В.Н.Матонин,
кандидат ист. наук, доцент САФУ

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО НА ХИЖГОРЕ

Свирский чудотворец родился в середине XV века в Обонежье, а подвизался в Валаамском монастыре и в Олонецких землях, где удостоился видения Святой Троицы, и вблизи реки Свирь основал Свято-Троицкий монастырь. На расстоянии восьми верст от Лекшмозерского Петропавловского собора на Хижгоре (самой высокой точке Каргополья) в 1871 году построена приписная церковь его имени. Храм воздвигнут усердием «крестьян деревень Гужева и Масельги» на месте древнего поклонного креста. Утварью и ризницей церковь была «скудна». В ней не хранилось ни метрических, ни обыскных книг, ни исповедальных росписей, но это не умаляло значения Хижгоры в священной географии Лекшмозерья. В день памяти святого к церкви притекал крестный ход из близлежащих сел, деревень и погостов.
 
Строительство храма имеет длительную предысторию, о которой свидетельствует справка Олонецкой духовной консистории от 13 июля 1861 года. Копия сохранилась у Смолко Нины Макаровны (1931 г.р., родом из Масельги). Содержание документа требует полного цитирования.

«СПРАВКА ОЛОНЕЦКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ
№ 3868 от 13 июля 1861 года

Олонецкая Консистория слушала дело о дозволении насчет крестьян построить церковь на горе Хижгора при деревнях Гужово и Масельга, из коего видно госукдарственные крестьяне Каргопольского уезда Воробъевской волости жители деревень Гужово и Масельга просят дозволения на находящейся местности построить новую церковь во имя Иверской Божией Матери. Жители деревень просят, не испрашивая средств от казны. Сбор денег ведут сами. Собрано до 200 рублей серебром в марте сего года. При прошении крестьянина из Масельга Василия Борзоногова представлен план на постройку одной церкви,  который Олонецкою Губернию и Строительной комиссией утвержден и возвращен в Консисторию (дело № 1083 от 09.06.1861). С другой стороны, из этого же дела видно, что крестьяне означенных деревень, кроме горы Хижгора, ни на каком другом месте строить не соглашаются. Между тем, церковные священнослужители на оной горе находят построение церкви неудобным и опасным и определили с изъяснением вышеуказанного сообщить в Олонецкую Палату Государственных Имуществ и просить сделать распоряжение об отводе ходатайства означенных крестьянами места под строительство церкви, и о последующем  уведомить.

Местное духовенство противилось стремлению крестьян построить храм на Хижгоре, находило это «неудобным и опасным». Олонецкая консистория также не одобрила место, избранное для строительства. Однако храм был построен через десять лет. Для небольшой деревянной церкви - это очень значительный срок.
Из текста процитированного документа следует, что церковь первоначально планировалось освятить во Имя Иверской Божией Матери (день памяти 13 октября по ст. стилю), но храм получил имя преподобного Александра Свирского (день памяти 30 августа по ст.  стилю). Какие обстоятельства скрыты за переменой наименования?

Местное предание рассказывает, что благодетельница из мещан дала деньги на строительство и попросила освятить церковь во Имя Иверской Божией Матери. Вскоре пришлая женщина была обвинена в воровстве и сослана. По возвращению ее с каторги крестьяне вернули ей деньги и решили переименовать храм. Сейчас трудно сказать, соответствует ли эта история реальным событиям. Она не объясняет, почему храм получил имя преподобного Александра Свирского. Это редкий, если не исключительный случай в Каргополье....
 
Преподобному Александру и его духовному чаду Афанасию Пресвятая Богородица явилась как видение знаменитой Иверской Иконы Божией Матери. Этот образ впервые явлен братии Афонского Иверского монастыря во времена гонений на святые иконы. Отцы Афонские узрели его в огненном столпе между небом и морем. Иверскую икону называют «Вратарницей» и молятся перед ней Богоматери, воспевая: «Радуйся, благая Вратарница, двери райские верным отверзающая».

