Ольга СЕВАН,
кандидат архитектуры

ПАМЯТНИКИ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
РУССКОГО СЕВЕРА:

хозяйственные постройки и сооружения, малые формы
Опыт классификации

Социально-экономические и культурные процессы, имевшие место в России в последние десятилетия XX и начале XXI в., заметно изменили жизнь и быт сельских жителей, повлияли на застройку поселений и ландшафтов, оказали заметное влияние на перестройку и утрату традиционного жилища и хозяйственных сооружений. В современных условиях организация семейных ферм, увеличение значимости личных подсобных хозяйств, возврат к использованию ряда традиционных хозяйственных и инженерных сооружений оказывается актуальным.
Деревня Никитинская в верховьях Пинеги.
Рис. О.Севан. 1983 г.

Многие культовые, жилые, хозяйственные постройки Русского Севера были систематизированы достаточно подробно, им было уделено внимание как этнографов, так и архитекторов. Однако предлагаемая ниже работа, выполненная еще в конце 1970-х – начале 1980-х гг. и не опубликованная ранее, представляет иного типа систематизацию таких сооружений. Она касается памятников, расположенных в поселениях Архангельской и Вологодской областей. Уже позже была уточнена региональная принадлежность многих из перечисленных ниже построек. Ряд из них был предложен для перевозки в музеи деревянного зодчества Вологодской области и в музей «Малые Корелы» близ Архангельска.

Она (предлагаемая систематика) имеет практическое значение, поскольку разрабатывалась в связи с необходимостью отбора сооружений для перевозки в музеи и ориентирована на региональную специфику. Несомненно, она проще, доступнее и нагляднее для отбора памятников к размещению в различных секторах (или искусственно создаваемых деревнях), чем классификация, предложенная В.П.Орфинским.

В работе проанализированы и систематизированы амбары, ледники, бани, овины и риги, гумна, мельницы – ветряные и водяные, мосты, подпорные стенки, колодцы, рассадники, качели, ворота, изгороди. Некоторые сооружения не представлены в таблицах, но также рассматриваются, поскольку являются составной частью крестьянских усадеб и традиционных сельских поселений. Это – магазеи, поварни, кузницы, смолокурни. Особым образом стоят малые культовые архитектурные формы – кресты, которые автор посчитал необходимым вкратце описать, поскольку их можно встретить не только на кладбищах, но и внутри поселений, в т. ч. на крестьянских усадьбах.  Это обетные кресты, т. е. поставленные по обету.
Хронологические границы систематизируемых объектов – вторая половина XIX – начало ХХ в.

(таблицы автора по типологии малых форм народной архитектуры Русского Севера см. Приложение в конце статьи - М.З.)

Амбары (табл. 1)

Амбар был одной из необходимых и распространенных в крестьянском хозяйстве построек, входящих составной частью в усадебный комплекс. Амбары имеют различные назначения: для хранения зерна – житница, для хранения рыбы и рыболовецких принадлежностей, для соломы (при гумнах), а также для различной утвари и одежды. Они занимают различное положение в усадьбах. В поселениях на реках Пинеге, Мезени и Сухоне они стоят не только в усадьбах, но и в стороне от жилой застройки. Они группами или рядами выстраивались на краю поселений, образуя т. н. «амбарные городки». На Ваге – напротив окон дома, за дорогой. Рыбные амбары, как правило, ставятся у самой воды.

Многообразны объемные решения амбаров, особенно интересные тем, что они сохранились до наших дней практически без перестроек, в отличие от часто перестраивавшихся жилых домов. Амбары воздвигают подобно простейшей избе в виде квадратного или прямоугольного сруба, стены которого рублены в «обло» с остатком или в «лапу», с покрытием в более ранних постройках по курицам и потокам, с охлупнем. Распространенная форма кровли на амбарах – двускатная, с двумя вариантами направлений скатов. Односкатной кровлей («лабасом») перекрывают небольшие одноэтажные постройки; покрытия сегментной формы редки (встречаются в северных районах Вологодской области, в Республике Коми). Покрытием является, как правило, двухслойный тес, который иногда прижимается к основанию бревнами – гнетами, попарно связанными горизонтальными досками – огнивами. Такой амбар можно видеть, стоящим на подпорной стенке в Мезенском секторе музея «Малые Корелы».
Амбарный городок.
Музей "Малые Корелы"
Фото О.Севан
Амбар в д.Заручей. Мезень.
Фото А.Бодэ
Простейшие амбары, поставленные на землю, имеют небольшие размеры. Перед входом устраивалась открытая площадка (предмостье) – выступающая вперед нижняя часть сруба по всей длине главного фасада. Над площадкой имелся навес («залобник» или «кошель»), защищавший предмостье и проем двери от атмосферных осадков. Для этого удлиняли верхние бревна сруба. Иногда углы навеса опирались на столбы с различной декоративной обработкой. Или по внешнему периметру площадки устраивалось ограждение в виде парапета с резными или точеными балясинами. Подобные ограждения увеличивали полезную площадь амбара (они распространены повсеместно). Устройство навеса на заднем фасаде амбара служило увеличению используемой площади внутри сооружения и одновременно предохраняло заднюю стену от атмосферных осадков (Сухона, Мезень).
Амбары на столбах. Село Шердомень. Карпогорский р-он Арх. обл.
Обмеры Т.А.Лапшиной. Из книги И.В.Маковецкого "Памятники народного зодчества Русского Севера". М. 1955 г.

