Мелютина М.Н.,Теребихин Н.М.

КЕНСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ (ПАХОМИЕВ) МОНАСТЫРЬ
(из книги "Сакральный ландшафт Кенозерья")

(Коротко о монастыре - здесь.)

Жизнь Пахомия Кенского и постриг Антония Сийского

Духовным пастырем северных территорий Кенозерья был Кенский Спасо-Преображенский монастырь, располагавшийся «в диких лесах», «на левом берегу реки Кены», в нескольких километрах от истока Кенозера. Устроителем обители, согласно Житию Антония Сийского, являлся преподобный Пахомий, основавший монастырь во второй половине ХV — начале ХVI века. Кенский монастырь получил особую известность в связи с тем, что в 1508 году при жизни Пахомия, здесь получил постриг Андрей Никифорович, будущий основатель Антониева-Сийского монастыря. Чудесное событие, рассказывающее о пришествии Андрея в пустынь Пахомиеву, описывается в «Житии преподобного Антония Сийского: «На расстоянии пяти верст от монастыря застигла его (Андрея Никифоровича. - Прим. авторов) ночь и в тонком сне увидел он светлого мужа, украшенного сединами, в белых ризах, с крестом в руках, который сказал ему: «ты будешь муж желаний духовных, пустынное воспитание и множеству иноков наставник. Потом осенил его честным крестом и скрылся от взоров. Божественная сила привела Андрея к игумену Пахомию мужу высоких добродетелей», который был основателем сей пустыни. Пахомий «постриг его в ангельский образ, нарекши имя ему Антоний». Антоний, отличаясь большой силой, исполнял все тяжелые монастырские работы. Вскоре Пахомий благословил Антония, будущего основателя Антониево-Сийского монастыря, на отшельничество. Скончался преподобный Пахомий 6/19 января 1515 г. Память его празднуется Русской православной Церковью в первую субботу после Крещения Господня.

А.В.Пигин опубликовал литературный памятник «Чудеса преподобного отца нашего Пахомия Кенского, Каргопольского чудотворца», датированный ХVIII веком. В памятнике описано 18 чудес, в которых повествуется о жителях окрестных деревень, которые приходили к преп. Пахомию с молитвами об исцелении, просьбой принять их под свое руководство и другое. «Чудеса» являются историческим источником, в них указаны деревни, сохранившиеся в Кенозерье до настоящего времени. Наличие у святого лестовки, описанной в «Чуде 15», свидетельствует о том, что преподобный был почитаем в старообрядческой среде. Эти сведения подтверждаются другим литературным памятником старообрядческой культуры — «Слово похвальное преподобным отцам...», в котором указано имя преподобного Пахомия Кенского. Расположение Кенозерья на пути между знаменитой Выговской старообрядческой пустынью и Чаженьгским скитом способствовало активному проникновению сюда старообрядческой  культуры.

Иконография Пахомия Кенского

Иконы с изображением Пахомия Кенского встречаются крайне редко. Известно, что образ святого включен в Сийский иконописный подлинник, что, очевидно, объясняется сведениями о постриге в его монастыре преподобного Антония Сийского. По этой причине образ преподобного Пахомия вводился в житийные иконы Антония Сийского. По мнению исследователя севернорусской иконописи Т.М.Кольцовой, «иконографический тип Пахомия Кенского сформировался в Антониево-Сийском монастыре». В иконописном подлиннике предписывалось писать преподобного так: «Подобием рус, брадою аки Василия Кесарийского; ризы монашеския; инде напишут: подобием сед, брадою аки Сергий, в схиме». Текст подлинника вполне соотносится со сложившимся на Севере иконографическим типом преподобного Пахомия.

