А.Б.Пермиловская,
ст.н.с. Архангельского государственного МДЗ "Малые Корелы"

ИЗБА ПУХОВЫХ — ПАМЯТНИК МУЗЕЯ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

В 1973 году в Архангельский государственный музей деревянного зодчества из Ошевенска была перевезена изба Пухова. Село Ошевенск («слобода») находится в 50 км от г. Каргополя. В центре слободы погост с шатровой Богоявленской церковью и колокольней  XVIII века.

Основной массив деревень расположен по течению реки Чурьеги. Деревни Большой и Малый Халуй находятся в З км от Ошевенска. Это очень древние поселения, возможно, они существовали еще до возникновения слободы. В деревне Большой Халуй избы стоят в два ряда и обращены передними фасадами на безводное русло реки. Каргопольские поселения наряду со свободным, рядовым расположением домов в деревне имеют и «кончанскую» систему. Подобное размещение жилых построек, как считают исследователи, пришло на Каргополье из древнего Новгорода. Не исключена возможность, что «кончанская» планировка возникла в тот период, когда эти земли принадлежали новгородским боярам.

Жилище каргопольского крестьянина XIX века развивалось в общем направлении северно-русского жилого комплекса. Но характерной особенностью этого региона было его развитие по продольной оси, что и повлияло на разнообразие приемов соединения жилья и двора. Здесь встречаются все типы домов-комплексов: «брус», «двухрядная связь», «кошель», «глаголь», «Т-об-разная связь».
Дом Пуховых является классическим примером планировки комплекса дома-двора с Т-образной связью: жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями, развернут длинной стороной к улице. Хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы прямо против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т». Подобные дома, кроме Каргополья, бытовали в Ярославско-Тверском крае и назывались «двор-ендовой». Собственно, «ендовой» именовалось то место, где крыша двора соединялась с кровлей жилого помещения и образовывался сток воды с двух скатов.

Вид на дом слева Вид на дом справа
Каргопольские дома с Т-образной связью имели характерную особенность: жилая часть устраивалась «на две избы» (изба + сени + горница). По сравнению с однорядной связью преимущество поперечной связи в том, что при ней удобнее строить большую избу.

Дом Пуховых - это уникальный и самый древний памятник крестьянского жилища в экспозиции Музея деревянного зодчества и на территории Архангельской области. Дом был построен в первые десятилетия XIX века. Наряду с редким архитектурно-планировочным решением памятник сохранил еще одну уникальную особенность северного крестьянского жилища - отопление по-черному. Нужно сказать, что вплоть до начала ХХ века на Каргополье, и в частности в Ошевенской слободе, наиболее традиционным жилищем были черные или, рудные, избы. Причин долгого бытования отопления по-черному несколько:
1. Прежде всего это климатические условия - большая влажность каргопольского озерного края. Открытый огонь и дым из печи просушивали и пропитывали стены срубов - происходила своеобразная консервация древесины, век рудных изб был более длительным.
2. Курная изба обогревала помещение, создавая температуру в избе до 25 градусов, не требуя при этом много топлива. Местные жители вспоминают: «в рудных избах было тепло как в байне - зимой по полу босиком ходили».
3. Черные избы были удобны для ведения хозяйства - дым просушивал одежду, обувь, сети. Для крестьянина-ремесленника, занимавшегося плотничьим, кожевенным, овчинным промыслами, такая изба помимо своего прямого назначения служила одновременно и мастерской.
4. Но главная причина долгого сохранения рудных изб в Ошевенской слободе - удобная, совершенная система удаления дыма. Это прежде всего проявилось в устройстве высокого (3-4 метра) сводчатого потолка, который сводил до минимума неудобства курных изб. Благодаря сухому, теплому воздуху дышится в этих черных хоромах удивительно легко.

Трапециевидный потолок роднит каргопольскую курную избу XIX века с жилищем древнего Новгорода Х-XIII веков, которое имело такое же устройство. Большая высота древнерусского новгородского дома свидетельствует о том, что проблема дыма и сохранение чистоты внутри жилища были и тогда очень актуальными, что даже небогатые люди увеличивали высоту жилой постройки, хотя последнее и удорожало ее возведение. Возможно, уже тогда устраивались полки-полавочники, защищавшие стены избы от сажи, подобные полкам-воронцам в каргопольском доме.

Крестьянское жилище в экспозиции музея под открытым небом занимает значительное, если не сказать ведущее, место. Именно оно формирует «костяк» музейного поселения, составляет ядро планировочного решения, является основой каждой усадьбы.

Дорога к каждому памятнику в музее лежит через совместный труд научных сотрудников, архитекторов и реставраторов. Критерии отбора при перевозке памятников в музей высоки, здесь учитываются типичность крестьянского дома для региона, его архитектурно-художественные достоинства, этнографическая и художественная ценность, а также сохранность: при утрате старой древесины более 50% памятник не подлежит перевозке в музей.

