Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук

ПОЧЕЗЕРСКИЙ ПРИХОД
(из книги "Церковные приходы и монастыри Кенозерья и среднего Поонежья")

В XVI в. вокруг озера Почозеро сложилась Почезерская волость. Почозеро представляет собой цепь нешироких озер, соединенных протоками. На большом мысу его восточного берега, образованного моренной грядой, вытянутой с северо-востока на юго-запад, размещается деревня Филипповская. Это центральная из трех деревень бывшего Почезерского погоста. К юго-востоку от Филипповской, в десяти километрах, размещалась вторая деревня — Усть-Поча, к северу от Филипповской на таком же расстоянии расположена деревня Кузьминская. Деревни связаны трактом. Тракт пересекает большую площадь деревни Филипповской, где размещается замечательный Почезерский архитектурный комплекс, который датируется примерно 1700 г.
В него входят две церкви и колокольня. Шатровая церковь отличается прекрасным стройным силуэтом. «Строителям хотелось придать храму величественность, что заставило их, — писал известный русский искусствовед и художник И.Э.Грабарь, - удлинять как четверик, так и восьмерик и даже самый шатер. Это приводило к таким вытянутым, почти столпообразным сооружениям как церковь Происхождения Честных Древ в Почозере...» У шатровой церкви есть небольшой притвор, в который ведет крытая лестница поздней пристройки. Храм объединен с трапезной под двускатной крышей. Здание это своей восточной стеной близко подходит к углу четверика шатровой церкви, и между ними сооружен крытый переход. Вторая церковь - [Обретения Главы Иоанна Предтечи] XVII в. на фотографии, сделанной в начале XX в. известным русским художником И.Я.Билибиным, - красиво перекрыта бочкой. Это сравнительно редкое покрытие клетских церквей, обычно бочками перекрывались апсиды. К сожалению, это покрытие давно утрачено, ансамбль нарушен. А живописен он был необычайно: создавался ритм бочек алтарей и покрытия второй церкви. Действительно, писал И.Э.Грабарь: «Главное внимание по украшению храма было обращено на его верхнюю часть. Главы и их шеи крылись лемехом «по чешуйному обиванию». Заглавная вертикаль шатра дополнялась вертикалью шатра колокольни». Время не пощадило и колокольню XVIII в., срубленную шестериком «в лапу», — у нее утрачены шатер и звонница, остался один покосившийся сруб. Единственное, что сохранилось в цельности в ансамбле и что по-прежнему восхищает, — крутой силуэт шатра, его устремленность к небу.

Одной из особенностей шатрового храма является интерьер, украшенный двумя комплексами «небес». Вместе с изображениями архангелов на грани «неба», которая направлена к иконостасу и строго к востоку, изображена композиция «Распятия». К которой, в свою очередь, прикреплен деревянный объемный крест с живописным распятием, что говорит о прямой смысловой связи «неба» и иконостаса. Особенностью «небес» почозерского храма является то, что фигуры архангелов и апостолов соседствуют в одном комплексе, со всеми сопутствующими им сюжетами и персонажами. 15-гранные «небеса» церкви — произведения масляной живописи середины XVIII - второй половины XIX в., причем выполнены по деревянной основе. В структуру росписей неизвестным художником включены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел, Андрей Первозванный, четыре евангелиста и святые: мученицы Дарья, Екатерина, Иоанн Лествичник. Фон композиции двухцветный. Ближе к центру более яркий. Сохранность «неба» плохая, местами живопись утрачена. В настоящее время «небеса» вывезены и находятся на хранении.

В целом Почозеро представляет не только художественный, но и исключительный историко-архитектурный и общеисторический интерес. В деревне Филипповской тракт подходит с западного берега по рубленому деревянному мосту, перекинутому через озерную проточь. При въезде на мост [когда-то стояла] маленькая часовня.

От центральной площади Филипповской тракт идет, пересекая жилую застройку. Примерно на расстоянии полкилометра, среди вековых огромных елей и сосен, расположено старое кладбище, окруженное рубленой оградой (одна из трех сохранившихся на Русском Севере). Ограда представляет собой несколько горизонтальных рядов бревен высотой в рост человека, связанных рубкой «в режь» и срубленных срубами с внутренней стороны ограды. Верхние венцы перекрыты тесовым скатом. К дороге обращены два архитектурно обработанных входа. Ограды подобного типа некогда окружали многие северные погосты.

Дальше, примерно на расстоянии трехсот метров, по левой стороне тракта стоит восстановленная маленькая часовня [Кирика и Улиты] XIX в.

