ОТЧЕТ ОБ АВТОПУТЕШЕСТВИИ
(с сайта http://k2000.ru/forum)

Сокольский бор (парк «Русский Север») – оз. Масельга (парк «Кенозерский»)  авто Матиз -2009
26 июля – 07 августа
Москва – М8 «Холмогоры» (Е115) – Вологда – Кирилов - Сокольский бор (парк «Русский Север») – Кириллов – Р5 – Вытегра – Пудож – Р2 – д. Морщихинская – оз. Масельгское (парк «Кенозерский) – Р2 – Р5 - М8 – Москва.

Оглавление.
1. Организация путешествия.
2. Краткие сведения о районе путешествия. 
3. Справочные сведения о путешествии, экипаж и матчасть.
4. Описание маршрута.
5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации.

1. Организация путешествия.
Мы путешествовали по Северу на лыжах, на байдарке, на катамаране и даже на автомобиле. Начиная с 2007г. автомобильный вариант стал основным и открыл нам новые интересные места.
Целью автомобильного путешествия стало спокойно постоять летом с палаткой у воды в тихом красивом месте. И чтобы обязательно чистая, теплая вода и чтобы купаться. И чтобы лес и чтобы настоящий, не городской воздух. Грибы, ягоды и рыба приветствуются, но не играют определяющей роли. Любые экскурсионные возможности интересуют, типа между делом, если не отнимают много времени у главного.

План на 2009 г. начал формироваться еще летом 2008 г., когда мы познакомились с национальными парками, а работники Водлозерского парка сообщили нам, что неподалеку есть еще один Нацпарк – «Кенозерский». А там - «никак не хуже, а может и лучше».
Информации о Кенозерском парке в сети оказалось больше чем о Водлозерском парке, есть как минимум два специализированных сайта: http://www.kenozero-park.ru, и http://www.kenozerjelive.ru

Экскурсионные возможности Кенозерского парка, его окрестностей и всего Каргополья широко известны и многократно описаны. Отчеты, посвященные памятникам деревянного зодчества Каргополья красочны и подробны. По прочтении этих отчетов кажется, что уже все посетил и увидел.
В отличие от Водлозерья, где почти все биваки расположены на островах, в Кенозерском парке имеются и стоянки у воды с автомобильным подъездом. Отзывы об этих  стоянках были разные: от восторженных и до «антиотчетов» - «в лес не войдешь, берите два GPS на каждого, кругом болото, а машину надо оставлять далеко от бивака». Режим этих биваков не был понятен: одни источники утверждали, что свободные места есть и в популярный сезон – приезжай и живи, другие – надо заранее заказывать, договариваться. У парка есть два отдельных сектора, Плесецкий и Каргопольский, и автомобильные биваки расположены в каждом из них. Звонок (+7(81841)3-16-97) в Каргопольский сектор Парка не прояснил ситуацию, ответили лаконично - приезжайте.

С учетом прошлогоднего успешного опыта транзитного бивака в Сокольском бору (от добра добра не ищут) маршрут сложился следующий.
Из Москвы - по трассе М8 «Холмогоры», через Ярославль, Вологду, дальше по Р5 до поворота на Кириллов, через Кириллов в Сокольский бор (транзитный бивак в кемпинге парка «Русский Север»), обратно на дорогу Р5 и дальше по ней на север, в Пудоже свернем на восток, на Р2, и доедем по Р2 до поворота на д. Морщихинская, и далее до расположенного в этой деревне Административного центра Каргопольского сектора Кенозерского парка. Дальше – по обстановке, попробуем найти подходящий бивак на неделю.

В начале июля в Парке прошел праздник «Кенозерская дураковина-2009». Для нас это был знак – вот где наверняка живут нормальные люди и туда надо обязательно ехать.
Традиционно вешали в сети объявления – приглашали в компанию. Традиционно – у кого не срослось по срокам, у кого - по целямJ. Матиз опять отправлялся в одиночный полет.
Стало окончательно ясно, что в Кенозерском парке нам нужен не просто хороший бивак, а обязательно «места для поцелуев», никак не меньше….