Постройки на столбах представляют древнейшую форму амбаров (лабазы) для хранения дичи, пушнины, а иногда и продуктов. Они поставлены на высокие, в рост человека, столбы, предохраняющие их от проникновения зверей (реки Пинега, Мезень, Сухона, верховье Вычегды). Этот принцип постановки складского помещения на столбы – «ножки» широко используется до сих пор. Столбики могут быть вырезаны в виде гриба – усеченного конуса с горизонтальной подрезкой, преграждающей путь грызунам. Порой амбары строились и на подпорной береговой стенке, где прочная конструкция была важным элементом всего берегового укрепления; примеры этому можно видеть на Мезени и в соответствующем секторе музея «Малые Корелы».

Наиболее развитую форму представляли двухэтажные амбары, поставленные на землю или на стойки и в редких случаях – на основание ряжевой конструкции - с галереей или балконом, с наружной лестницей на второй этаж.
По берегам Ваги были распространены двухэтажные амбары – конюшни, в которых первый этаж представлял собой сарай для хранения повозок и одновременно конюшню с широкими воротами и земляным полом. Второй этаж, консольно нависающий над первым, являлся сеновалом и имел закрома для хранения зерна. На сеновал вел деревянный взвоз. Кроме того, можно встретить объединение амбара и ледника в пятистенном срубе. Или в двухэтажном сооружении в первом этаже располагается ледник с полками для продуктов и ледниковая яма, а во втором – амбар (Двина, Мезень, Пинега).

В архитектурных решениях амбаров различного рода выступы, свесы, пристройки на столбах перед входом, галереи с лестницами, кронштейны и прочие элементы чисто служебного назначения одновременно являлись и украшениями постройки. В чистом виде декоративная обработка на амбарах встречается редко. Иногда концы верхнего косяка дверного проема имеют небольшую порезку. Замочная оправа может иметь различные витиеватые формы. Многие из рассмотренных типов амбаров можно видеть в музее «Малые Корелы».

Для исследуемых территорий были характерны часовни, перестроенные из амбаров, т. н. «часовни-амбаронки». Поскольку в народных представлениях амбар считался «чистым» помещением, то в нем могли висеть иконы, здесь же хранили наиболее значимые предмета культа и документы. Встречаются соединения амбара с часовней: пристроенное к амбару помещение молельни или их совмещение в двухэтажном срубе – в первом этаже находился амбар или складское помещение, а на верху – часовня. «Часовни-амбаронки» были как мирские (построенные на средства общины), так и вотчинковые (построенные крестьянами по собственному желанию). Они были распространены на Пинеге, Мезени, Сухоне, в Кирилловском районе Вологодской области. От амбаров их отличает лишь наличие креста на коньке кровли.

Магазеи

Магазеи могли быть большими сооружениями или средних размеров. Как правило, это двухэтажные амбары, приспособленные для хранения зерна, игравшие роль больших складов на случай неурожая или каких-то неблагоприятных событий (пожаров, войн и пр.). Они до сих пор сохранились в селениях по берегам Ваги, Двины, Вычегды и Сухоны в стороне от жилых построек. Магазеи как общественные магазины на Севере появились под официальным государственным влиянием и строились, главным образом, на общественные средства («складничеств»), но часто самостоятельно каким-нибудь зажиточным крестьянином.

