Надежда Пиликина

ТРАДИЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМА
(из книги "Деревянное зодчество Севера")


Дома, которые рубили в прошлом и рубят сейчас на Русском Севере, идеально подходят для жизни человека. Такой дом представляет собой экологически чистое, безопасное жилище, которое к тому же красиво и отвечает эстетическим представлениям русского человека...

Многие мастера-плотники, архитекторы, художники и обыкновенные люди в настоящее время часто задаются вопросом, как сохранить традиции, которыми гордились еще наши деды и прадеды. Развивающийся ныне интерес к национальным корням, к наследию деревянного зодчества проявляется в различных регионах России. Это связано с возрождением многих сторон отечественной культуры и находит свое отражение в том числе и в архитектуре современного индивидуального жилища. Методы, приемы и способы, применяемые в прошлые столетия северными плотниками в деле создания полноценного усадебного дома и хозяйственных построек, представляют собой неиссякаемый кладезь. Традиции важны для всей технологической цепочки: заготовки и обработки древесины, выбора и организации места для строительства, создания архитектурного объема и организации пространства как внутри, так и снаружи, приемов рубки, использования инструмента, выявления логики конструкции и декора...

Чаще всего для  деревянного строительства на Севере выбирается древесина сосны. Причин этому много, но главная состоит в том, что древесина сосны легко поддается пилению и обработке режущими инструментами. Она растет на севере России в изобилии. Самым распространенным видом сосны, произрастающим в здешних лесах, является сосна обыкновенная. Высота ее ствола колеблется от 20 до 40 м, и древесина ее отличается наиболее выгодными конструктивными качествами. Из всей заготавливаемой древесины на строительство домов отбирается 5-10%...

Древесина сосны как материал обладает большими достоинствами, причем некоторые из них во многих случаях делают ее незаменимой. В первую очередь следует отметить малый объемный вес древесины при относительно высокой ее прочности и  доступности в необходимых количествах. Наибольшая прочность древесины соответствует направлению усилий вдоль волокон, наименьшая - поперек волокон. По удельной прочности древесину сосны сравнивают даже с некоторыми металлами...

Древесина лиственницы - самый прочный и долговечный материал в деревянном зодчестве, но ее на территории Русского Севера не было в достаточных количествах, поэтому бревна из лиственницы использовали в основном для нижних венцов. Они более всего подвергались сырости и гниению, а лиственница высокоустойчива к этим процессам...

Следует помнить, что вся работа плотника-столяра протекала в условиях непосредственного и постоянного общения с лесом. На Руси, в стране бескрайних лесов, где дерево было самым доступным материалом, топор был главным инструментом. Этот инструмент позволял построить дом и создать все его декоративное убранство. В руках народных мастеров он становился резцом художника...Помимо топора в строительстве и в изготовлении столярных и архитектурно-художественных деталей широко использовали скобели, тесла, струги, рубанки, резцы-стамески, долота, сверла, наугольники, циркули, аршинники и другие инструменты. При этом древесину сушили, размечали, рубили, кололи, тесали, пилили, строгали, точили, долбили, сверлили, соединяли различными способами, зачищали, шлифовали, морили, склеивали и т. п. Все эти способы обработки древесины относят к традиционным, исторически сложившимся. Металлические гвозди как крепежный строительный материал не упоминаются. В древних постройках все брусья и доски галерей обтесаны одним лишь топором. Все косяки окон и дверей, все доски потолка, пола и крыши обтесаны тоже одним топором, отмечает И.Грабарь.

Трудность приготовления досок заставляла северного строителя очень бережно относиться к декоративным украшениям. В большинстве случаев обходились без них, вырубая декоративные украшения прямо на конструктивных частях, например на косяках дверей и окон, на столбах или вереях ворот да на самих их полотнах, а также на столбах крылец. Только со второй половины XIX века и по сей день пила в деревянном зодчестве наряду с топором становится широко используемым инструментом, а пропильной ажурный декор был принят за обычай.


