ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РУССКОГО СЕВЕРА

Т.Д.Румянцева МУЗЕЙНЫЙ ФАКТОР СЕВЕРА
  КУЛЬТУРА РУССКОГО СЕВЕРА (2006-2009)- выдержки
Н.К.Рерих ПОИСКИ СТАРОЙ РУСИ
И.Грабарь  ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА. Особенности деревянного церковного зодчества на Русском Севере
 ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА.(главы XV-XXV)
М.И.Мильчик,
Д.С.Лихачев
 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Анатолий Оксенюк  ЭКСПЕДИЦИИ П.Д.БАРАНОВСКОГО на Русский Север в 1920-30-е годы
Н.В.Вехов ОБЩЕСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО СЕВЕРА
А.Обухов  ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ в условиях традиционной  преемственности деревни Русского Севера
обратно к алфавитному поиску

 

Т.Д.Румянцева,
заместитель председателя правительства администрации Архангельской области (2000 г.)

МУЗЕЙНЫЙ ФАКТОР СЕВЕРА

Начинаю рассказ о музеях и думаю - да что там отдельные музеи и заповедники, когда вся Архангельская область - это своеобразный российский музей, заповедный край, где на каждом шагу экспонаты даже не местного, а российского масштаба, российской значимости, в которых отразились многие вехи истории России и её судьбы.

Когда подходишь в Архангельске к приземистому зданию Северного морского музея, стоящему, как и положено морскому учреждению, у самого двинского берега, сразу обращаешь внимание на деревянный корабельный корпус. Это "Святой Фока", судно, на котором стремился достичь в начале ХХ века Северного полюса Георгий Седов. Местный это экспонат или всероссийский? А может, он принадлежит мировой истории?

Недалеко от Архангельска активно возрождается и как обитель, и как своеобразный культурный и нравственный центр Антониев - Сийский монастырь. В его истории немало интересных страниц. Одна из них связана с именем Федора Никитича Романова, давшего начало царской династии Романовых, которая три века правила российским государством.

Недавно Архангельской епархии переданы строения спрятавшегося в глухомани Онежья Кенозерского монастыря. Здесь жил несколько лет в уединении, а потом и управлял обителью будущий патриарх Никон, виновник продолжающегося до настоящего времени трагического раскола в российском православии.

Холмогоры, давшие миру М.В.Ломоносова и много лет бывшие местом заключения российской правительницы Анны Леопольдовны; древний город Каргополь, средоточие могучих храмов и место казни Ивана Болотникова; не существующий ныне Пустозерск, где был сожжен неистовый протопоп Аввакум; Соловки, жемчужина Севера, хранящая свидетельства истории от третьего тысячелетия до нашей эры до настоящих дней ... Все это Север. Архангельский поморский край занимает особое место в истории и российского кораблестроения, и освоения Арктики и Сибири, и культуры. Здесь было положено начало русскому флоту, отсюда за четыре века были отправлены около 400 морских экспедиций. Славу заповедника русской культуры принесли ему мастера деревянного зодчества, иконописи, северных росписей, золотого шитья, резьбы по кости, глиняной каргопольской игрушки, народные сказители.

Не так давно, на открытии выставки "Святые Северной России", увидев удивительные иконы северного письма, любовно отреставрированные и подготовленные к показу в музейном объединении "Художественная культура Русского Севера", я подумала, что краю нашему повезло. Повезло, что не коснулось его татаро-монгольское нашествие, что не было здесь крепостной кабалы в такой форме, когда народ перестает творить, что после петровских реформ Север, бывший некогда оживленным торговым перекрестком, оказался в стороне от активных путей сообщения и городских влияний и стал своего рода хранителем народной культуры, ремесел, деревянной архитектуры, эпоса, бытовых традиций. Повезло и в том, что уже в середине Х1Х века начинают собирать здесь самые примечательные для края образцы минералов, изделий промыслов и ремесел, которые и положили в 1861 году начало первому в области музею. И что традиция собирания древностей, а позже - просто спасения исторических и культурных ценностей, продолженная не только энтузиастами, но и губернскими властями, с той поры не прекращалась.

