"НЕБЕСА" КЕНОЗЕРЬЯ

Иван Павич

"НЕБЕСА" В ЧАСОВНЯХ КЕНОЗЕРЬЯ

 

...В Кенозерье (вокруг Кенозера. -М.З.)  сохранился очень большой комплекс «небес», который представлен четырьмя церковными памятниками и двенадцатью часовенными. Список «небес», выявленных только в кенозерских часовнях, следующий:
1. Вершинино, часовня Св. Николая Чудотворца.
2. Глазово, часовня Сошествия Святого Духа на Апостолов.
3. Зихново, часовня Св. Иоанна Богослова.
4. Карпово, часовня Св. Пахомия Кенского.
5. Немята, часовня Трёх Святителей.
6. Рыжково, часовня Введения Богородицы во Храм.
7. Тамбич-Лахта, часовня Пречистой Богородицы.
8. Тырышкино, часовня Св. Параскевы Пятницы.
9. Усть-Поча, часовня Св. Николая Чудотворца.
10. Орлово, часовня Тихвинской Богоматери.
11. Минино, часовня Св. Георгия Победоносца.
12. Тыр-Наволок, часовня Св. Диодория Юрьегорского.

...Большинство росписей содержит сюжетную композицию «Архангелы», реже встречаются «Апостолы» и «небеса» смешанного типа.

Остановимся подробнее на этих композициях.
 (Более  профессионально содержание росписей раскрыто в книге "Небеса и окрестности Кенозерья", изд-во "Первая публикация", 2009 г. См. ссылки на "небеса" соответствующих деревень Кенозерья - М.З.).

Композиция «Архангелы»
На кенозерских «небесах» она встречается чаще других. В первую очередь это можно объяснить тем, что архангелы наиболее часто изображены в росписях куполов каменных храмов. В числе памятников, относящихся к этой группе, следует назвать росписи «небес» в часовнях Николая Чудотворца в Вершинине, Иоанна Богослова в Зихнове, Пахомия Кенского в Карпове, Пречистой Богородицы в Тамбич-Лахте, Параскевы Пятницы в Тырышкине. Также наиболее близко к этой композиции подходят «небеса» смешанного типа в Духовской часовне в Глазове, где в росписи введены фигуры апостолов Петра и Павла.

Часовня Святого Иоанна Богослова в Зихнове - это самые ранняя часовня Кенозерья. Она была построена в XVIII веке и является одной из вершин творчества безвестных мастеров. Поставленная практически над обрывом, поднятая на высокий подклет, окруженная трехсторонней галереей, она, подобно кораблю, парит и над деревней и над водами Кенозера. Устремленность часовни вверх подчеркивается растущими с ней рядом «святыми» соснами.

Сохранившиеся в часовне «небеса» - двенадцатигранные
.
 Развертка расписного "неба" из часовни Иоанна Богослова   в д.Зехнова
Роспись выполнена по светло-голубому фону, что придает им особую нарядность. Преобладающие цвета - красный, синий, зеленый, белый. Фигуры несколько удлинены, позы оживлены складками на одежде. Чувствуется стремление мастера передать не только святые образы, но и современную ему действительность, детально отразить элементы одежды. Наряду с этим лики прописаны достаточно схематично, что возвращает к иконописной традиции древности, стремлению возродить обратную перспективу. Строгость образов позволяет говорить о высоком профессионализме и глубоком богословском образовании автора.
"Небо"в часовне Иоанна Богослова в д.Зехнова
Все грани «небес» хорошо сохранились. В центральном медальоне изображен Иисус Христос. На самих гранях «небес»:
- восточная грань (верхняя, далее по час. стрелке - М.З.)
- «Распятие» с предстоящими (Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, Лонгин Сотник). Луна и Солнце над крестом.
- Архангел Гавриил с жезлом и сферой. Красная мантия с зеленой накидкой.
- Евангелист Марк со львом. Красная мантия с синей накидкой.
- Архангел Уриил с огнем в левой руке и мечом в правой. Красная мантия.
- Евангелист Лука с тельцом. Синяя мантия, красная накидка.
- Архангел Иегудиил с царским венцом в левой руке. Синяя мантия.
- Архангел Селафиил в позе моления. Красная царская мантия.
- Архангел Варахиил с цветами в руках. Зеленая мантия.
- Евангелист Иоанн Богослов с орлом. Красная мантия, зеленая накидка.
- Архангел Рафаил с сосудом с целебными снадобьями и Товия с рыбой. Красная мантия.
- Евангелист Матфей с ангелом. Синяя мантия с красной накидкой.
- - Архангел Михаил с копьем, повергающий дьявола. Синяя мантия с красной накидкой.

