А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова

ДЕРЕВО И ГАРМОНИЯ (фрагменты из книги)

1. <Почозеро>

Глубинный район Архангельской области... Лесной волок-тракт тянется по глухому суземку от Каргополя до Кожозерского погоста, петляя по сухим гривам и кряжам, соединяя множество сел и деревень. Малые поселения вместе с большим и центральным их ядром — непременным погостом — образуют волость. Долгими километрами тянется тракт по глухому хвойному лесу от волости к волости. По пути ни одного строения, если не считать традиционную «половинку», или «беседку»: скамейку для отдыха, сделанную заботливой рукой где-то на полпути и, конечно же, на самом «веселом», то есть на самом удобном, высоком и красивом, месте, откуда в обе стороны далеко видна дорога, а меж деревьев поблескивает озеро с синеющими, уходящими в небо далями... Это первый привет далекой волости, словно излучающий заботу об утомленном путнике. На него всегда ответишь приветом в душе, а еще лучше — поклоном, с сердечным пожеланием добра неведомому строителю.

Скамейка с навесом еще не начало ансамбля, а как бы его предвестие.

Еще десяток километров — и вдоль дороги показываются изгороди лесного пастбища, а за ними — и другие признаки ближнего жилья: ольховые заросли и березовые перелески, пожни, зароды на кольях и стога сена. Но вот мелколесье редеет, раскрывая в просветах зеленеющие поля. Бревенчатый мостик перекинут через ручей. И тут же первый элемент архитектурно-пространственного ансамбля: простая, добрая, словно мамина сказка, часовня. Стоит на холме у самой дороги. Крыльцом и галерейкой, ликом своим, обращена в сторону волости, к жилью. Чуть поодаль от часовни, с
противоположной стороны дороги, разместился починок, или небольшая деревушка из двух дворов. Вот уже малый ансамбль из трех звеньев: моста, часовни и починка. С него-то и начинается главный. Широко раскрывается вид на поля, озеро и деревеньки, разбросанные по сторонам дороги и по озерным берегам, а за ними — вселенский центр пространства, собирающий вокруг себя окрестную застройку — погост.

Почозеро... Почозерский погост... Удивительное, прекрасное место!

Сам погост состоит из летней и зимней церквей, шатровой колокольни и бревенчатой ограды. Точнее сказать, состоял. Колокольня ныне разрушена, ограды и след простыл. Но и в таком неполном, даже полуразрушенном виде ансамбль Почозерского погоста производит сильное впечатление. Он является не только композиционным, но и духовно-организующим центром всей волости, собирая ее постройки, словно своих прихожан, под благотворную сень.

Путь к погосту всего несколько десятилетий назад можно было сравнить с естественно сложившимся музеем под открытым небом, где стояли самые разные типы крестьянских построек, воплотившие в своих архитектурных формах традиции седой старины. Этот музей как бы подготавливал зрителя к восприятию величественного культового ансамбля, создавая торжественно- элегический настрой души. И уже совершеннейшей гармонией видимого читались церкви и колокольня погоста с их кровлями, контрастно прорисованными на фоне светлого неба, и с неизбежными крестами, напоминающими человеку о своем земном предназначении, о красоте и достоинстве нелегкого труда жизни, в которой каждый несет свой собственный крест.

Планировочная особенность ансамбля — его постановка перпендикулярно тракту — усиливала торжественность впечатления.

От широкой площади, разместившейся в центре села у самих церквей, в разные стороны расходятся улочки. По одной из них тракт входит в село, по другой выходит из него, направляясь к лесу. Прозрачные изгороди вдоль дороги продолжают звучание ансамбля, переходя в мягкие полутона», но вовсе не обрывая его. Еще не конец, еще будет последний аккорд, как первый — в начале ансамбля.

Уже в самом лесу, в тени разросшихся старых елей и сосен, показывается длинная бревенчатая ограда кладбища с шатровой башенкой над воротами и скромной калиткой. А поодаль от ограды прячется под лесным покровом последний элемент ансамбля — крохотная и совсем простенькая часовенка, похожая на лесную избушку или амбарчик. Рядом с ней — огромный резной крест характерного поморского типа. В любом художественном музее он мог бы занять почетное место. Такие кресты называют памятными или обетными.

В северных деревнях и по сей день можно их встретить. Памятными крестами в старину на Руси помечали различные места, имевшие какое-то особое значение. Их ставили там, где сгорела или была упразднена церковь, где кто-то был убит молнией или внезапно, без покаяния, умер, у въездов на мосты, у перекрестков и развилок дорог, просто на деревенской улице и всюду, где считали нужным осенить себя крестным знамением.

Почему поставлен памятный крест в конце почозерского ансамбля, точно не скажем. Но перед входом в глухой лес, равно как и при выходе из него, так благостно ему поклониться!

Вот и закончился великолепный архитектурно-пространственный ансамбль, протяженность которого — волость. А за ним — снова — волок лесной, другие деревни, другая волость. И так — на многие сотни верст — от волока к волоку и от волости к волости, пока не оборвется дорога где-нибудь на краю света, у самого Белого моря.

Вот она — явь святой Руси, бревенчатый Иерусалим России...

 

Примечания:
1.  Текст является фрагментом главы "На погосте".
2. Фотографии - из книги Ополовниковых.

2. Перейти на страницу "А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова"