Т.С.Макашина, А.В.Фролова, О.А.Тучина

КАЛЕНДАРНЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ РУССКОГО СЕВЕРА (конец XIX - начало XX веков)

1. Виды праздников

Огромная территория к северу от водораздела Волга - Северная Двина между районами расселения карелов и коми обычно называется «Русским Севером». Центральными районами этого региона считается Вологодская земля, а северными - Архангельский Север. Вологодская земля и Архангельский Север - условные административно-географические названия, принятые из-за частого изменения границ при переделах губерний и преобразовании последних в области, - в основном соответствуют современным Вологодской и Архангельской областям.

Эти обширные территории при всей ярко выраженной этнической специфике принадлежали к одному хозяйственно-культурному типу, основой которого было пашенное земледелие. Общее историческое и социально-экономическое развитие в течение длительного периода сформировало своеобразный комплекс народной культуры.

Севернорусское крестьянство, зависимое только от государства, не знало унижений крепостничества. Здесь был достаточно высокий уровень грамотности, чего требовала экономическая жизнь с ее организацией землевладения, землепользования, торговли и промышленной деятельности населения. Этот регион миновали события разрушительных войн, в том числе Отечественной 1812 года и Первой мировой.

Жизнь земледельца зависела от сезонов года и от погоды, поэтому и праздничный цикл выстраивался по календарному принципу. Истоки же традиционных праздников и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов.

Праздник как самоценное явление культуры обладает особыми характерными определениями, к числу которых относятся «праздничное время», «праздничная свобода», «праздничное ощущение», «праздничное общение», «праздничное реально-идеальное или условное поведение» и др.

С ритуально-обрядовой стороной праздника связан свой «предметно-вещевой мир», который включает обязательную атрибутику: оформление улиц и домов, праздничный костюм, праздничное застолье и др. Праздничная еда, например, - один из наиболее стойких и консервативных компонентов, обладающих тесной зависимостью от этнических традиций. Пища и напитки в народной традиции регламентировались социальными нормами и являлись составной частью праздников и приуроченных к ним обрядов. Все это отразилось на многообразии народных праздников.

Среди различных праздников древнейшими являются календарные, то есть празднества, проводимые в установленные традицией особо значимые отрезки времени, связанные с зимним и летним солнцестоянием, весенним и осенним равноденствием. Как справедливо отмечают многие исследователи, их особенностью является  взаимопереплетение с бытовым православием.

Праздники православные  (христианские, религиозные, церковные)связаны с наиболее значительными событиями священной истории, особо чтимыми христианскими святыми, чудотворными иконами. Понадобилось не одно столетие, чтобы православные праздники, вобрав в себя различные элементы древнерусских дохристианских празднеств, переосмысленных православной церковью, приобрели новую этническую окраску и стали доминирующими в праздничной культуре русского народа.

По времени проведения православные праздники подразделяются на неподвижные, за которыми закреплены особые дни в церковном календаре, и подвижные, перемещающиеся по календарю в зависимости от наиболее почитаемого общехристианского праздника Пасхи, не имеющего твердой даты, а определяемого каждый год (первое воскресение после ближайшего полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия). По степени торжественности (видам богослужения) различаются великие, средние и малые праздники.

К великим праздникам относятся двунадесятые (12 праздников) и пять не двунадесятых. Среди двунадесятых праздников три подвижных: Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе) и День Святой Троицы (в 50-й день по Пасхе). Праздники имеют свои народные названия: Вербное воскресенье, Вознесенье и Пятидесятница.

Неподвижные праздники: Крещение Господне - 6 (19) января; Сретение Господне - 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля); Преображение Господне (второй Спас, Спас яблочный) - 6 (19) августа; Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа; Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября; Воздвижение Честного Креста Господня - 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы (Введенье) - 21 ноября (4 декабря) и Рождество Христово (Рождество) - 25 декабря (7 января).

Пять великих, но не двунадесятых праздников: Обрезание Господне - 1 (14) января; Рождество Иоанна Предтечи (Иванов день, Иван Купала) - 24 июня (7 июля); день свв. первоверховных апп. Петра и Павла (Петров день) - 29 июня (12 июля); Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября) и Покров Пресвятой Богородицы (Покров день) - 1 (14) октября.

Содержание и ритуал церковных праздников, особые для каждого из них, были едины на всей территории России. Так, в Вербное воскресенье в православных храмах обязательно совершался обряд освящения вербы, на Пасху - освящения куличей, творожной пасхи и крашеных яиц, на Преображение - яблок и других фруктов и овощей, на Крещение - воды, не только в самом храме, но и в специально устроенной проруби на реке (озере, в пруду), так называемой «Иордани».

В круг годовых традиционных деревенских празднеств органично входило свадебное торжество - оно множеством нитей, намеков, образных перекличек было связано с ними. Ведь семья для крестьянина имела исключительное значение. От нее зависело его состояние, экономическое и духовно-культурное. Поэтому создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий в его жизни.

Свадьба сопровождалась красочной обрядностью, в которой традиции, возникшие в разное время, слились в цельный комплекс - свой для каждой местности, но сходный в основных чертах для всех русских. Несмотря на семейный характер, по смысловому содержанию свадебное празднество далеко выходило за рамки семьи и превращалось в событие для всей сельской общины - «общества», «мира» - и давало возможность проявиться талантам и развернуться молодежному веселью.

Христианство оказало большое влияние на мировоззрение и уклад жизни крестьян. Естественно, оно оказало влияние и на формирование свадебного обряда: участие в обряде священнослужителей; особое отношение к благословению; посещение храма и др. Церковные браки постепенно становятся обязательными, и венчание входит в народный свадебный обряд как его составная часть. Этот процесс занял несколько веков, и лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права. В их формировании участвовали две традиции: церковная, опиравшаяся на византийское брачное право, и народная, основывающаяся на старых брачных нормах.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры, игры и танцы...

Богатство и пышность свадьбы обуславливались достатком родителей жениха и невесты, хотя в любом случае традиция требовала праздновать свадьбу широко и богато. Свадьба могла длиться более недели, а могла быть сыграна в 2-3 дня... Ритуал зависел и от конкретных бытовых ситуаций. Особыми специфическими чертами отличались сиротские свадьбы, свадьбы, когда жених шел «примаком» (был принят) в дом невесты и некоторые другие случаи.

Продолжение - здесь.

Примечания:

1. Текст - из книги  "Календарные и семейные праздники Русского Севера (конец XIX - начало XX веков)." Москва, 2011.