Мелютина М.Н., Теребихин Н.М.

КИРИЛЛО - ЧЕЛМОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(из книги "Сакральный ландшафт Кенозерья")

(Коротко о монастыре -здесь.)

Кирилло-Челмогорский монастырь — это один из древнейших монастырей «Северной Фиваиды». 
Монастырь располагался на святой горе Челме, омываемой с южной стороны — озером Монастырским, с северной Лекшмозером, а с востока — водами реки Челмы.

Жизнь прп. Кирилла

О жизни основателя Кирилло-Челмогорского монастыря известно чрезвычайно немного. Житие преп. Кирилла составлено во второй половине ХVII века священником Лядинской (Покровской церкви) Иоанном.…«Житие» в первоначальном виде до нас не дошло, книга сохранилась в описании священника Федора Гурьева (1844 г.) и в списке Жития ХVIII века, хранящимся в собрании Е.В.Барсова в Отделе рукописей ГИМ. Ф.Гурьев был священником приходской церкви (в связи с упразднением монастыря в 1764 году был основан приход) и, переписывая Житие, он вновь утвердил имя Кирилла, сделав первые шаги к восстановлению монастыря (в 1899 г. обитель была возрождена). «Житие» Кирилла — это «жития, которые сложила местная народная легенда, у которой своя память, свои особые источники и приемы. Однако это единственный информационный источник.

Кирилл Челмогорский родился в конце ХIII века, принял монашеский постриг в новгородском монастыре святого Антония Римлянина. долго странствовал, пока не пришел в 1316 году на гору Челму «Пришед же преподобный на гору ту ... но прежде никому же от человек тамо на ней пребывающу. Возрадовался преподобный Кирилл духом о обретении таковаго места и возлюби е зело». Первую зиму преподобный прожил в пещере, вырытой им в восточном склоне горы, что есть свидетельство его необычайной крепости. Затем преподобный срубил часовенку и келейку — невеликую избушечку. «Поживе же преподобный в пещере той зиму едину и потом создай себе келлийцу малу та же и храм молитвенный, еже есть часовню, идеже и ныне лежит честное, и святое и многотрудное тело его». Житие повествует, что Кирилл обрабатывал землю « мотыгой», занимался «поученьем книжным», крестил «чудь белоглазую», приводил к вере Христовой.

Первую церковь во имя чудного Богоявления Господня сам преподобный Кирилл создал, в которой при жизни его, по временам и совершал божественную литургию отец его духовный, игумен Спасовы Строкины пустыни. От северной стороны церкви стояла часовня, построенная также самим преподобным, чуть не во второй год по водворении Кирилла на Челме. Кроме всего, осталась от него и целая келья его. Незадолго до кончины его навестил игумен Каргопольского монастыря Иосиф. Преподобный исповедовался и преставился 8 декабря 1368 года.

Все эти здания после смерти преподобного Кирилла в течение нескольких лет оставались пустыми, т.к. он братии не собирал и монастыря не устраивал, живя здесь 52 года одиноким пустынником. Позже к этому глухому месту стали стекаться монахи и здесь возник небольшой общежительный монастырь.

Иконография Кирилла

Иоанн, будучи священником Покровской церкви деревни Лядины, был, по мнению К.А.Докучаева-Баскова, не только первым составителем «Жития» Кирилла Челмогорского, но и автором икон с изображением преподобного. В источниках середины ХVII века упоминается иконописец Иоанн, назвавший себя «иереем-изографом». Икона, написанная « изографом», украшала иконостас Лядинской церкви. Судьба этого памятника нам, к сожалению, неизвестна. Иконописные подлинники и литературные источники предписывали иконописцам изображать святого Кирилла так: «подобием надсед, власы не с ушей, брада доле Сергиевы, мантия краткая, ряса зеленая». В Житии Кирилла Челмогорского в части « О явлении преподобнаго Кирилла иерею Iоанну» можно прочесть, что писать Кирилла надо так, чтобы «брада яко Iоанна Богослова, проста и свилася на два косма».
Икона "Прп. Кирилл Челмогорский". Первая четв. XIX в. Старообр. мастер. Фото С.Субочева, 2007 г.
Иконы с изображением преп. Кирилла Челмогорского, дошедшие до нашего времени, необычайно редки. Иконографически их можно разделить на комплексы, которые мы указывали в связи с описанием образа преп. Макария. Прямоличный поясной образ преподобного Кирилла Челмогорского, написанный неизвестным иконописцем в конце ХVIII— начале ХIХ века, хранится в Никольском храме города Архангельска. Икону можно отнести к творчеству мастеров, связанных с искусством Выговской пустыни. Известно, что художники-старообрядцы активно работали в Олонецкой губернии, в состав которой входило Кенозерье.