Плотники-мастера всегда использовали доступные материалы, всесторонне изучая их, выбирали рациональные и экономичные способы обработки. Их сознанием было четко усвоено, что материал и его особенности определяют все: и конструкцию, и размеры, и форму, и методы выполнения работы, и художественный облик сооружений в целом.
Главное требование - рубить добро и стройно - было непременным условием выполнения всей работы.


Сборно-разборность конструкции деревянного дома давала возможность заменять нижние венцы сруба, поддающиеся гниению, а ручная рубка сохраняла естественную структуру дерева.

Конструкция бревенчатого сруба (клети) сохранилась с древних времен и дошла почти без изменений. Сруб в плане мог быть квадратным, прямоугольным или многоугольным, мог состоять из нескольких ячеек. Его рубили из венцов, составленных путем горизонтально уложенных друг на друга бревен. Для соблюдения горизонтальности в срубе бревна каждого следующего венца укладывались так, чтобы комлевые концы чередовались с вершинными. С целью хорошего и плотного прилегания венцов один к другому на каждом бревне на его нижней стороне выбирался продольный паз. При естественной усушке и последующей осадке сруба исчезали щели между венцами, а стена становилась монолитной.

Бревна соединяли между собой с помощью врубок. Так называемые чаши, которые расположены по углам в местах стыков бревен, являются своего рода плотницкими замками. Они обеспечивают плотность прилегания бревна и непроницаемость влаги в древесину сруба. Из всех вариантов плотницких замков-врубок наибольшее употребление получили варианты "в обло" и "в лапу". Для большей прочности конструкции стен каждое бревно укладывается на свое место с помощью деревянных крулых шипов, которые вставляются в предварительно просверленные гнезда по продольному пазу.
Рубка "в обло":
выше - чаша сверху,
ниже - чаша снизу.
Рубка "в лапу":
выше - "косая лапа",
ниже - соединение
внутренней стены
с фасадной.
Рубка угла "в обло" позволяет концам бревен деревянного сооружения связываться и переплетаться в своеобразной конструкции, которая предохраняет угол от промерзания. С другой стороны, такая конструкция создает чрезвычайно выразительный пластический акцент на самом срубе. Рубка "в лапу" меньше защищает угол от промерзания и менее пластична по конфигурации, но такая конструкция для сглаживания указанных недостатков обшивается досками и декорируется накладной резьбой. Она более экономична в расходе материала.

Другие способы рубки углов и соединения бревен:
Слева - шип длиной в полтолщины бревна, в центре - наращивание длины стены, справа - удлинение бревна.
Жилой дом на Русском Севере состоял из трех - четырех уровней, из которых крайние - верхний и нижний - использовали для хозяйственных целей, а средние - для жилья.


Наибольшее распространение получила на Севере конструкция безгвоздей самцовой кровли. Опорой ей служили бревенчатые фронтоны торцовых стен дома, которые состояли из так называемых самцовых бревен. Фронтоны соединялись между собой с помощью длинных бревен - "слег". Конструкция последних укреплялась поперечными соединениями - тонкими кряжами - "курицами", и вместе они образовывали прочное основание кровли - "решетину". Один конец "курицы" выходил на боковой фасад и обрабатывался в форме крюка, конец которого имел форму птичьей головки.
 На свесе кровли видно как крышу и водосток поддерживают "курицы".
Жилые дома в основном крыли тесовой крышей на два ската, которая позволяла защищать сооружение от проникновения воды, снега, холода. Обычно крыша состояла из двух слоев досок, и вся конструкция зорошо проветривалась,что предотвращало кровлю от гниения. Кроме двухскатных кровель исполь зовались и другие конструкции : на один, на три, на четыре ската, а также клинчатые, арочные (бочечные), куполообразные, луковичные.


После завершения строительства сруба производили обустройство дома снаружи и внутри.

                                           

Примечания:
1. Текст из книги Н.Пиликиной "Деревянное зодчество Севера". Архангельск, 2005.

2. Текст сокращен, кое-где слегка изменен.
3. Фотографии и схемы - из книги.