Т. Н. Нечаева,
зав. научно-фондовым  отд.
Центр. музея им. Андрея Рублева, г.Москва

ГРУППА СЕВЕРНЫХ ИКОН ИЗ ПОЧОЗЕРА
The North icons from Pochlake in the Kenozero National Park

В собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва) хранится группа икон из Почозера (Почезера), поступившая в 1971 году. Все памятники вывезены экспедицией музея, в которую входили научные сотрудники И.А.Кочетков и А.А.Салтыков. По воспоминаниям И.А. Кочеткова (научный отчет не сохранился), иконы находились в большой деревянной церкви «Происхождения честных древ животворящего Креста Господня» Почозера (сейчас д. Филипповская). Церковь в то время стояла открытая, и ее свободно посещали все желающие. Сотрудники обнаружили, что иконы были сняты со своих мест, вынуты из иконостаса, и стояли в храме около стен. И.А.Кочетков и А.А.Салтыков взяли все произведения, которые на их взгляд, представляли интерес для музея, их оказалось всего одиннадцать. Эти памятники составляли лишь небольшую часть иконописного убранства храма, который явно подвергся разорению ко времени появления в нем научной экспедиции.
Икона "Св. Петр".
Деисусный чин
из Почозера.
XVIII в.
Вывезенные в музей памятники можно предварительно разделить на две группы. К первой относятся образы, входившие в состав деисусного, пророческого и праздничного рядов иконостаса. Из деисуса до нас дошла только одна икона «Апостол Петр».

Второй ряд, пророческий и праздничный, представлял характерную для северных памятников композицию, в которой объединены поясные изображения пророков в верхней части и праздников внизу. Сохранилось шесть икон этого чина, все они имеют на тыльной стороне зарубки в верхнем углу, обозначающие их место в иконостасе, по которым нам удалось расположить их следующим образом: слева - «Пророк Гедеон. Рождество Богоматери», «Пророк Иезекииль. Богоявление»; справа - «Пророк Иона. Вознесение», «Пророк Самуил. Троица Ветхозаветная», «Пророк Елисей. Преображение», «Пророк Малахия. Успение». Все чиновые иконы написаны на толстых еловых досках (иконный щит состоит из одной большой доски) с встречными врезными шпонками, которые подтесаны топором и слабо выступают над поверхностью основы. Интересно отметить, что во всех иконах данной группы используется гипсовый грунт, по наблюдениям Т.М. Кольцовой, широко распространенный на Севере и типичный для Поонежья. Фоны всех произведений бирюзовые, поля широкие, написанные охрой, опушь красно-коричневая, филенка по внутреннему контуру поля черная. Нимбы святых серебряные, покрытые желтым лаком, имитирующим золочение. Этот прием можно видеть как в пророческом, так и в деисусном рядах. Особенно хорошо сохранился лак на нимбе апостола Петра, в других иконах верхний красочный слой сильно потерт. Крупные надписи, четкие и нарядные, сделаны черной краской. Лики святых написаны в одной манере, в которой видно знакомство с приемами «живоподобия» мастерской Оружейной палаты конца XVII века. Мастера используют светлый санкирь, объемы моделируются белилами, положенными по форме, морщины на лбу и на щеках усилены и резко прочерчены. Глаза крупные с характерными киноварными обводками по верхнему веку и красными точками в слезницах.

В композициях праздников художники используют традиционную для XVII века иконографию, в которую вводятся элементы живописи уже более позднего времени. Так, в «Успении» мастер пишет «шашечный» пол, в пейзажах горки изображаются в виде полихромных увалов с черными декоративными травами. В одеждах Спасителя, написанных широкими цветными линиями по светлому тону, видна имитация живописи цветными лаками по золоту, широко распространенная в иконописи конца XVII века. Отмеченные приемы, восходящие к живописи указанного периода, сохранялись в северной иконописи на протяжении длительного времени, поэтому в настоящее время до проведения реставрационных работ эти произведения уместно датировать широко в пределах первой половины XVIII века. Безусловно, после удаления записей эта датировка будет уточняться.