Все эти постройки чрезвычайно близки между собой по конструкции, отличаясь своими размерами и пропорциями. В основном, магазеи представляют собой вытянутый в длину двухэтажный сруб, имеющий внутренние стены-перерубы и перекрытый двух- или четырехскатной кровлей, с окошками-продухами в обоих этажах. В первом этаже на торцевом фасаде магазеи, как правило, устроены ворота, на второй этаж подвода с зерном могла подняться по взвозу. Над воротами устраиваются специальные щели (или двери), предназначенные для проветривания и освещения второго этажа. Вдоль стен на обоих этажах устроены сусеки для хранения зерна, а связь между этажами осуществляется по внутренней лестнице. Четырехскатное покрытие, которое можно сегодня видеть на некоторых магазеях, как правило, более позднее и характерно для построек, возводимых в конце XIX – начала ХХ в.

Ледник  (табл. 2)

Амбары, ледники, бани, соединенные мостками над высоким берегом Мезени.
Музей "Малые Корелы".
Фото О.Севан

Ледник (погреб, напогребница) занимает значительное место в ряду хозяйственных построек, поскольку запасы продовольствия необходимо было сохранять довольно продолжительное время в особых температурных условиях. Ледники ставились недалеко от входа в дом. Если в данной местности уровень грунтовых вод находился значительно ниже поверхности земли, то ледник (собственно ледохранилище) устраивался в земле; в противном случае – над землей. Ледник должен был удовлетворять  многим условиям: температура внутри ледника должна быть постоянной, стены ледника не должны пропускать воду, выход делался с северной стороны и т. д. Сохраняемые припасы в помещении ледника, как правило, размещались на каменном полу или на полках вдоль стен.

Наиболее распространенным вариантом ледников в Архангельской и Вологодской областях (помимо их размещения в подклетах домов) являлись деревянные постройки. Кровля могла быть односкатная или двухскатная, иногда дугообразная и, как правило, тесовая.
Ледники, как и амбары, можно подразделить на четырех- и пятистенные. Последние являются комбинациями ледников и амбаров в одном строении.

Разновидностью ледников являются погреба в виде прямоугольного сруба с дверью, засыпанные землей таким образом, что открытыми остаются лишь потолок и дверь, а порой – только одна дверь. Подобные ледники встречаются в западных районах Вологодской области, на Двине. В верховье Двины встречаются погреба, где наземная срубная часть отсутствует и заменена конструкцией, похожей на колодец-ворот, с той только разницей, что к веревке, опускаемой в ледниковую яму, привязывается не ведро, а коромысло для ведра. Хозяин, стоя внутри ледника, накладывает в него продукты, а затем воротом с земли ведро вынимается из ямы. Подобные ледники могут размещаться и группами между порядками домов деревни.

Баня (табл. 2)

Баня является необходимым элементом северорусской усадьбы второй половины XIX – начала ХХ в., и только бобыли (одинокие жители) и беднейшая часть крестьянства не имели собственных бань и пользовались соседскими.
Ошевенская слобода. Баньки вдоль р.Чурьеги.
Фото В.Тоботраса (из архива сайта)
Как правило, бани ставились по берегам рек или озер, недалеко от дома, но часто и в глубине дворового участка, за домом. На Пинеге и Мезени они размещались группами, образуя так называемые «банные кусты», в стороне от домов в целях пожарной безопасности и в связи с рядом народных поверий и обрядов. В отличие от амбара баня считалась «грязной» постройкой, поскольку в ней не только мылись и стирали, но и рожали, гадали и пр.

В Вологодской и Архангельской областях бани встречаются трех типов.. Первый весьма редок и имеет четырехстенное помещение без предбанника, т. е. является однокамерным строением. При пользовании ими раздевались снаружи. Мыльное помещение включает в свой состав печь (в банях «по-черному» - каменку), полати и лавки вдоль стен. Пол со щелями для стока воды между пластинами-половицами был настелен по лагам, лежащим прямо на грунте. Такие бани встречаются на Пинеге, Мезени, в западных районах Архангельской и Вологодской областей. Они характерны и для карел и финнов.
Бани второго типа имеют навес над входом смешанной рубленой и каркасной конструкции, который иногда зашивается горизонтальными досками или ограждается вертикальными стойками по трем открытым сторонам предбанника. Стойки врубаются в бревенчатую обвязку навеса и в нижние бревна сруба на уровне земли, оставляя открытым вход. Так образуется помещение предбанника, которое является элементом двухкамерных бань.
Наиболее распространенным во всех исследованных районах является третий тип бань – это пятистенный сруб с внутренней разделительной стеной между предбанником и собственно мыльным помещением.

В настоящее время бани, отапливаемые по-черному, встречаются так же часто, как и бани «по-белому», получившие распространение в более населенных районах областей.