К сожалению, это единственные «небеса», сохранившиеся в кенозерских часовнях от XVIII столетия, но даже они позволяют говорить о высоком профессионализме выполнивших их (скорее всего, местных) мастеров.

Часовня Параскевы Пятницы в Тырышкине срублена в XIX веке на значительном удалении от деревни, в «святой» роще. Клеть перекрыта двускатной кровлей, с запада примыкает притвор, над которым срублена звонница.
 Развертка расписного "неба"
из часовни Параскевы  Пятницы в д.Тырышкино.
У всех персонажей восьмигранных «небес» этой часовни хорошо проработаны элементы одежды, складки, художник учёл перспективное восприятие и поэтому несколько удлинил фигуры. Вместе с тем отметим, что лики евангелистов и архангелов написаны в разных стилистических манерах. Лики евангелистов живые и естественные, они чем-то напоминают портреты крестьян-жителей Кенозера (если сравнить их с архивными фотографиям XIX века). Лики архангелов, напротив, отличает однообразность в стиле провинциальной церковной живописи второй половины XIX века. Скорее всего, над созданием «небес» часовни трудилось несколько мастеров.
"Небо"в часовне Параскевы Пятницы в д.Тырышкино.
В центральном медальоне изображен Иисус Христос. На гранях «небес» изображены по два персонажа:
Восточная грань - «Распятие» с предстоящими (Богородица, Иоанн Богослов) и изображениями Луны и Солнца над крестом. Над Распятием - Бог Саваоф.
- Архангел Гавриил (рука на груди, зеленая мантия с красной накидкой) и апостол евангелист Матфей (синяя мантия с оранжевой накидкой), рядом - ангел.
- Архангел Уриил (в правой руке обнаженный меч, зеленая мантия с красной накидкой) и архангел Иегудиил (в правой руке царский венец, синяя мантия с красной накидкой).
- Архангел Селафиил (в позе моления, белая мантия с красной накидкой) и апостол евангелист Лука (синяя мантия с зеленой накидкой), рядом - телец.
- Архангел Стихиил (с кадилом в правой руке, красная мантия с темно-синей накидкой) и апостол Матфей (с книгой в левой руке, темно-синяя мантия с желтой накидкой).
- Евангелист Марк (рядом изображение льва, оранжевая мантия с темно-синей накидкой) и архангел Варахиил (в позе моления, зеленая мантия с красной накидкой).
- Архангел Селафиил (в левой руке цветы, желтая мантия с красной накидкой) и архан­гел Рафаил (зеленая мантия с оранжевой накидкой), рядом - Товия с рыбой.
- Апостол евангелист Иоанн Богослов (оранжевая мантия с зеленой накидкой), рядом - орёл, и архангел Михаил (с копьем в правой руке и щитом в левой, в доспехах и оранжевой накидке)...

Среди изображенных на гранях «небес» встречается архангел Стихиил - такого архангела нет в небесной иерархии архангелов. В руках у Стихиила кадило, а с кадилом могли изображаться архангелы Михаил и Уриил. В своей работе И.Бенчев приводит интересную информацию об архангеле, который не упоминается в небесной иерархии, но вместе с тем изображается на некоторых византийских и русских иконах - это архангел Сихаил. На основании данных, приведенных в работе исследователя, можно сделать вывод, что архангел Сихаил - это иконографическая разновидность изображения архангела Михаила (они оба изображались поражающими дьявола, с копьем или кадилом в руке). Учитывая орфографическую близость написания имен «Сихаил» и «Стихиил», а также то, что атрибутом, изображенным в руках у архангела Стихиила, является кадило, можно предположить, что автор «небес» изобразил здесь именно архангела Сихаила (Михаила).