Все чиновые иконы имеют характерные признаки переделки и приспособления к новым условиям бытования. Так, все они опилены вверху и внизу, а также по бокам. На боковых частях (обрезах) досок имеются новые деревянные шпунты и круглые отверстия, с их помощью они соединялись в единый ряд. Это показывает, что иконы были извлечены из тяблового иконостаса и приготовлены для размещения на стенах. Образ апостола Петра, также имеющий шпунты на обрезах, соединялся либо с деисусными иконами, либо с изображениями  праздников и пророков. Важно отметить, что размеры икон обоих чинов после опиливания совпадают, что делает возможным предположение об установке их в едином ряду. Представляется вероятным, что эти переделки относятся ко времени ремонта храма в 1880- 1883 годах.

Вторую группу памятников составляют крупные храмовые и местные образы, которые находились или в иконостасе или на стенах церкви.
Икона "Св. Даниил Столпник,
св.Модест, св.Власий,
св.Анастасия в молении".
XVIII в.
Икона «Преподобный Даниил Столпник, святители Модест и Власий, мученица Анастасия» как нам кажется, могла располагаться в местном ряду иконостаса. Избранные святые представлены в молении Спасителю, изображенному в верхней части ковчега. В целом подбор персонажей на иконе типичен для северных памятников: здесь представлены важные для крестьянского населения покровители домашнего скота святители Модест и Власий, они же, как и мученица Анастасия, почитались целителями. На поземе между фигурами предстоящих помещены изображения стада коров и табуна лошадей.

Влияние старообрядцев в данном регионе было достаточно велико и устойчиво. Среди почезерцев «многие были привержены старообрядчеству и особенно почитали выгорецкие и чаженские скиты. Местные раскольники указывают только на Даниловский монастырь, называя его святой обителью, отзываются с чувством благоговения»

В самой иконе присутствует ряд признаков, которые указывают на ее связь со старообрядческой культурой. Прежде всего, это запрещенные церковным начальством двуперстные сложения пальцев у Спасителя и епископа Власия, запечатленного с высоко поднятой рукой, намеренно привлекающей внимание к этому жесту, а также написание имени Иисуса Христа по древней форме «I С ХС». Святитель Модест изображен не в митре западного образца, введенной в церковный обиход после раскола, а в старинной архиепископской шапке с меховой оторочкой, которую старообрядцы сохранили для облачений своих иерархов. Преподобного Даниила художник пишет не в традиционной позе моления, соответствующей его иконографии, а со сложенными на груди руками, воспроизводя позу для молитвы, предписанную старообрядческими учителями. Представляется вероятным, что этот образ мог быть заказан и написан как на самом Выгу, так и в Почозере выгорецкими иконописцами, работавшими по всему краю. К этой же группе памятников принадлежит недавно отреставрированная большая икона «Деисус. Воскресение - Сошествие во ад. Святая Троица».
Иконы "Деисус",
"Воскресение - Сошествие во ад",
"Святая Троица".
XVIII в.
В ней также прослеживаются некоторые признаки старообрядческого влияния, к которым можно отнести двуперстие и древнее запрещенное официальной церковью написание монограммы Христа. В центре композиции представлен Спаситель, восседающий на престоле с раскрытой книгой в руках. По сторонам от него -архангелы, стоящие за спинкой трона, и изображенные в рост Богоматерь и Иоанн Предтеча в молении. В верхней части помещены праздники: «Воскресение - Сошествие во ад» и «Святая Троица», по углам - киноварные шестикрылые серафимы. В сцену сошествия Христа во ад введены изображения пустой гробницы с пеленами в ней и отваленного камня - земными свидетельствами воскресения Спасителя. Таким образом, в нее привносится дополнительный смысловой акцент, а вся композиция расширяется и становится более вытянутой по горизонтали, чем расположенная рядом, нарушая симметрию построения целого.

Высота «Деисуса» составляет 100 см, что соответствует размерам уже описанных чиновых икон, после того, как во время переделки их обрезали со всех сторон, приспосабливая к другим условиям. Возможно, на новом этапе существования эти произведения, «Деисус» и чиновые иконы составляли единый комплекс.