В период Позднего средневековья и Нового времени получают развитие иконографические изводы (варианты - М.З.) групп святых, объединенных по географическому принципу. Северные чудотворцы традиционно включались в Собор Новгородских святых и с конца ХVIII века в композицию «Собор русских святых», созданную в Выголексинской обители. На иконе с изображением избранных святых из коллекции Музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» наряду с преподобными Александром Ошевенским, Зосимой, Савватием Соловецкими и св. Николаем Чудотворцем написан образ преподобного Кирилла Челмогорского. Икона, хранящаяся в Каргопольском храме Рождества Богородицы, также посвящена образам Каргопольских чудотворцев: преп. Кириллу Челмогорскому, преп. Пахомию Кенскому, преп. Александру Ошевенскому, преп. Никодиму Кожеозерскому.
 
В собрании Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея хранится иконописная рама с изображением избранных святых, среди которых представлен образ северного подвижника благочестия Кирилла Челмогорского. Происхождение указанных икон связано с территорией расположения Александро-Ошевенского монастыря. С 1845 по 1899 годы Кирилло-Челмогорская пустынь была приписана к этому монастырю, что объясняет распространение культа святого Кирилла на данной территории.

Уникальны три иконы, хранящиеся в Финляндии в Нововалаамском монастыре, Музее Православной Церкви в Куопио и домовом храме Церковного управления Финляндской Православной Церкви. Иконы относятся к иконографическому типу «Собор Карельских святых» и датированы 1876 годом. Среди представленных на иконах святых, общим числом сорок восемь, изображены преподобные Кирилл Челмогорский и Пахомий Кенский.
 
Ряд указанных выше памятников дополняются произведениями еще одной иконографической группы — «преподобный Кирилл с изображением основанного монастыря. На иконе ХIХ века из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» подвижник изображен в молельной позе, обращенной к облачному Спасу. Архитектурный ансамбль монастыря (изображены церковь во имя Богоявления Господня и Успенская церковь) является неотъемлемой принадлежностью композиционной схемы иконы. Икона могла быть написана не ранее второй половины XIX века. На это указывают особенности иконописания и конкретное историческое событие. Деревянная Успенская церковь во второй половине ХIХ века была покрыта тесом и покрашена в белый цвет, именно такой она и представлена на описываемой иконе. Произведение написано замечательным художником. Изысканному рисунку автора соответствует звучный колорит с преобладанием различных оттенков синего цвета в сочетании с золотом фона. В Музейное собрание икона поступила из деревни Заостровье, расположенной рядом с городом Архангельском.

Икона с изображением монастыря
Икона "Прп. Кирилл Челмогорский c панорамой монастыря", 1837 г. Мастер Ким Климов. Фото М.Луговского, 2008 г.
Уникальной находкой М.Н.Мелютиной является икона «Кирилл Челмогорский с панорамой монастыря», обнаруженная в частном доме города Каргополя. На доске святой представлен в рост, в позе молитвенного предстояния к благославляющему Христу. Развернутый текст, представляющий цитаты из Жития Кирилла и молитвы преподобному, органично включен в изобразительное поле иконы… Икона необычайно интересна как исторический источник. Иконописец воссоздает реальный архитектурный облик монастыря первой четверти ХIХ века: каменную Богоявленскую церковь, деревянную Успенскую церковь, деревянную ограду, здания келейного корпуса, мельницу.   В дневниковых записях архитектора П.Максимова сохранился рисунок с изображением Кирилло-Челмогорского монастыря, сделанный автором с иконы, которая находилась в Богоявленской церкви села Лядины.
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы была тоже деревянной и имела «верх бочкою, на главе крест, с трапезою, теплая».

