< Кенозерье

Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук

ПАХОМИЕВ  СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ  КЕНСКИЙ  МОНАСТЫРЬ

Одновременно с новгородской колонизацией Севера шла монастырская. Во второй половине XV в. «монастырская колонизация перешла из Белозерского края, - писал В.О.Ключевский, - в бассейн реки Онеги. Неведомый инок Пахомий... по Онеге продвинулся за Каргополь, поставив в 50 верстах от него к северу монастырь на реке Кене», притоке Онеги, в четырех верстах от Кенозера. В.В.Зверинский в 1890 г. сообщал, что «Пахомиева-Спасо-Преображенская-Кенская мужская пустынь, ныне погост Кенский Монастырь Олонецкой губ. Пудожского у., в 138 вер. к вост.-сев.-вост. от Пудожа, на самой границе с Каргопольским у., по левому берегу р. Кены».

К сожалению, в литературу вкралась ошибка о местонахождении монастыря. С.Я.Забелло писал о возникновении Кенской обители «на реке Кене, недалеко от Кенозера», тут же ошибочно утверждал, что это «в настоящее время село Кенорецкое». Г.П.Гунн также ошибочно разместил Кенский монастырь «на месте деревни Кенорецкой» (Измайловская). Е.В.Пащенко Кенскую пустынь ошибочно называет «Кенозерской обителью»

Из челобитной настоятеля Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской мужской пустыни Филарета царю в 1682 г. узнаем, что Пахомий был не просто основателем, а и игуменом монастыря, имел церковный сан пресвитера, назывался чудотворцем и преподобным, то- есть был причислен к лику святых и писался на иконах. Это видно и из описей Кенского монастыря 1755, 1765 и 1766 гг. В Большом Синодике Александро-Ошевенского монастыря Пахомий назван прямо священноигуменом

Родился Пахомий в 1450 г. Был учеником преподобного Александра Ошевенского, после смерти которого вышел из Ошевенского монастыря. Уединился Пахомий на реке Кене, близ Кенозера. Окрестные жители стали приходить к нему за советом и благословением, а ревнители иночества стали просить его принять их под свое руководство

В 1508 г. в Кенскую пустынь преподобного Пахомия поступил Андрей Никифорович, уроженец деревни Кехты Двинской волости. Пахомий сам взял тридцатилетнего Андрея под свое руководство. При постриге в мантию Пахомий нарек его именем Антония Великого. Антоний, отличаясь большой силой, исполнял все тяжелые монастырские работы, особенно земляные. Когда его рукоположили в священнический сан, то, не оставляя этих работ, он взял на себя по благословению Пахомия и уход за больными старцами. Вскоре Пахомий благословил Антония, будущего основателя Антониево-Сийского монастыря, на отшельничество

В центре монастыря стояли две деревянные церкви — холодная двухэтажная пятиглавая во имя Преображения Господня и теплая одноглавая во имя Чудотворца и Святителя Николая с колокольней, вокруг них располагались монашеские кельи. В конце XVII в. была отстроена трехглавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был обнесен оградой. Над входными воротами была установлена икона престольного праздника обители В летописи за 1742 г. известный писатель приводил слова Пахомия о монастыре: «Скорбно место сие! Братия здесь непрестанно труждаются: одни копают землю, другие секут лес, иные возделывают нивы, никто не остается праздным...»

Скончался преподобный Пахомий Кенский 6 (19) января 1525 г. (по др. сведениям — в октябре 1515 г.) В.В.Зверинский писал: «Мощи преп. Пахомия почивают под спудом в основанной им Церкви». Память его празднуется Русской Православной церковью в первую субботу после Крещения Господня. В «Житии Пахомия Кенского» указывается, что «преподобный отец наш Пахомий, начальник Кенского монастыря, иже в Помории, новый чудотворец, подобием рус, брада аки Василия Кесарийского» и что преподобный в своей деятельности «был похож на Сергия Радонежского». Русые сначала волосы его стали потом убеленными сединами...

«Кенский монастырь, — писал известный русский этнограф Е.В.Барсов, — владел жалованной грамотой от царя Ивана Васильевича (1495 г.)»

Уже при жизни Пахомия последовали в Кенскую обитель вклады. Так, пожертвовано «от Ивана Исакова, да Михаила Сумарокова на каргопольское дворовое место, что в Каргополье, на Иванской площади». Кенские монахи устроили свое подворье, которое упоминалось еще в царской грамоте «О неимании со шти дворов монастырских стрелецких денег, 7190 (1682) г., декабря 15 дня»

К середине XVI в. Пахомиева пустынь стала набирать силу, приобретать новые, порой лучшие земли. В 1555 или 1556 г. Кенской обителью была испрошена у царя Ивана IV жалованная несудимая грамота «на белые три обжие земли под монастырь и в Кенской волости»

Это подтверждает и сошное письмо «Платежница Якова Сабурова и Ивана Кутузова с товарищи, лета 7164», то есть 1556 г.: «На реке на Кене монастырь Пахомиева пустыня, а к монастырю [приписаны] 3 деревни без четверти деревни. А сошные пашни 3 обжи...». В 1559 г. дьяками Казарином Дубровским и Леонтием Ананьиным была составлена опись оброчных податей с Каргопольского уезда. Среди «оброков мелких с озер и рек за рыбную ловлю и с пустошей и с пожен и с дворов непашенных» упоминаются подати с Кенозера и Пахомиевой пустыни...