Особый интерес представляют два храмовых образа «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня», созданные в 1770-1780-х годах. Оба эти произведения написаны талантливыми иконописцами, каждый из которых по-своему, не повторяя другого, решили поставленную перед ними задачу соединения на одной иконной плоскости двух разных сюжетов.
Худ. Богданов-Карбатовский.
Икона "Происхождение
 Честных Древ..." 1778 г.
Икона "Происхождение
Честных Древ..."
XVIII в.
Первая работа принадлежит кисти известного северного мастера Ивана Алексеева Богданова-Карбатовского, уроженца деревни Карбатовская Чекуевской волости Онежского уезда. Авторская подпись и дата создания «1778 год» были открыты во время реставрационных работ 2006 года на нижнем поле иконы. Иконописец использовал традиционную иконографическую схему данного сюжета: в верхней части находятся изображения трехфигурного ростового деисуса и творцов литургии, Василия Великого и Иоанна Златоуста, а внизу - целебного источника, около которого стоит ангел, утверждающий над ним крест, и двух больных, получающих исцеление. Близкая композиция использована в одной из древнейших сохранившихся икон данной иконографии из Ярославского музея. Особенностью почозерского образа является помещение в правой нижней части сцен, не связанных с основным сюжетом. Художник пишет здесь образы святых мучеников, день памяти которых отмечается в тот же день, - семи братьев Маккавеев, их матери Соломонии и их учителя Елиазара. Введение дополнительных изображений, безусловно, связано с условиями заказа и местным почитанием этих святых. Позже Богданов-Карбатовский нередко обращался к этому сюжету однако подобной композиции больше не повторял.

В полном перечне работ Богданова-Карбатовского, составленном Т.М.Кольцовой на основании сохранившихся документов  Почозеро не упоминается. Тем ценнее для нас вновь открытый автограф известного автора и его замечательное произведение, которые позволяют расширить рамки его творческой биографии.

Икона имеет все характерные признаки живописи мастера периода его расцвета, близки не только живописные, но и технологические приемы, такие как использование доски без ковчега, сквозных врезных шпонок и гипсового грунта. Узнается письмо ликов по темному санкирю с яркой подрумянкой, работа цветны ми лаками, коричневыми и зелеными, по золоту на одеждах Христа, ангела и Маккавеев. Типичным для мастера является пейзаж с розовыми и голубыми далями, изображением елок и характерных «кочек», камней, обрамленных травой, на первом плане. Из произведений Богданова-Карбатовского наиболее близким почозерской иконе представляется написанное в том же 1778 году «Вознесение» из церкви Входа в Иерусалим д. Верхняя Мудьюга.

Обнаруженная надпись не совсем точно совпадает с известными автографами Богданова-Карбатовского. В ней нет его имени или инициалов, однако характер написания некоторых букв подписи на иконе «Вознесение», в частности буквы «К», близок к нашему произведению. Важно отметить, что и эта икона, так же как и чиновые образы, подверглась позднейшим переделкам: ее боковые поля полностью обрублены топором.

Икона второго мастера с тем же сюжетом близка по времени исполнения произведению Богданова-Карбатовского и, как нам кажется, могла быть написана в связи со строительством нового храма на Почозере, возведенного в 1783 году на месте старого и с тем же посвящением. Иконописец не повторяет полностью икону 1778 года, но, сохраняя все элементы композиции храмового образа, вносит дополнительные смысловые акценты. В верхней части он помещает изображение святителей Николая Чудотворца и Григория Богослова. Таким образом, появляется новая тема прославления трех святителей, трех вселенских учителей. Усложняется и становится более динамичной композиция в нижней части иконы. На первом плане помещается источник, по берегам которого находятся страждущие, запечатленные в экспрессивных позах. Мученики Маккавеи, Соломония и Елиазар не отделены от главного изображения, а включены в него. Мастер размещает их по обе стороны от источника среди больных, жаждущих исцеления.

Все три иконы (сюжета), на наш взгляд, созданы в одно время. Каждая обладает особенностями авторской манеры, однако во всех трех присутствуют некоторые сближающие их стилистические черты. Исходя из данных предварительных исследований, можно осторожно предположить, что все три иконы связаны с мастерами из окружения Богданова-Карбатовского, который на протяжении ряда лет возглавлял артель, имел учеников, сотрудничал с другими иконописцами, чей индивидуальный почерк выявляется исследователями, и дальнейшая работа в этом направлении, возможно, позволит определить этих мастеров.

 

Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения - 2009". Архангельск, 2009.
2. С небольшими сокращениями.
3. Иллюстрации - из статьи.