РАСПИСНЫЕ "НЕБЕСА" в церкви ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ПОРЖЕНСКОГО ПОГОСТА  (деревня Федоровская)
 

Справки.
1. "Небо" в алтаре:
"Небо" из 8 граней с изображением архангелов.
Сохранилось 6 радиальных граней.
Иконописная старообрядческая артель.
Время создания - конец XVIII в.

2. "Небо" в молельном зале:
"Небо" из 8 граней с попарным изрбражением архангелов, апостолов, евангелистов.
Сохранилось полностью за исключением трех угловых граней.
Мастер Павел Григорьев Максимов (1800-после 1855 г.)
Время создания - середина XIX в.


Стилистические особенности "неба" в алтаре позволяют датировать  его концом XVIII в., т.е временем постройки храма. Роспись выполнена в характерной манере, которой отмечены еще лва кенозерских комплекса: "небо" в часовне Иоанна Богослова в д.Зихнове и в часовне Макария Желтоводского и Унженского в д.Федоровской, находящейся сейчас в музее "Малые Корелы". Очевидно, что все они созданы одним художником или одной иконописной артелью. Об этом говорит использование общих прорисей и образцов, а также характерный почерк в надписях. Своеобразна трактовка крыльев ангелов, мелких кучевых облаков и рисунка звезд на гранях. Интересно наличие ряда  особенностей, свойственных искусству старообрядцев: двуперстное благословение у Вседержителя и написание имени "IC XC". Все это указывает на местных олонецких живописцев, активно работавших в Кенозерье в конце XVIII- начале XIX века.

"Небо" в алтаре Георгиевской церкви.
Грани слева направо: 6,1,2,3,4,5
 Фрагмент "Неба".
 Архангел Михаил
К сожалению, "небо" в алтаре сохранилось лишь фрагментарно (шесть граней из восьми). В программу росписи включены семь архангелов. На восточной грани был представлен Христос Вседержитель, изображенный фронтально, в рост. Фигуры архангелов элегантно вытянуты, но статичны. На одежде локальные цветовые пятна - розовые, красные, зеленые, синие. Нимбы и крылья архангелов - красивого розового оттенка.

"Небо" в алтаре было поновлено в середине XIX века мастером, расписывавшим "небо" молельного зала.

Схема граней "неба" в алтаре:

   1- "Вседержитель"
2- "Архангел Михаил"
3- "Архангел Уриил"
4- "Архангел Иегудиил"
5- "Архангел Варахиил"
6- "Архангел Гавриил"

Роспись "неба" молельного зала Георгиевской церкви создана в середине XIX в. Стилистические особенности позволяют приписать ее кисти Павла Григорьева Максимова, крестьянина д.Екимовской (Якимовской), что в Онежском уезде Архангельской губернии. Его отец и сын известны как иконописцы, а он сам был продолжателем традиций известной артели иконописцев, созданной в Поонежье во второй половине XVIII века И.И.Богдановым-Карбатовским. В 1810 году он, отец и сын Максимовы заключили договор на роспись стен и потолка Преображенской церкви в Турчасове, где они проработали до 1834 г.

Искусство Максимова было связано с традициями артели Богданова-Карбатовского, и Максимов выборочно использовал иконописные образцы из наследия артели.  В то же время он работал в более упрощенных технологиях, свойственных XIX веку, наряду с темперой работал и маслом. Лики писал плотными пастозными мазками, с применением масляных белил. Все эти особенности свойственны и живописи "неба" в Георгиевской церкви.  Живопись "неба" в Георгиевской церкви относится к зрелому периоду творчества художника.
 Развертка расписного "неба" в молельном зале 
Георгиевской церкви Порженского погоста
Потолок основного зала состоит из восьми радиальных граней. В центральном медальоне написан образ Вседержителя, на восточной грани - Распятие с предстящими святыми. На остальных семи гранях попарно изображены апостолы и евангелисты. В верхней части граней вокруг центрального кольца - слова, составляющие ангельское песнопение, прославляющее Бога. На угловых треугольных гранях - трубящие ангелы. 

Схема граней "неба" в молельном зале :
   1- "Вседержитель"
2- "Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богослоавом"
3- "Архангел Михаил и евангелист Иоанн Богослов"
4- "Апостолы Симон и Петр"
5- "Апостол Иуда (брат Божий) и евангелист Лука"
6- "Апостолы Филипп и Фома"
7- "Евангелист Марк и апостол Иаков"
8- " Апостлы Петр и Андрей Первозванный"
9- "АВрхангел Гавриил и евангелист Матфей"
10- "Трубящий ангел" (фрагмент)
"Небеса" с изображением апостолов известны только в Кенозерье, не считая "небо" Ильинской церкви  в г.Белозерске, где программа росписи аналогична.
Фрагменты "неба" в молельном зале. Слева направо: "Апостолы Павел и Андрей Первозванный", "Архангел Гавриил и евангелист Матфей", "Архангел Михаил и евангелист Иоанн Богосллов"."
Апостолы в храме на Порженском погосте показаны в развороте, в моленном движении, которое начинается от грани, направленной к западной стене: в стороны расходятся апостолы Фома и Филипп. Шествие направлено к востоку и завершается композицией "Распятие" расположенной над иконостасом. Святые одеты в хитоны и гиматии, в руках у них книги, свитки, в руках апостола Петра - ключ. Складки одежд графичные, лики округлые, выразительные. Для фона иконописец выбирает схематичные пейзажи, включающие горы и облака.

Из пресс-релиза КНП от 3.10.2014: 
В сентябре 2014 года завершился длительный и сложный реставрационный процесс «неба» из молельного зала Георгиевской церкви деревни Федоровская на Порженском озере. На одной из радиальных граней после удаления поверхностных загрязнений, копившихся на «небе» реставратором Ириной Тяпкиной была обнаружена датирующая подпись: «1863 Года роботалъ небеса копписецъ Михайло Кириковъ Сказываевъ». Открытие датирующей надписи на «небе» дает повод для дальнейших научных исследований.

В конце марта 2016 г. в Георгиевской церкви Порженского погоста вновь установлены "небеса", но только копии сохранившихся подлинных росписей. Копии изготовлены в архангельской компании ООО «Экспресс Принт»
 

Примечания:
1. Текст, фотографии "неба" и схемы - из книги "Небеса и окрестности Кенозерья", 2009 г.
2. Местами текст изменен по стилю.

Вернуться на страницу МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ КЕНОЗЕРЬЯ