Область почитания святого связана с территориями среднего течения реки Онеги, Каргополья и Кенозерья.
Пахомий Кенский с иконы XIX в.
д. Тамбич-Лахта
Икона прп. Антоний Великий и Пахомий Кенский. Кон. XIX-нач. ХХ вв. (КНП)
В собрании Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» хранится икона «Избранные святые» начала ХIХ века из часовни Рождества Пресвятой Богородицы деревни Тамбич-Лахта (Кенозерье). Образ относится к иконографическому типу «Иконы преп. Пахомия Кенского в составе избранных святых». Икона принадлежит мастеру старообрядческой иконописной традиции, о чем свидетельствует изображение святого с двуперстным благословлением. В составе иконостаса часовни преп. Антония Сийского деревни Поромское (расположена рядом с бывшим Кенским монастырем) находится другая икона указанного иконографического типа «Преподобные Антоний Великий и Пахомий Кенский» (конец ХIХ—начало ХХ века) (сейчас в музейном фонде КНП). В иконостасе трапезной Покровской церкви Лядинского погоста, расположенном в центре паломнических дорог в кенозерские обители, сохранился ряд икон с изображением местночтимых святых, среди которых и образ преп. Пахомия Кенского. Святого изображали и мастера Владимирской губернии, поставлявшие иконы на северные ярмарки в ХIХ — начале ХХ века. Образ Пахомия в деисусной композиции и условным силуэтом основанной им обители хранится в Музейном объединении «Художественная культура Русского Севера».
 
По свидетельству К.А.Докучаева-Баскова, в часовне близ Кенского монастыря находился образ преподобных Пахомия Кенского и Антония Сийского. В редакции «Жития» Никодима сообщается, что в ХVIII веке образ Пахомия Чудотворца хранился в Преображенской церкви Кенского монастыря: «В притворе Николаевской церкви образ Пахомия чудотворца, писан был красками с творенным золотом». Н.Н.Померанцев зафиксировал икону с образом преподобных Александра Ошевенского и Пахомия Кенского в Никольской церкви деревни Волосово. Икона «Александр Ошевенский, Макарий Желтоводский и Пахомий Кенский» находилась в Никольской церкви деревни Вершинино. В деревне Карпова гора, расположенной на берегу озера Долгое, располагается часовня, посвященная преподобному Пахомию Кенскому,  в которой хранился его образ. Известно, что в 90-е годы ХХ века иконой владела жительница деревни Шалихина Парасковья Тимофеевна. Современное местонахождение иконы, к сожалению, не известно. По воспоминаниям местных жителей, до 1980-х годов образ Пахомия Кенского хранился в частном доме деревни Коровино (территория бышего Кенского монастыря), а позднее был увезен в Москву. В Никольской часовне деревни Усть-Поча экспедицией Архангельского педагогического института описана икона с изображением поклоняющихся Христу Пахомия Кенского и Николая Угодника.
Агиография и иконография местночтимых святых является важнейшим источником исследования процессов сакрализации пространства.

Постройки монастыря

По свидетельству писцов 1622 года, в монастыре было две церкви: во имя Преображения Господня и во имя Николая Чудотворца. В 1676 году в Кенском монастыре значились церковь двухэтажная, в верхнем этаже храм во имя Преображения Господня, в нижнем — Рождества Богородицы, церковь Никольская с приделом Антония Сийского, 12 братских келий, хозяйственные постройки, в Каргополе имелось монастырское подворье, на Пором-острове мельница. Однако по источникам 1712 года: «В том монастыре две церкви: одна Рожества Богородицы с трапезою, внизу служба Николая чюдотворца, другая церковь Преображения Господня в пределе преподобнаго Антония Сийскаго чюдотворца древянные». По описи 1755 года «в монастыре имеется три церкви: Преображения Господня, пятиглавая в приделе преподобного Антония Сийского, вторая Рождества Пресвятые Богородицы, о трех главах, с трапезою, третья Николая чудотворца, об одной главе, теплая, с трапезою и келарскою в одной связи, и над келарскою вверху колокольня» (т.е. источники расходятся в количестве и посвящениях церквей Кенского монастыря - М.З.).

Убранство храмов

Реконструкция внутреннего убранства монастырских храмов составлена авторами по письменным источникам (1755 г.), опубликованным К.А.Докучаевым-Басковым.
В Преображенском соборе монастыря иконостас был четырехъярусный, «в тяблех», состоящий из местного ряда, с «настоящим образом Преображения Господня», деисуса «на престоле сидящий, со многими святыми, праздничного ряда «дванадесятых праздни ков и пророческого ряда (схему иконостаса в Преображенском соборе можно посмотреть в статье Л.М.Евсеевой).
В пределе Антония Сийского был устроен двухъярусный иконостас «в тябле».
В состав местного ряда входили: справа от Царских врат икона «образ в трех лицах, в молении Антония Сийского», слева от врат «образ Пресвятой Богородицы Одигитрия, междувратной». Второй ряд иконостаса — деисус, описан кратко — «Образ Спасителев и Богородицы Предтечи со архангелы».

