А.Б.Пермиловская
ст. научный сотрудник Архангельского государственного музея деревянного зодчества

ИЗБА ПУХОВЫХ ИЗ ДЕРЕВНИ БОЛЬШОЙ ХАЛУЙ КАРГОПОЛЬСКОГО РАЙОНА - ПАМЯТНИК МУЗЕЯ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА 

В 1973 году в Архангельский государственный музей деревянного зодчества из Ошевенска  была перевезена изба Пухова. Село Ошевенск («слобода») находится в 50 км от г. Каргополя. В центре слободы - погост с шатровой Богоявленской церковью и колокольней ХVIII  века.

Основной массив деревень [Ошевенской слободы] расположен по течению реки Чурьеги. Деревни Большой и Малый Халуй находятся в З км от Ошевенска. Это очень древние поселения, возможно, они существовали еще до возникновения слободы. В деревне Большой Халуй избы стоят в два ряда и обращены передними фасадами на безводное русло реки. Каргопольские поселения наряду со свободным, рядовым расположением домов в деревне имеют и «кончанскую» систему. Подобное размещение жилых построек, как считают исследователи, пришло на Каргополье из древнего Новгорода. Не исключена возможность, что «кончанская» планировка возникла в тот период, когда эти земли принадлежали новгородским боярам...

Дом Пуховых
 в музее "Малые Корелы"

Дом Пуховых является классическим примером планировки комплекса дома-двора с Т-образной связью: жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями, развернут длинной стороной к улице. Хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы прямо против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т»....

Каргопольские дома с Т-образной связью имели характерную особенность: жилая часть устраивалась «на две избы» (изба +сени+горница). По сравнению с однорядной связью преимущество поперечной связи в том, что при ней удобнее строить большую избу.

Дом Пуховых — это уникальный и самый древний памятник крестьянского жилища в экспозиции музея деревянного зодчества и на территории Архангельской области. Дом был построен в первые десятилетия ХIХ века. Наряду с редким архитектурно-планировочным решением памятник сохранил еще одну уникальную особенность северного крестьянского жилища – отопление по-черному. Нужно сказать, что вплоть до начала ХХ века на Каргополье и, в частности, в Ошевенской слободе  наиболее традиционным жилищем были черные или, рудные, избы. Причин долгого бытования отопления по-черному несколько: 
1. Прежде всего это климатические условия — большая влажность  каргопольского  озерного края.  Открытый огонь и дым из печи просушивали и пропитывали стены срубов — происходила своеобразная консервация древесины, век рудных изб был более длительным. 
2. Курная изба обогревала помещение, создавая температуру в избе до 25 градусов, не требуя при этом много топлива. Местные жители вспоминают: «в рудных избах было тепло как в бане — зимой по полу босиком ходили». 
3. Черные избы были удобны для ведения хозяйства — дым просушивал одежду, обувь, сети. Для крестьянина-ремесленника, занимавшегося плотничьим, кожевенным, овчинным промыслами, такая изба помимо своего прямого назначения служила одновременно и мастерской. 
4. Но главная причина долгого сохранения рудных изб в  Ошевенской  слободе — удобная, совершенная система удаления дыма. Это прежде всего проявилось в устройстве высокого (3—4 метра) сводчатого потолка, который сводил до минимума неудобства курных изб. Благодаря сухому, теплому воздуху дышится в этих черных хоромах удивительно легко... 

В музее дом  Пуховых входит в состав  Каргопольско-Онежского сектора — небольшого поселения со свободной планировкой. Изба просторная, двухэтажная. Жилая часть — высокий, пропорциональный  четырехстенок «на две избы» или, как говорят местные жители, «о двух стопах». 

Дом Пуховых.
Вид слева на хоздвор

Дом Пуховых.
Вид справа на хоздвор

На первом этаже дома — подклет для хранения продуктов и зимняя изба. На второй этаж ведет широкая лестница с точеными перилами. Здесь, по одну сторону сеней — зимняя курная изба, по другую — летняя изба с топкой по-белому.

Внутреннее пространство северного жилища можно разделить на несколько частей: 
1 — место около входных дверей, мужская часть избы, где проводилась грязная домашняя работа; 
2 — передний угол (парадная половина). Здесь обедает семья, принимаются гости. В красном углу члены семьи собирались для общей молитвы и проходили торжественные события: свадьба, крестины, проводы рекрута и другие; 
З — пространство около печи, это рабочая часть, но более чистая. Здесь проводятся женские работы: тканье, шитье, прядение, вышивание. На длинном шесте — «грядке» — висят люлька для младенца; 
4 — место за печью — «прилуб» — это женская половина, служившая для приготовления пищи. 

Четкое деление интерьера на отдельные зоны, расположение утвари и мебели вдоль стен дают ощущение свободы. Главным композиционным центром жилья была печь, занимавшая 1/4 его часть. При отоплении по-черному дым поднимался под высокий потолок, отталкивался от полок-воронцов и вытягивался через волоковое оконце над печью. Воронцы задерживали дым и служили своеобразной границей, отделяющей чистую нижнюю часть избы от ее закопченного верха. Через сени первого и второго этажей жилая часть соединена с двухъярусным двором. Как и всякому северному крестьянскому жилищу, дому Пуховых присуща конструктивная особенность крытого двора: всю верхнюю часть сруба — поветь, расположенную над хлевами, — несут на себе мощные столбы, глубоко врытые в землю. Так делают для того, чтобы сгнившие клети хлевов можно было легко разобрать, вынуть и заменить новыми, не разбирая сруба всего двора. Обширная поветь служит сеновалом и местом хранения земледельческого и промыслового инвентаря. 