2. Краткие сведения о районе путешествия.

Масельгское озеро расположено примерно в 5 км к северу от большого оз.Лекшмозеро и примерно в 10 км к востоку от границы Карелия-Архангельская область. Озеро вытянуто с севера на юг на 3,5 км при ширине 0,5-1 км. По восточному берегу Масельгского озера проходит водораздел: слева (на западе) Масельгское озеро – это бассейн Онежского озера (Балтийское море), справа (на востоке) озеро Вильно - бассейн р.Онега (Белое море).
От дороги Р2 хороший грейдер (7 км) до д. Морщихинская и далее еще примерно 7 км по упомянутому водоразделу до бывшей деревни Масельга, где на месте деревни и вокруг расположены кордон Парка (несколько домов) и стоянка для посетителей. Сначала по дороге (примерно 1-2 км от д.Морщихинская) встретится будка, шлагбаум и вывеска Парка. Будка на замке, а шлагбаум поднят. Еще через 5-6 км по хорошему грейдеру въезд на кордон Парка  – действующие шлагбаум, автостоянка и домик охраны. За действующий шлагбаум машины пускают только временно, для подъезда к стоянкам и разгрузки, потом необходимо вернуться и оставить машину на автостоянке.

Мы видели на территории за шлагбаумом несколько ближайших стоянок различной степени оборудованности. На наш вкус все они не очень годятся даже в качестве транзитных биваков, не говоря уже о многодневном пребывании. Это открытые площадки со столами под деревянными навесами  вне леса на территории поселения. Оговоримся – это оценка участников настоящего путешествия, избалованных хорошими биваками в дикой природе. Егеря Парка рассказывали, что в глубине территории, далеко от шлагбаума есть лучшие биваки, на которые есть даже некая конкуренция. Такие биваки заранее заказывают на неделю-другую, но мы туда не добрались, поскольку они были все заняты.

Не доезжая примерно 2,5 км до шлагбаума по дороге от Морщихинской до Масельги, в самой узкой части водораздела есть две стоянки, почти напротив друг друга, № Л-2 на берегу о.Вильно, и № Л-3 на берегу Масельгского озера. Со стоянок видно и слышно дорогу на водоразделе, но трафик незначительный. Машины надо оставлять вне стоянок на обочине дороги, у каждой стоянки есть нечто вроде маленькой парковки. Обе стоянки в продуваемом лесу, есть навесы со столами, сортиры и небольшие мостки к воде. Рыбалка по обе стороны водораздела особого самостоятельного значения не имеет, разве что на уху немного мелочи поймаете. Щуки есть, но мало. Это и собственные впечатления, и отзывы местных рыбаков. В сезон на водоразделе много грибов и ягод. Мы собирали землянику, лисички и маслята. Неподалеку (пешком 15-20 минут) болотистая низина с черникой, которую местные жители собирают там ведрами.

Экскурсионные объекты Каргопольской части Кенозерского парка неоднократно и подробно описаны в сети, в частности на сайтах Парка (см. раздел 1 настоящего отчета). В северной части Масельгского озера находится лесистый холм – Хижгора, на котором расположена деревянная церковь св. Александра Свирского. Есть поверие, что пока эта церковь стоит в округе не будет змей, и их действительно вовсе нет.
Вода в Масельгском озере очень чистая. Местные жители, приехавшие из деревни на машине за черникой, набирали воду из озера в 20-литровые емкости – домой, в качестве питьевой.

По отзывам егерей Парка и, судя по карте покрытия, в этой части Архангельской области работает Мегафон. МТС не обнаруживался.

3. Справочные сведения о путешествии, экипаж и матчасть.