Рассказ с «чудом о храме» был, вероятно, знаком лекшмозерским крестьянам. Можно предположить, что заступничеством и молитвами преподобного отца Александра к Иверской Божией Матери крестьяне из Гужева и Масельги смогли, наконец, добиться права построить на Хижгоре церковь, которая получила имя великого подвижника Олонецкой земли.

Отец Алиний и его духовные дети. Последним настоятелем Александро-Свирского храма (с 1922-1925 гг.) был архимандрит Алипий. Прихожане так его любили, что, по словам Нины Макаровны Смолко, «дорожку гладили, где батюшка ходил».

Александр Свирский - небесный покровитель архимандрита Алипия (в миру - Ивлева Александра Ивановича). Александр Ивлев родился в Туле 1 августа 1877 года. В 1906 году он избрал иноческую стезю, с 1910 года жил в Александро-Свирском монастыре, а в 1911 году принял постриг с именем Алипий. В 1914 году он стал диаконом, В 1917 году рукоположен в  сан священника, а в 1922 году избран игуменом. Это было время жесточайших репрессий советской власти по отношению к духовенству. В 1918-1920 годах убиты около тридцати епископов, тысячи священников расстреляны или посажены в тюрьмы. До переезда в Лекшмозерье отец Алипий служил в Ленинграде, в церкви за Николаевским вокзалом. Зимой 1925 года его арестовали и вскоре освободили. Теперь он жил на родине, в Туле. В 1932 году его возвели в сан архимандрита.

Далее сведения требуют уточнения. Биографом отца Алипия стал уроженец Масельги Василий Макарович Солодягин. Василий Макарович рассказал сотруднику Кенозерского национального парка, что в 1933 или в 1934 году владыку снова  лишили свободы. Отпустили в 1938 году. 

Последний раз опального архимандрита арестовали 3 мая 1949 года. Племянница отца Алипия жила в Туле. Она получила записку, в которой было два слова: «Везут в Новосибирск». 29 января 1950 года архимандрит Алипий скончался в лагере, в Новосибирской области. Его посмертно реабилитировали 19.02.1992 года.

Отец Алипий не боролся с советской властью, а советская власть боролась с ним. Его жизненный путь был служением истинного пастыря. По словам Нины Макаровны Смолко, отец Алипий нередко принимал прихожан у себя дома. В церкви после литургии он произносил долгие проповеди. Чтецом в храме был Арсений Афанасьевич - инвалид Гражданской войны, быв­ший кронштадтский матрос. Когда начались гонения на церковь, Арсений Афанасьевич сжег свои богослужебные книги и начал носить почту по деревням. Дьякон Иосаф (брат Арсения), когда закрыли церковь, по примеру первых христиан и древних подвижников благочестия выкопал в горе пещеру. Там собирались и пели Анна Павловна Солодягина, (двоюродная сестра Арсентия), Мелания Петровна Третьякова, Мария Михайловна Шуйгина (с Гужево), две сестры Семихины.

Отец Алипий поддерживал с прихожанами переписку, утешал их в житейской скорби. Письма духовного отца местные жители переписывали и передавали друг другу. У Нины Макаровны Смолко сохранилось два послания владыки Алипия духовным чадам, которые свидетельствуют о глубоком взаимопонима хижозерской паствы и пастыря. Эпистолярные свидетельства искренней веры адресованы не только тем, кого уже нет в живых, но и нашим современникам. К биографии краеведа и организатора реставрационных работ на Хижгоре Василия Макаровича Солодягина. С церковью Александра Свирского связаны последние годы жизни еще одного замечательного человека - Солодягина Василия Макаровича (1923-1989). Василий Макарович стал первым биографом архимандрита Алипия и организатором реставрационных работ Хижозерского храма. В фондах Кенозерского национального парка сохранились сведения о нем, записанные Подгорным Сергеем Борисовичем у Бодухиной Серафимы Васильевны (дочери В.М.Солодягина) в 1998 г. и автором данной публикации.

