничный ряды), а иконостасы двух приделов в трапезной были построены двухъярусными (местный и праздничный).

Схема иконостаса главного престола Вознесенской церкви деревни Пияла. Реконструкция на период после перестройки в 1882 г.

I.                    1. Тайная Вечеря. 2. Сретение. 3. Сошествие во ад. 4. Вход в Иерусалим. 5. Богоявление.

II.                  !!. 1. Князь Глеб. 2. Князь Борис. 3. Апостол Фома. 4. Апостол Варфоломей. 5. Апостол Андрей. Иоанн Богослов. 7. Апостол Петр. 8. Архангел Михаил. 9. Богоматерь. 10. Богоматерь Знамение. Иоанн Предтеча. 12. Архангел Гавриил. 13. Апостол Павел. 14. Апостол Матфей. 15. Апостол Иаков. 1б. Апостол Филипп. 17. Митрополит Петр. 18. Митрополит Алексий. 19. Митрополит Филипп.

III.                1. Святитель Николай. 2. Успение. 3. Рождество Богоматери. 4. Пономарские двери: «Архидиакон Лаврентий». 5. Богоматерь Смоленская. 6. Вознесение. 7. Южные двери: «Архидиакон Стефан». 8. Воскресение. 9. Климент, папа Римский. 10. Единородный сыне.

Главный иконостас Вознесенской церкви с 1654 г. и до 1880-х гг. оставался стилистики цельным, близким ко времени создания храма (речь идет об иконах первых трех ярусов). После перестройки иконостасов большой праздничный ряд середины XVII в. (третий ряд) переместился из основного иконостаса в приделы, а его место заняли иконы, оставшиеся от пияльских церквей конца XVI в. Образы праотцев и праздники были собраны в один ряд, в нарушение всяких иконостасных правил. Более того, когда древние иконы праздничного чина устанавливали, у них отпилили поля. Пияльский праздничный чин конца XVI в. выделяется в онежском иконописном наследии необычайно тонкой манерой письма, крепким рисунком, продуманными, изысканными композициями. Цветовая гамма насыщенная, преобладают киноварь, умбра, охра, белила. Складки одежд выполнены в цвет основного тона, но разбеленными мазками. Нимбы золотые. Личное письмо тонкое, охрение выполнено плавями, на губах - подрумянка. Надбровные выступы акцентированы разбеленными мазками охры. Иконы интересно рассматривать в деталях, особенно архитектурные пейзажи, горки.

Появление именно в Пияле икон такого профессионального уровня не случайно. Во-первых, после закрытия Кожеозерского монастыря в результате секуляризации земель церковное имущество в 1779 г. было отдано «на сохранение» в Вознесенскую церковь деревни Пияла. Нет уверенности, что все иконы были возвращены, поскольку монастырь возобновлен лишь в 1851 г. Во-вторых, устройство внутреннего убранства древних пияльских храмов XVI-XVII вв. происходило при содействии Соловецкого монастыря, владевшего в Пияле соляным промыслом. Известно, что этот крупнейший северный монастырь объединил вокруг себя иконописцев разных художественных направлений. Чин, скорее всего, был заказан кому-нибудь из приезжих мастеров, возможно из Ростова.

Среди архивного наследия Соловецкого монастыря сохранились отводные книги Пияльского усолья за 1720-1721 гг. Они перечисляют иконы, принадлежащие монастырю в Вознесенском храме, в приделе Зосимы и Савватия Соловецких, в братской келье, в «братских холодных сенях», в столовой. Вот как описывается храмовая икона Вознесенской церкви: «...образ Преображения Господня в приписи на полях Зосимы и Савватия и Филиппа Митрополита да Германа, у Спасителева образа венец с цатою да шесть венцов без цат басемные сребряные а пред тем образом подсвешник древяной писан крас-ками и с пеленой которой прислан из монастыря».

Пядничная икона «Флор и Лавр на конях» конца XVI в. близка по времени к вышеупомянутым праздничным иконам. Она отмечена редкой иконографией: святые Флор и Лавр изображены в воинских доспехах и плащах.

Наиболее значительная группа икон была написана в середине XVII в., ко времени постройки Вознесенской церкви в 1654 г. Это девятнадцать икон деисусного и семнадцать икон праздничного чинов, а также девять икон местного ряда. Все достаточно крупных размеров. доски местного ряда - 150 х 120 см. Среди них такие памятники, как: «Богоявление», «Рождество Богоматери», «Успение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Преображение».