Всего – 13 дней. По автомаршруту М8 – Р5 – Р2 - Масельга и обратно пройдено примерно 2300 км.
Экипаж – М+Ж, общий возраст немного не дотягивает до 120.
АвтоМатиз Бест, производства Республики Узбекистан, 2005г. выпуска, пробег 67 тык. Никаких проблем (отказов, дефектов, поломок) в путешествии не проявил.
Дополнительно брали небольшой набор запчастей и автомобильных жидкостей, кувалду для правки дисков, набор для ремонта проколов шин, скотчи разные, лопату, светоотражающий жилет и прочее по мелочи – ничего не пригодилось, по счастью.
Бензин. 95-й, расход в целом по путешествию – 5.8 л/100 км, с упаковкой с лодкой на крыше. Лодка добавила в расход примерно 0,5 л/100 км. НЗ в канистре - 10 л, не пригодился.
Заправлялись только на АЗС ТНК и Лукойл. В Ярославской области АЗС «Славнефть» - это тоже ТНК. Качество 95-го бензина на всех упомянутых в отчете АЗС было отличное. Цены повышались по мере удаления от Москвы – от 22,90 руб. на ТНК неподалеку от Москвы, до 23,30 руб. на Лукойле в Вологодской области, и до 24.20 руб. на ТНК в Пудоже (Карелия).(Здесь и далее цены - 2009 г. - М.З.).
ПДД старались не нарушать, и ДПС ни разу не проявила к нам интерес.

Навигация и карты. Автонавигатор Гармин Нуви 200 с картами 5.03. Уже имеются обновления таких карт, но и 5.03 оказалось достаточно. На бумаге были атласы Ярославской, Вологодской и Архангельской областей и Карелии. Карта Архангельской области на район Кенозерского парка, к сожалению, имеется в продаже только масштаба 1:500.000. По счастью, карты 5.03 содержат все основные грейдеры в районе Масельги – GPS рулит!

Фото-видео. Все сугубо походное, малогабаритное и защищенное. Pentax WPi, водо-пылезащищенная «мыльница», всепогодный девайс для фоточайников, Panasonic SDR-S9EE, пылеводоударозащищенная компактная видеокамера, с записью на карту SD, обычного «телевизионного» (не HD) качества.

Лагерь. Палатка «Волхов» (производства «Снаряжение»), с большим тамбуром, летние спальники Палм (производства «Баск»), ковры-самонадувастики Термарест ПроЛайт 3, газ и горелка Ковея-0211, котелок 1,6 л и чайничек 1,0 л Татонка.

Рыболовные снасти. Спиннинг-ультралайт Шимано, штекер, с малой транспортной длиной, и легкая катушка Banax к нему, советский набор для дорожки/троллинга – «ленинградский» дюралевый спиннинг, советская инерционная катушка «Киевская», насадки/приманки для спиннингов – только плавающие воблеры различных видов (Rapala и Вуокса), удочка-телескоп Микадо Принцесс, червяк в деревянном ящичке, одноместная надувная лодка Yukona 200G (Канада).

4. Описание маршрута.

1 день. 26 июля. Воскресенье. Солнце, днем 22-25 гр. Москва – М8 (Ярославль, Вологда) – Р5 – Кирилов – Топорня – парк «Русский Север» (кемпинг), примерно 580 км от МКАД.

2-3 дни. 27-28 июля. Понедельник-вторник. Солнце. Днем до +25. Дневки в Сокольском бору.
Сосновый бор, людей мало, вход в воду – песочек. В сезон – ягоды, грибы, хватает всем: и обитателям кемпинга, и жителям Кириллова.

4 день. 29 июля. Среда. Солннечно. Днем до +25. Сокольский бор – Кириллов – Р5 – Вытегра – Пудож – Р2 – Морщихинская - Масельга, примерно 470 км.
Ранний подъем. Пополнили запасы в магазине в д.Топорня – много всего, сказывается соседство кемпинга. Но молочные продукты привозят не каждый день.

