Н.И.Решетников

ЦЕРКВИ (фрагмент путеводителя)

Если монастыри создавались в труднодоступных и отдаленных местах (их ведь и называли пустынями), и монахи пребывали там в христианском подвиге уединённо, отрешённо от мирской жизни (потому и слово «монастырь» происходит от корня "моно" — уединение, одиночество), то церкви строились непосредственно в жилых местах, и священники жили среди мирян.
При каждой церкви был свой приход. Местные жители трудились, занимаясь своим делом, а в церковь приходили Богу помолиться, детей окрестить, молодожёнов обвенчать, покойника отпеть... Потому они и назывались прихожане.

Показательным в количестве и разнообразии церквей было столетие между серединами ХVI и ХVII веков. Как выяснили архангельские ученые, на тот период времени в Каргополъе насчитывалось 85 населенных пунктов, более 70 церквей и часовен, сорок приходов. В Каргопольском стане, кроме 5 монастырей, было 17 церковных приходов, в Турчасовском - 13, Усть-Мошском - 7, Мехреньгском - 3.
Из них 19 храмов посвящены Николаю Чудотворцу, 8 - Преображению Спаса, 4 - Петру и Павлу, 4 - Успению Пресвятой Богородицы, 4 - Георгию страстотерпцу, 3 - Илье-пророку, 3 - Богородице. Всего 24 посвящения.
Однако, наибольшее количество храмов насчитывалось к концу ХIХ — началу ХХ века.

Центрами духовной жизни Каргополья на селе были в прошлом погосты с деревянными храмовыми ансамблями — «тройниками». Обычно такой «тройник» состоял из двух шатровых зданий (церкви и колокольни) и церкви с купольным завершением (для средней и нижней Онеги характерна кубоватая церковь). Такие ансамбли красовались в Турчасове (ХVII век), Пияле, Макарьинском, Верхнем Мудьюге (ХVII—ХVIII века). Сегодня такой архитектурный храмовый ансамбль можно увидеть только в Лядинах. (Увы, в 2020 году в Лядинах осталась только Богоявленская церковь. Подробнее - здесь. М.З.)

Как отмечают ученые, за восемь столетий освоения Русского Севера, начиная с ХII века, здесь сложилось своеобразное северное зодчество. «Две основных разновидности деревянных храмов прорезают эту восьмисотлетнюю древность — храмы... клетские и... шатровые. Они появились и развивались одновременно, иногда соединяясь и создавая изысканные архитектурные формы» (Шаповалова Л.Г.). В основании клетского храма находился прямоугольный сруб (клеть), в завершении — двускатная крыша, но более крутая, чем у жилых домов, остроклинная.
Клетских храмов с клинчатым завершением сохранилось совсем мало. Это церковь Георгия Победоносца в деревне Порженское в Кенозерье, церковь Василия Блаженного в селе Нижняя Чухчерьма и кенозерские часовни, относящиеся к ХVIII веку.

Традиции северного деревянного зодчества сохранялись бережно. Искусные мастера при этом вносили элементы творчества, что придавало храмам особую красоту. Если храмы строились на одной местности, они, естественно, отличались друг от друга и, вместе с тем, составляли единое целое, представляя собой храмовый ансамбль.
Своеобразно решалась и композиция храмов, возводящихся на одном месте, но в разное время. Пример тому — храмы Елгомского погоста. В 1643-1644 годах здесь на месте монастыря была выстроена Богоявленская клинчатая церковь. В 1714 году сооружен Троицкий храм с бочкообразным покрытием. Была здесь и шатровая колокольня, построенная в ХVII веке и возобновленная в 1843 году Но если храмовым ансамблем в Лядинах мы можем сегодня любоваться, то комплексом храмов Елгомского погоста, увы, нет. до наших дней он не сохранился, остались только фотографии.

Во второй половине ХVII века на Каргополье сложилась самобытная школа зодчих.
Вполне возможно, что одна артель возводила храмы на Челме-горе, Елгомском и Ольховском погостах, в Ямецкой пустыни и других местах. При этом исследователи полагают, что важным фактором влияния на развитие северного зодчества являлось старообрядчество. Его духовным центром был Даниловский скит на реке Выге. Там находилась клетская часовня, а над аркой ворот бревенчатой ограды поверх двускатной крыши красовалась бочка. Вполне возможно, что «использование формы бочки в завершении старообрядческих построек было предпочтительным. Можно предположить также, что и архитектура Выговских скитов могла оказать влияние на храмостроительство широких окрестностей» (Шаповалова Л.Г.).

Среди храмов — памятников архитектуры исследователи отмечали сложный клетский тип. «Криволинейные бочковидные и клинчатые двухскатные завершения церквей были характерны для локальных участков Верхней и Средней Онеги... Бочковидная Благовещенская церковь (ХУII век) в деревне Пустынька, Георгиевская церковь Порженского погоста (ХУII век) создавали неповторимый облик храмовых построек очаговых территорий бассейна Онеги, являясь прототипом для многочисленных часовен в деревнях» (Тормосовы Д.В. и Н.И.)
. Стараниями Каргопольского музея и Кенозерского национального парка часть храмов сохранена, реставрируется, часть воссоздаётся вновь, например, часовни Кенозерья. Конец ХХ века отмечен также активным проявлением заботы о храмах как среди местного населения, создающего приходы, так и среди жителей больших городов, добровольно берущих на себя заботу о восстановлении православной духовности.

Начало нового тысячелетия стало обнадёживающим. Духовная жизнь возобновляется. Часовни и церкви воссоздаются. Заметен интерес к восстановлению монастырей. Где и как это происходит, можно прочитать в материалах научных конференций, которые проводит Каргопольский музей.
Отметим хотя бы несколько возрождающихся храмов. Новая деревянная церковь на месте сгоревшей строится в селе Лекшма, деревянная шатровая церковь Покрова Богородицы построена в селе Ухта. В селе Федово (Плесецкого района) в 2005 году было практически закончено строительство церкви св. Николая. Возрождается каменная церковь св. Параскевы Пятницы в Кене (Кенорецкая) Плесецкого района.
Эти примеры лишь капля в море духовного забвения, лишь малая толика восстановления утраченного, лишь частичка в некогда изобильной памятниками стране деревянного зодчества.

Примечания:
1. Из Путеводителя "Русского севера храмы. Каргополье". Москва, Демиург-Арт. 2009.

2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.

4. Eще о церквях Кенозерья.