Постройки монастыря

В 1899 году в истории монастыря произошло важное событие, после упразднения в 1764 году обитель вновь приобрела самостоятельность. На рубеже XIX-XX веков комплекс строений Кирилло-Челмогорского монастыря окружала крепостная стена с башнями на углах, представляющая собой неправильный четырехугольник с овалом.
Реконструкция Кирилло-Челмогорского монастыря
на нач. ХХ в.
Рисунок Н.Варшавской
«Крыша ограды покрыта железом, за исключением 80 саж. восточной стены, которая покрыта тесом».

Святые ворота, 1899 г. Фото Г.Сергиевского, 1912 г.
Вход в монастырь осуществлялся через главные святые ворота, а также южные и восточные ворота монастырской стены.

Особо чтимое место в обители - Крест-распятие располагался  на том месте, где по легенде ископал себе пещеру преподобный Кирилл. «В 3 саж. от деревянной церкви с северной стороны на месте, где по преданию находится пещера преподобного Кирилла Челмогорского, стоит деревянный крест, который кругом обнесен палисадником и покрыт железной крышею....».
Собор Богоявления
Господня,
1818 г.
Фото Г.Сергиевского,
1912 г.
В центре монастырского ансамбля возвышался собор Богоявления Господня — каменный, одноглавый, одноэтажный, с трапезой, «в последней придел во имя Преподобного Кирилла Челмогорского, с каменною же колоколенкой над папертью. В 1898 году к храму был пристроен придел Николая Чудотворца «во увековечение памяти восшествия на престол Государя Императора Николая II Александровича» и храм стал трехпрестольным. Вторая Успенская церковь обители «стоит позади 1-й, Богоявленской, далее на восток; оконечность алтаря ея соприкасается восточному скату горы — берега; церковь же эта во имя Успения Божией Матери, деревянная, одноглавая же, покрыта тесом и выкрашена, в последнее время, белою краскою. Когда построена Успенская церковь — неизвестно».

Икона, принадлежавшая Кириллу,  и иконостас Успенской церкви

Сакральный статус монастыря поддерживается осознанием прежде всего самого локуса как святого места. В круг мемориальных предметов преподобного Кирилла Челмогорского входила икона Успения Божией Матери, где была «устроена жемчюжная риза, шитая по коленкору золотом с битью в шестьдесят рублей серебром». Образ являлся не только главной храмовой святыней, но и, по преданию, находился в келье преподобного и составлял по житию его единственное сокровище св. подвижника.

В церкви Успения Божией Матери был установлен иконостас «столярной работы окрашенном на местах с резьбою, по некоторым местечкам золоченные…» Примечательно, что в Успенской церкви в 1842 и 1843 годах с «помощью трудов священника Ф.Гурьева написаны в алтаре 12-гранные « небеса»: «средняя круглая (центральный круг - Прим. авторов) и 12 треугольных (радиальные грани - Прим. авторов) с изображением на них: на медальоне — сюжет Коронование Божией Матери, на радиальных гранях — Воскресение Христово, Явление Божией Матери Апостолам, 4 евангелиста и 6 Архангелов». К сожалению, данное описание не предоставляет возможность точного реконструирования композиции «неба». Удалось зафиксировать сведения о том, что отдельные грани «неба» сохранялись в одном из частных домов деревни Труфаново до 1980-х годов.

Пути к монастырю

География почитания Кирилла Челмогорского охватывала, прежде всего, территорию Лекшмозерья, поэтому к обители, кроме дороги из Каргополя, вели дороги из Лекшмозерского прихода через Лекшмозеро (деревни Морщихинская, Орлово) и расположенную рядом с обителью деревню Труфаново.
Существовал и водный путь сообщения с Кирилло-Челмогорским монастырем — по реке Лекшме от Лядин по Монастырскому озеру. Воспоминания очевидцев свидетельствуют: «Архиерей плыл на лодке рекой с Лядин по Монастырскому озеру».
 
