.

КРИТСКИЙ Ю.М.
фрагменты из книги «КЕНОЗЕРЬЕ. История и культура»

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ  КЕНОЗЕРЬЯ И ЛЕКШМОЗЕРЬЯ

В южной части региона - Лекшмозерье. Эта территория включала земли по реке Лекшме, Лекшмозеру, Долгому озеру в составе трех волостей: Лекшморецкой, Лекшмозерской и Долгозерской. В источниках XVI-середины XVII вв. они описаны вместе как единая волость...

Образование деревень, их структура

...Волости и деревни Кенозерья и Лекшмозерья в середине XVI в., как правило,  небольшие... Деревни — от 5 до 18 дворов (не считая дворов пустых), но с точно определенными границами землепользования. Необходимость точного проведения «порубежья» между деревнями объясняется экономическими интересами — сбором оброка и прочих податей. Сказывается разобщенность в сложившемся статусе двух половин Каргопольского уезда — «верхнего стана», включающего 30 с половиной волостей (1/2 — волости Водлозеро) и «Турчасовской половины» — на Онеге, в которой часть волостей объединялась в группы с названием станов (Мехреньгский, Устьмошский). Жители считались «Каргопольского уезда Нижней полуземли», и это обстоятельство удерживало новгородскую и каргопольскую администрацию («Новгородская четверть и каргопольский пятесник») от содействия «переделам» земли крестьянам. Позднее, с 1622 и до 1640-х гг., в Каргополь и в Турчасово назначаются отдельные воеводы.

Числящиеся в волостях погосты записывались за соответствующим церковным приходом, прихожанами которого считаются жители деревень, расположенных при погостах с храмами. В платежницах и сотных встречаются два типа записей о деревнях:
1. «Волость (волостка), а в той же волости погост, а к погосту деревня»;
2. «Волость (волостка), а в той же волости погост, а на погосте церковь».

Для характеристики деревни не так важно, была ли она «при погосте». В любом случае, дворы церковнослужителей - «поповы», «пономаревы», «дьяковы» - с семьями располагались при погосте, даже если церковь отделена от него. Такое положение сохранялось вплоть до начала ХХ в. Наиболее устойчивым элементом в Кенозерье и Лекшмозерье, в их волостях, волостках, а позднее сельских обществах была деревня с крестьянскими дворами (в XIX-начале ХХ вв. также село с группой деревень - «поселков», приписанных к соответствующей приходской церкви).

Внутри деревни устойчивым, не меняющимся до середины XIX в. элементом был двор. Его характерные особенности, сложившиеся на освоенных новгородцами территориях к середине XVI в., позволяют говорить о перенесении на Кенозеро свойственных Новгородчине обычаев и приемов хозяйствования, строительства жилых и подсобных помещений.

Центром деревни, нередко совпадающим с двором, является жилая изба. Это «зимнее» помещение, имеющее для летнего жилья «клеты», на «подклетах» - кладовые...

Поблизости от избы, во дворе, сарай, сенник, житница, нередко и хлев - «скотник». В летнее время поварня располагалась в особом помещении в пределах двора; зимой же топили печи и готовили пищу, как правило, на очагах. Больше в пределах двора никаких строений не известно, все прочие - «задворные»: баня, овины, складские амбары. «Вне двора житница старая да полбани», «баня на улице, да житница на коле, да овин з гумном и з сараем...».

Вся полевая земля деревни - пашня - распределялась по жребию по дворам, в том числе и «земли худые». В тех полях, которые не причислялись к «худым» и располагались у ручьев, речек или озер, оставлялись места «для проезду и для скотинного проходу».

В XVI в. господствующей системой землеобработки была подсека, и не случайно «лес пашенный» особо перечисляется в платежницах: двор стоит на самой полевой земле. Но встречалось и трехполье, преимущественно в деревнях, земли которых пахались «наездом» крестьянами из других деревень: в Киселевской - из Красной Ляги и «игумен Сергей из Челмы».

