Юлия Ратомская

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ  РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

Интерес к деревянному зодчеству в российской науке складывался постепенно. Первые исследования древнерусской архитектуры относятся к концу XVIII века... Серьезные исследования деревянной и каменной архитектуры Древней Руси начинаются во второй половине XIX века, особенное развитие получая в среде славянофилов — историков, литераторов, философов, рассуждавших о самобытном, отличном от западного, историческом пути России. Особый акцент на древнерусской архитектуре, на русском деревянном зодчестве был обусловлен желанием отрешиться от западноевропейской по происхождению архитектуры барокко и классицизма и обрести представление о подлинно русском искусстве, определив "черты его самобытности".

Во второй половине XIX — начале XX века исследователи Л.В.Даль, В.В.Суслов, И.Э.Грабарь и другие отправлялись в экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества, собирая материалы для первых научных работ.

В.В.Суслов
В 1895-1901 годах В.В.Суслов издает «Памятники древнего русского зодчества» в семи выпусках, что свидетельствовало об особом внимании к этой теме образованных читателей. Одной из задач исследователя стал сравнительный анализ русских деревянных храмов и деревянных построек Норвегии. Изучив вновь обнаруженные деревянные сооружения, сделав их зарисовки, обмеры, фотографии, ученые пытались сформировать терминологический ряд, определить особенности дерева как строительного материала, делали первые шаги в определении типологических особенностей русских деревянных храмов, выявляли основные типы построек.

Дополнительный интерес памятники деревянного зодчества вызывали в связи с популярностью в научных кругах теории одного из основателей Исторического музея в Москве историка И.Е.Забелина.
И.Е.Забелин
Согласно его концепции ряд форм русских каменных храмов был обязан своим происхождением древним русским деревянным образцам. По мнению И.Е.Забелина, итальянские архитекторы времени Василия III лишь пытались «увековечить в кирпиче... старозаветные формы чисто русских сооружений».

Первая «История русского искусства» под редакцией И.Э.Грабаря продолжала устоявшиеся тенденции исследования деревянной архитектуры. Подчеркивая недостаточность знаний, характерных для начального периода изучения древнерусского зодчества, И.Э.Грабарь в 1909 году в
И.Э.Грабарь
предисловии к первому тому писал: "Приходилось думать не столько о синтезе, о выводах из добытого ранее материала, сколько о самом добывании этого материала". Начиная разговор о русском деревянном храмовом зодчестве с договора князя Игоря с греками 954 года, И.Э.Грабарь вслед за рядом предшественников делает акцент на северных деревянных храмах. Опираясь на существовавшие в тот период представления, исследователь полагал, что "на юге плотницкое дело было не в почете, и с появлением каменных храмов деревянные рубились только там, где нельзя было построить каменного."


М.В.Красовский
В вышедшем в период Первой мировой войны двухтомном труде М.В.Красовского «Курс истории русской архитектуры» деревянному зодчеству был посвящен отдельный том, в котором исследователь не только останавливался на истоках русской деревянной архитектуры, терминах, типах сооружений, но также пытался выстроить историческую эволюцию форм деревянных построек.

В исследованиях послереволюционного периода русское деревянное зодчество преподносилось как народное искусство, что помогало избегать сложностей в периоды антирелигиозной пропаганды. Экспедиции 1920-1930-х годов, организованные И.Э.Грабарем и другими, собрали богатейший материал, который позволил продолжить изучение региональных особенностей русской деревянной архитектуры.

Опубликованные в 1942 году монографии С.Я.Забелло, В.Н.Иванова, П.Н.Максимова «Русское деревянное зодчество», а также в ряде статей вновь собранные материалы были поданы в виде текста, обмеров и фотографий. Все эти исследования позволили не только продолжить изучение русского деревянного зодчества, но и зафиксировать многие исчезнувшие впоследствии постройки, а также подготовить источниковедческую базу для формирования в послевоенный период планов экспедиций и программ реставрационных работ. Сведения, собранные исследователями во второй половине XIX — XX веках, легли в основу концепций музеев деревянного зодчества, получивших широкое распространение в 1960-е годы.

А.В.Ополовников
Историк архитектуры П.Н.Максимов стал автором специальных разделов, посвященных русскому деревянному зодчеству, в вышедших в 1950-е годы «Истории русского искусства» и «Истории русской архитектуры».
И.В.Маковецкий, Е.А.Ащепков, А.В.Ополовников внесли неоценимый вклад в изучение русского деревянного зодчества в 1950-1970-е годы, внимательно исследуя памятники деревянной архитектуры отдельных регионов.


Ю.С.Ушаков
Этапным в обучении архитекторов-реставраторов и архитектуроведов стал написанный Ю.С.Ушаковым раздел о деревянной архитектуре в учебнике «История русской архитектуры», впервые выпущенном в 1984 году
В 2000-е годы труды В.П.Орфинского, И.Е.Гришиной, И.Н.Шургина, А.Б.Бодэ и многих других исследователей позволили расширить представление о памятниках русской деревянной архитектуры, а также констатировать многочисленные трагические утраты уникальных построек разных веков, погибших в результате ветхости, пожаров, равнодушия местных властей, а также отсутствия реальных возможностей для спасения обветшавших шедевров у заинтересованных специалистов и реставраторов.

 
Примечания:
1. Из книги "Русское деревянное. Взгляд из XXI века. Архитектура XIV-XIX вв." М. Кучково поле. 2015.
2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.