На грани рядом с архангелом Рафаилом повторно изображен архангел Селафиил с цветами в руках. Цветы могли быть атрибутом лишь архангела Варахиила, который уже изображен на этих «небесах». Вероятно, мастеру не хватило богословского образования, и он решил повторить одного архангела дважды. Возможно, что граней «неба» было больше, чем известных мастеру архангелов, - он просто не знал, кого именно написать на пустую­щей грани...

Анализ «небес» часовни Параскевы Пятницы в Тырышкине показывает, что над их созданием работала артель мастеров, не имевших достаточного богословского образования. Близкая стилистика написания, единство фона и композиции позволяют сделать вывод, что «небеса» изначально находились в этой часовне и могли сниматься только для реставрации.

Очень интересны «небеса» часовни Николая Чудотворца в Вершинине. Никольская часовня - один из старейших памятников Кенозерья, датируемый XVII-XVIII веками. Основа старой постройки - клеть, перекрытая высокой клинчатой кровлей с полицами. Между 1903 и 1910 годами к ней была пристроена колокольня на отдельном основании, увенчанная высоким шпилем. В процессе современных реставраций высокий шпиль колокольни был заменен шатром.

Шестнадцатигранные «небеса» сохранились в часовне только частично (утрачено три грани). Роспись «небес» выполнена по ярко-голубому фону. Фигурам присуща динамика за счет проработанных складок одежды и жестикуляции.
 Развертка расписного "неба" из часовни Николая Чудотворца  в д.Вершинино
Вместе с тем стоит отметить, что в росписи преобладает излишняя лубочность. Скорее всего, у художника, работавшего над росписью «небес», практически отсутствовало представление о перспективе, поэтому изображения кажутся несоразмерными граням.

Привлекая в качестве аналогов другие «небеса» с сюжетной композицией «Архангелы», можно предположить, кто именно был изображен на утраченных гранях.

Скорее всего, «небеса» часовни Николая Чудотворца в Вершинине выглядели следующим образом:
"Небо"в часовне Николая Чудотворца в Вершинино
- В центральном медальоне - Троица Новозаветная.
На гранях «небес»:
- Восточная грань - «Распятие» с предстоящими (Богородица, Иоанн Богослов).
- Лонгин Сотник в золотых доспехах и с копьем в левой руке.
- Архангел Гавриил с фонарем в правой руке, в красной мантии с синей накидкой.
- Евангелист Матфей (исходим из того, что остальные евангелисты уже изображены на «небесах»).
- Ангел Господень.
- Архангел Уриил или Варахиил (остальные архангелы уже изображены на «небесах», а архангела Иеремиила традиционно в Кенозерье не изображали).
- Евангелист Лука с тельцом за спиной, в синей мантии с красной накидкой.
- Архангел Иегудиил с царским венцом в правой руке и бичом в левой, в зеленой мантии.
- Архангел Уриил или Варахиил.
- Архангел Селафиил в позе моления, в синей мантии.
-
Евангелист Марк со львом за спиной, в зеленой мантии.
- Архангел Рафаил с Товией и с сосудом с целебными снадобьями в левой руке, в розовой мантии.
- Ангел Господень.
- Евангелист Иоанн с орлом за спиной, в синей мантии с красной накидкой.
- Архангел Михаил с копьём, поражающий дьявола, и пучком травы в левой руке, в золотых доспехах и синей рубашкой под ними.
- Мария Магдалина в зеленой мантии с красной накидной.

