Т.М.Кольцова
 
ЦЕРКВИ  и АНСАМБЛИ СЕВЕРНОГО ПООНЕЖЬЯ
(фрагменты книги "Иконы Северного Поонежья")

СЕЛО ВАЗЕНЦЫ

АНСАМБЛЬ ЦЕРКВЕЙ

Ильинская церковь

Ильинская церковь, 1786 г.
Фото В.А.Лапина, 1962 г.
В XIX в. в селе Вазенцы (старое название села - Вазенское) стоял традиционный храмовый «тройник», состоявший из двух церквей и колокольни. Холодная Ильинская церковь была построена в 1786 г. Погибла в 1970-е гг.: сначала упала, затем была разобрана местными жителями на дрова. Принадлежала к популярным на Севере шатровым храмам типа «восьмерик на четверике». Из богатого убранства храма сохранились лишь единичные памятники, вывезенные экспедициями Государственного Эрмитажа в 1958 г.

Подлинной находкой Беломорской экспедиции Государственного Эрмитажа явились четыре иконы поясного деисусного чина XIV в. Иконные доски цельные, сосновые, небольшие по размеру (высота около 65 см), грубо обработанные с тыльной стороны. Без шпонок. Святые представлены фронтально. Иконы объединены почерком одного мастера, который уделяет большое внимание графической основе композиции, четкому контуру фигур. Колорит строится на сочетании красновато-коричневых, желтых и зеленых цветов. Фигуры написаны на лаконичном темносинем фоне, подчеркивающем их рельефность.

К датировке чина специалисты подходят неоднозначно. А.С.Косцова определяет его широко: XIII-XIV вв.  В.И.Антонова, рассматривая только «Спаса» из этого ряда, ограничивает датировку XIII в. Э.С.Смирнова видит в «Спасе» «огрубленную реплику (ростовского?) оригинала» XIV в Она отмечает, что стиль изображений моложе, чем палеографические особенности надписей.

Вероятное местонахождение чина в храме - обширная трапезная, где на деревянных тяблах, судя по старым описям, стояло много икон. Потолок Ильинской церкви построен в XVIII в. в виде «небес». На восьми радиальных гранях «неба» были изображены семь архангелов и композиция «Распятие». На четырех угловых гранях - символы евангелистов. Из этого комплекса сохранилась лишь одна угловая грань с изображением символа евангелиста Марка второй половины XVIII в. По характеру живописи можно сделать вывод, что «небо» было расписано иконописцами артели И.И.Богданова-Карбатовского.

ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В 1853 г. в селе Вазенцы была построена теплая Воскресенская церковь, также входившая в ансамбль «тройника». Ее возводил крестьянин Чекуевского прихода, мастер Алексей Кириков Воробьев. Церковь сохранилась, правда, с поздними перестройками и без глав.

Изначально храм был двухпрестольным, с приделом Богоматери Всех Скорбящих ра-дости. Главный иконостас устроен в 1856 г., а иконы для трапезной написаны в 1861 г. Все это сделано «усердием крестьян Вазенской Воскресенской церкви и... по усердию Луппы Иванова Устинова». Придельный храм Богоматери Всех Скорбящих радости освящен в 1855 г., а его иконостас также «усердствован» местным крестьянином Григорием Алексеевым Яленовым.

 Только три иконы удалось вывезти экспедиции Соловецкого музея-заповедника из этого храма в 1981 г. (участники экспедиции - И.С.Запорожец, Т.М.Кольцова, М.Н.Новинский). В то время иконами были заколочены окна храма. По стилю эти произведения могут быть отнесены к творчеству онежских иконописцев П.Г.Максимова и А.П.Максимова. Икона «Уверение Фомы», судя по главной описи Воскресенской церкви 1884 г., находилась в составе местного ряда главного иконостаса. Зная из письменных источников о времени создания этого иконостаса, можно утверждать, что икона создана в 1855-1856 гг. Аналогично, на основании данных письменных источников, датируются и две другие иконы.