Архитектурный облик крестьянской избы ХIХ века отличался многими самобытными особенностями, возникшими в результате развития и творческой переработки крестьянскими плотниками многовековых строительных и художественных традиций русского народа. Внешнему облику каргопольского  жилища был свойственен своеобразный «наряд», который развивался и изменялся вместе с ним. К этому наряду можно отнести как собственно декоративные элементы, предназначенные для украшения постройки (резьба, живопись, раскраска), так и архитектурные детали, имеющие утилитарное значение и одновременно выполняющие декоративную роль. 
Особую красоту фронтону дома придают резные доски-причелины, полотенце. На стыке причелин, вместо традиционного полотенца — ажурно-лучевое солнце, которое местные жители называли «ветренница». Образ солнца прослеживается и в оформлении концов причелин, которые заканчиваются круглыми сквозными отверстиями и узорами «капельки». Наличники украшены накладной резьбой, на филенках ставен вырезаны вазоны с цветами. Мотивы крестьянской росписи связаны с  природой—это деревья, вазоны, цветы. В них выражалась любовь человека к окружающему миру, способность радоваться его красоте

С природой были связаны и представления о благополучии и достатке крестьянина-земледельца. 

Изба из деревни Большой Халуй — самая древняя в Архангельском музее деревянного зодчества, ей более 180 лет. Естественно, за такой долгий период существования строение изменило свой первоначальный облик. К моменту перевозки памятника в музей был полностью утрачен хозяйственный двор, прогнили кровля и нижние венцы сруба, плохо сохранились декоративные элементы: причелины, полотенце, наличники и ставни. Все печи переделаны для топки по-белому. 
Дом Пуховых
до перевозки в музей
Проектом реставрации (архитекторы В.А.Крохин и Н.Н.Уткин) было предусмотрено восстановление памятника на начало ХIХ века. Реставрационные работы проводились бригадой плотников под руководством А.А. Глушакова; столярные работы выполнены А.Н.Кудреватых.

Как уже отмечалось, при восстановлении подлинного облика памятника большую роль играют исторические сведения, легенда памятника. Ранее здесь жила большая, зажиточная семья. У северян ранее существовала традиция — крестьянские семьи не делились. В одном доме жили по 15—20 человек: деды, отцы, сыновья. Первым хозяином дома был Пухов Александр Федорович. Местные жители вспоминают: «что в 1812 году сгорела вся деревня Большой Халуй, после пожара начали отстраиваться. дом Пуховых, один из первых построенных домов, катали его всей деревней». 

Для строительства дерево выбирали по его срезу — «пинде». Если годичные кольца древесины в середине плотные, а к краям редкие: дерево — плохое, рыхлое, быстро гниет. А если же годичные кольца расположены близко друг к другу по всей «пинде»—древесина хорошая. Особенно ценился плотниками «жаровой лес» — засохший на корню, «стоять будет сто лет». Строили дома местные жители при помощи родственников, соседей. Избу для Пуховых срубили в центре поселения. Деревенское прозвище  Пуховых — Егоркины, Медведковы. Мужская половина семьи занималась охотой на лосей, медведей, зайцев. За осень Пуховы ставили 600 «клепцей» — капканов на  глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток. При перевозке дома в музей в избе было найдено большое количество орудий труда охотников — капканы, стволы  кремневых  ружей, берданка, охотничий топор. Одевались Пуховы в «ряднину» — одежду из мешковины, осенью и зимой ходили в «бахилах» из лосиной кожи, летом в «портяных» сапогах, лаптях. Семья была зажиточной, кроме избы с двором, у Пуховых был двухэтажный амбар с галереей, гумно с овином, на берегу реки черная баня.

Несмотря на достаток обстановка в доме была скромной. Работали все члены семьи, наемный труд не использовался. 

В доме Пуховых была особая комната — «келья», где жили старики, которые к семейству не относились. Вероятно, это были староверы-скрытники. В келье висели иконы, медные распятия, складни, церковные книги старого письма, старообрядческие четки «листовки». Значительная часть крестьян  Каргопольского  уезда исповедовала старообрядчество и  предоставляла  приют для странников-бегунов, укрывавшихся от официальной царской и церковной власти. В раскольничьей среде дольше всего сохранялись материальная культура, бытовой уклад, народные традиции допетровской Руси....

Кроме интересного архитектурно-планировочного решения, дом Пухова воплотил в своем облике богатые плотницкие и художественные традиции  каргопольских строителей, что позволило  памятнику занять достойное место в экспозиции музея. 
Шкаф-заборка в летней избе
Внутри избы можно было выпить чаю из большого самовара, посетить лавку крестьянских ремесел, а на повети посмотреть  открытое хранение «Архитектурные детали».
 

Примечания:
1. Из сборника "Музей под открытым небом в современных условиях". Материалы международной научно-практической конференции (1993). Архангельск, 1995 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Цв. фотографии - из архива сайта (2008 г.).
4. Подробнее - о
печах по-черному.