Место ночевки. От поворота на Масельгу до кордона Парка в Масельге примерно 7 км по хорошему грейдеру, дорога петляет, есть отворотки – надо ехать на север по самой накатанной дороге.
Стоянки Каргопольского сектора Парка "Кенозерский" расположены на берегах нескольких озер. За стоянку Л-3 на «водоразделе» в течение 7 дней (день заезда и день отъезда посчитали за один день) мы заплатили 940 руб, в том числе 140 руб. за двоих «за посещение», 100 руб. – за «заезд» одной единицы автотранпорта, и 700 руб. за пользование «турстоянкой».

5-10 дни. 30 июля -04 августа. Четверг-вторник. Солнце, временами дождик. Днем до +21, +23. Дневки на Масельгском озере.

Стоянка Л-3 расположена на тенистом, каменистом мысу Масельгского озера. Имеется туалет, небольшой деревянный навес со столом и лавками, сходни к воде. Есть кострище, напилены дрова-кругляки. Основной запас дров лежит за небольшим заборчиком, у парковки при входе с грейдера на тропу к стоянке.
 Тропа от грейдера к стоянке вниз – крутая, и в дождь скользкая. В ливень по тропе бежит веселый ручей, который дальше прокладывает себе путь по краю стоянки. Место милое, уединенное. Несколько раз в день по грейдеру пройдет машина – и все.

Рядом с стоянкой есть небольшой залив-бухточка с песчаным входом  в воду. Залив отгорожен от основной акватории неширокой полосой водной растительности. В воде порядком командуют мелкие (10-15 см) окуни. При каждом купании несколько таких окуней стайкой вылетают с глубины на мелководье и барражируют вокруг ног купальщика. На попытки отогнать реагируют вежливо: отплывают на полметра, но наблюдения не прекращают. Выглядят окуни как домашние, ничего не боятся, но и не нападают на человека.
Большую часть времени пребывания на стоянке штурман пробега проводил в воде с окунями.

Сходни на мысу образовали прекрасное место для медитаций. Комаров было мало и тех сдувало. Никаких мух, слепней и прочих кровососов не наблюдалось.
Капитан пробега регулярно выплывал на рыбалку на маленькой надувной лодке. Под берегом на удочку в любом потребном количестве ловилась мелочь на уху.
В заливах у островов ловились небольшие щучки на дорожку с воблером Rapala Shad Rap 5.

Матиз пребывал на маленькой парковке у грейдера на водоразделе.

Парковка отличается от остальной обочины небольшим заборчиком, ограничивающим обочину от леса и выкошенной травой. Стоянку Л-3 с грейдера не видно, и заборчик с дровами являются ориентиром начала тропы к стоянке

Дорога по водоразделу очень живописная. Граждане катаются по ней на велосипедах, попадаются даже пешие туристы. При желании в районе Масельги можно много попутешествовать пешком, есть некие маршруты, и «экологические» тропы.
Периодически на Масельгу по водоразделу проезжала серьезная техника 4х4, по уши в грязи (нам такое не удалось), с канистрами и запасками на крыше. Возможно, в этом районе есть и места для покатушек в стиле трофи.

Почти напротив стоянки Л-3, на другом берегу водораздела, на оз. Вильно находится стоянка Л-2, с навесом, туалетом и крутой, длинной лестницей к воде (фото справа).
Места для палаток на этой стоянке находятся почти рядом с грейдером.  На стоянку часто приезжают на день-два, половить рыбку, пожарить шашлыки.
Наша стоянка Л-3 показалась нам предпочтительнее для длительного пребывания.

Временами на озеро накатывали грозовые облака. Кенозерские ливни подходили тропической стеной и также внезапно уходили.
Очень удобны в такую погоду деревянные навесы над столом, которые есть на каждой стоянке Парка.

Поверхность озера под дождем покрывалась своеобразным узором, волны исчезали, а вода «замерзала».

От Хижгоры до нашей стоянки Л-3 примерно 3 км напрямую через озеро.