Из вкладной книги Спасо-Преображенского Каргопольского монастыря, Строкиной пустыни, мы узнаем, что при настоятеле Кенского монастыря Геннадии (в 1569 г.) пустынь жила со средствами...Через 10 лет настоятель Пахомиевой пустыни Дионисий внес очередной вклад в Спасо-Преображенский Каргопольский монастырь, что еще раз говорит о благополучии Кенской пустыни. В 1584 г. Кенскому монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Ивановича.

В 1615 г. пустынь подверглась нашествию иноземных захватчиков. «...Приходили... в их монастырь польские и литовские люди... и старцев и служек побили насмерть, и живот (имущество. - Н.М.) всякой пограбили... и разорили до конца. А осталось де их в монастыре только 7 старцев...»

В апреле 1616 и в марте 1621 г. монастырь был жалован грамотами царя Михаила Федоровича, подтвержденными царями Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем.... Из «Писцовой книги 1621-1622 годов» Ивана Воейкова и дьяка Третьяка Копнина мы узнаем, что владениями пустыни были «за рекою за Кеною, двор скоцкой (деревня Коровий двор. - Н.М.). Да к монастырю же три четверти деревни Першлахты (в пяти километрах от монастыря. — Н.М.), а в ней двор монастырский... Да в деревне, около монастыря, за рекою пашня паханная 38 четвертей, да 76 четвертей сенокосных угодий». По грамоте от 9 ноября 1682 г. видно, что монастырь владел и соляной варницей аж в Пияльской волости Онежского уезда. Только по сведениям за 1735 г. имелось в соляном амбаре «Кенского монастыря у прикащика — монаха Иоакима 144 пуда» соли...  Пустынь владела также землями вдоль рек Кены, Чурьеги и Сондолы (впадает в реку Кену. — Н.М.). «В деревне Олеховской монастырский двор... да деревня Захаринская». Кроме того, кенские монахи имели права на рыбную ловлю на лучших тонях реки Кены и Кенозера: «Се тони владеют Кенского монастыря старцы»

26 февраля 1684 г. жалованная грамота от имени Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича подтвердила все льготы и права Пахомиевой обители...

В 1681-1697 гг. настоятелем пустыни был строитель Филарет. Филарет — это единственный из известных немногочисленных настоятелей Кенского монастыря, как по своему продолжительному управлению обителью, так и по приобретению значительных угодий и рыболовных тоней для монастыря. Филарет писал: «Кенская де пустыня стоит в диких лесах...»

Жалованная царская грамота от 15 января 1687 г. на челобитную строителя Пахомиевой пустыни старца Филарета с братией подтвердила права Кенского монастыря на деревни — Олеховскую (ныне Корякине. — Н.М. и Ивановскую - в Кенорецкой волости, Самсоновскую и Захарьевскую — в Троицкой волости

В результате челобитной Филарета по царской грамоте Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича от 6 февраля 1691 г. Пахомиева пустынь получила «в оброчное содержание земли по обе стороны реки Кены, вверх до Кено-озера и по Кену озеру до Толстого Наволока...

Кенская обитель владела и многочисленными сенными покосами и в Кенорецкой волости, и под Каргополем, за рекой Онегой, напротив Чудотворной церкви Зосима и Савватия Соловецких, и по Ольской дороге, и по реке Онеге у озера Лача.

К середине XVIII в. Пахомиева пустынь пришла в упадок. В марте 1748 г. при строителе иеромонахе Макарии — последнем настоятеле монастыря (умер в ноябре 1756 г.) — пустынь утратила свою самостоятельность и была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю... 

В ноябре 1761 г. настоятелем Пахомиевой пустыни был определен «Каргопольского уезда, Троицкой волости священник Никита Федоров», который принял пустынь от иеромонаха Спасо-Каргопольского монастыря Серафима. А в 1764 г. Кенский монастырь был упразднен. «Пахомиева пустынь, — писал Е.Барсов, — до самого ея уничтожения... ладан, масло и свечи получала из Сийского монастыря». Монастырь был обращен в Кенский приход.

 
Примечания:
1. Из монографии Н.А.Макарова "Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья", Архпнгельск, 2007.
2.
С некоторыми сокращениями.
3. Библиография опущена.

 
Перейти на страницу Н.А.Макаров.