Оригинальный адрес документа: http://www.arhpress.ru/psz/2007/6/20/1.shtml

Правда Северо-Запада
20 июня 2007 (№ 24)

Игорь ВАСИЛЬЕВ
Богохранимый край. Зехново

Тропинка по косогору приводит к околице, медленно открывается калитка,
ряд банек около ручья, мимо, жалобно блея, пробегает стадо овец, впереди виднеется ряд изб, крест часовенки - мы попадаем на пыльную деревенскую улицу. Деревня Зехново, одно из тех мест в Кенозерском национальном парке, за что его по праву называют хранителем реликтовой Руси.

И пришел Зех

Древняя планировка, старинные избы, водяная мельница, часовня Иоанна Богослова, поклонный крест на росстани и "священная" сосна на краю селения - все в Зехново пропитано духом глубокой старины. По словам жительницы деревни Зехново Веры Павловны Болозневой, первые две деревни на Кенозере основали некто Зех и Мамон. По имени первого и названа деревня, по имени второго - остров на Кенозере. Очевидно, речь идет о первых христианах, прибывших на Кенозеро, так как фино - угорские племена освоили территорию значительно раньше. Подтверждается эта версия и мнением ученых, которые считают, что обжиты эти места, вероятно, в период существования Кенорецкого водного пути, соединявшего Онежское озеро с рекой Онегой, по которому и пришли православные новгородцы в эти края в XVI веке.

Как бы то ни было, но место для деревни было выбрано очень удачное. Два широких мыса замыкают один из заливов Майлахты, что дало Зехново удобные бухты, хорошо укрытые от ветров, гуляющих по Кенозеру. Да и в самой деревне, защищенной высокими лесистыми грядами морен и имеющей внутренне озерцо, формируется свой микроклимат. По нынешним меркам Зехново - самое крупное заозерное поселение: шесть жилых дворов (в Семеново, Видягино, Горбачихе - и того меньше, а есть деревни и вовсе покинутые жителями). До начала XX века в деревне было около 20 дворов. Значительно обезлюдело Зехново в начале XX века. По данным 1905 года здесь значилось четыре дома и столько же семей. Некоторое оживление в хозяйственной жизни деревни наблюдалось в начале 1920-х годов. Открыта школа первой ступени, построена водяная мельница, насчитывалось 38 хозяйств.

Сегодня, чтобы вдохнуть жизнь в угасающую деревню, Кенозерский
национальный парк реализует на ее территории проект "Этнографический
центр "Глухая лахта". Восстановление мельницы и реставрация двух
крестьянских изб, которые в дальнейшем переоборудуют под гостевые дома, сеть экологических троп создадут туристическую инфраструктуру, что даст рабочие места местным жителям, а значит, есть шанс, что деревня не умрет.

Все по уму

Центр Зехново обозначен часовней Иоанна Богослова, стоящей на самом высоком месте деревни - Буевой горе, которая поднимается на 10 метров над уровнем озера. Это основной ориентир с дорог и с воды. Дома фасадами обращены к часовне и к озеру и расположены вдоль двух дорог. Николай Иванович Капустин - известный по Кенозеру плотник - так объяснил особенность постановки домов в Зехново: "Место подбирали с умом, чтобы ровное было. Окнами дом должен смотреть на часовню. Задом дом поставишь к часовне - жизни не будет и у самих хозяев, и у их потомков. У Николая поставили дом окнами на озеро (поветью к часовне) - вот рано и умерли все. Хотя, если дом у самого берега - это уже исключение, от водоема отвернуться тоже нельзя".

Особое своеобразие культурному ландшафту кенозерской деревни придают изгороди в деревне и за деревней, тянущиеся вдоль дорог и троп, огораживающие огороды, пожни, поля. Известная северная загадка об изгороди создает зримую живую картину: "Криво-лукаво, куда побежало? Зелено-кудряво, тебя стерегчи". Зехново - словно энциклопедия с картинками, здесь сохранились все типы изгородей, распространенных на Севере. "Забор" (из вертикально поставленных тесовых реек) выделяет участок около дома со стороны улицы. "Огорода" (изгородь из горизонтальных жердей) - огораживает огороды. "Косяк" (наискось положенные тонкие жерди, скрепляемые прутьями) огораживает поляны и пожни, оберегая участки от скота.)

Часовня Иоанна Богослова

Некогда в Зехново было две часовни, но до наших дней сохранилась только одна из них - Иоанна Богослова, которая была построена в XVIII веке. Расположена часовня на возвышенном месте - Буй-горе над небольшим озерком. Часовня Иоанна Богослова - выдающийся памятник культовой архитектуры Кенозерья, это единственная сохранившаяся в Архангельской области часовня с галереей на консолях. Часовню отличает соразмерность частей и деталей: широкие скаты кровли, изящное завершение в виде большой главки на тоненькой шейке и удачная постановка в ландшафте - создают неповторимый художественный образ.

