ЛУДА: ИСТОРИЯ ДЛИНОЙ В  620 лет

Первые дома на месте слияния рек Уна и Луда в Унской губе Белого моря появились в 1397 году. Родными для предков нынешних жителей деревни стали болотистые, кое-где покрытые северной растительностью каменистые места. Они же и подарили деревне её имя, ведь «луды» - это камни на болоте.

Далёкое прошлое. Соль


В XIV веке земли, на которых стоят деревня Луда и её «сестра-близнец» Уна, принадлежали представителям крупного боярского рода, называемого историками «Степановщиной». Чуть позже стали принадлежать их наследнику Амосу, которому по раздельной грамоте 1491 года перешли большие владения (в том числе и в Уне, где он жил сам) — пожи, рыбацкие тони, половинная доля в соляных варницах. Прославившись своими мастерами по выварке соли, Уна и Луда определили тем самым свою судьбу на несколько столетий вперёд. После смерти Амоса в 1527 году, сыновья его разделили отцовские владения между собой. Значительная часть их досталась старшему сыну Амоса — Алексею. А тот после пострига в монахи передал свои владения монастырям и церквям, в том числе, церкви Святого Климента в Уне и Богородицкой в Луде.

В соляных варницах был заинтересован сам царь Иван Грозный. Беломорская соль «морянка» была известна по всей Руси. Наибольшего расцвета соляной промысел достиг в XVI — первой половине XVII века. В это время в Беломорье вываривалось около 700 тысяч пудов соли. По переписи 1688 года соляные варницы в Луде и Уне принадлежали Соловецкому монастырю. В документах также отмечено, что с 1780 годов Уну и Луду стали называть посадами.

Солеварение в течение трёх веков занимало видное место в хозяйстве жителей этого региона. В небольших количествах здесь соль вываривали до начала XX века, так как для посола некоторой рыбы, например, сёмги, использовалась только поморская соль. В целом, соляной промысел в Поморье приходит в упадок в XVII веке. В то же время, рыбный промысел жив до сих пор.

Настоящее. Рыба, хлеб и национальный парк

Деревня Луда всегда жила рыбой. В 1920-е годы здесь был образован рыболовецкий колхоз, который носит имя М.И.Калинина.
Чем  бы  ни  занимались  жители   деревни, море  прочно  въелось  в  их   жизнь,  быт,  судьбу. Морем  здесь  пропитано  всё. Так, Виктор  Максимович  Железников, коренной  лудянин,    25 лет  был  бригадиром  рыболовецкой  бригады..  Несмотря  на  свой  возраст,  он  совершенно, по  его  словам, «не  сидячий».   Виктор  Максимович  прекрасный  знаток  рыболовного  промысла  и  до  сих  пор  шьёт деревянные   сани....

В  Луде, как  и  во  многих  деревнях, есть местный  дом  культуры. Здание  находится не  в  лучшем  состоянии  и  открывается  по необходимости,  преимущественно  летом....

По  воспоминаниям  жителей, в  деревне  в разные  годы  была  церковно-приходская школа,  девятилетка,  семилетка  и  большую  часть  времени — начальная школа.  Она  до  сих  пор  находится  в  старом деревенском  доме  с  русской  печью.  В  ней учатся  всего  четыре  человека. После четвёртого  класса  дети  получают образование  в  Пертоминске. Живут  в интернате. Учитель  Наталья  Владимировна  Мошникова  и  сейчас использует  в  качестве  учебных  пособий настоящие «музейные  реликвии» — издания 1960-х   годов.

Бывшего  сотрудника  колхозной  дизельной  станции  Владимира  Ивановича  Мошникова  можно  назвать  настоящим  кладезем  этнографических  зарисовок.  В  его  фотоальбоме  сохранилось  изображение  старого  здания  магазина, стоящего  на  берегу  деревни.  Рядом  с  ним  была  пристань, построенная  для  удобства  перегрузки  товара. Сегодня этого  дома  нет, да  и  пристань  ушла  в прошлое. Но  теплота, с  которой  местное население  вспоминает  о  нём,  осталась.
Еще  одним  знаковым  зданием   деревни, которое  сохранилось,, является  Церковь  Рождества  Пресвятой  Богородицы.  Построеннная  в 1862  году, она  была  закрыта  в  1930-е  годы,  но  после Великой  Отечественной  войны  ее  разрешили  открыть   вновь.