Овины и риги (табл. 2)

Овин и гумно.
Музей "Малые Корелы"
Фото О.Севан

Овины и риги были распространены в крестьянском хозяйстве во второй половине XIX – начале ХХ в. на всей территории Архангельской и Вологодской областей. Овины считались местом пребывания душ умерших, и в них происходили различные священнодействия, связанные с поклонением огню. Эти постройки служили для сушки снопов, и представляли собой двухъярусные постройки: в первом размещалась печь, а во втором – снопы. Овины могли быть ямными и верховыми. В первом случае нижний ярус целиком или частично углублен в землю, во втором – на поверхности земли. В Архангельской области чаще распространены верховые овины, в Вологодской – и те, и другие.
Принцип просушки снопов, неоднократно описывавшийся исследователями, состоит в следующем. В нижнем ярусе овина (в подовине) расположена печь-каменка (или глинобитная), дым от которой выходит через дверь и небольшие продухи или окна. Горячий воздух поднимается вверх и проходит через бревна перекрытия и в специальные проемы (пазухи) пола в помещение второго яруса (садило), где находятся жердины-колосники, на которые укладываются снопы для просушки.

Конструктивно овины решались просто. Это одно-, двух- или трехкамерные срубы, стены которых рублены «в обло» и перекрыты одно- или двускатной тесовой кровлей (реже – четырехскатной). В центральных районах Вологодской области встречалось покрытие соломой с жердинами, укладываемыми сверху. Подобные покрытия характерны для более южных районов России. Поперечные стены основного помещения-садила не доходили до земли, образуя т. н. подлазы. С торцовой стороны овина помимо двери в первом ярусе имеется небольшое посадное окно со ставней и с приставной лестницей. Окно служит для входа в садило и для подачи снопов. В старых овинах это окно задвигалось досками.

Риги, получившие большое распространение в крестьянском хозяйстве в конце XIX – начале ХХ в., отличаются от овинов более простым устройством топки и меньшей стоимостью при строительстве, хотя они и более пожароопасны. Если в овине печь размещается в особом помещении, то в риге – в том же, где устанавливаются снопы, т. е. в садиле. И если в верхнем ярусе овинов потолок отсутствовал, то в ригах он имелся и устраивался из бревен, укладываемых в накат. На рассматриваемой территории, например, в поселениях на Сухоне, распространены сочетания двух срубов овинов или риг, поставленных рядом и перекрытых общей двускатной кровлей.... Снопы, привезенные с поля или вынутые из овинов, складываются или в низких боковых камерах сооружений или в больших помещениях – гумнах.

Гумна (табл. 2)

Гумна предназначены для обмолота зерна. Они бывают открытые (ток), но чаще – это закрытые большие рубленые помещения с поперечными перерубами (это внутренняя бревенчатая перегородка, выполненная одновременно с основным срубом), двускатной тесовой или соломенной кровлей. Между перерубами устраиваются засеки, с глиняным или деревянным полом, где складируют снопы или остатки соломы после обмолота. С двух или трех сторон гумна делали большие двустворчатые или одностворчатые ворота для проветривания.
Крытые гумна принадлежали зажиточным хозяевам или строились в складчину несколькими крестьянами. Они могли стоять как в усадьбах, но чаще на окраине поселений, иногда группами, примыкая к овинам или ригам, а иногда и к водяным мельницам, образуя разнообразные объемно-пространственные композиции.

Мельницы (табл. 3).

Помимо ручных мельниц (это были жернова) в конце XIX – начале ХХ в. в крестьянских хозяйствах были распространены ветряные и водяные мельницы.
Ветряные мельницы. Музей "Малые Корелы". Мезенский сектор. Фото О.Севан.
«Ветряки» бывали двух типов: столбовые и шатровые. На Русском Севере ветряные мельницы получили распространение ранее XVII в., а на территории юга России уже в X – XI веках . Появление же шатровых (голландских) мельниц относится ко второй половине XVIII в. Основное распространение такие мельницы получили в наиболее богатых и оживленных в торговом и экономическом отношении районах страны. В конце XIX в. в отдельных деревнях Севера количество мельниц доходило до тридцати-сорока. Большая часть описываемых мельниц можно увидеть в музее «Малые Корелы», некоторые их них работают и демонстрируют посетителям процесс получения муки.