Нами были проанализированы не только «небеса» часовен Кенозерья, но и доступные для обследования «небеса» церквей в Саунине, Бережной Дуброве, Ошевенске, Подпорожье, часовни в Коневе. В композиции «Архангелы» была выявлена интересная закономерность: правила прочтения «небес» совпадают с правилами прочтения православного иконостаса. Главной среди граней «небес» следует считать композицию «Распятие» - она и оказывается в центре. Если «развернуть» «небеса», то возникнет следующая последовательность (чтение начинаем с северной грани от «Распятия» и продолжаем южной гранью, далее опять - север-юг):
1.Архангел Михаил.
2.Архангел Гавриил.
3.Архангел Рафаил.
4.Архангел Уриил.
5.Архангел Селафиил.
6.Архангел Иегудиил.
7/Архангел Варахиил.

Эта последовательность расположения архангелов могла быть почерпнута из любого церковного календаря, где все они в таком порядке перечисляются...Скорее всего, мастера, писавшие «небеса», руководствовались подобной последовательностью, считая её за своеобразный канон.

При анализе «небес» с композицией «Архангелы» можно заметить, что подобная последовательность не соблюдается лишь в нескольких часовнях, например, в Духовской часовне деревни Глазово. По результатам полевых исследований нам известно, что часовня в Глазове реставрировалась. Вполне возможно, что в процессе реставрации «небеса» были сняты со своих мест, а позже возвращены назад. При этом было перепутано несколько граней. Однако это могло произойти и раньше, при регулярных «поновлениях» часовен, осуществлявшихся в XIX столетии. Это косвенно подтверждает факт, что если грани «небес» иногда невольно «перемешивались» внутри одной часовни, то ничего не мешало переносить отдельные грани и целые «небеса» из одной часовни в другую (учитывая очень близкие между собой размеры часовен Кенозерья).

Композиция «Апостолы»
В числе памятников, относящихся к этой группе, следует отметить часовни Введения Богородицы во храм в Рыжкове и Трехсвятительскую в Немяте.

Часовня  Введения Богородицы во храм>имеет точную датировку - 1801 год. Это небольшая клеть, перекрытая двускатной кровлей с открытой галереей с запада. Над алереей срублена шестигранная звонница.
 Развертка расписного "неба"
из часовни Введения Богородицы во храм  в д.Рыжково
Четырнадцатигранные «небеса» в часовне написаны масляными красками без использования одноцветного фона. В качестве фона выступают пейзажи, бытовые сцены, архитектурные детали, интерьеры. Роспись отличается замечательной проработкой ликов, деталей одежды, интерьеров. Композиционное решение «небес» дополняется двумя гранями с изображением праздников - Введения Богородицы во храм и Рождества Иоанна Предтечи.
"Небо" в часовне Введения Богородицы во храм в д. Рыжково
В центральном медальоне изображение отсутствует. На гранях «небес» изображены:
- Восточная грань - «Распятие» с предстоящими (Богоматерь, Иоанн Богослов). В верхней части изображен Бог Саваоф.
- Рождество Иоанна Крестителя.
- Апостол Павел. Зеленая мантия с красной накидкой, в одной руке трость, в другой -книга.
- Апостол евангелист Иоанн Богослов. Зеленая мантия с красной накидкой.
- Апостол Андрей Первозванный со свитком. Розовая мантия, зеленая накидка.
- Апостол евангелист Лука. Красная мантия с синей накидкой.
- Апостол Филипп со свитком в руке. Зеленая мантия с красной накидкой.
- Апостол Варфоломей с книгой в руке. Розовая мантия с оранжевой накидкой.

- Апостол Фома с книгой в руке. Розовая мантия с синей накидкой.
- Апостол евангелист Марк. Белая мантия с красной накидкой.
- Апостол Иаков, брат Божий со свитком в руке. Красная мантия с синей накидкой.
- Апостол евангелист Матфей. Зеленая мантия с оранжевой накидкой.
- Апостол Петр с ключами на цепочке. Синяя мантия с красной накидкой.
- Введение Богородицы во Храм.

Детальная проработка образов, сходство иконописной манеры позволяют сблизить росписи «небес» часовен Введения Богородицы во храм в Рыжкове и Трёх Святителей в Немяте и предположить, что над их созданием трудился один мастер (или одна иконописная артель).