Судьба монастыря

История Кирилло-Челмогорской обители, как места притяжения паломников, связана с неординарной личностью И.Т.Круганова, известного под именем «Иванушка белый балахон». В рассказах богомольцев передавались сведения о странноприимстве владельца усадьбы «Пела», более 30 лет проживавшего рядом с обителью. Иван Тихонович Круганов, уроженец Тихманьской волости Вытегорского уезда, прибыл в Челму в возрасте 18 лет. Рассказы о легендарной личности связаны с его «феноменальной быстротой и неутомимостью в ходьбе»: он легко обгонял тройку лошадей, и ему ничего не стоило сделать в сутки сотню верст. Прожив год в монастыре, И.Т.Круганов заболел, от усиленных трудов и простуды у него ослабели ноги. После исцеления Круганова о его жизни, полной благочестия и духовных подвигов, стало известно в Архангельске, Москве и Санкт-Петербурге. Петербургский домовладелец А.В.Михайлов из чувства благодарности за оказанные услуги выстраивает ему усадьбу «Пелла» на противоположном от обители берегу реки Челмы. Он снабжает И.Круганова денежными средствами, которые тот использует на богоугодные цели. Усадьба слыла богадельнею, т.к. здесь постоянно призревались до 15 человек.
В первой четверти ХХ века, на изломе политического строя России, судьба «Пеллы» была предрешена. Обнаружен архивный документ о национализации Кирилло—Челмогорского монастыря и усадьбы Круганова (1919 год).
 
Сегодня обитель находится в полнейшем запустении. От двух храмов остались только фундаменты, от ограды — груда кирпичей. Единственное, что напоминает здесь о бывшей пустыни, это ландшафт. По-прежнему чудесны озера, окружающие монастырь, только речка Челма почти заболочена. Возвышающиеся фундаменты Богоявленской церкви топографически точно определяют место ее бывшего расположения.
(На фото - крест на месте монастыря с надписью на табличке о монастыре. Подробнее - здесь. Прим. М.Зака).

В 2005 году произошло значительное событие в истории упраздненной Кирилло-Челмогорской пустыни. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил поклонный крест, возведенный преподобному Кириллу Челмогорскому. Поставленный на росстани между дорогой на Пудож и Челму Крест также посвящен памяти паломников, совершавших странствия в святую обитель Кирилла.
Памятный крест на Пудожской дороге
Памятная часовня на месте монастыря. 2012 г.
Фото А.Попова
На территории упраздненного Кирилло-Челмогорского монастыря в 2012 г. установлена часовня преподобного Кирилла Челмогорского.

 Важными событиями в религиозной жизни Кенозерья стали возрождение паломнических традиций и освящение Епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном поклонного креста, возведенного преподобному Кириллу Челмогорскому.  Поставленный на росстани между дорогой на город Пудож и Челмогорский монастырь, крест также посвящен памяти паломников, совершавших странствия в святую обитель Кирилла.


Примечания:
1. Из книги М.Н.Мелютиной, Н.М.Теребихина "Сакральный ладшафт Кенозерья". Архангельск, 2013.
2. С небольшими сокращениями.
3. Авторы: Теребихин Н.М. - канд. ист наук, докт. философ. наук, проф., член-кор. РАЕН. Работает в Поморском ГУ, Архангельск..
Мелютина М.Н. - канд. философ. наук, зам. дир. Кенозерского нац. парка.
3. Библиография опущена.
3. Разбивка текста на разделы и подразделы, значения слов в начале текста и выделения в тексте сделаны ведущим сайта.

4. Фотографии - из книги и архива сайта.

Перейти на страницу "География, история и культура Кенозерья".

Перейти на страницу "Монастыри и церкви Кенозерья"