Михаил Красовский

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
(конспект  книги "Энциклопедия русской архитектуры")

КЛЕТСКИЕ  ЦЕРКВИ

Из альбома Мейерберга

С древнейшими изображениями клетских церквей мы встречаемся у Мейерберга (1622-1688 - М.З.), в альбоме которого их несколько.

Одна из этих церквей находилась в посаде Пе
чорского монастыря и представляла собой довольно большое здание из двух частей: самого храма и алтаря.
Альбом Мейерберга.
Печорский монастырь
Альбом Мейерберга.
Церковь в Дубровне
Другая церковь находилась в Дубровне. У нее было крыльцо с высокой лестницей, и, следовательно, она стояла на подклете.

Третья церковь, находившаяся в селе Спас-Заулки, состояла из трех почти равных по высоте срубов, расположенных один за другим по напроавлению запад-восток и крытых невысокими двухскатными крышами. Один из крайних срубов служил трапезной, а другой -  алтарем.
Альбом Мейерберга.
Церковь в с. Спас-Заулки
Альбом Мейерберга.
Церковь в Черкизово
На Спас-Заулкскую очень похожа церковь в селе Черкизове. Над ней возвышался не просто крест, а высокая шея, крытая плоским куполком, на котором уже стоял крест. Перед ее трапезной имелся навес на столбах...Срубы ее довольно  высокие и, следоваательно, она стояла на подклете.

Интересна еще одна церковь в альбоме Мейерберга - это церковь села Крестцы. Ее главная часть имела значительную высоту, так как состояла из трех возвышавшихся один над другим срубов. Уступы были покрыты односкатными крышами, а верхний сруб - двускатной.

Типы клетских церквей
Наиболее примитивным  являлся план из двух прямоугольных срубов - алтаря и помещения для молящихся, перед входной дверью  которого находился навес, поддерживаемый двумя столбами. Иногда этот навес превращался в сени (паперть) или в зародыш трапезной, а алтарный прируб получал пятигранную форму, т.е делался "по-круглому".

Иногда в план церкви, стоявшей на подклете, вводилась обшитая доскамт галерейка, так назывемый "нищевник", который охватывал помещение для молящихся с трех сторон.

К наиболее сложному типу клетских церквей надо отнести такие, у которых между трапезной и крыльцоми помещена паперть, имеющая то же название, что и нищевники.


Срубы
Стены клетских церквей рубились в углах или в лапу, и их спокойные, не закрытые тесом повехности, несколько разнообразились лишь окнами - как красными, так и волоковыми - премущественно на южной стене, менее подверженной действию холодных ветров.


Покрытия
Простым формам срубов клетских храмов отвечают простые же двухскатные крыши (разного подъема - М.З.).
Часовня в Тагинцах Повенецкого уезда  Олон. губ. Петропавловская церковь в г. Плес (утр. в 1903 г.)

Богоявл. церковь Елгомского прихода. 1644 г. (утрачена-М.З.)
К типу двухскатных крыш надо отнести "клинчатые крыши", у которых подъем так велик, что высота их , считая по отвесу, превышает всю ширину перекрывемой части здания.


Конструктивные приемы клетских церквей, в частности, конструкции их крыш, мешали воспроизведению в дереве форм каменных глав, которые в первоначальном нашем зодчестве имели значительные размеры, а их полые барабаны соединялись с подсводными пространствами. Полная невозможность связать барабаны с высокими крышами и прямыми потолками клетских церквей вынудили строителей довольствоваться лишь символизацией, вследствие этого главы каменных храмов превратились на деревянных церквах  в маковки, т.е в мотивы чисто декоративные.
Церковь Св. Георгия (1496) на Юксовском погосте. По Л.Далю.
Наиболее простым и древнейшим является тип маковки, состоящий из луковичной главки и шейки, которая непосредственно врезается в конек крыши. Шейка и луковица в старину всегда обивались лемехом , который со временем приобретал чарующий серебристый оттенок.


Следующим по древности является прием, при котором шея маковки врезается не в конек, а в небольшую дополнительную кровлю в виде бочки или крещатой бочки.

Церковь Васильевской слободы Нижегородской губ.
По Л.Далю.
Воскрес. церковь c восьмискатной крышей в Неклюдове Нижегородской губ. Фото 1914 г.
По Л.Далю.
Гораздо привлекательнее - крыши восьмискатные...Местом их зарождения надо считать Нижегородскую область, которая в XIV столетии строила с такими крышами не только деревянные церкви, но и каменные.

Еще одна форма покрытия церковных срубов - это покрытие бочкой. Очень интересным памятником, главная часть которого, т.е. помещение для молящихся, покрыта бочкой, является Троицкая церковь (1714) в селе Елгомском (утрачена - М.З.)
Троицкая церковь Елгомского прихода. По Д.Милееву
Еще несколько слов о формах покрытия алтарей. Алтари клетских церквей устраивались или прямоугольными или пятистенными...
Над прямоугольными алтарями применялись все уже рассмотренные нами формы двухскатных крыш, а также бочкообразных.

Церковь в селе Капотня Моск. губ.
По А.Потапову
Трехскатные крыши, повидимому, никогда или очень редко устраивались нашими плотниками, и это можно объяснить нехудожественной внешностью таких покрытий. Над пятистенными алтарями устраивались иногда двухскатные крыши, а также бочки...

При обзоре клетских церквей мы не коснулись тех, у которых есть приделы, имеющие форму самостоятельной церкви, как бы приставленной к главной. Доказательством может служить Введенская церковь (1864) -  села Осиновского (утрачена - М.З.),  у которой помещение для молящихся и два алтаря размещены в одном квадратном срубе. Западная часть этого сруба покрыта двумя рядом стоящими клинчатыми крышами над помещеием для молящихся.
Введенская церковь села Осиновского. Шенкурский уезд  Арх. губернии

продолжение - ШАТРОВЫЕ ЦЕРКВИ




Примечания:
1. Источник: Михаил Красовский. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. Сатисъ. Держава. Санкт-Петербург. 2005. (первоначальное название - Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. Мих. Красовский. Петроград. 1916 )
2. О первом издании книги -
здесь.
3. Глава сокращена.  Приведенный текст не отражает всех деталей церквей, описанных автором.
4. Рисунки - сканы из книги.

5. Рисунки из альбома Мейерберга даны фрагментами.