Композиция «Апостолы» не получила широкого распространения на Кенозерье.

Смешанный тип «небес»
К этому типу «небес» следует отнести «небеса» в часовне Сошествия Святого Духа на апостолов в Глазове. Часовня имеет точную датировку - 1805 год. Однако архитектурные формы позволяют предположить более раннее время её постройки - вторую половину XVIII века. Основу росписи «небес» составляют архангелы, но наряду с евангелистами к ним прибавляются два апостола - Пётр и Павел.

Фон «небес» светло-голубой. Фигуры носят плоскостной характер и за счет отсутствия перспективного восприятия кажутся несоразмерными граням «небес». В росписи преобладает излишняя лубочность. Вместе с тем из подобной народной трактовки образов исходит свет и жизнерадостность. «Небеса» не прижимают человека к земле а, напротив, словно озаряют его сверху, раскрывая интерьер часовни. Живописная манера исполнения позволяет сблизить роспись «небес» Духовской часовни с росписями Никольской часовни в Вершинине.

"Небеса" Духовской часовни дошли до нас с большими утратами (из первоначальных шестнадцати граней утрачено пять). Привлекая в качестве аналогов другие «небеса» с сюжетной композицией «Архангелы», можно предположить, кто именно был изображен на утраченных гранях.
"Небо"в часовне Сошествия Святого Духа в д.Глазово
Скорее всего, «небеса» часовни Сошествия Святого Духа на апостолов в Глазове выглядели следующим образом. В центральном медальоне - Троица Новозаветная. На гранях «небес»:
- Восточная грань: «Распятие» с предстоящими (Богоматерь, Иоанн Богослов).
- Лонгин Сотник (реконструируем исходя из того, что если Лонгин Сотник не изображался в числе предстоящих у Креста, то его изображение всегда должно находиться на боковой грани от «Распятия»).
- Апостол евангелист Иоанн Богослов с орлом за спиной, в красной мантии с зеленой накидкой.
- Архангел Гавриил (архангелы Михаил и Гавриил изображались на самых близких к «Распятию» гранях: по левую руку от Христа - архангел Гавриил, по правую - архангел Михаил).
- Апостол Павел с книгой в руках, в синей мантии с красной накидкой.
- Архангел Уриил с обнаженным мечом в правой руке и огнем в левой, в белой мантии с зеленой накидкой.
- Апостол евангелист Лука с тельцом за спиной, в белой мантии и зеленой накидке.
- Архангел Рафаил с сосудом с целебными снадобьями, в белой мантии с синей накидкой.
- Архангел Варахиил или Иегудиил, или местночтимый святой.
Архангел Варахиил или Иегудиил (остальные архангелы уже изображены на «небесах», а архангела Иеремиила традиционно в Кенозерье не изображали).
- Апостол евангелист Марк со львом за спиной, в розовой мантии с синей накидкой.
- Архангел Селафиил с рукой на груди в позе моления, в белой мантии с синей на­кидкой.
- Апостол Пётр со свитком в левой руке, в белой мантии с желтой накидкой.
- Архангел Михаил (архангелы Михаил и Гавриил изображались на самых близких к «Распятию» гранях: по левую руку от Христа - архангел Гавриил, по правую - архангел Михаил).
- Апостол евангелист Матфей с ангелом за спиной, в желтой мантии.
- Равноапостольная Мария Магдалина с руками на груди, в красной мантии с голубой накидкой.

Смешанный тип «небес», как и сюжетная композиция «Апостолы»,  не получил широкого распространения на Кенозерье.


 Примечания:
1. Текст из книги "Мир часовен Кенозерья". М., Маросейка, 2009 г.
2. Текст с небольшими сокращениями.
3. Цветные развертки "небес" в часовнях деревень Зихнова, Тырышкино, Вершинино, Глазово, Рыжково взяты  из соответствующих статей сайта.
4. В тексте статьи есть небольшие  расхождения с другими материалами о содержании росписей "небес".