Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук

ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ КЕНОЗЕРЬЯ В  XVI - XX вв.

В эпоху неолита (начало II тыс. до н.э.) возникли, по-видимому, экономические связи между угро-финскими народностями, жившими в бассейнах Онежского, Ладожского озер и Кенозерья (емь, весь, чудь и др.). Возможно, что уже в ту историческую эпоху был проложен водный путь, связывавший Ладожское озеро с Кенозером и рекой Онегой. Этот путь в период политического и экономического расцвета государственности Господина Великого Новгорода (XII- XV вв.) приобрел большое значение, являясь крупнейшей водной торгово-хозяйственной артерией, связывавшей через Новгород Восток и Север с Западом.

Необходимость водного пути от Великого Новгорода с Белым морем
Географ П.Ф. Ваганов считал, что «важнейшими путями продвижения новгородцев на север было три: 1. От Онежского озера... через Повенец к рекам Выгу, Суме и Нюхче; 2. От Онежского озера... по реке Водле, ее притоку Череве, озерами к рекам Кене и... Онеге, а оттуда... к морю или по реке Емце к Северной Двине; 3. По реке Вытегре к озеру Лача...».

Нельзя не согласиться с С.Я.Забелло, которая на основании тщательного изучения результатов экспедиции Академии архитектуры СССР считала «наиболее правильным предположение следующей трассы Новгородского водного пути в Заволочье: река Волхов - Ладожское озеро - река Свирь - Онежское озеро - река Водла - ее приток река Мышьи Черевы - «Кенский» волок (5 верст) - озеро Волоцкое - река Волошева - река Поча - Кенозеро - река Кена -река Онега - по реке Онеге спускались вниз к Белому морю или через Ямецкий волок у деревни Нижние Маркомусы (Плешковская) переходили на реку Емцу, по которой спускались вниз по течению в Северную Двину».

Существование этой трассы движения находит подтверждение в происходящих от общего корня «волок» наименованиях на Кенском волоке - озеро Волоцкое, река Волошева, деревня Заволочье.

В XI в. по этому водному пути двинулся первый значительный поток новгородских крестьян. Именно по этой трассе тогда же был налажен и торговый путь, связавший Великий Новгород с богатым солью, пушниной, рыбой Севером. По Онеге и через Кенозеро шли суда (ушкуи), груженные богатыми товарами. Им не угрожали набеги. Трудно было только преодолевать водораздел: ушкуи там тащили волоком. Вслед за новгородскими крестьянами, с XIII в. началось движение по Новгородскому пути в Кенозерье и Поонежье монашествующих миссионеров.

Монастырская колонизация северных земель
В конце XIV в. началась новая волна монастырского проникновения на Север. Она была связана с подвижнической деятельностью учеников и последователей Св. Сергия Радонежского (ок. 1321-1391), миссионерско-просветительская деятельность которых подготовила почву для новой волны монастырской колонизации, начавшейся в XV в. Если вначале православные миссионеры искали  места для уединенного монашеского подвига (Александр Ошевенский, Пахомий Кенский и др.), то второе поколение странствующих иноков (Антоний Сийский и др.) уже осознавало необходимость совмещения миссионерского служения с созданием крупных монастырей, которые могли бы стать духовными и хозяйственно-политическими центрами.

Снаряжение дальних торговых походов на Север было по карману лишь богатым новгородцам и монастырям, которые стали на Севере крупными землевладельцами. Известно, что в XV в. Кенозеро входило в обширные владения новгородской боярыни Настасьи Ивановны, жены Григорьева.

Новгородский водный путь продолжал использоваться в качестве важной транспортной магистрали и после присоединения Новгорода к Московскому государству, вплоть до второй половины XVI в.

Так в условиях общерусского государства торговый путь через Кенозеро утратил свое значение.