Сейчас в Архангельской области 23 музея. Два из них в федеральном ведении, восемь - в областном, тринадцать - в муниципальном. Коллекции их насчитывают в совокупности более 500 тысяч экспонатов. Но этим не исчерпывается арсенал культурного наследия. На территории области 1800 уникальных памятников культуры и природных объектов. Две трети из них - республиканского значения. Одних только культовых сооружений, среди которых немало деревянных храмов и часовен поразительной красоты, больше 700. Лишь малая часть их входит в состав музейных комплексов. Два ансамбля таких памятников включены в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Первый, входящий и в Список объектов всемирного историко- культурного наследия ЮНЕСКО, сложился естественно на протяжении веков - это известный, пожалуй, каждому россиянину ансамбль Соловецкого монастыря, разбросанный по островам Соловецкого архипелага в Белом море. Удивительно гармонично вписанные в природу храмы, часовни, стены и башни кремля, военно-оборонительные, гражданские и гидротехнические сооружения, привлекающие ежегодно тысячи туристов, находятся под охраной Соловецкого государственного историко- архитектурного и природного музея-заповедника. Это единственный комплекс области, регулярно получающий от государства средства на реставрацию. Возрождению Соловков способствует и недавнее возобновление здесь монастырской жизни.
Второй ансамбль, включенный в Свод особо ценных объектов народов России, начал складываться меньше 40 лет назад, в 1964 году, когда было принято решение о создании под Архангельском первого в России музея деревянного зодчества и народного искусства. В течение многих лет перевозили сюда из районов области характерные для них храмы, часовни, колокольни, ветряные мельницы, избы, амбары, баньки. Сейчас в музее больше ста построек. И это действительно тщательно продуманный ансамбль деревянной архитектуры Севера, естественным образом расположившийся на лесных холмах у деревни Малые Корелы. В музее проводятся фольклорные праздники, восстанавливающие годовой цикл народных праздников, ярмарки народных ремесел, выступают фольклорные коллективы. Гордость музея - коллекция колоколов и колокольные звоны, которые начали здесь возрождать раньше всех в России.
Очень интересен музей изобразительных искусств. Созданный в 1960 году и начинавший с коллекции, насчитывающей 1500 экспонатов, он собрал сегодня уже 30 тысяч произведений отечественного искусства Х1У-ХХ веков. Музей располагает уникальной коллекцией икон и деревянной народной скульптуры, лучшим в России собранием холмогорской резьбы по кости, коллекцией русского искусства, в которой представлены почти все известные русские художники и, конечно, все архангельские мастера.
В 1994 году на основе коллекций музея и охранно - заповедной зоны "Старый Архангельск" было создано музейное объединение "Художественная культура Русского Севера". Переданные ему здания в исторической части города приводятся в порядок. В одном уже действует малый выставочный зал, в другом расположилась экспозиция "Портрет в старинном интерьере". Подготовлены проекты музеев северной иконы, художников заполярного мира, известного на Севере художника и сказочника С.Писахова, музея детского творчества. Эта работа не осталась незамеченной: музей вышел победителем на последнем всероссийском конкурсе "Окно в Россию".
Говоря об этих "китах" музейной сферы области, мы никогда не забываем, что есть у нас и старейший областной краеведческий, и один из самых молодых - Кенозерский национальный парк, ещё только берущий разбег, но уже наступающий на пятки "китам" инициативой, неуёмной фантазией в работе и целеустремленностью.
Есть и Северный морской музей - как же в первом порту России без этого!
И более мелкие - но каждый со своей особинкой и норовом - муниципальные. Нынешняя жизнь не обошла их стороной, у них те же материальные проблемы, что и везде. Но они выжили. Выжили, кажется, чудом. Больше того, в их работе засверкали новые грани, казалось бы чуждые классическому музею - хранителю и демонстратору интерьерных экспозиций. Даже художественный музей пошел в городскую застройку и организовал у себя студию арт-терапии для детей-инвалидов и концерты в залах музея.
Под опекой областного краеведческого - целый комплекс старинного Гостиного двора, где, кроме выставок, и еженедельные встречи за столом литературно-музыкального присутствия "Артиль". Действует кают-компания, проходят детские праздники в морском музее.
А национальный парк, реставрируя самым тщательным образом свои часовни и осваивая природную среду, уже не первый год организует детские экологические лагеря - где все не в игру, не в шутку, а самым серьезным образом. Налаживается связь с промышленными, научными, творческими организациями. Более того, уже идет активное сотрудничество с зарубежными музеями, в первую очередь, стран, входящих в Баренцев Евро-Арктический регион.