Киселевская - ближайшая к Челмозеру среди лядинских деревень. «Лесу пашенного» там было мало и «трехдольное» землепользование в этих условиях - необходимость. Сенокосные угодья по рекам, ручьям и озерам отводились по жребиям и точно фиксировались за деревнями, но внутри самого сельского общества споры из-за тех или иных сенокосных пожен были и в XVI в., и в начале ХХ в., когда «сенокосы находятся на видном кругу, а разбросаны в лесу на громадном пространстве, самыми мелкими клочками. Эти мелкие сенокосныё пожни находятся от селений в 10, 15 и 20 верстах и со всех сторон окружены лесом».

Промыслы деревень

Почти все деревни региона расположены при рыбных озерах и реках, и рыболовство развито в каждой деревне как местный или отхожий промысел. Однако его размеры и точную локализацию районов промысла источники XVI—начала XVII вв. установить не позволяют: можно лишь приблизительно, в зависимости от размеров оброка, определить основные пункты рыболовства. Это Волоцкое «озерко», что на новгородском рубеже, Лекшмозеро (рыбу ловили крестьяне Лядинской волости), озерная система Кенозерской волости. Оброк за рыбную ловлю — от гривны до полтяны — могли платить и крестьяне «нерыбных» деревень, что и затрудняет точную локализацию промысловых районов. Специальные погреба— валунные постройки для хранения рыбы — в Кенозерье известны только на севере. Они построены по типу ледников, встречающихся в Карелии и в Санкт-Петербургской области. К югу от Кенозера их, вероятно, не было, и выловленную рыбу сушили. Здесь можно вспомнить, что сушка рыбы впрок — занятие белозерских жителей, и его наличие в южном Кенозерье может служить серьезным доводом в пользу соображения о колонизации региона со стороны Чаронды.

Охотничьи места с добыванием шкурок на уплату оброков, за «белку» и «горностая», по-видимому, в XVI—XVII вв. специальными жребиями не регламентировались, высушивались и выделывались в сараях на крестьянском дворе.

 Деньги ямские, городовые и засечные платили в Новгородскую четверть все жители обеих половин Каргопольского уезда, независимо от положения деревни и размеров ее хозяйства. По описи 1559 г. (дьяков Дубровского и Ананьина), упоминаются деньги «за варницы», но к кенозерским деревням они не относятся: все солеварение — к северу от Турчасова.

Волость или волостка

Было ли перемещение населения в середине XVI в. внутри региона (Кенозерье и Лекшмозерье) и в каком направлении? Точный ответ на этот вопрос источниками не дается, однако можно сделать предположение о частичной миграции населения с южной части Лекшмозерья («Каргопольской суши») на север — к Кенозеру и течению реки Кены, а также о появлении нового населения уже в самом Лекшмозерье, вероятно, к концу 1560-х гг. Известным основанием для такого предположения служит различие в употреблении писцами терминов «волость» и «волостка». Терминология российской средневековой администрации достаточно точно различает эти понятия. Волостками назывались  (уменьшительно от волости) такие волости, которые «от жилых мест отделены».

В платежнице 1560 г. Кенорецкая волость один раз названа «волостью», другой раз «волосткой»; на Лекшмозере и Долгом озере сначала упомянута волостка, затем волость, так же в Лядинах, но в Ошевневой слободке, удаленной и от Кенозера, и от Кенорецкой волости, и от Лядин, значится не «волость», а «волостка».

По данным сотной Н.Г Яхонтова (1562 г.), по реке Кене — Кенорецкая волость, в Лекшмозерье и на озере Долгом (южном) — тоже волость, так же, как и в Лядинах. Как «волостки», а не «волости», описаны соседние с юга, запада и востока территории: «волостка Замошье» (на озере Лача), «волостка Олга» (там же), «волостка Рягова» (на реке Волошке), «волостка Сельцо» (в Мехреньгском стане).