Поиск новых путей на Север
В XVII в., в условиях складывания всероссийского рынка, и особенно, с начала XVIII в., в ходе преобразований Петра I, Новгородский водный путь вновь заработал интенсивной жизнью. Известная исследовательница водных путей России во второй половине XVIII - начале XIX в. Э.Г.Истомина считает, что вплоть до завершения строительства Мариинской водной системы Кенский волок на Кенозеро сохранял важное экономическое значение. Ежегодно в последней четверти XVIII - начале XIX в. «приходили 30 - 40 судов с сушеной рыбой, которую вывозили с ближайших озер. Часть этих судов грузилась на Водлозере, спускалась по р. Верхней Водле до р. Черева и поднималась по ней до пятиверстного волока, идущего к Кенозеру»

В 1801-1803 гг. под руководством директора Департамента водяных комму­никаций Франца Павловича Деволана (1759-1818) были проведены изыскания и подготовлен проект водного пути Онежское оз. - р. Водла - р.' Черева - оз. Волоцкое - р. Волошева - р. Поча - оз. Кенозеро - р. Кена - р. Онега. но он не получил развития.

Идея создания водного сообщения по древнему Новгородскому пути постоянно будировалась общественностью и в начале XX в.

Кенский волок
Кенский волок и сегодня заслуживает пристального внимания. Он сохранил свой исторический ландшафт, включающий в себя дорогу, часовню, маркирующую начало волока, два средневековых селища (в т.ч. Заволочье на месте заброшенной деревни на левом берегу реки Черевы), лодочные пристани.

Первые поселения на северном пути
В XI-XV вв. вдоль Новгородского водного пути, в первую очередь на волоках, новгородские переселенцы основывали первые русские поселения: деревни, которые постепенно складывались в волости.

В XV в. Кенозерье входило административно в т.н. Онежскую землю. Во второй половине XV в. в границах нынешних Каргопольского, Коношского, Няндомского, Онежского и Плесецкого районов Архангельской области сложился Каргопольский уезд. В это же время завершился, в основном, и процесс формирования волостей на Кенозере, Почозере и на реке Кене - Кенозерской, Почезерской и Кенорецкой.

Образование православных приходов
В конце XV - 1-й половине XVI в. на всем протяжении древнего Новгородского волока сложились приходы - основные духовные и организационные ячейки Русской Православной Церкви. Это было устойчивое сообщество верующих, проживающих, чаще всего, в одной исторически сложившейся волости. Пределы прихода четко оговаривались и утверждались до 1682 г. митрополитами Новгородскими и Великолуцкими, позднее Олонецкими и Петрозаводскими и не могли меняться без их решения. Центром прихода была церковь, а духовным отцом - приходской священник.

К началу XX в. в районе Кенозера сложилось 6 приходов: самый крупный - Кенозерский, а также Кенский (на месте упраздненского Спасо-Преображенского Пахомиева Кенского монастыря в 1764 г.), Кумбасозерский, Почезерский и выделившиеся в самостоятельные из Кенозерского прихода - Ведягинский и Ряпусовский. Все они входили во 2-е благочиние Пудожского уезда Олонецкой губернии, с 1911 г. - в 21-й благочиннический округ.

Первый     приход - Кумбасозерский
Первым приходом на Новгородском пути после Кенского Волочка был Кумбасозерский приход. Церковь во имя Пророка Илии в деревне Кумбас-озеро в 1863 г. была приписной к Корбозерскому приходу. В начале XX в. приход  входил в Вершининскую волость Пудожского уезда Олонецкой губернии. На юге граничил с Вытегорским и Каргопольскими уездами Олонецкой губернии, на севере - с Архангельской губернией.

Кумбасозерский погост располагался в 25 верстах к северо-западу от Кенозерского погоста. В состав Кумбасозерского прихода входили 5 деревень: Кумбас-озеро, Кумбасозерская Новина, в 15 верстах от которых к северу находилась деревня Яблонья Горка и в 10 верстах от последней к юго-востоку располагалась деревня у Глубокого озера. В 1913 г. в приходе проживало 597 человек. При этом деревни Кумбас-озеро и Кумбасозерская Новина составляли Кумбасозерское сельское общество, в котором в 1873 г. проживали 199 человек, а в деревне Новина была часовня. В 1905 г. в Кумбасозерском обществе проживали 232 человека, насчитывалось 38 домов. Крестьяне держали 39 лошадей, 75 коров, 59 голов др. скота.

Главным занятием населения прихода были земледелие и скотоводство. Своего хлеба большинству крестьянам хватало лишь до Нового года. Остальной хлеб приобретали либо на ярмарках и торжках в Кенозерском погосте, либо в Пудоже. Земли (глинистые и песчаные) были не плодородные. Четверть населения собирало хлеба, которого хватало на 1-2 месяца. Скота держали мало: в среднем на семью - одна лошадь, одна корова и одна голова другого скота.

