Михаил Красовский

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
(конспект книги "Энциклопедия русской архитектуры")

ДРУГИЕ ТИПЫ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ

Все церкви, яввшиеся во второй половине XVII века и в XVIII на смену церквам шатровым, можно разделить на четыре основных группы: на церкви кубастые, пятиглавые, многоверхие и многоярусные. Среди храмов рассматриваемой группы  встречаются почти все  схемы планов предшествоваших эпох деревянного строительства.

 

Кубастые (или кубоватые) храмы

Самая древняя - это церковь Св. Параскевы* (или Пятницкая - М.З.) в селе Шуя (или Шуерецкое Кемского уезда Арх. губ.- М.З.). Она построена в 1666 г. и состоит из обширной трапезной, помещения для молящихся и алтаря, стоящих на невысоком подклете. Перед трапезной находится крыльцо, с которого устроен переход на колокольню. Крытая галерейка соединяет трапезную с церковью Николая Чудотворца*.  Алтарь покрыт бочкой, над коньком которой возвышается кровля "кубом", сильно вытянутая вверх. Над  кровлей высится одна глава (обычно их устраивали несколько).

Ансамбль в с.Шуерецкое. Пятницкая церковь - в центре, Никольская - перед ней. Фото В.Суслова. 1886 г. (утрачен)
Подобная церковь с несколькими главами - церковь Вознесения Господня (1668) - находится  в селе Кушерецком (Онежский уезд Арх. губ. - перенесена в "Малые Корелы").
Вознесенская церковь в с.Кушерецкое. 
По В.Суслову.
Ее главная часть квадратного сечения разделена по высоте на три помещения: тёплая ц., летняя ц. и верхнее - без специального назначения. Средняя глава опирается на пересечение диагональных стен куба, а четыре малых главы укреплены прямо на срубе куба. Куб имеет менее вытянутые вверх пропорции, чем у церкви Св. Параскевы, и переходной частью от него к шее центральной главки служит изящная крещатая бочка.

Еще один шаг к увеличению богатства форм - церковь Владимирской БМ (1741) в селе Подпорожье (Онежский уезд Арх. губ.). Она интересна своим многоглавием и распределением объемов. 
Церковь Владимирской БМ в с.Подпорожье.  По В.Суслову.
У нее над кубом высятся 5 глав, закрепленных без переходных элементов; еще четыре огтмечают собой алтарную часть храма и три его прируба. Шейки этих главок высоко приподняты восьмигранными шатриками, образуя общую группу с маковицами куба.

Еще один образец кубоватых церквей - церковь в селе Бережно-Дубровском (сейчас - Бережная Дуброва. М.З.), построенная в 1768 г. Строитель церкви решил еще теснее соединить маковицы в одну группу, и поэтому он поместил дополнительные главки на самом кубе, ориентировав их по сторонам света. Подножиями для маковиц служат четыре крупные бочки, в коньки которых врезаны шейки главок слегка конической формы. Таким образом, церковь увенчана девятью главками, а десятая главка высится над  коньком грузной бочки, покрывающей пятигранный прируб алтаря.

Девятиглавые...
Сильное стремление плотников к многоверхим храмам в конце XVII в. нашло исход в создании таких многокупольных церквей, как в Подпорожье и Бережно-Дубровском.

[Но одновременно идет поиск новых форм. М.З.]
Ильинская церковь в  Чухчерме. 
Остановимся на церкви  в Чухчерме* (Холмогорский уезд Арх. губ.), построенной в 1657 г. 
Центральная ее часть образована грузным кубическим срубом, к которому с востока и запада примыкают срубы алтаря и притвора, крытые бочками. Основной сруб крыт на четыре ската, над котороми высится шатер, служащий подножием для центральной главы. Вокруг него размещены по квадрату восемь глав, на таких же толстых шеях, как и у средней главы.
Несмотря на довольно большие размеры этого шатра церковь в Чухчерме не может быть отнесена к церквям шатрового типа.