Предметом исследования являются строительные конструкции, интерьер, печи, декоративное убранство крестьянского дома. При изучении большое значение имеет экспедиционное обследование. Очень важно определить различные перестройки в течение жизни памятника. Каждое историческое здание несет следы жизненного уклада своих владельцев. Это, например,-следы занятий и привычек членов семьи, остатки старых полов, печей, слои штукатурки и краски. По этим признакам можно представить историю жизни памятника, определить его хронологические рамки.

При исследовательской работе важную роль имеет изучение среды обитания, откуда перевозится памятник, ландшафт, историческая усадьба; сведения о семье, ее укладе, занятиях, численности, достатке, вероисповедании. Все это помогает при реставрации памятника в музее, при восстановлении его интерьера. Кроме того, обширность собранного материала дает возможность реконструировать несохранившиеся элементы (например, крыльца, декор, взвозы), используя в качестве аналогов архитектуру данного региона.

В Музее дом Пуховых входит в состав Каргопольско-Онежского сектора - небольшого поселения со свободной планировкой. Изба просторная, двухэтажная. Жилая часть - высокий, пропорциональный четырехстенок «на две избы» или, как говорят местные жители, «о двух стопах».

На первом этаже дома - подклет для хранения продуктов и зимняя изба. На второй этаж ведет широкая лестница с точеными перилами. Здесь, по одну сторону сеней - зимняя курная изба, по другую - летняя изба с топкой по-белому. Внутреннее пространство северного жилища можно разделить на несколько частей:
1 - место около входных дверей, мужская часть избы, где проводилась грязная домашняя работа; 2 - передний угол (парадная половина). Здесь обедает семья, принимаются гости. В красном углу члены семьи собирались для общей молитвы и проходили торжественные события: свадьба, крестины, проводы рекрута и другие;
3 - пространство около печи, это рабочая часть, но более  чистая. Здесь проводятся женские работы: тканье, шитье, прядение, вышивание. На длинном шесте - «грядке» - висит люлька для младенца;
4 - место за печью - «прилуб» - это женская половина, служившая для приготовления пищи.

Четкое деление интерьера на отдельные зоны, расположение утвари и мебели вдоль стен дают ощущение свободы. Главным композиционным центром жилья была печь, занимавшая 1/4 его часть. При отоплении по-черному дым поднимался под высокий потолок, отталкивался от полок-воронцов и вытягивался через волоковое оконце над печью. Воронцы задерживали дым и служили своеобразной границей, отделяющей чистую нижнюю часть избы от ее закопченного верха. Через сени первого и второго этажей жилая часть соединена с двухъярусным двором. Как и всякому северному крестьянскому жилищу, дому Пуховых присуща конструктивная особенность крытого двора: всю верхнюю часть сруба - поветь, расположенную над хлевами,- несут на себе мощные столбы, глубоко врытые в землю. Так делают для того, чтобы сгнившие клети хлевов можно было легко разобрать, вынуть и заменить новыми, не разбирая сруба всего двора. Обширная поветь служит сеновалом и местом хранения земледельческого и промыслового инвентаря.

Архитектурный облик крестьянской избы Х1Х века отличался многими самобытными особенностями, возникшими в результате развития и творческой переработки крестьянскими плотниками многовековых строительных и художественных традиций русского народа. Внешнему облику каргопольского жилища был свойственен своеобразный «наряд», который развивался и изменялся вместе с ним. К этому наряду можно отнести как собственно декоративные элементы, предназначенные для украшения постройки (резьба, живопись, раскраска), так и архитектурные детали, имеющие утилитарное значение и одновременно выполняющие декоративную роль.

Особую красоту фронтону дома придают резные доски-причелины, полотенце. На стыке причелин, вместо традиционного полотенца - ажурно-лучевое солнце, которое местные жители называли «ветренница».

Образ солнца прослеживается и в оформлении концов причелин, которые заканчиваются круглыми сквозными отверстиями и узорами «капельки». Наличники украшены накладной резьбой; на филенках ставен вырезаны вазоны с цветами. Мотивы крестьянской росписи связаны с природой - это деревья, вазоны, цветы. В них выражалась любовь человека к окружающему миру, способность радоваться его красоте. С природой были связаны и представления о благополучии и достатке крестьянина-земледельца.

Изба из деревни Большой Халуй - самая древняя в Архангельском музее деревянного зодчества, ей более 180 лет. Естественно, за такой долгий период существования строение изменило свой первоначальный облик. К моменту перевозки памятника в музей был полностью утрачен хозяйственный двор, прогнили кровля и нижние венцы сруба, плохо сохранились декоративные элементы: причелины, полотенце, наличники и ставни. Все печи переделаны для топки по-белому.