В зимний период (сезон) почти все население прихода работает на лесозаготовке и вывозке леса. Работы начинаются с 10 декабря и заканчиваются в конце марта.  1-15 мая начинался сплав заготовленного леса только до рек Водлы и Почи На сплаве работали полторы-две недели.

После сплава начинался тяжелый труд земледельца, который завершался уборкой урожая 10-20 сентября. Затем начинался сезон охоты, а с конца мая до тех пор, пока озера и реки не скует лед, кумбасозерцы занимались рыболовством.

Дорог в Кумбасозерский приход не было, только пешеходные и тропы для верховой езды. На телеге, летом, и то с трудом, можно было проехать с Кенозера, от деревни Екимово до озера Кумбас. От деревни Заволочье на Яблоньевую горку и от нее на Глубокое озеро, а от последней к Кенозеру (деревня Печихино) можно было проехать только верхом.

Сведения из жизни Кумбасозерского прихода к сожалению сохранились фрагментарно. Так, в течение 1902 г. на постройку новой деревянной церкви Кумбасозерского прихода поступили пожертвования от крестьян Кенозерского прихода.  «За такие пожертвования, - писали «Олонецкие губернские ведомости», - выражается благодарность епархиального начальства».

Почезерский приход
В XVI в., вокруг озера Почозеро сложилась Почозерская волость. Почозеро представляет собой цепь нешироких озер, соединенных протоками. На большом мысу его восточного берега, образованного моренной грядой, вытянутой с северо-востока на юго-запад, размещается деревня Филипповская. Это центральная из трех деревень бывшего Почозерского погоста.

К юго-востоку от Филипповской, в десяти километрах, находится вторая деревня - Усть-Поча, к северу от Филипповской на таком же расстоянии расположена деревня Кузьминская. Деревни связаны трактом.

Тракт пересекает большую площадь деревни Филипповской, где размещается замечательный Почозерский архитектурный комплекс, который датируется примерно 1700 г. В него входят две церкви и колокольня. Шатровая церковь отличается прекрасным, стройным силуэтом. «Строителям хотелось придать храму величественность, что заставило их, - писал известный русский искусствовед и художник И.Э.Грабарь, - удлинять как четверик, так и восьмерик и даже самый шатер. Это приводило к таким вытянутым, почти столпообразным сооружениям как церковь Происхождения Честных Древ в Почозере...». У шатров.ой церкви есть небольшой притвор, в который ведет крытая лестница поздней пристройки. Храм объединен с трапезной под двускатной крышей. Здание это своей восточной стеной близко подходит к углу четверика шатровой церкви и между ними сооружен крытый переход. Вторая церковь - Обретения Главы Иоанна Предтечи XVII в. - на фотографии, сделанной в начале XX в. известным русским художником И.Я. Билибиным красиво перекрыта бочкой. Это сравнительно редкое покрытие клетских церквей, обычно бочками перекрывались апсиды. К сожалению, это покрытие давно утрачено, ансамбль нарушен. А живописен он был необычайно: создавался ритм бочек алтарей и покрытия второй церкви. Действительно, писал И.Э. Грабарь: «Главное внимание по украшению храма было обращено на его верхнюю часть. Главы и их шеи крылись лемехом «по чешуйному обиванию». Заглавная вертикаль шатра дополнялась вертикалью шатра колокольни». Время не пощадило и колокольню XVIII в., срубленную шестериком «в лапу», - у нее утрачены шатер и звонница, остался один покосившейся сруб. Единственное, что сохранилось в цельности в ансамбле и что попрежнему восхищает - крутой силуэт шатра, его устремленность к небу.

Одной из особенностей шатрового храма является интерьер, украшенный двумя комплексами «небес». Уникальное явление художественного решения «неба» молельного зала - установка деревянного креста с изображением композиции «Распятие» на стыке двух граней.

Особенностью «небес» почозерского храма является то, что фигуры архангелов и апостолов соседствуют в одном комплексе, со всеми сопутствующими им сюжетами и персонажами. 15-гранные «небеса» церкви - произведения масляной живописи середины - второй половины XIX в., причем выполнены по деревянной основе. В структуру росписей неизвестным художником включены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел, Андрей Первозванный, четыре евангелиста и святые: мученицы Дарья, Екатерина, Иоанн Лествичник. Фон композиции двухцветный. Ближе к центру более яркий. В настоящее время «небеса» отреставрированы и находятся на хранении в музейном фонде Кенозерского национального парка.

