У ИСТОКОВ ЦЕРКОВНОГО ОБУСТРОЙСТВА СЕВЕРА
(северные епархии)

Первоначально Русская православная церковь существовала как Киевская митрополия Константинопольского патриархата. По мере распространения христианства по Руси в ее важнейших политических центрах создавались отдельные епархии во главе с епископами, подчиненными киевскому митрополиту. К середине XIII века их было уже 16. Границы епархий соответствовали крупным русским княжествам.

Среди епархий со времен XI века существовали Новгородская и Ростовская - территориально наиболее близкие северному региону. К ним длительное время и тяготело зарождающееся христианство Севера, от них оно произрастало и укреплялось.

Новгородские архиереи в XII веке - первыми на Руси - стали носить почетный сан архиепископа. Это не означало их выведения из-под воли киевского митрополита, но подчеркивало особое положение Новгородской республики и ее архипастыря. Под патронатом новгородского архиепископа вплоть до второй половины XV века были Устюжна, Ладога и Онега, Карелия и Поморье, Подвинье и северное Приуралье вплоть до Печоры, Каргополье, Вага и Кокшеньга, многие земли по Сухоне и Кубене, Вологда.

Ростовские архиереи ведали Белозерьем, Чарондой, Устюгом, Тотьмой, Соль-Вычегодском. Такое распределение церковной власти складывалось постепенно, по мере христианизации Севера. Юрисдикция первых веков христианства не означала какого-либо систематического руководства и повседневной регламентации церковной жизни на местах. Чаще всего она сводилась к безусловному праву епископа на поставление священников и благословение новых храмов, сбор церковной дани и осуществление церковного суда.

В 1383 году на северо-востоке края была образована первая самостоятельная епархия Севера с центром в далеком селе Усть- Вымь. Она получила название Пермской и охватывала земли Коми края и смежных территорий. Ее образование было вызвано политическими соображениями Московского государства и миссионерскими задачами Церкви. Немалую роль в учреждении епархии сыграли личность и дела выдающегося церковного деятеля и просветителя, ее первого епископа Стефана Пермского.

Рождение Вологодской епархии      

Заметные изменения в церковно-территориальном устройстве произошли вскоре после провозглашения в 1448 году автокефалии (независимости) Русской церкви и покорения в 1471 году Иваном III Новгородской республики. Буквально сразу же, в 1471 г., восточные границы Новгородской епархии были ограничены Северной Двиной, а лежащие за ней Пинега, Кевроль, Мезень вместе с Вятской землей отошли под непосредственную юрисдикцию московских митрополитов. Отошедшие земли большей частью были малонаселенными и необжитыми, с незначительным количеством церквей. Здесь предстояло приложить немало усилий для укрепления церковной жизни.

Через 20 лет, в 1492 году, по повелению великого князя Ивана III от Новгорода была отделена и Вологда - в Пермскую епархию. С той поры епархия, основанная Стефаном, стала именоваться Пермской и Вологодской.

Необычность ситуации заключалась в том, что епархия состояла как бы из трех территорий: смежных Перми Вычегодской (земли по Вычегде, Выми, Сысоле и отчасти Мезени) и Перми Великой (земли в бассейне Камы и ее притоков, главным образом - Чусовой), а также отстоящей от них на сотни верст Вологды.

Таким образом, к исходу XV века Север в церковном отношении окормлялся четырьмя архиереями: Новгородским, Ростовским, Пермско-Вологодским и Московским. Такое внимание ж нему со стороны церковных центров не случайно - это было время интенсивного монастырского и приходского учредительства. Напомним и о том, что Север в те века составлял почти половину территории Московского государства.

XVI столетие принципиальных изменений в церковное дело не внесло. Отметим лишь некоторые события. Епископы Пермские и Вологодские все больше предпочитали проживать в Вологде, бывшей тогда в состоянии культурного и хозяйственного подъема, а не в далекой Усть-Выми. Наконец, епископ Макарий окончательно перенес резиденцию в Вологду, переселил туда весь архиерейский штат и навсегда оставил Усть-Вымь - с 1571 года епархия стала именоваться Вологодской и Велико-пермской. В 1571-1584 гг. значительная часть Поморья (Холмогоры, Каргополь, Турчасов стан и Вага с уездами) временно передавалась под юрисдикцию вологодских архиереев. Впоследствии такая же временная передача - "доколе Новгородская митрополия очистится от бродяг и разбойников" - была осуществлена в Смуту, в 1613-1617 гг. После введения в Русской церкви патриаршего управления в 1589 году была поднята степень двух севернороссийских кафедр: Новгородская архиепископия стала митрополией, а Вологодско-Пермская епископия - архиепископией.

Некоторое время на рубеже XVI-XVII веков существовала Карельская епархия, упраздненная после уступки Карелии шведам. В 1657 году была открыта Вятская епархия, после чего начался обмен территориями: в новую епархию отошли Велико-Пермские земли из Вологодско-Пермской епархии; утраты компенсировались передачей Вологде Белозерья и Чаронды, ранее чересполосно принадлежавших патриарху и Ростовской епархии.

