А.В.Родионов
доктор биологических наук,
зав. лаб. биосистематики и цитологии Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН, член совета Русского генеалогического общества (РГО),. Санкт-Петербург.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ПУРНЕМА (Онежский уезд, Архангельской обл.)

Пурнемский приход известен с середины XVI века. В книгах письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1556 г. сказано: «В той же волостке в Пурнеме погост, а в нем церков Никола Чудотворец. На погосте ж двор непашенный во дворе поп Иван, во дворе пономар Иванко без пашни». В начале XVII в. Никольская церковь, вероятно, была перестроена или отстроена заново – существующая сейчас шатровая церковь Николая Чудотворца освящена в 1618 г. Это старейшее деревянное строение Беломорья. Вторая из существующих (зимняя, теплая) - церковь Во имя Рождества Христова с приделом во имя священомученика Власия -  построена в 1860 г. на месте ранее существовавшей, построенной в 1762 г., церкви во имя Рождества Христова, в свою очередь выстроенной на месте сгоревшей церкви во имя священомученика Власия.

Из описи церковного имущества по Пурнемским церквям 1834 г. :

"Всего в приходе две церкви, первая во имя Николая Чудотворца построена от сотворения мира 7126 г., от Рождества же Христова в 1618 г., выстроена тщанием прихожан, на деревянном фундаменте (фактически – на валунах-М.З.), в вышину 15 сажен, шатровая, одноглавая, чешуйчата. Глава покрыта чешуёю, шатер и прочее досками. В церкви в алтаре 8 окон с оконницами стеклянными и решетками железными, из коих в алтаре одно малое и окончина в нем слюдяная. Оная церковь первоначально была выстроена или другая какая на том или другом месте и о том никаких письменных документов в архиве нет <…>.
В Никольской церкви храмовый образ Николая Чудотворца, на нем венец с цатою (отдельная часть оклада, охватывающая главу святого – М.З.) серебряный, позлащенный, под венцом шапочка выписана бисером. Под сим образом две пелены шелковые, кресты басменту золотого осьмиконечные на кирпичной подкладке. Пред ним лампада медная на железной дуге.

Образ преподобных Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев, на них венцы с датами серебрянные чеканные, под сим образом пелена набойчата. По северную сторону царских врат образ Богоматери с превечным (т.е. бессмертным-М.З.) младенцем, на них венца с цатами серебряные позлащенные, под венцами убрус (полотенце, платок с расшитым узором-М.З.) с бисером... Вокруг оного образа разные праздники, над верхом корона, на ней образ Отечества с предстоящими ангелами. Внизу три пелены, две бумажные, наверху одна шелковая.

Образ Святителя Николая Чудотворца в чудесах. На нем венец с цатой, под венцом шапочка выписана мелким жемчугом со вставками и у Господа и у Матери с цатами,а по полям оклад серебряный позлащенный, басмянный. Оный образ в киоте гладником, в середине мелкой резьбой резан, частью позлащенной и синей краской крашен, наверху корона резная золощенная листовым золотом. Образ Святителя Филиппа Митрополита Московского. На нем венец с цатой серебряный позлащенный чеканный.

В церкви Николая Чудотворна престол устроен по чиноположению, посвящен от Сотворения мира 7126, от Рождества Христова 1618 г. Престол кем освящен о том в летописи не написано, но сказано "посвящен при благоверном царе и Великом князе Алексее Михайловиче и при Патриархе Всея Руси Иосифе, при митрополите Афанасии Великого Нова града и Великолуцкого при игумене Ильи Соловецкого монастыря". Святой антиминс (прямоуголный плат-М.З.) на престоле на полотне освящен Преосвященным Иосаафом епископом Архангельским и Холмогорским в 1763 г.

Вторая церковь во имя Рождества Христа построена по благословению преосвященного Иосаафа епископа Архангельского и Холмогорского от сотворения мира 7213 г., от Рождества же Христова в 1762 г. Выстроена тщанием прихожан на деревянном фундаменте, вышиной 8 сажен, одноглавая, чешуйчата, покрыта вся досками. В церкви 6 окон с окончинами стеклянными и решетками железными. Оная церковь вторая на оном месте поставленная, а первая была во имя Сященномуч. Власия, которая от Божьей милости сгорела.
В церкви Рождества Иисуса Христа иконостас... на тумбах столярный гладкий, частью есть резьба. Местные иконы: образ священномученика Власия. При этой церкви есть трапеза (т.е., трапезная-М.З.)

В церкви Рождества Иисуса Христа престол устроен по чиноположению, посвящен от Сотворения мира 7273г., от Рождества Христова в 1765 г. Освящен священником Алексеем Онуфриевым. Из драгоценностей в церкви имеется чаша оловянная данная в Соловецком монастыре и хранится в ящике вместе с церковными деньгами. Серебра привесов доброхотными дателями два креста и цепочка весу 24 золотника.

Колокольня поставлена от Сотвор. Мира в 7283г., от Рождества же Христова в 1775 г. тщанием крестьян, в вышину 10 сажен, одноглавая, чешуйчата, в три яруса: в первом ярусе четверня, во втором ярусе осьмерня, в третьем ярусе шатер (т.е. шатровая восьмерик на четверике-М.З.). На ней пять колоколов: первый -18 пудов, второй -8 пудов, третий -4 пуда, четвертый -1 пуд, пятый -30 фунтов. Около церквей и колокольни ограды не имеется. В приходе прихожан 236 м.п., 263 ж.п. (мужского…женского пола-М.З.), дворов 91».