В целом Почозеро представляет не только художественный, но и исключительный историко-архитектурный и общеисторический интерес. В деревне Филипповской тракт подходит с западного берега по рубленному деревянному мосту, перекинутому через озерную проточь. При въезде на мост стоит маленькая часовня Кирика и Улиты. Обычная клетская часовенка XIX в., квадратная в плане (примерно 3x3 м). Эта крохотная лесная избушечка смотрится необычно и ее «суземный» вид, и тонкая шейка с главкой, крытой лемехом. День Св. Кирика и Улиты праздновали в деревне Филипповской 28 июля. Этих святых чтили и в деревнях Немята, Майлахта, Поча. Повсеместно они почитались как защитники от змей. Женщины считали ее своей заступницей. За часовенкой - огромный поклонный резной крест XVIII в. (Сейчас эта часовенка не существует - М.З.).

От центральной площади Филипповской тракт идет, пересекая жилую застройку. Примерно на расстоянии полкилометра, среди вековых огромных елей и сосен, расположено старое кладбище, окруженное рубленной оградой (одна из трех сохранившихся на Русском Севере). Ограда представляет собой несколько горизонтальных рядов бревен высотой в рост человека, связанных рубкой «в режь» и срубленных срубами с внутренней стороны ограды. Верхние венцы перекрыты тесовым скатом. К дороге обращены два архитектурно обработанных входа. Ограды подобного типа некогда окружали многие северные погосты.

Дальше, примерно на расстоянии трехсот метров, по левой стороне тракта стоит восстановленная маленькая кладбищенская часовня Иоанна Предтечи XIX в.

Таким образом, тракт является как бы композиционной осью огромного ансамбля.

И еще о дате основания Почозерского погоста - 1700 г. Думаю заслуживает внимания точка зрения исследователя С.Забелло, которая считала что эта дата - время капитального ремонта погоста. Можно предположить, что основание погоста относится к новгородскому периоду. Погост размещался примерно на половине Новгородского Волока - длинного и трудного пути, в местности с огромными сырьевыми ресурсами.

Изрезанные берега спокойного озера с его тихими бухтами создавали удобные условия для стоянки «ушкуев», их ремонта и оснащения. На всем протяжении Заволоцкого водного пути не существует пункта более удобного для этих целей.

Большие масштабы и высокое качество архитектуры Почозерского ансамбля в первую очередь могут быть объяснены значительным удельным весом Почозерской волости в общественной и экономической жизни района

Значительное место в жизни прихода занимали однодневные торжки - Сретенский (2 февраля), Маккавеевский (1 августа) и Даниловский (11 ноября)

22 октября 1880 г. в Почозерском приходе был освящен перестроенный храм во имя Иоанна Предтечи. В освящении участвовали четыре священника и дьяконы соседних приходов.

В 1890 г. в Почозерском приходе проживали 1425 человек, насчитывалось 224 двора. В состав прихода входили 23 деревни.

В приходе были две часовни - во имя Св. и Чудотворца Николая в деревнях Козминской и Усть-Поче

27 января 1915 г. в селе Кузьминском был освящен вновь построенный храм на средства серпуховского купца Леонтия Ивановича Каштанова. В селе проживало около 400 человек жителей. Село располагалось в десяти верстах от Почозерской приходской церкви на проселочном тракте к Янгорскому и Кривопоясскому приходам. Крестьяне пожертвовали и вывезли лес. 10 июля 1912 г. началось строительство храма.  В торжестве освящения храма участвовали пять священников, в т.ч. протоиерей Ряпусовского прихода И.М.Казанский. По окончании литургии был отслужен молебен храму с многолетием. На постройку храма с колокольней, колоколами, утварью и ризницей с иконостасом было затрачено 9500 руб.

Почозерский храмовый комплекс - ансамбль-«тройка», состоящий из двух церквей и колокольни, - один из пяти, сохранившихся на Русском Севере и один из трех а Архангельской области. Он представляет значительную историко-архитектурную ценность по чрезвычайно редкой в русском деревянном зодчестве диагональной объемно-пространственной композиции, аналогов которой в России не сохранилось.