Собором 1657 года вологодскому архиерею велено именоваться Вологодским и Белозерским. Его епархия по- прежнему состояла из двух частей - Вологодско-Белозерской территории и Яренско-Усть-Вымской. В 1676 году длительному раздроблению Вологодской епархии наступил конец: после долгих тяжб и челобитий Яренский уезд и Усть-Вымские земли были также переданы в Вятскую епархию. Обширные земли к северу от Вологды по-прежнему большей частью входили в Новгородскую митрополию. С 1674 года в ее юрисдикцию были возвращены из патриаршей области земли восточнее Северной Двины.

Долгое время в Русской православной церкви за каждой епархией закреплялась соответствующая степень: митрополия, архиепископия, епископия. Впоследствии - в XVIII веке - эта традиция стала грубо разрушаться государством. Поэтому на одной и той же кафедре последовательно могли оказаться и епископ, и архиепископ, и митрополит.

Епархии Холмогорская и Устюжская   

Во второй половине XVII века в рядах церковного и государственного руководства возник грандиозный план переустройства церковной жизни Севера: обсуждались проекты учреждения самостоятельных епархий с центрами в Устюге, Холмогорах, Каргополе, Устюжне, Белоозере, Кевроли, Мезени, Олонце, Ваге. Однако по ряду соображений материального характера (содержание такого обилия архиерейских кафедр могло слишком тяжелым грузом лечь на приходы) и под влиянием традиционного местничества (старые церковные центры нелегко расставались с привычными "сферами влияния") эти проекты были реализованы значительно скромнее: в 1682 году на Европейском Севере было открыто только две епархии - Устюжская и Холмогорская.

В первую вошли Устюжский, Тотемский и Соль-Вычегодский уезды и через три года - Яренский уезд. Холмогорская епархия была выделена из Новгородской митрополии. В ее юрисдикции оказались Холмогоры, Кеврола, Мезень, Пустозерск, Кола с уездом, Важские четверти с Устьянскими волостями, Соловецкие острова.
С 1732 года епархия именовалась Архангельской и Холмогорской.

Таким образом, к исходу XVII века церковная жизнь Севера протекала в рамках четырех епархий: Вологодско-Белозерской, Устюжско-Тотемской, Холмогорско-Важской и Новгородской (Устюженский, Каргопольский, Олонецкий уезды, Обонежская пятина).

От Петра до Павла      

События петровского царствования - выход в Балтику, образование Петербурга и территориальные приобретения по Ништадтскому миру 1721 года - внесли изменения лишь в границы Новгородской епархии. В 1714 году в ее пределах было восстановлено Карельское викариатство, включавшее в себя Кексгольм с уездом и Ладогу. Однако кафедра эта подолгу оставалась вакантной, а с 1742 года не замещалась вовсе. К тому же карельские епископы проживали в одном из новгородских монастырей, не оказывая, таким образом, прямого воздействия на церковную жизнь викариатства.

Практически не затронула границы и секуляризация 1764 года, Но она по-своему определила место каждой епархии в церковной иерархии. Новгородская епархия была (в числе трех) отнесена к 1 классу. В ее пределах выделялось Олонецкое викариатство, заменившее к тому времени фактически ликвидированное Кексгольмское. Оно включало в себя Олонецкий, Каргопольский, Устюженский уезды, Ясенецкий и Красновский заказы. В связи с образованием Олонецкого викариатства произошло незначительное уточнение его границ с Архангельской епархией. Вологодская, Устюжская и Архангельская епархии были отнесены к III классу.

В последние десятилетия XVIII века правительство Екатерины II, а затем и Павла I постоянно занималось вопросами административно-территориального деления империи. В правительственных и высших церковных кругах рождалась концепция, утверждающая, что церковь должна полностью соответствовать территориально-административной структуре государства: епархиальные границы должны совпадать с границами губерний, а духовная власть архиерея сосуществовать с губернаторской. Явно назревал пересмотр границ северно- российских епархий.
В архангельских и олонецких землях это заняло несколько лет и проходило в два этапа. 15 марта 1787 года Архангельская епархия поглотила Олонецкое викариатство. Территория новой епархии стала совпадать с границами двух одноименных губерний, Архангельской и Олонецкой. Епископ получал титул Архангельского и Олонецкого.

Но по Павловской губернской реформе 1797 г. Олонецкая губерния была ликвидирована, а ее территория была поделена между Новгородской и Архангельской, церкви - между новгородским и архангельским владыками. В Новгородскую епархию были переданы Петрозаводский, Олонецкий, Каргопольский, Вытегорский уезды и Лодейное поле. В Архангельскую - Повенецкий, Пудожский и Кемский. Архангельские епископы вновь стали именоваться Архангельскими и Холмогорскими.