Покровская церковь  в Кижах.
Покровская церковь на Кижском погосте (1764) прелставляет обычную церковь шатрового стиля, имеющую квадрат в плане ее средней части, но вместо шатра последняя крыта плоской крышей на 8 скатов, над которой  высятся  9 верхов. Средний верх лишь немного больше остальных, отмечающих каждый угол восьмерика.  Все главы поставлены на пьедесталы - небольшие восьмерики. Шейки и луковицы этих верхов, маковка над алтарем и сама бочка крыты острым лемехом, а верхи шеек под луковицами украшены резными кольцами. Особенно выигрывает церковь при взгляде на нее с запада, когда сокращается длинная скучная трапезная и выгодно вырисовываются девять стройных верхов.

Богоявленская церковь
в Лядинах.
Фото из книги Г.Гунна
Совершенно иной     прием девятиглавия видим у церкви Лядинского погоста (Каргопольский уезд Олонецкой губ.). Над восьмериком здесь высятся иолько 5 глав, а каждая из четырех остальных отмечает собой углы нижележащего четверика. Все главы вырастают шейками прямо из из кровель...

Многоверхие деревянные церкви
Многоверхий прием имеет церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы* (1708) в восьми верстах от г.Вытегры (село Анхимово - М.З.). Памятник этот относится к крестовым сооружениям с центральным восьмиугольником, причем из трех его алтарных апсид главная является восточным концом этого креста, а боковые образованы прирубами к северному и южному концам креста. 
Покровская церковь Вытегорского посада
Центральный восьмерик имеет 10-саженную высоту и представляет собой довольно грузную башню. Вверху все грани башни завершаются бочками, сходящимися к малому восьмерику, крытого крещатой бочкой. Над ней высится главная маковка церкви, окруженная восемью маковками, поставленными на бочках нижнего восьмерика. Каждый из четырех прирубов к основному восьмерику как бы расслоен по высоте на две части, образуя уступы, которые крыты самостоятельными бочками, увенчанными маковками. Таким образом, памятник имеет 17 верхов, если не считать трех маковок над бочками алтарей. Это многоглавие представляет собой, в сущности, возврат к старине, так как из летописей известно, что новгородская Святая София, построенная из дубового леса,  имела 13 верхов, а некоторые киевские церкви, правда каменные, имели 15, 25 и даже 30 верхов. Сам храм внутри не достигает четырех сажен, высота же алтарей едва превышает одну сажень. Под всем храмом устроено довольно высокое подцерковье, так что из всей высоты здания только одна трать ее отведена под видимую внутри часть...

Преображенская церковь в Кижах. 
Недочеты композиции в виде тяжеловатости основного четверика и непропорционых размерах верхней главы совершенно отсутствуют у церкви Преображения в Кижском погосте. Она построена на  6 лет позднее вытегорской, т.е. в 1714 г. и по своему плану мало чем отличается от нее. Главное различие в том, что у нее олин алтарь, а не три и иная форма трапезной. Архитектура кижской церкви стала богаче третьим восьмериком, благодаря которому над бочками второго восьмерика поставлены еще 4 маковки и количество которых увеличилось до 21 верха. Еще одна подробность: верхние бочки прирубов находятся гораздо ближе к бочкам нижнего восьмерика, чем у вытегорской церкви, из-за чего все бочки с маковками образуют с центральной главой стройную пирамиду.

Продолжение -  МНОГОЯРУСНЫЕ  ЦЕРКВИ

 


Примечания:
1. Источник: Михаил Красовский. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. Сатисъ. Держава. Санкт-Петербург. 2005. (первоначальное название - Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. Мих. Красовский. Петроград. 1916 )
2. О первом издании книги -
здесь.
3. * церковь утрачена.
4. Глава сокращена. Приведенный текст не отражает всех деталей церквей, описанных автором.
5. ...БМ -церковь...Божьей Матери
4. Рисунки и фотографии - сканы из книги М.Красовского.

5. Рисунки из альбома Мейерберга даны фрагментами.