До  начала 1970-х  годов  в  храме  проходили службы.  Помнят  жители  и  последнего батюшку, переехавшего  в  село  Нёнокса, и хранительницу   церкви  Дарью  Тюкову.  Сегодня  храм  находится  в  руинированном  состоянии,  не  сохранилась  и  церковная  ограда.  Решается вопрос  о  постановке  памятника  деревянного  зодчества  на  баланс  национальног о  пар ка  с  целью  его  дальнейшего  восстановления.

Будущее

 Деревня  Луда  станет  административным центром  национального  парка «Онежское Поморье».  Здесь  только  начинаются работы  по  выявлению  и  сохранению историко-культурного  наследия.  Совершён ряд  экспедиций, записываются воспоминания  местных  жителей, собираются  экспонаты  для  будущего музея. Сейчас  сотрудники  ФГБУ «Национальный  парк «Кенозерский» ласково  называют  деревню «Лудушка». «Встреча  с  любой  территорией  всегда ценна  общением  с  людьми. Только  через устные  рассказы-воспоминания, фотографии, сохранившиеся  в  альбомах, семейные  предметы,  а  также знакомство  с современной  жизнью  деревни, ты наиболее  глубоко  познаешь  изучаемое место.  Для  создания  музея  в  деревне  Луда очень  важно  понимать  исторические акценты  именно  этой  земли», — отмечает Марина  Мелютина, начальник  отдела изучения  и  интерпретации  историко-культурного  наследия. Музей, в  основу которого  будет  заложен  образ «промыслового  сарая», разместится  в Визит-центре,  который  планируется  построить  в  деревне. Согласно  проекту  экспозиции, подготовленному  архитектором  Александром  Антоновым, внутреннее  пространство  музея  будет  разделено  на  отдельные  зоны, каждая  из  которых  призвана  символизировать  сюжеты  поморского  быта  и  морского  уклада, отразить  свою  часть  истории  заповедного   края.

 Центральную  часть  экспозиции  займёт стенд  в  виде  перевёрнутого  остова карбаса,  представляющий  собой  набор стилизованных  элементов  корпуса  и обшивки  деревянного  судна. Морскую тематику  продолжит  стенд «Маяк» — усечённая  пирамида, высотой  около  четырёх  метров.  На  вершине  конструкции будет  размещён  световой  фонарь, имитирующий  смотровую  площадку маяка, а  внутри  короба  будет  смонтирована   винтовая  лестница.

Пирамидальные  стенды - «Створы» -  будут символизировать  собой  морские навигационные  знаки, используемые  в судоходстве, и  демонстрировать  принцип обозначения  фарватера  на  водоёмах. Между  створами  планируется смонтировать   стенд «Прясла», где разместятся  различные  рыболовецкие снасти (сети, рюжи, яруса) и  элементы парусного  такелажа.

Стенд  под  условным  названием «Среда обитания» покажет  наглядные  материалы о  животных  и   растениях «Онежского Поморья». Информация  о  парке  будет размещена  и  на  двух  других  стендах — один  займёт  общая  информация, второй станет  интерактивной  картой  территории с  вмонтированным  монитором, на котором  будут  демонстрироваться  видео, посвященные  научной  и  хозяйственной деятельности.

Истории репрессий и спецпереселенцев будет посвящен стенд «Тёмный угол» — двухъярусные нары пересыльного барака. Они выполнят роль витрины, в которой разместятся личные вещи и предметы лагерного быта узников ГУЛАГа.

Над «нарами» будет смонтирован стенд «Сломанные судьбы» — фрагмент наружной обшивки стены барака с небольшим окном посередине. Данная экспозиция графически отразит количество репрессированных.

На трёх ярусах стенда «Летопись», выполненного в виде иконостаса, разместятся различные фото и тексты, характеризующие этапы жизне­ного пути населения региона. На нижнем, самом обширном, ярусе будут размещены фотографии и документы, посвященные отдельным лицам и семьям, проживавшим на территории «Онежского Поморья». Средний ярус отдадут общественно-политической и хозяйственной деятельности в регионе. Верхний вместит в себя символы эпох, так или иначе повлиявших на окружающий мир и историю территории.

Примечания:
1. Из  журнала "Мы -  соседи" НП "Онежское Поморье"  №3.
2.  С  небольшими  сокращениями.
3.  Фотографии - из  журнала.
4. Автор  в  журнале  не  указан.