По свидетельству онежского иконописца Григория Федоровича Максимова, в 1790 г. он и Иван Иванович Богдáнов-Карбатóвский (1716 - 1801) описывали в Ворзогорском приходе теплую церковь, затем работали в Кяндском приходе в холодной церкви, «потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах....".

В 1888 г.прихожан было 797 человек. З февраля 1889 г. в приходе открыта церковно-приходская школа. В 1894 г. в ней обучались 26 мальчиков и 6 девочек. Учителем в школе была окончившая курс в Архангельском епархиальном училище в 1896 г. (и/или в архангельской гимназии) дочь священника девица Клавдия Ивановна Иванова...

В советское время события церковной жизни Пурнемского прихода время от времени попадали на страницы районной газеты. Из них узнаем, что в апреле 1922 г., во время изъятия церковных ценностей, собрание верующих в Пурнеме «категорически отказалось от выдачи ценностей» («Красная Онега» №31 от 1 июля 1922 г., статья «Стыдитесь, пурнемцы»)…

18 ноября 1924 газета «Красная Онега» опубликовала заметку "Избирательное право дороже церковных должностей": "При перевыборах сельских советов в с. Лямце Харитонов П.П., в селе Пурнеме Бровков Федор Тимофеевич и Никитин Андрей Степанович, первые два секретаря церковных Советов, третий - председатель, отказались от своих обязанностей, возбудив перед избирательными комиссиями вопрос о нелишении их избирательных прав…."

Священник Пурнемского прихода Григорий Поликин был арестован 12 февраля 1930 г.  Увезли его из села на санях. Бровкова Анна Никифоровна вспоминала: «У меня свадьба была в среду, а во взавторник священника увезли. Я плакала, а мне говорят: “Дядя тебе теперь поп будет…”. Пять домов раскулачили. Судно имеешь – кулак… Отец Григорий просился: “Давайте я волосы обрею. Все сделаю. Хорошо работать буду!” …В поповском доме потом собирали сходки, спектакли…».

Богослужения в церквях были прекращены в феврале 1930 г. Иконы розданы по домам.

19 марта 1930 г. в районной газете "Онежский лесоруб" № 28 от имени жителей села Пурнема был опубликован "Ответ папе римскому": "Заслушав сообщение о крестовом походе, организованном папой римским, мы, граждане села Пурнема (Онежского района), собравшись на собрание в клуб в бывшей церкви, заявляем, что вымышленных папой случаев запрещения правительством празднования пасхи, насильственного закрытия церквей и др. в Советском Союзе не было и нет. Присоединяемся к протестам рабочих и крестьян против наглых выпадов папы Пия против СССР, мы обещаем еще больше сплотиться вокруг ВКП(б) для выполнения пятилетки, за сплошную коллективизацию сельского хозяйства, высказываемся за закрытие всех церквей и организацию ячейки безбожников. Пусть будет наше решение ответом на наглые выпады папы римского и ему подобных против Советского Союза. Подпись: Собрание."

«Онежский ударник» №7 от 18.11.1930: «Кулацкий агент Бровков систематически подрывал работу Пурнемского колхоза «Беломор». (Пурнема, наш корреспондент). Кулацкий агент Бровков Ф.Т., пролезши сначала в сельхозтоварищество, а затем в колхоз «Беломор», систематически вредили колхозному строительству. Будучи руководителем сельхозтоварищества Бровков своим вредительством довел товарищество до развала, а после, в момент коллективизации, с той же целью пролез в колхоз и на низовую хозяйственную работу. Пользуясь доверием колхозников, этот кулацкий агент, вредитель, во время посева на полях сознательно оставлял просевы, а семена таскал домой. Во время молотьбы то же самое – систематически крал от колхозников урожай, унося ячмень с овина домой. Колхозники выгнали кулацкого агента из своей среды и требуют сурового наказания.»
Колокольня, где ко времени революции было уже 7 колоколов (вес самого большого - 52 пуда), к 30-м годам ХХ века уже ветхая, была разобрана на дрова в 1932 г. Колокола увезены в Онегу.
В зимней церкви с 1930 по конец 1980-х годов был сельский клуб. Здание Никольской церкви использовалось как склад зерна. Кладбищенская часовня сохранилась - первоначально она была перевезена на новое место и использовалась как столярная мастерская школы, затем как продуктовый магазин ("лавка").
Дома притча - поповский и дьяка (потом пономаря) - сохранились.

К 2008 г. в деревне было 203 жителя и 83 хозяйства (добавил М.Зак)

Статья сокращена. Более полный текст.

(фотографии церквей Пурнемы предоставлены
автором статьи - А.В.Родионовым)

Источники:
1. Родионов В.А. Пурнемский словарь. 1991.
2. Смирнов В.А. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. III. Уезды Онежский, Кемский и Кольский. Архангельск, 1896.
3. Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова – в кн. Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Вологда, 1981. ред. П.А. Колесников, с. 95-135.
4. Кольцова Т.М. Онежские иконописцы XVIII в. Богдановы-Карбатовские. // III Грабаревские науч. чтения. 28-30 нояб. 1996 г. М., 1995)

Еще о Пурнеме: Г.Б.Дерягин Поморские села Пурнема и Лямца.
И еще о Пурнеме на сайте onegaonline.ru