Музеи под открытым небом

МАЛЫЕ КОРЕЛЫ

Всего двадцать пять километров отделяют бывшее село Малые Карелы от Архангельска. В окрестностях города это одно из наиболее живописных мест, название которого напоминает о живших здесь еще во времена язычества племенах — корелах. Сложно было найти более удобное и красивое место для формирования музея деревянного зодчества Архангельского Севера.

Музей был открыт в июне 1973 года, а начало формирования экспозиции относится к 1971 году. Разработкой вариантов генплана музея занимались московские архитекторы Б.В.Гнедовский, О.Г.Севан. Что касается традиционных деревянных построек, то Архангельская область, даже несмотря на многочисленные утраты, обладает огромным потенциалом. Перевозкой и реставрацией памятников деревянного зодчества занимались архитекторы А.А.Гребнев, В.А.Крохин, В.А.Лапин, В.А.Суслин, плотники-реставраторы А.Ф.Коротких, А.Н.Кудреватых и другие. Большую моральную и финансовую поддержку в создании музея оказывали различные государственные и общественные организации. В результате совместной работы и появился этот один из самых интересных музеев

под открытым небом. При его формировании изначально было запланировано создание нескольких секторов, где должны быть представлены произведения деревянного зодчества и отражены не только местные особенности этнографии и крестьянского быта, но и природного ландшафта.

Первоначально открытый как филиал музея изобразительных искусств музей деревянного зодчества "Малые Корелы" получил статус самостоятельного государственного музея лишь в 1985 году, а в 1996 году ему был присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия Российской Федерации.

"
Малые Корелы" потрясают и завораживают. С одной стороны дороги открывается великолепная панорама Северной Двины, с другой стороны — архитектурные памятники, словно слившиеся с величественной природой. Посетителей музея встречают находящиеся близ ворот ветряные мельницы и стоящая чуть поодаль на круче шатровая колокольня из села Кулига Дракованово.
Музей разделен на несколько секторов — Каргопольско-Онежский, Мезенский, Пинежский, Двинской (в проекте еще несколько секторов, которые так пока и остались нереализованными - Важски, Беломорский).  Удивительно, как в каждом из секторов не просто удачно сгруппированы культовые, жилые и хозяйственные постройки (которые формируют фрагменты деревни того или иного культурного района Архангельской области), но и как умело использован ландшафт, который иногда сознательно смоделирован для более точного воссоздания среды.

Открывает музейную экспозицию один из самых крупных и наиболее сформированных секторов—Каргопольско-Онежский. Каргопольская земля — очень большой район Архангельской области, протянувшийся от озера Лача до берегов Белого моря (в XIX веке Каргопольский уезд входил в состав Олонецкой губернии, а Онежский — в состав Архангельской).
Фото А.Пономарева


В Каргопольско-Онежском секторе наряду с «курными» и «белыми» избами, амбарами и баньками, мельницами представлено несколько интереснейших культовых построек — Вознесенская церковь (1669) с колокольней (1854) из села Кушерека, Ильинская часовня (XVIII век) с Мамонова острова и часовня святого Макария (XVIII век) из деревни Федоровской.
Ильинская часовня с Мамонова о-ва Макарьевская часовня из д.Федоровская
Здесь также размещена уже упоминавшаяся шатровая колокольня из Кулиги Дракованово (XVI век), правда, перевезена она не из Каргополья, а с верховьев Сев. Двины.
Колокольня
из д. Кулига Дракованово
Георгиевская
церковь из
 с.Вершина.
Фото А.Пономарева
Чтобы  оказаться в остальных секторах музея, необходимо преодолеть глубокий овраг. Доминантой, объединяющей весь Двинский сектор, стала шатровая Георгиевская церковь (1672) из  села Вершина. Северная Двина — крупнейшая река Русского Севера, главный водный путь, соединявший Белое море с внутренними районами России. И здесь были зафиксированы самые разнообразные архитектурные формы жилых домов и культовых построек. В целом двинское жилище отличается значительными размерами, в чем можно легко убедиться, осмотрев дом-двор Тропина из деревни Цивозеро, дом-двор Туробова из вычегодской деревни Ирта и другие постройки, представленные в секторе.

Завершают экспозицию музея еще два сектора, связанные с северными реками Пинегой и Мезенью. В них представлена народная архитектура из наиболее труднодоступных районов Архангельской области. В Пинежском секторе наряду с традиционным крестьяским жилищем воссозданы знаменитые «амбарные городки» — распространенный вариант группировки хозяйственных построек в условиях сурового таежного края.
Амбарные городки Пинежского сектора
Памятник культового зодчества Пинежского сектора  Троицкая часовня (начало XVIII века) из деревни Вальтево. Часовня словно скрылась от посторонних глаз среди хвойного леса, хотя надо сказать, что первоначально она стояла на открытом месте.
Троицкая часовня из д.Вальтево.
Сайт музея "Малые Корелы" 
Амбар и баня на подпорной стенке Мезенского сектора музея. Фото О.Севан
В Мезенском секторе представлена интересная реконструкция подпорной стенки на склоне с амбарами и банями и колодцем-журавлем.

Уникальность музея в Малых Корелах состоит еще и в том, что с 1975 года наряду с сохранением традиционной народной архитектуры и искусства в музее возрождается древнее искусство колокольного звона.

На празднике "звона"
в "Малых Корелах"
Лучшие мастера колокольных звонов  и по сей день приезжают в музей, слава о колоколах которого давно разнеслась не только по России, но и по всему миру. Не случайно в 1995 году Центром народного искусства и этнологии в Париже музей деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы» был включен в каталог музеев для активной охраны в Европе.

Примечания:
1. Из книги "Русское деревянное зодчество". М. "Северный паломник",  2012 г.
2. Автор статьи в книге не указан.
3. Фотографии без автора или ссылки -  из архива сайта.