Иконостас, принадлежащий церкви Рождества Богородицы, был трехъярусным, тябловым.
Схема иконостаса церкви Рождества Богоматери Кенского мужского монастыря. Реконструкция М.Н.Мелютиной на 1755 г.
«образ Пахомия чудотворца», «образ, в киоте, Александра Свирского и Актония Сийского, и «образ Пресв. Богородицы Знамения». Эта икона является списком «с чудотворного образа, что в Великом Новеграде, в посеребрянном киоте с позлащенными рамки, флямовыми, у образа венцы и короны и цата две сребренные, чеканные, позлащенные», да у святых на том же образе четыре венчики с сиянием, и 4 цаты чеканные, сребренные, золоченные». Икона была украшена благодаря радению «С. - Петербургского подьячего Ив. Иванова, родом он почезерец» (территория Кенозерья). Второй ряд иконостаса — праздничный — «в тяблех дванадесятых праздников, 11, осмиугольных». Икон деисусного чина было также 11 — «образ Спасителев на престоле сидящий», «по обе стороны образ Богоматере и Иоанна Предтечи, с протчими Апостолы, в восми лицах».

Монастырь после пожара 1800 года

Страшный пожар 1800 года уничтожил описанные выше храмы. В 1807—1810 годы завершилось строительство каменной Преображенской церкви и был освящен теплый придел во имя Николая Чудотворца. В 1841 году освятили придел во имя Рождества Богородицы, а в 1842 году — престол во имя Преображения Господня. В 1867 году на средства каргопольской купчихи Насоновой был устроен придел во имя преподобных Пахомия Кенского и его постриженика — Антония Сийского. На ее же вклад был перестроен иконостас в основном Преображенском храме.

Пятиглавая Преображенская церковь была не велика, самой простой архитектуры. Над папертью холодной церкви возвышалась каменная колокольня с шестью колоколами. Колокольню венчал купол со шпилем и крестом. Купола церкви были покрыты железом и выкрашены зеленой краской. Тесная каменная ограда как пояс охватила со всех сторон церковь, очень стеснив площадь, прилегающую к храму. Остальное пространство бывшего монастыря занято маленьким кладбищем, находящимся на северной стороне от церкви. Между храмом и монастырем «...пролегает — по самой средине бывшей обители — дорога, идущая из города Пудожа. На месте сгоревшей церкви Рождества Богородицы стоит большой крест, окруженный другими — кладбищенскими. Против алтаря существующей церкви находятся дом священника, от него на север, другой — меньших размеров — крестьянина.

В 400 саженях от Преображенской церкви к западу в низине, также на левом берегу реки Кены уединенно располагалась часовня (Ильинская -  прим. авторов), где находились два деревянных креста и две иконы — преподобных Пахомия Кенского и Антония Сийского».

Свято-мемориальный ряд, связанный с именем преподобного Пахомия, не велик. Безусловно, центром притяжения паломников является рака преподобного. В середине ХVIII века гробница находилась «под церквью Преображения господня, в притворе начальника Пахомия…покрыта бархатом черным, другой покров камки рудожелтой опущен луданом красным; на нем крест позументу сребренного; на нем же копие, трость, и подписи — слова сребренные же». Здесь «лежит трудолюбное и святое его тело, подает…  различная дарования и изцелебная с верою к нему приходящим и до сего дне». Примечательно, что после пожара 1800 года «...только на могиле преподобного Пахомия остались три «мостины» от церковного пола неприкосновенными…Богу угодно было оставить их указателями, чтоб мощи угодника не попирались ногами людей и бессмысленных животных».

Во вновь отстроенном каменном храме Преображения Господня «у южной стены церкви между главным иконостасом и алтарем— преподобного Пахомия, приютилась его рака, стоящая над самой его могилой. На раке икона преподобного: «образ Пахомия чудотворца, писан был краски с твореным золотом», «икона покрыта аплековой ризой с рамой, за стеклом; над ракой балдахин». Мы не располагаем сведениями о дальнейшей судьбе мощей преподобного, и это дает основания предполагать, что, возможно, «мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в основанной им церкви».