В «волостках» больше пустых и полупустых деревень, чем в «волостях». Как правило, поблизости нет трактов, нет регулярного сообщения по рекам. Это могло быть причиной миграции населения. В середине XVII в. на севере региона появляется новая волость — Почеозеро. Она динамично развивается: «погост в Почеозере церковь и церковные дворы в Филипповской, а дворы пустые значатся не только в Лядинах, но и в Першлахте».

Перемещение населения не означало «заброшенности» населенных пунктов, по крайней мере до конца XVIII в. На месте монастырских владений под сходными названиями до секуляризации 1764 г. нередко формировались поселки. Типичный пример такого поселения — Макарий, где в конце XIX в. были ярмарки и торжки.

Приходы и монастыри - центры заселения

Границы Кенозерья и Лекшмозерья в XVII в. достаточно четко прослеживаются по переписной книге Каргопольского уезда 1648 г : «В Каргопольском же уезде половина волости на Водлозере, а другая половина тое волости к Новгороду... в деревне Есиповской  двор монастырский Юрьева монастыря... 3 деревни Юрьева монастыря... в волости Нижний Бор Троицкого прихода на Онеге: 2 деревни тяглых Кенского монастыря».

Троицкий приход — восточная граница владений женской Пахомиевой пустыни. Между «каргопольской» частью Водлозерской волости и Троицким приходом на Онеге размещаются три волости —Кенорецкая, Кенозерская и Почозерская.

«Волость Кенорецкая на реке Кене, левом притоке Онеги. На погосте церковь Святой Пятницы, в деревне Ивановской на церковной земле 1 двор попов... два двора монастырских Пахомиевой пустыни. Волость Кенозерская по озеру Кенозеру, на погосте церковь Успение, церковь Петра и Павла... Волость Почеозеро по озеру Поч-озеро, к северу от Кенозера... на погосте церковь Происхождения Креста Господня... в деревне Филипповской на церковной земле 1 двор попов».

Упомянутые три волости составляли основное ядро территории Кенозерья. Его границы не изменились и впоследствии, в XVII—XVIII, XIX—начале ХХ вв. Перемещение населения шло в XVII—начале ХХ вв. исключительно в пределах этих трех волостей. В XVI—XVII вв. переселение из Новгородской земли также не выходило за границы упомянутого региона, чем и объясняется отсутствие былинного эпоса к югу от него.

«Пресвятой Богородицы церковь, страстотерпца Георгия... волость Лекшмозерская и Долгозерская по озеру Лекшмозеру... на погосте церковь Петра и Павла». Всего в Кенском монастыре (Пахомиевой пустыни) в 1676 г по выписке значилось немалое количество имущества и зданий:
• церковь двухэтажная, в верхнем этаже храм во имя Преображения Господня, в нижнем — Рождества Богородицы;
• церковь Никольская с приделом Антония Сийского;
• 12 братских келий;
• служебные здания;
• скотный и конюшенный дворы;
• гостиница;
• в Каргополе имелось монастырское подворье, на Пором-острове — сенокосы, мельница, рыбная ловля.

В Кирилло-Челмогорском монастыре накануне секуляризации в 1764 г у церкви было два приходских двора с 60 десятинами земли и два деревянных храма: Боroявленский и Успенский, земли церковного причта обмежеванием в 1783 г.

Кенозерская пустынь, ближе расположенная к Новгороду и теснее с ним связанная, была в регионе одним из центров культурной жизни, хотя это обстоятельство пока что подтверждается лишь отдельными находками. В 1966 г. участниками археографической экспедиции Архангельского областного краеведческого музея в Кенозере (Вершинине) было найдено одно из первых печатных изданий (московское, 1564 г.) «Апостола» Ивана Федорова. Книга могла попасть на Кенозеро в процессе укрепления культурных контактов, сложившихся не менее трех веков назад!