Однако в том же 1797 году в рамках Новгородской епархии было учреждено Старорусское викариатство. Его епископ получал права полусамостоятельного епархиального архиерея, и в его ведение передавались, помимо Старорусского уезда, церкви и монастыри Петрозаводского, Олонецкого, Каргопольского, Вытегорского уездов и Лодейного поля, а также возвращались приходы двух уездов Архангельской губернии - Пудожского и Повенецкого. В 1788 году была упразднена Устюжская епархия. Все церкви передавались в ведение Вологодской епархии.
После соединения в 1796 году Вологодской губернии и Великоустюжской области в одну губернию и здесь наступило полное совпадение губернских границ с епархиальными. Правда, для этого вологодскому архиерею пришлось отпустить в юрисдикцию новгородского владыки церкви и монастыри Белозерского, Кирилловского и Череповецкого уездов. Архиереи стали именоваться Вологодскими и Устюжскими.

В XIX столетие приходы и монастыри Севера вступили в составе трех епархий: Архангельско-Холмогорской, Вологодско-Устюжской и Новгородской.
XIX век добавил Олонецко-Пегрозаводскую епархию (1828 г.), выделившуюся из Новгородской и включавшую уезды Каргопольский, Олонецкий, Петрозаводский, Вытегорский, Повенецкий, Пудожский, Лодейнопольский.
Особенностью церковно-территориального деления конца XIX - начала XX веков было повсеместное образование викариатств в рамках существовавших епархий.

Так, в составе Вологодско - Устюжской епархии в 1868-1876 гг. существовало Тотемское викариатство. С 1888 г. в Великом Устюге была учреждена кафедра епископа-викария с титулом "Епископ Устюжский, викарий Вологодской епархии". Вологодскому же епископу велено было именоваться Вологодским и Тотемским. С 1909 года в помощь вологодским владыкам был учрежден пост второго викария с титулом "Епископ Вельский".

В рамках Новгородской епархии в 1891 г. для ее северо-западных уездов было учреждено Кирилловское викариатство. В пределах Олонецкой епархии в 1911 году было учреждено Каргопольское викариатство. В Архангельской епархии существовало в 1910-1913 годах Кемское, а с 1913 года - Пинежское викариатство.

Внутриепархиальное управление      

К XVII веху оформились основы внутриепархиального управления. В церковную жизнь были перенесены образцы тогдашнего государственного устройства. При правящих архиереях создавались Судный и Казенный приказы: первый ведал судом над духовными лицами (а по некоторым вопросам и над светскими), второй - денежными доходами, кадровыми вопросами, скреплял печатью архиерейские указы и т. п. Большую роль в управлении играли дьяки - светские чины, возглавлявшие эти приказы. Ближайшими помощниками архиерея были также домовой казначей, настоятель и ключарь кафедрального собора, "дети боярские".

Представителями архиерейской власти на местах были выбранные духовенством и утвержденные архиереем "десятские попы" и "заказчики". Они следили за поведением местного духовенства, наблюдали за расколом, правильным оформлением браков, содержанием храмов в должном порядке и т. д. В городах настоятели соборных храмов возводились в сан протопопа (протоиерея), и им поручалось контролировать все городское и окологородное духовенство. Время от времени для контроля за деятельностью местных администраторов (заказчиков) архиерей посылал своих домовых людей: судью, казначея, дьяков или настоятелей крупных монастырей. Сами архиереи поездок по епархии тогда не совершали.

В 1720-30-е годы XVIII века при архиереях вместо приказов стали создаваться консистории. В состав консисторского "присутствия" входили настоятели 2-3 крупнейших монастырей и представители приходского духовенства. Первоприсутствующим членом был сам правящий архиерей. Аппарат консистории возглавлял секретарь - светское лицо, прошедшее, как правило, длительную службу в церковно- бюрократических органах и назначенное не епископом, а обер- прокурором Синода. Бывало так, что при часто меняющихся архиереях секретари забирали в свои руки значительную власть. В епархиях вообще складывалась обстановка своего рода двоевластия: аппарат духовных консисторий во главе с секретарями подчинялся канцелярии обер-прокурора Синода, епископы же - Синоду. Оно позволяло государству осуществлять более строгий контроль за Церковью, переживавшей период своего огосударствления.

В XIX веке церковное управление везде строилось по единому образцу. Во главе епархии стоял архиерей (епископ, архиепископ), наделенный по церковному и государственно-административному праву весьма широкими полномочиями. Аппарат его по-прежнему именовался консисторией. На местах - вместо бывших ранее "десятских попов" и "заказчиков" - действовали отцы благочинные, т. е старшие священники особых церковных округов - благочинии. Они осуществляли надзор за приходской жизнью и духовенством 10-20 приходов и самостоятельно решали некоторые текущие вопросы церковной жизни.

В конце столетия в связи с заметным усилением роли церкви в общественной жизни губерний рядом с архиереем существовали различные епархиальные попечительства, благочиннические советы, училищные советы и т. п. Периодически собирались съезды депутатов от духовенства и др. В начале XX века повсеместно стали обсуждаться вопросы преобразования епархиального управления, возвращения его к демократическим традициям древнего времени. Одновременно Церковь искала путь к восстановлению патриаршества. Начиналась полоса подготовки глубоких реформ церковного управления.

(Текст этой статьи, взятой из интернета, приводится с сокращением. Будем благодарны, если кто-нибудь подскажет нам ссылку на первоначальный адрес текста.)