 На оборотах икон сохранились пометы, выполненные красной краской. Они состоят из двух чисел, написанных через тире. Вторая цифра означает ряд иконостаса, первая - порядок в этом ряду. Например, икона «Богоявление» местного ряда имеет маркировку «8-1», а икона «Богоявление» праздничного ряда - «6-3». Счет идет от северной стены к югу. У иконы «Святой князь Борис» отметка «1-2», следовательно, она стояа в деисусном ряду слева. У иконы «Митрополит Алексий» - «18-2 », она стояла крайней справа.

Среди икон местного ряда редкий сюжет - «Единородный Сыне», более не встретившийся в Поонежье. Обращает на себя внимание и образ «Преображение», на полях которого написаны святые Соловецкие чудотворцы: Зосима, Савватий, Герман и Филипп, митрополит Московский. Эта икона подчеркивает историческую и художественную связь Пияльского храма со Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. .

В деисусном ряду первоначально было более 20 икон. Помимо традиционных икон, апостолов, в его составе есть изображения московских митрополитов, святых князей Бориса и Глеба. XVII в. - время утверждения христианства в Поонежье, поэтому в составе иконостасов появляются «столпы» русского православия.

Известно, что иконы трех верхних ярусов иконостаса Вознесенской церкви поновлены Алексеем Максимовым в 1857 г. Судя по сохранившимся памятникам, это в большей степени коснулось икон деисусного ряда. Поновления икон местного и праздничного рядов незначительны, т.к. их авторская живопись в хорошем состоянии.

В местном и праздничном рядах повторяются одни и те же сюжеты: «Преображение», «Богоявление», «Успение», «Вход в Иерусалим». Они совпадают и по иконографии. Пока иконы не раскрыты, трудно судить о6 иконописцах, работавших над иконостасом Вознесенской церкви в середине XVII в. Однако уже сейчас можно дать предварительную характеристику. Композиции плотные, насыщенные. Значительное место уделено архитектурному или пейзажному фону. Отличительная особенность - «чешуйчатые» склоны горок. Архитектурный пейзаж состоит из набора повторяющихся форм: купола, щипцовые завершия, арочная форма оконных проемов. Цветовая гамма строится на сочетании локальных насыщенных цветов: темно-зеленого, красного, бордового, различных оттенков охры.

По мере необходимости прихожане заказывали для церкви новые иконы. Во второй половине XVIII в. был дополнен местный ряд, появилась икона «Воздвижение Креста». Тот же иконописец написал трехфигурный поясной деисус (на трех досках), большую икону «Архангел Михаил» для церковной трапезной. Он предпочитает сложную орнаментацию одежд, имитирующую дорогие ткани, парчу. Но орнаменты выглядят аппликацией, драпировки не выявляют форму тела, отсутствует динамика фигур.

В Вознесенской церкви сохранилось восьмигранное живописное «небо», на котором написаны семь архангелов и «Распятие» на восточной радиальной грани. На четырех угловых треугольных гранях - символы евангелистов. Живопись «неба» выполнена в 1811 г. на средства прихожан, «радением крестьян Пияльского прихода по цене за 320 руб ». Оно создано кем-то из последователей творчества известного онежского иконописца И.И.Богданова-Карбатовского.

Значительно дополняют картину внутреннего убранства Вознесенской церкви образцы художественной резьбы XVII-XIX вв. Они, конечно, не дают полного представления о сложной и интересной конструкции трех иконостасов Вознесенской церкви, но все же свидетельствуют о высоком мастерстве резчиков. В Арх. обл. музее ИЗО и Соловецком гос. ист.-арх. музее хранятся образцы накладной резьбы, колонки, капители, коруна, резные киоты. Стоит отметить резные позолоченные царские врата с сенью, пожертвованные в Вознесенскую церковь в 1800 г. дьяконом Пияльского прихода Петром Егоровым за 135 рублей. Первоначально врата поместили в главный иконостас, а в конце XIX в. перенесли в придел Рождества Богоматери. Особенно интересны резные навершия, в документах именуемые «щит резной», находившиеся над иконами местного ряда. Их растительный орнамент восходит к XVII в., выполнен в технике пропильной резьбы. Старые фотографии иконостаса позволяют судить о его составе и характере декора.