Василий Макарович родился в деревне Масельга, в семье лекшмозерских крестьян. До 4-го класса учился в церковно-приходской школе на Плакиде. Затем - в семилетней школе, в Орлово. В конце 30-х гг. закончил в Каргополе курсы бухгалтеров и начал работать по специальности в Приозерском леспромхозе Плесецкого района. Там познакомился с поваром Соболевой Евдокией Степановной, 1924 г.р. из села Волосово. Она стала его женой. В 1942 г. Василия Макаровича призвали в армию и направили на Соловки в УО СФ (Учебный отряд Северного Флота), где он обучался в отряде минеров. До конца войны служил в Мурманске на тральщике. Евдокия Степановна была призвана на фронт раньше мужа и прошла боевой путь до Берлина. С осени 1945 по 1948 гг. Солодягины жили и работали на Соловках. Переехали в с. Конево, а в 1980 г. - в Североонежск. Василий Михайлович был главным бухгалтером Североонежского рудника.

После выхода на пенсию (в 1981 г.) Василий Макарович закончил Архангельский Лесотехнический институт (АЛТИ). Студентов столь почтенного возраста в АЛТИ не было ни до, ни после Василия Макаровича. Солодягин отличался широким кругом интересов: увлекался шахматами, лыжами, театром, сотрудничал с газетами Плесецка и Каргополя, писал художественную прозу, воспоминания о войне, но главным делом считал краеведение. Собирал сведения и документы об о. Алипии, материалы к биографии учителя Докучаева К.А. из села Конево, составлял списки репрессированных, в том числе поляков, сосланных на работы в Приозерский леспромхоз. Василий Макарович собирал экспонаты для организации музея крестьянского быта, многие из которых находятся в музее села Конево. Крещеный и воспитанный в православной вере, Солодягин в конце 30-х гг. вступает в партию. Затем постепенно возвращается к вере под влиянием отца - Макара Андреевича, рыбака и валяльщика валенок, который так и не вступил в колхоз, был церковным старостой и сторожем храма на Хижгоре. Василий Макарович был дружен с о. Андроником (Флоренским), который приезжал в Масельгу в 80-е гг. От православной общины Плесецка Василий Макарович ездил в Москву на празднование 1000-летия крещения Руси.

Солодягин собрал вокруг себя группу москвичей, которые отдыхаали на Лекшмозере, и организовал работы по восстановлению храма на Хижгоре. Реставрацией руководил московский реставратор Д.А.Соколов. Был организован сбор средств на восстановление храма. Свою лепту в работы вложили и местные жители, и гости Лекшмозерья. В настоящее время сделано очень многое, но полное восстановление памятника еще не закончено. В 1989 г. Ваилий Макарович умирает в онкологической больнице Архангельска.

Похоронили его рядом с могилой отца на склоне Хижгоры - на Плакиде. Храм Александра Свирского на Хижгоре хранит память о чуде явления преподобному иконы Иверской Божией Матери, о лекшмозерских крестьянах, которые непременно хотели построить церковь - и построили, не «благодаря», а опреки» обстоятельствам, о праведной и мученической стезе архимандрита Алипия и его духовных чадах, о Василии Макаровиче Солодягине и о реставраторах из Москвы. Память о прошлом отражается в зеркальной поверхности стоящего и взыскует к ответственности перед будущим.


Примечания:
1. Матонин Василий Николаевич - историк, поэт, писатель, руководитель литературного объединения «Поморье», рпредседатель Совета Товарищества Северного Мореходства…
2. Источник текста - сборник "Культурное и природное наследие Европейского Севера",   г.Архангельск, Поморский университет, 2009 г.

3. С небольшими сокращениями.
4. Фотография церкви - из архива сайта.
5. Библиография опущена.