В Вологодской и Архангельской областях мельниц-столбовок насчитывается пять видов: на рамах, на стойках, на ряжах, на срубах или в сочетании ряжа и сруба. Принципы устройства подобных мельниц были неоднократно описаны в литературе. Основной центральный неподвижный столб вкопан в землю, вокруг него (на стойках, ряжах и т. д.) вращается клеть амбара с мельничным оборудованием, в состав которого входит горизонтальный вал, представляющий толстое бревно из крепкой породы деревьев (кондовой сосны), к которому крепятся крылья-махи, имеющие четыре, либо шесть, реже восемь лопастей. К задней стенке клети прикрепляются бревна («воротила»), при помощи которых клеть амбара поворачивается вокруг основного столба крыльями-махами к ветру. Для уменьшения веса амбара его стенки рубили, как правило, не из бревен, а из брусьев. Кровля сруба – двускатная.

Первым видом столбовых мельниц являются мельницы на рамах, распространенные в бассейне Ваги, Двины, Сухоны, Онеги, где единый с высокими вертикальными стенами прямоугольный объем полностью используется для мельничного оборудования. Нижняя часть объема базируется на продольных и поперечных слегах, просто связанных между собой в раму. Центральная часть рамы свободно лежит на второй, аналогичной конструкции, укрепленной в земле, и при вращении амбара верхняя рама скользит по нижней. Вход в мельницу осуществляется с земли.

В мельницах, устроенных на небольшом пирамидальном основании или на столбах (второй и третий виды), мельничный амбар приподнят высоко над землей. Чаще всего столбов бывает восемь, иногда в комбинации со срубной верхней частью основания. Подобные мельницы распространены в селениях бассейна Двины, Онеги, в Кирилловском и Белозерском районах Вологодской области.

Четвертым видом являются мельницы на ряжах, распространенные на Севере в бассейне Пинеги, Мезени, Сухоны. Они имеют мельничный амбар, поставленный на высокий ряж – бревенчатую клетку. Верх срубного основания резко сокращается, образуя у основания мельничного амбара узкую шейку с поворотным механизмом. Подобная конструкция сруба придает большую устойчивость всему сооружению. При экономичном использовании материала, обеспечивается постоянное проветривание ряжа. При входе устроен небольшой балкон с висячей лестницей.

Пятым видом являются мельницы с амбаром, поставленным на ряж. Последний базируется на срубе нижнего яруса мельницы, представляющего собой отдельное помещение, которое используется под складские нужды (амбар). В срубе основания устроены сусеки вдоль стен. В одной из стен – входная дверь.
Последний (пятый) вид – это развитый вариант предыдущего, где сруб основания доходит до мельничного амбара, имея все ту же усеченную форму в верхней части. Все внутреннее пространство срубного основания (рубка «в лапу») используется под склад и имеет два яруса, связанные внутренней междуэтажной лестницей. Вход в первый этаж – с земли; на уровне пола второго этажа устроен выход на наружную площадку, с которой, в свою очередь, можно попасть в мельничный амбар. Срубное основание мельницы может стоять непосредственно на земле или на небольших столбиках, поставленных по углам сруба.

Последние два вида мельниц были распространены в Холмогорском уезде Архангельской губернии, в то время как шатровые мельницы – вокруг Архангельска, Вологды, Устюга и других крупных центров Севера. Они отличаются от рассмотренных выше мельниц как своим объемным, так и конструктивным решением. Большой, как правило, восьмигранный сруб усеченной пирамиды поставлен либо непосредственно на землю, либо на четвериковое или восьмериковое основание с помещениями, которые использовались как амбары или сторожка мельника. Завершением основного сруба рассматриваемых мельниц является подвижная верхняя часть с различной конструкцией покрытия, в которой находится горизонтальный вал с крыльями. Таким образом, подвижная часть базируется на устойчивом основании и лишена тяжелого оборудования, размещенного в основном срубе мельницы. Поворот достаточно легкого навершия, лопастями к ветру, осуществляется аналогично мельницам-столбовкам с земли при помощи длинных бревен.
Существенным конструктивным моментом, отличающим шатровые мельницы от столбовых, является то, что центральный вертикальный столб здесь не закреплен намертво в землю, а вращается по всей длине. Он принимает движение от горизонтального вала верхней части и передает его на жернова, находящиеся внизу мельницы.