Представляют интерес также сведения об организации бывшим пустынником Соловецкого монастыря Демьяном (Дамианом, в схиме — Диодором) пустыни на Водлозере. В начале XVII в., при игумене Антонии (1605-1612 гг.), в Соловецком монастыре подвизался среди других монахов Василий Кенозерец. Мы ничего не знаем о месте его рождения, но прозвище может подтверждать, что Василий родом из Кенозера. Судя по «Соловецкому патерику», Василий Кенозерец был грамотен, побывал, по-видимому, и в других обителях. Василий рассказывает о встрече с пустынником Андреем своему духовному отцу, а также пустыннику Дамиану — будущему основателю Юрьевского монастыря. По скупым сведениям Жития, он с несколькими спутниками около 1609 г. посетил Соловки и, «преодолев пучину морскую», высадился в устье реки Онеги, откуда перешел в Кенозерские пределы —сначала на Тырнаволок, а затем на Кенозеро.

Окрестные жители не пустили монахов к изобилующим рыбой рекам и озерам, и вскоре Дамиан покидает Кенозерье и отправляется к Водлозеру. У горы Юрьевой он нашел «место сего креста» и к «общему житию вельми пригодно же». С креста и кельи подле горы началась история Юрьевской пустыни. В конце 1620 г. было начато строительство Троицкой церкви. Дамиан принял схиму с именем Диодора. Исследование пути Дамиана показывает, что он шел проторенными дорогами к Водлозеру, навстречу новгородцам, которые когда-то освоили озеро Долгое в кенозерской озерной системе. Умер пустынножитель в 1633 г.

Юрьевская пустынь ликвидирована в 1764 г. Ее четыре церкви обращены в приходские. До ликвидации пустыни монастырские крестьяне вылавливали рыбу, которую отправляли в Новгород, Олонец, по Волге и Кене - в Поонежье.

Ошевенский монастырь

Третий центр монастырской колонизации Кенозерья лежит за пределами озерной системы региона и связан не с Новгородским, а с Белозерским направлением освоения Каргополя. Это Александро-Ошевенский монастырь, основанный в 1453 г. Александром Ошевневым - уроженцем «веси белозерской» (Вожозера), крестьянским сыном и постриженником Кирилло-Белозерского монастыря. Колонизационный процесс на первых порах существования обители напоминает знакомую картину основания кенозерской пустыни - «на месте даколе леса», но уже через несколько лет «устроенье монастырское» готово, и Александр, поставленный новгородским архиепископом Ионой на игуменство, точно определяет увиденное место: «над Чюрюгою рекою волостка зовомя Слобода».

Чюрьюга (Чурьега) - мелководная и каменистая река, неудобная для последующей колонизации, но для организации ее центра весьма пригодная. Заметим, что с Белоозера - старинного края «потомственных» феодалов - пришло и «семейное начало» в колонизацию новых мест. Кроме отца Александра Ошевенского - Никифора Ошевня и брата Леонтия в ней участвовали племянники преподобного. Три расположенных рядом деревни - Низ, Ширяиха и Погост - составляли основу слободы Ошевневой. От нее вели дороги и в Лекшмозерье - через озеро Лача к Лядинам и Лекшмозеру, и к юго-востоку кенозерской системы: кусту селений Ряпусово-Майлахта. Типично крестьянскими были в «волостке» деревни Большой и Малый Халуй.

Основным итогом развития Кенозерья и Лекшмозерья в XVI-XVII вв. было завершение формирования основного ядра территории. Впоследствии уже ни секуляризация, ни передвижения населения, ни межевание не изменили границ этого ядра: волости Кенозерская, Кенорецкая и Лекшмозерская оставались в Каргополье наиболее стабильными и устойчивыми в своих границах.

 

 

Примечания:
1. Из книги Ю.М.Критского "Кенозерье. История и культура". Архангельск, 2015.
2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.

Вернуться к подборке ПОСЕЛЕНИЯ КЕНОЗЕРА.