Таким образом, тракт является как бы композиционной осью огромного ансамбля.

И еще о дате основания Почезерского погоста — 1700 г. Думаю, заслуживает внимания точка зрения исследователя С.Забелло, который считал, что эта дата — время капитального ремонта погоста. Можно предположить, что основание погоста относится к новгородскому периоду. Погост размещался примерно на половине Новгородского Волока — длинного и трудного пути, в местности с огромными сырьевыми ресурсами.

Изрезанные берега спокойного озера с его тихими бухтами создавали удобные условия для стоянки ушкуев, их ремонта и оснащения. На всем протяжении Заволоцкого водного пути не существует пункта более удобного для этих целей.

Большие масштабы и высокое качество архитектуры Почезерского ансамбля в первую очередь могут быть объяснены значительным удельным весом Почезерской волости (упоминается в документах XVII в.) в общественной и экономической жизни района.

В 1863 г. в Почезерской Спасской церкви с разрешения епархиального начальства внутри стены были обшиты новым тесом.

4 ноября 1876 г. произошло значительное событие в жизни прихода — состоялось открытие Почезерского сельского земского мужского училища...

Значительное место в жизни прихода занимали однодневные торжки — Сретенский (2 февраля), Маккавеевский (1 августа) и Даниловский (11 ноября) .

22 октября 1880 г. в Почезерском приходе благочинным, священником Кенского прихода Ф.И.Плотниковым был освящен перестроенный храм во имя Иоанна Предтечи. В освящении участвовали четыре священника и дьяконы соседних приходов. Переустройство храма выполнил на свои средства церковный староста Иван Красков.

В 1890 г. в Почезерском приходе проживали 1425 человек, насчитывалось 224 двора. В состав прихода входили 23 деревни.

Известно также, что дважды — в 1899 г., а затем в 1908 г. церковным старостой на трехлетие был утвержден Николай Александров Новожилов. А в 1911 г. церковным старостой на три года был утвержден Федор Калитин.

В приходе были две часовни — во имя Св. и Чудотворца Николая в деревнях Козминской и Усть-Поче.

27 января 1915 г. в селе Кузьминском был освящен вновь построенный храм на средства серпуховского купца Леонтия Ивановича Каштанова. В селе проживали около 400 человек. Село располагалось в десяти верстах от Почезерской приходской церкви на проселочном тракте на Янгорский и Кривопоясский приходы. Крестьяне пожертвовали и вывезли лес. 10 июля 1912 г. началось строительство храма. Храм освятил священник Почезерского прихода Василий Любимский. Еще в 1911 г. он был назначен благочинным 2-го округа Пудожского уезда. Торжество началось 26 января с вечерни с акафистом Иисусу Сладчайшему. Всеношное бдение отправлял священник Янгорского прихода Иоанн Попов, который значительное время служил в Поче-зерском приходе дьяконом. В торжестве участвовали пять священников, в т. ч. протоиерей Ряпусовского прихода И.М.Казанский. По окончании литургии был отслужен молебен храму с многолетием. На постройку храма с колокольней, колоколами, утварью и ризницей с иконостасом было затрачено 9500 руб.

Позднее, в 1916 г., священник В.Любимский был избран депутатом XXIII Олонецкого епархиального съезда.

Почезерский храмовый комплекс — ансамбль-«тройка», состоящий из двух церквей и колокольни, — один из пяти сохранившихся на Русском Севере и один из трех а Архангельской области. Он представляет значительную историко-архитектурную ценность по чрезвычайно редкой в русском деревянном зодчестве диагональной объемно-пространственной композиции, аналогов которой в России не сохранилось.

В 2001 г. Кенозерский национальный парк начал реставрацию ансамбля. В реализации проекта и его софинансировании активное участие принимает Директорат по культурному наследию Норвегии. В 2002 г. российские и норвежские реставраторы осуществляли уникальную, не имеющую аналогов в России операцию по подъему многотонной шатровой церкви с помощью норвежского оборудования с целью замены сгнивших венцов сруба.

(В текст статьи Н.А.Макарова пришлось внести уточнения, касающиеся названий церквей и часовен Почозерского архитектурного ансамбля. Названия соответствуют принятым в Кенозерском парке - М.Зак).

Далее - Кенозерский приход.

Примечания:
1. Из монографии Н.А.Макарова "Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья", Архпнгельск, 2007.
2. С некоторыми сокращениями.
3. Библиография опущена.
4.
См. также статью "Деревня Филипповская. Почозерский погост".

Перейти на страницу Н.А.Макаров.