Водяные мельницы строились на небольших речках и, как правило, в стороне от поселений. В зависимости от размеров реки изменяются и размеры самой мельницы и ее механизмов. Восстановленную и работающую такого типа мельницу можно видеть на территории Кенозерского национального парка в Архангельской области.
д.Зехнова на Кенозере.
Водяная мельница.
Фото из архива сайта
д.Зехнова на Кенозере.
Водяная мельница.
Фото из архива сайта
Возможны варианты четырех-, пяти- и шестистенных срубов мельниц, стены которых рубятся в «обло» или в «лапу» и перекрыты двух- или четырехскатными кровлями. В любом случае водяные колеса, диаметр которых достигает 6 м, вынесены в самостоятельные помещения, называемые колесницей. Оно может быть открытым или иметь односкатную кровлю. Иногда оно входит составной частью в объем всей постройки.
Сруб, в котором находятся все рабочие механизмы мельницы – жернова, бункер, закрома и т. д., называется «толчеей». Иногда внутри него выделяется амбар. В больших мельницах эти помещения размещаются на разных этажах.
Со стороны входа к рабочему помещению пристраивается жилая клеть мельника. В южных районах Вологодской и в соседней Костромской области встречается объединение сруба мельницы и крытого гумна, образующих единый производственный комплекс.
Водяным мельницам обычно сопутствует система запруд, рубленых из бревен и используемых иногда в качестве моста через реку. Кроме того, встречаются водяные мельницы, состоящие из двух самостоятельных, примыкающих друг к другу помещений. Рабочее колесо в этом случае заключено в один объем, нависающий над рекой, а жернова, бункер и закрома находятся в соседнем.

Описываемые ниже хозяйственные сооружения не представлены в таблицах, но не остановить на них внимание невозможно, поскольку они играли значимую роль, как в хозяйственной, так и социально-культурной жизни сельских территорий.

Поварни (пивоварни) в настоящее время встречаются очень редко. Обычай варить пиво на праздники существовал исстари в России. Он наблюдался как в начале ХХ в., так и в советское время. Многие хозяева строили собственные пивоварни на своих усадьбах или объединялись и возводили общую поварню. Их ставили поблизости от рек или у колодцев, иногда в поле, в стороне от жилых домов. Поварни представляли собой рубленые постройки без пола и потолка, со съемной крышей или неполной крышей над костром, над которым вешали чан для варения пива . Встречаются рубленые объемы помещений, в которых объединены поварни и бани под одной крышей. Такие сооружения стоят, как правило, на задворках крестьянских усадеб и принадлежат одной семье (Вага,  Вычегда).

Кузницы являлись необходимыми сооружениями деревень, ставились на окраинах поселений и внешне были похожи на бани, но больших размеров. Иногда при входе кузница имела заборку из досок, что также встречается и в банях. Дверь во время работы, как правило, бывает открыта. Внутри кузницы стоял большой пень толстого дерева с наковальней, основанием вкопанный в землю. Здесь же был горн, ручные мехи для раздувания огня, бочка с водой. Перед кузницей или рядом с ней обычно устраивали коновязь или стойло, где подковывали лошадей. Такого типа кузницу можно увидеть в Северо-Двинском секторе музея «Малые Корелы».

Смолокурни (смоляная избушка) имели распространение в районах, где был развит смолокуренный промысел (Вага, Мезень, частично Пинега). Смолокурни ставились где-нибудь на косогоре, в стороне от поселений. Они представляли собой постройки достаточно больших размеров, с перерубами продольных стен, перекрытые двускатной или четырехскатной тесовой кровлей. В торцовых стенах смолокурен имелись ворота для въезда подвод, а внутреннее пространство постройки было занято, как правило, кирпичной печью.

Пожарные каланчи (пожарки) в конце XIX – начале ХХ в. получили распространение в сельском строительстве. Чаще всего расположены на перекрестке улиц села или деревни, или в ряду жилых домов с небольшой площадью при входе. Встречается два типа пожарок, отличающихся наличием или отсутствием вышки со смотровой площадкой. Основание каланчи может быть образовано двумя клетями с входами, разделенными между собой стенкой: в одной клети помещаются телеги, шланги, бочки с водой; во второй – склад. В четырехскатную или двускатную кровлю основного сруба врезается сужающаяся кверху смотровая вышка, опирающаяся на две продольные балки. Внутри башни находится лестница, а наверху – квадратная смотровая площадка с колоколом.
Пожарки без вышки встречаются чаще, так как их конструкция более проста. Как правило, это простые клетские постройки, квадратные или прямоугольные в плане, с большими воротами и с пологим взвозом для въезда подвод. Рядом с ней или на некотором расстоянии вкапывались столбы, к поперечной перекладине которых подвешивали колокол. Чаще же колокола подвешивали к столбам-звонницам, стоящим, как правило, у часовен. Они имели небольшое двускатное покрытие с декоративным коньком.
     