Окрестности стоянки Л-3 были богаты дарами леса. Грибы вокруг собирали не мы одни, но хватало всем.

Что Сокольский бор, что Масельга – это регулярно посещаемые места и оборудованные биваки. Постоянно люди. Но такое изобилие земляники, что и после нас осталось следующим: штурман опять не справился с уборкой всего урожая.

Но - или жизнь на уединенном мысу сказывалась, или «святая» вода озера влияла – а только оказался «проходной двор» организованного, «культурного», «паркового» бивака одной из самых душевных стоянок за всю нашу многолетнюю туристскую биографию….

11 день. 05 августа. Среда. Солнечно. Масельга – Морщихинская – Р2- Пудож – Вытегра – Кириллов – Сокольский Бор. Примерно 470 км.
Подъем в 5 утра, комаров – тьма. А днем их нет. Пока набивали Матиз поклажей, купили у проезжающего по водоразделу местного жителя банку самодельных шпрот из ряпушки, на пробу. Проба удалась, и теперь мы понимаем, почему «москвичи берут эти шпроты ящиками».
Матиз легко и неспешно идет уже знакомые грейдеры, а резко обогнавший УАЗ Патриот через пару км на обочине меняет пробитое колесо. От Морщихинской в сторону Каргополя на грейдере встретилась группа велотуристов, район популярный.

Место ночевки. Кемпинг «Сокольский бор», стоянки «Плоские», на обычном месте.

12 день. 06 августа. Четверг. Солнечно. Днем до +19 градусов. Дневка в Сокольском бору.

Дневка прошла активно. Собрали мешок лисичек, много черники. Лес полон грибниками, но хватает всем. Финальный вечер на Шексне, «закат заказывали?».

13 день. 07 августа. Пятница. Солнечно. Сокольский Бор – Кириллов- Р5 – Вологда – М8 – Ярославль - Москва , примерно 580 км до МКАД.
Холодает, домой пора. В 5 утра уже только +8 градусов. Кириллов спит, на дороге пусто.
Ненадолго заехали в Ферапонтово, посетили монастырь, чего и всем советуем. Описаний, отчетов, чудесных фото Ферапонтово – очень много в сети.
В пятницу въезд в Москву по М8 без пробок, как и рассчитывали – все стоят на выезд.

5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации.
Нам очередной раз просто повезло. Не найдя при подготовке путешествия внятной информации о режиме биваков и о самих отдельных биваках в Каргопольском секторе Кенозерского Парка, мы просто ломанулись туда наудачу и попали на хорошее для нас место, оказавшееся (ну надо же!) свободным именно к нашему приезду.
Искали информацию мы долго и усердно – но все описания были общими, без нужных подробностей.

По уму, например, можно поступить так.
Заранее, скажем за месяц-два-три, созвониться с визит-центром Парка в д.Морщихинская , +7(81841) 3-16-97. Есть и еще телефон туда - +7(81841) 3-16-75, но это вроде как бухгалтерия.
Рабочий день в визит-центре заканчивается примерно в 17 часов. Настойчиво попросить у них номер телефона на кордон Парка в д.Масельга – это будет мобильный номер Мегафона. Летом 2009 это был номер +7-921-477-95-64. (Уточнить телефоны можно через визит-центр в Морщихинской - М.З.).
Связаться непосредственно с кордоном и забронировать у егерей себе стоянку. Они там некий учет ведут - кто заезжает, куда, когда, когда выезжает.
Остается «легкий» вопрос – как выбрать стоянку, не видя оной? Про Л-2 и Л-3 мы написали выше, и не каждому они понравятся, а вот про остальные стоянки – ищите в сети, (мы не нашли), может быть, кто и поделился (редко, но бывает) полезной информацией.

Мы очередной раз вернулись. Традиционно - «безаварийно и в контрольные сроки!»

Примечания:
1. Автор отчета - член клуба k2000 - M260.
2. Текст сокращен с разрешения автора отчета.