Внутреннее убранство часовни сохранилось частично. В интерьере имеется рама двухчастного иконостаса, ранее в которой в первом ряду располагались иконы с изображением праздников и святых, в верхнем ряду - сокращенный деисусный чин. Потолок часовни перекрыт "небом". Росписи сделаны в иконописной технике на сюжет "Архангелы", живопись второй половины 18 века. Фон и облака многократно обновлялись, но одежды и лики святых сохранились почти нетронутыми.

Работы по спасению часовни Иоанна Богослова начались в 1980 году. Тогда студенческий строительный отряд Архангельского государственного пединститута выполнил противоаварийные и консервационные работы. Реставрация часовни проведена Кенозерским национальным парком в 1997-98 годах. Тогда специалисты Парка совместно с норвежскими плотниками, используя метод лифтинга, восстановили внешний вид часовни. Финансирование проекта осуществлял Директорат по культурному наследию Норвегии. В 1999 году был отреставрирован потолок - "небо", и в том же году 20 августа состоялось освящение часовни.

По преданию, Иоанн Богослов спасал от пожаров, поэтому в надежде на
защиту от стихии и построена часовня. Часовенные праздники в Зехново
отмечают в день Иоанна Богослова, 21 мая и 9 октября. По воспоминаниям местных жителей, у часовни собирали лошадей, приглашали батюшку, который святил воду в чаше у озера, нес воду к часовне и там кропил лошадей. Празднование дней Иоанна Богослова никогда не прерывалось, сегодня на территории Кенозерского национального парка эта традиция постепенно восстанавливается в своей полноте.

"Святая" роща

На склоне Буй-горы и сейчас сохранились остатки древней языческой рощи. Кстати, "святые" рощи - явление традиционное в русской культуре, они упоминаются в Тверской, Новгородской, Вологодской, Владимирской,
Орловской и других областях. Но наиболее часто они встречаются на Русском Севере. Уникальность Кенозерья в том, что здесь, на сравнительно небольшом пространстве, насчитывалось свыше 30 "святых" рощ. Точного их происхождения, времени первоначального возникновения или создания не установлено. Предполагается, что они возникли в местах капищ или нахождения древних идолов. Окрестное население относится с суеверным страхом и почетом к этим местам, считая, что роща принадлежит тому угоднику, для которого в роще построена часовня.
На Кенозере существует и сегодня негласный запрет на вырубку деревьев, находящихся в рощах. В этих местах нельзя петь, кричать, громко смеяться. Ели у часовни в Зехново - это то, что осталось от еловой рощи, которая от старости выродилась. Они получили название "буйновские" (по названию кряжа Буевый, на котором стоит часовня). По отношению к почитаемым деревьям и сегодня здесь соблюдаются запреты и поверья, связанные со святыми местами.
Самую большую "буйновскую" ель в зехновской роще после войны свалило, поваленное дерево до сих пор лежит, и трогать его местные жители не решаются. Вот что рассказывает Никита Максимович Болознев: "Пришел с войны, лошадей нет, дрова-то нужны. Дай, думаю, сухую ель распилю. Распилил. Так вот потом, когда руку-то себе отстрелил, старые-то говорили: "Это тебе случилось за ту ель". (вскоре после того случая случайно выстрелило ружье и тяжело ранило Болознева)".

Росстань

Окраина деревни Зехново. Идущая вдаль дорога разделяется на две, и на месте разветвления, "расставания" дорог - на "росстани" - стоит
поклонный крест. Это место считается священным. Крест не очень старый, до него здесь стоял другой, более древний, место это отмечено людьми издавна.

Возведение крестов и часовен на пограничье, отделяющем деревню от полей и леса, разграничение территории на "свою" и "чужую" - это древняя кенозерская традиция. "Чужая" территория потенциально опасна - там хозяйничает леший, обитают звери и змеи, могущие причинить вред. И потому на Кенозере у околицы, "на отставе", едва ли не у каждой деревни можно видеть крест или часовню. У "пограничных" крестов, выходя за пределы деревни, творили молитвы, благословляясь на дневные работы, ограждая себя от неожиданных болезней, встречи со зверем, со змеями.
Именно такое объяснение назначения креста дают жители Зехнова - "этот крест общий, на помоленье". Бытовая функция крестов на "росстани" очевидна. Это - путевые метки, не позволяющие сбиться с пути. Местные жители так поясняют назначение креста у деревни: "Поставили, чтобы помолиться по всем дорогам. Здесь две дороги идут: одна на гору, в поля, а другая - под гору, к озеру". Разрушить крест считалось большим грехом. Об этом свидетельствуют рассказы о зехновском кресте. Мария Васильевна Капустина рассказывает, что бывший председатель ободрал строение вокруг креста - и в то же лето у него пропало четыре лошади. Никита Максимович Мелехов в 50-е годы случайно, проезжая по дороге, зацепил комбайном крест и повалил его. Рассказывают, что сноха его увидела сон, где было сказано: пока крест не поставишь, счастья не будет. Крест сделали новый, меньшего размера. Но деревня приняла его, и вновь сюда приходят помолиться. Рядом с крестом стоит реликтовая сосна в три обхвата. Священному дереву в Зехново около двухсот лет. Местные жители говорят, если прислониться к нему, то "все хвори уйдут".