Мосты являются неотъемлемыми элементами сельской среды. В основном мосты строились из дерева, но в начале 20 в. они заменялись на металлические (вантовые) конструкции. Самая простая деревянная структура моста т. н. козлового типа, однако, она весьма непрочна во время весенних паводков. Она представляет собой ряд Х-образных опор с досками настила, с прикрепленными вертикальными стойками и с ограждениями. Козловые мосты выглядят достаточно живописно.
Большинство мостов обладает одинаковым набором конструктивных элементов, основными из которых являются опоры – рубленые устои с перерубами пролетов поверху, образующие единую жесткую систему переправы. Возможен вариант конструкции основания, рубленного в «реж» со свободным пространством между бревнами. Его покрытием является сплошной бревенчатый накат, уложенный поперек моста (центральные районы Вологодской области).
Рубленый мост на р.Кене в дер. Измайловская.
Фото А.В.Афанасьева
Интересными образцами рубленых мостов представляются такие, в которых опоры-срубы имеют в плане форму вытянутого пятиугольника (мост через реку Кену). Внутреннее пространство в срубах и устроенные трехгранные «карманы»-ледорезы заложены камнями для большей устойчивости. Срубы в верхней части имеют повалы, на которые опираются пролеты. Мост с опорами такой конструкции успешно противостоит ледоходу и весенним паводкам, т. к. острые углы его опор направлены против течения реки. Количество пролетов моста зависит от ширины реки и скорости ее течения.

Мост более сложной конструкции до сих пор стоит на реке Индоманке (Вытегорский район Вологодской области). Он деревянный, трехпролетный, общей длиной 60 м и имеет в основании конструкцию, описанную выше. Два меньших пролета (по 12 м) имеют стоечно-подкосную систему конструкций, а большой – третий пролет (24 м) имеет бревенчатую пространственную треугольную шпренгельную ферму. На пятиугольные ряжи положены продольные прогоны, на которые уложен сплошной накат из бревен с мостками для пешеходов. Ограждение – деревянное. Узлы бревенчатой фермы в местах пересечения ряда раскосов декорированы накладными дощечками, прикрывающими концы бревен.

Подпорные стенки (табл. 4)

Подпорные стенки строились для предотвращения оползней грунта крутых берегов, а также от их разрушения во время ледохода и сплава леса. В XVI – XVII вв. подобными стенками укреплялись берега Сухоны в Великом Устюге, о чем говорят документы о бунте посадских людей в 1648 г., где упоминаются укрепления берега срубами. На гравюрах XVIII в., изображающих города Тотьму и Устюг, хорошо заметны рубленые укрепления берегов. Срубами-ряжами в Вологодской губернии на Кубенском озере укреплялись берега острова Каменного, где находился Спас-Каменный монастырь. Подобного типа рубленые укрепления применялись в фортификационном строительстве, обладая при этом более сложными конструкциями. Они существовали, например, в XVIII в. в Новодвинской крепости Архангельской губернии.
Амбар над берегом.
д.Козьмогородское,
Мезень. Фото А.Бодэ
Подобные стены сохранились и сегодня вдоль берегов рек, их много на Мезени, встречаются они в западных районах Вологодской области. Помимо береговых укреплений эти стены служат и продолжением улиц, идущих вдоль берега, являясь основанием для размещения многих хозяйственных построек: амбаров, бань, ледников, колодцев.
Одним из приемов укрепления откоса является несложная свайная конструкция с бревенчатым настилом (тип Ж). Продолжения свай возвышаются над поверхностью наката, образуя с помощью пронизывающих их жердей ряд «вешал» для сушки сена. Ограждения на всех типах подпорных стенок выполняются на врубках в столбы, опирающихся на перерубы стен, и могут иметь различные декоративные завершения.

Колодцы (табл. 3)

Колодец и амбар.
Музей "Малые Корелы", Мезень. Фото О.Севан.