В 2001 г. Кенозерский национальный парк начал реставрацию ансамбля. В реализации проекта и в его софинансировании активное участие принимал Директорат по культурному наследию Норвегии. В 2002 г. российские и норвежские реставраторы осуществили уникальную, не имеющую аналогов в России операцию по подъему многотонной шатровой церкви с помощью норвежского оборудования с целью замены сгнивших венцов сруба.

Кенский приход
К северу от Кенозера, в четырех верстах по реке Кене располагался Кенский приход.

В состав Кенского прихода входили три деревни: Коровий Двор (от приходской церкви на противоположном берегу р. Кены), Поромское (на острове Поромское на озере Кенозеро) и Караник (в 2,5 верстах от приходских церквей). В приходе насчитывалось около 20 крестьянских дворов.

По описи 1766 г. в книгохранилище монастыря находилось около 100 книг. Это подтверждает, что пустыни были теми небольшими островками книжности и духовности средневекового Севера.

Весной 1800 г., на Троицу, Кенский приход выгорел в результате пожара. Пожар случился, когда причт Кенского прихода с домочадцами выехал на праздник в соседний Кенозерский погост. Сгорели все три деревянные церкви, в т.ч. и приходская теплая - Преображенская. Сгорели колокольня, кельи, поварня, мельница. Пожар был настолько сильным, что находившийся за рекой Кена (в 100 саженях от приходских церквей) скотный двор сгорел до основания. Только на могиле преподобного Пахомия Кенского остались три «мостины» (половицы).

В 1804 г. на месте могилы Пахомия Кенского началось строительство  каменной церкви. В 1810 г. был освящен первый придел, образовавший собой переднюю, от входа (с запада), теплую церковь во имя Николая Чудотворца. Лишь в 1841 г. был освящен первый престол холодной церкви - во имя Рождества Богородицы. А в следующем году - второй, главный престол - во имя Преображения Господня.

В 1867 г. к теплой церкви с южной стороны был устроен придел во имя преподобных Пахомия Кенского и его постриженика - Антония Сийского на средства каргопольской купчихи И.Насоновой. На ее средства был заменен в 1868 г. главный иконостас в этом храме. У южной стены Преображенской церкви, между главным иконостасом и алтарем была установлена рака с мощами преподобного Пахомия Кенского. На раке была установлена икона Пахомия Кенского: «образ Пахомия чудотворца, писан был краски с твореным золотом...». Над папертью пятикупольной Преображенской церкви находилась невысокая каменная колокольня с шестью колоколами (четыре зазвонных и два больших - 45 и 30 пудов), установленными на средства купца Ивана Насонова. Колокольню венчал купол со шпилем и крестом. Купола церкви были покрыты железом и выкрашены железной краской.

На средства прихожан вокруг церкви Преображения Господня «была построена небольшая кирпичная ограда». К середине 80-х годов XIX в. ограда потрескалась и начала разрушаться.

К северу от церкви располагалось кладбище. А между церковью и кладбищем во 2-й половине XIX в., через самый центр бывшего монастыря пролег Пудожский тракт. На месте сгоревшей деревянной приписной церкви во имя Рождества Богородицы был установлен поклонный крест.

В приходе была очень древняя деревянная часовня. Она располагалась уединенно в 400 саженях от Преображенской церкви к западу, в низине, также на левом берегу реки Кена. В часовне находились два деревянных креста и две иконы - преподобных Пахомия Кенского и Антония Сийского. «...Еще один памятник, - писал Е.В.Барсов, - связанный с именем преподобного Пахомия, -это придорожный крест, верст за пять от Кенской обители. Этот крест поставлен в память первой таинственной встречи двух дивных подвижников... На этом кресте, - отмечал Елпидифор Васильевич Барсов в 1868 г., - есть надпись...»

К сожалению, Преображенская церковь не сохранилась до наших дней. И не каждый местный житель сможет указать место этой церкви, стоявшей на месте Кенского монастыря, сыгравшего значительную роль на транзитном пути в Беломорье, в освоении русскими людьми Европейского Севера.

Примечания:
1. Текст - из сборника "Культурное и природное наследие Европейского Севера". Архангельск, Поморский университет, 2009.
2. Из текста удалены данные о священнослужителях.
3. Опущена библиография.

Перейти на страницу Н.А.Макаров.