Началось все с поморских экспозиций, подготовленных в Архангельске для норвежской провинции Финнмарк ещё в 1980-е годы. А сейчас между комитетом по культуре администрации Архангельской области и аналогичными подразделениями провинций Норвегии существуют прочные договорные отношения. Договорами и совместными проектами связаны и многие музеи. Норвежские экологи оказывают ощутимую помощь в сохранении памятников Кенозерью, несколько грантов Норвегии пошли на восстановление соловецких памятников. Международное культурное сотрудничество не только позволяет расширять культурные границы территорий, принимающих в нем участие, но и дает возможность познакомиться с практикой реализации культурных проектов, которая в России только начинает формироваться. Примером результативного сотрудничества является "Полар Арт Лайн" - совместный проект Архангельского комитета по культуре и туризму и совета по искусству финской провинции Лапландия, он предусматривал создание цикла художественных выставок. И такие выставки прошли не только в территориях Баренцева региона, но и в Мюнхене, Лондоне, Риме, Барселоне.

Современное искусство Севера оказалось востребованным в Европе. Полезным и результативным оказалось предпринятое по инициативе Северной Норвегии обучение менеджеров культуры.
Вырисовывается Северная модель функционирования культуры, сверхзадачей которой является превращение Баренцева региона в мощный культурогенерирующий центр, совместный выход на мировую арену и внедрение моды на все северное.
Отрадно, что наши музеи идут в авангарде этого движения. Они осваивают и пути к различным грантам, хотя тут непочатый край работы: только за последние два года были получены шесть грантов Института "Открытое общество", столько же - от Российского гуманитарного фонда, один грант Президента России и другие.
Между тем, речь сегодня нужно вести не просто о выживании музеев, но о том, чтобы они и впредь оставались хранителями культурного наследия, но о том, чтобы они стали базой дальнейшего развития области, и не только культурного, но и социально-экономического, средством инвестиционной привлекательности, средством развития культурного туризма, который занимает пока у нас сугубо периферийное положение и из-за неразвитости инфраструктуры, и из-за отдаленности области, и из-за отсутствия дорог да и недостатка динамичных, грамотных менеджеров. Это стратегическая цель областной программы сохранения и развития музейной сферы на 2000-2005 годы.

Вся область - музей. Фантазии и профессионализма у работников музеев хватает. Увы, но в последние годы состояние музейных фондов остается без улучшения. Требуют реставрации не только очень многие экспонаты. 70 процентов тех самых уникальных памятников истории и культуры, которые составляют гордость и славу Севера, находятся в неудовлетворительном или просто аварийном состоянии.
Мы сумели открыть в Архангельске филиал знаменитого Всероссийского художественно-научного реставрационного центра имени И.Э.Грабаря. Но реставрация остается острейшей проблемой. В ней нуждается 12 процентов основных фондов музеев. Это больше 45 тысяч предметов. А за три последних года прошли реставрацию 1732 предмета. Отсутствие финансирования не только не позволяет решать эту проблему, но и лишает реставраторов музеев возможности повышать квалификацию. Что получится, если уникальные ценности, которыми располагают музеи, будут реставрировать специалисты средней руки.
Безнадежно устарели законы, касающиеся музейного дела, что делает статус, к примеру, музеев-заповедников совершенно неопределенным. Нет закона о меценатстве. Препятствует приобщению людей к культурному наследию отсутствие в России системы равного и свободного доступа к нему, не развита система обмена информацией, координации действий и кооперации. Всем известна крылатая фраза - кто не знает прошлого, у того нет будущего. И чтобы нарушить эту взаимосвязь без музея не обойтись. Он лучшее связующее звено между прошлым и будущим, наиболее эффективный фактор и познания, и образования, и воспитания тех качеств в человеке, без которых общество не может двигаться вперед.

Законодательная база российской культуры: проблемы и перспективы / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 2000 . - стр. 70