Проектом реставрации (архитекторы В.А.Крохин и Н.Н.Уткин) было предусмотрено восстановление памятника на начало XIX века. Реставрационные работы проводились бригадой плотников под руководством Глушакова А.А.; столярные работы выполнены Кудреватых А.Н. Как уже отмечалось, при восстановлении подлинного облика памятника большую роль играют исторические сведения, легенда памятника. Ранее здесь жила большая, зажиточная семья. У северян ранее существовала традиция - крестьянские семьи не делились. В одном доме жили по 15-20 человек: деды, отцы, сыновья.

Первым хозяином дома был Пухов Александр Федорович. Местные жители вспоминают: «что в 1812 году сгорела вся деревня Большой Халуй, после пожара начали отстраиваться. Дом Пуховых, один из первых построенных домов, катали его всей деревней».

Для строительства дерево выбирали по его срезу - «пинде». Если годичные кольца древесины в середине плотные, а к краям редкие: дерево - плохое, рыхлое, быстро гниет. А если же годичные кольца расположены близко друг к другу по всей «пинде» - древесина хорошая. Особенно ценился плотниками «жаровой лес» - засохший на корню, «стоять будет сто лет». Строили дома местные жители при помощи родственников, соседей. Избу для Пуховых срубили в центре поселения.

Деревенское прозвище Пуховых - Егоркины, Медведковы. Мужская половина семьи занималась охотой на лосей, медведей, зайцев. За осень Пуховы ставили 600 «клепцей» - капканов на глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток. При перевозке дома в музей в избе было найдено большое количество орудий труда охотников - капканы, стволы кремневых ружей, берданка, охотничий топор.

Одевались Пуховы в «ряднину» - одежду из мешковины, осенью и зимой ходили в «бахилах» из лосиной кожи, летом в «портяных» сапогах, лаптях. Семья была зажиточной, кроме избы с двором, у Пуховых был двухэтажный амбар с галереей, гумно с овином, на берегу реки черная баня. Несмотря на достаток обстановка в доме была скромной. Работали все члены семьи, наемный труд не использовался.

В доме Пуховых была особая комната - «келья», где жили старики, которые к семейству не относились. Вероятно, это были староверы-скрытники. В келье висели иконы, медные распятия, складни, церковные книги старого письма, старообрядческие четки - «листовки». Значительная часть крестьян Каргопольского уезда исповедовала старообрядчество и предоставляла приют для странников-бегунов, укрывавшихся от официальной царской и церковной власти. В раскольничьей среде дольше всего сохранялись материальная культура, бытовой уклад, народные традиции допетровской Руси. На примере истории семьи Пуховых можно проследить быт, хозяйственную деятельность большой неразделенной крестьянской семьи. Сведения, собираемые научными сотрудниками о бывших владельцах, строителях дома, помогают в дальнейшей работе, когда памятник начинает жить в новой среде, становится частью музейной экспозиции. При создании усадьбы также сохраняется исторический подход к набору хозяйственных построек. Около дома «на глазах» поставлен двухэтажный амбар, перевезенный из деревни Сварозеро, рядом колодец с воротом, на берегу небольшого озера будет восстановлена черная баня из Ошевенской слободы.

Русский Север - родина наиболее развитых типов сельского жилища. Здесь крестьянство, избежавшее феодального закабаления, имевшее большие экономические возможности и неограниченные запасы леса, могло не только совершенствовать планировку своего дома, но и значительно расширить его размеры.

Одним из принципов формирования архитектурной экспозиции Музея деревянного зодчества является показ всех типов сельского крестьянского жилища, бытовавшего на Архангельском Севере: дома с однорядной и двухрядной связью, решение жилой части в виде четырех-, пяти- или шестистенки. Крестьянское жилище с Т-образным расположением жилья и двора характерно для запада области.

Кроме интересного архитектурно-планировочного решения, дом Пухова воплотил в своем облике богатые плотницкие и художественные традиции каргопольских строителей, что позволило памятнику занять достойное место в экспозиции музея. В настоящее время в памятнике находятся гостевая изба, где можно выпить чаю из большого самовара; лавка крестьянских ремесел; на повети - открытое хранение «Архитектурные детали».

Примечания:
1.
Из сборника "Музей под открытым небом в современных условиях", Архангельск, 1995 г., в котором собраны материалы н.-практ. конференции, проходившей в Архангельске 14-20 июня 1993 г.
2. Текст сокращен.
3. Цветные фотографии - 2008 г., из архива сайта.
4. Значения слова «рудный», «руда»;
- «рудный» - кровавый, замаранный, грязный, зачерченный.
(Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Т. 4. Спб., 1882. Стр. 108);
- «рудная» от слова рудиться, марается.
(Суслов В. В. «Путевые заметки о
Севере России и Норвегии». Спб., 1888);
- «руда» - черная изба
(Ильин М. А. «Крестьянская изба Кенозера», М., 1929, вып. 4, с. 246).