По свидетельству К.А.Докучаева-Баскова, в 1755—1866 годы хранились в монастыре «ризы Пахомия Чудотворные, полотняные, белые, оплечье камчатное, ветхое, наподольник крашенинной, без подкладу. Костыль (посох) Чудотворцев древяной, черный, с железным копийцем».
Напрестольный
 крест из Кенского
 монастыря.
 1682 г. ГРМ
Надпись на обр. стороне креста
Скупые сведения о свято-мемориальных предметах Кенской обители дополняют сведения о драгоценном напрестольном кресте из Пахомиевой Кенской пустыни, который был перенесен в Троицкий Свирский монастырь после упразднения Кенской обители.
Священные вложения креста, без сомнения, делали его очень значимым для обеих обителей. В орнаментальном картуше на оборотной стороне креста помещена резная вкладная надпись: «ЛЕТА 7190 (1682) ГОДУ ПОСТРОЕНЪ СИИ КРСТЬ В ПРЧТНУЮ ОБИТЕЛЬ НИКОЛЫ ЧЮДОТВОРЦА И ПАХОМИЯ КИНЬСКАГО ПО ВЕРЕ ИНОКА ВАРСУНОФИЯ».

Научным открытием стала атрибуция 11 икон ХVI века, принадлежащих Спасо-Преображенскому собору Кенского Пахомиева монастыря. Памятники под поздними записями 1867 года (времени устройства нового иконостаса) были вывезены сотрудником музея Древнерусского искусства им. Андрея Рублева Л.М.Евсеевой в 1968 году из заброшенных амбаров села Коровино, расположенного в 4 км от Кенозера на двух берегах реки Кены. Исследование икон и документов об иконостасных комплексах церквей Пахомиевой обители показали, что сохранившиеся иконы — это часть древнего иконостаса Преображенской церкви монастыря. Иконография икон, по мнению исследователя, принадлежит традиции московской и, шире, среднерусской живописи. Это подтверждает сведения об известности и значимости Кенской обители в ХVI—ХVII столетиях.

С городом Каргополем монастырь связывал путь на север в 96 верст. По свидетельству К.А.Докучаева-Баскова, из города «можно пробраться сюда или через Александро-Ошевенский монастырь, Троицкий и Кенорецкий приходы, или…по архангельскому почтовому тракту, до архангельского сельского прихода; отсюда опять в Кенорецкий (через Троицкий) приход, где (в д. Ивановской) переехать р. Кену; последний путь удобнее для экипажей. Из г.Пудожи должно ехать по пудожско-каргопольской дороге до Колодозерского прихода, здесь свернуть влево, продолжая путь через Корбозерский и Кенозерский приходы». Монастырь играл значимую роль в церковной жизни территории. По архивным материалам известно, что монастырь с ХVI века был крупным землевладельцем, в конце ХVII века ему принадлежало 500 квадратных верст земли.

Пятиглавый Спасо-Преображенский собор Кенского монастыря (Кенского прихода) был разрушен в 1949 году. По воспоминаниям старожилов, «мальчишки играли старинными серебряными предметами, которые свободно лежали в открытом храме. «Кирпичную церковь, бел как лебедушку» помнят жители восточной части Кенозера и деревень по реке Кене, где монастырь был значим. Фрагменты монастырской мельницы да памятный крест, установленный на месте приходского храма, свидетельствуют о расположении здесь упраздненного Кенского монастыря..


Примечания:
1. Из книги М.Н.Мелютиной, Н.М.Теребихина "Сакральный ладшафт Кенозерья". Архангельск, 2013.
2. С небольшими сокращениями
3. Авторы: Теребихин Н.М. - канд. ист наук, докт. философ. наук, проф., член-кор. РАЕН. Работает в Поморском ГУ, Архангельск..
Мелютина М.Н. - канд. философ. наук, зам. дир. Кенозерского нац. парка по науке.
3. Библиография опущена.
3. Разбивка текста на разделы и подразделы, значения слов в начале текста и выделения в тексте сделаны ведущим сайта.
4. Фотографии - из книги и архива сайта.

Перейти на страницу "География, история и культура Кенозерья".

Перейти на страницу "Монастыри и церкви Кенозерья".