Колодцы предстают необходимым элементом сельских усадеб. Их основой является скважина в грунте, доходящая до водоносного слоя, с укреплением стен в виде бревенчатого сруба или долбленого ствола дерева, предохраняющего источник воды от оползней грунта. Подъем воды из колодца осуществляется несколькими способами. Наиболее простой из них – рычаг, распространенный в тех местах, где уровень грунтовых вод настолько высок, что воду черпают плетеными берестяными ковшами, прикрепленными к тонким жердинам (тип 3А).
Наиболее древним типом колодца является колодец-«журавль» (тип 3Б). Здесь рычаг – это качающаяся жердина-«журавель», опирающаяся на столб или на расщелину ствола дерева. К рычагу прикреплена «типушка» (бадья) или ведро. Место максимального напряжения качающейся стрелы иногда усилено в центре брусом. Верхний конец вертикального столба имеет различную декоративную обработку. Наземная часть колодезной ямы решается в виде долбленого ствола дерева, где максимальный диаметр его верхней части доходит до 40 – 45 см. Эти наиболее древние типы колодцев сохранились в селениях на Вычегде, Ваге и Мезени. В районах Пинеги и Мезени распространены колодцы, у которых в опорный столб равномерно врубаются горизонтальные планки, являющиеся удобными ступеньками для установки или замены жердины.

Распространенным способом подъема воды из колодца является также устройство вращающегося барабана с ручкой (колодец-ворот) (тип 1А). К барабану привязывается веревка с ведром или «типушкой». Чаще всего над колодезной ямой устраивают навес. В тех случаях, когда уровень грунтовых вод низок, для облегчения вращения барабана в него врезаются перекладины-спицы большого колеса-маховика (колодец с колесом). Такие колодцы распространены на территории многих районов России. Отличительные особенности колодцев могут быть выражены в конструкциях, пропорциях и декоре (тип 2Д).

В мезенских деревнях традиционно решались береговые укрепления в виде подпорных стенок, на которые, помимо амбаров и бань, устанавливали и колодцы. Интересен вариант постановки колодца на мостике, перекинутом над оврагом, где конструкция моста частично опирается на сруб колодца На Сухоне, Пинеге, Двине кровля навесов низко посажена над колодцем и закрывает барабан-колесо наполовину его диаметра. Наземная часть сруба колодца может быть рублена из бревен в «обло», в «лапу» или из тесин, соединенных шпонками по четырем сторонам ямы с декоративным решением завершений.

Рассадники (табл. 4)

Рассадники – распространенные хозяйственные сооружения, входящие составной частью в усадебный комплекс северных поселений. Рассадник (на Пинеге – «вырец») предназначен для выращивания рассады в весенне-летнее время. Место постановки рассадника выбирается крестьянами по собственному усмотрению: либо в огороде, либо у амбаров или у стены дома – с южной стороны. Они могут быть двух типов: первый – деревянный сруб (в «обло» или в «лапу» 1,5 х 1,0 м), состоящий из четырех или пяти венцов, поставленных на землю; второй – это сруб, состоящий из трех венцов бревен или тесин, поставленный на «ножки» высотой около 1 м. В обоих случаях между вторым и третьим венцами проложены несущие землю доски; толщина земли для рассады равна 30 – 40 см. На ночь такая конструкция закрывается досками или застекленными рамами.

Качели (таблица 4)

Качели встречаются в настоящее время повсеместно как в сельской местности России, так и в городах. В деревнях они стоят в крестьянских усадьбах или между домами непосредственно на улицах. Качели, главным образом, могут быть рассчитаны от одного до четырех человек.

Наиболее простым типом являются такие, где на опорное бревно или пенек прикрепляется качающаяся длинная тесина (толстая доска), и на ее концы садятся молодые девушки или парни (нет в таблице).
Следующим типом можно назвать также весьма простой вариант – когда к двум вертикальным столбам привязывается веревка (или канат), на которую укладывается доска-сиденье и за другие привязанные концы «дружки» раскачивают девушку или друг друга (нет в таблице).
Другой распространенный тип, когда во вращающееся бревно, положенное на два столба, врубаются вертикальные брусья, укрепленные деревянными нагелями (клиньями). В нижней части в брусья вбиваются деревянные бобышки, которые поддерживают доску сиденья. Разновидностью подобной конструкции являются качели, опорные столбы которых имеют углубления или развилки дерева. В них вложено вращающееся бревно, на которое «надеты» вертикальные раскачивающиеся брусья (или тесины), сиденья которых обрамлены ограждениями. Такие конструкции рассчитаны, как правило, на одного или двух человек (типы 1А, 2А).
По другому варианту качелей, описанных выше, к длинному вращающемуся бревну попарно крепятся вертикальные брусья или привязывается веревка – канат. В этой ситуации качающаяся длинная тесина (толстая доска) направлена в перпендикулярном направлении к основному бревну, и на нее по концам, как и посередине, могут садиться, но чаще стоят молодые люди.

Круговые качели встречаются двух типов. На таких качелях может качаться большее количество человек. Прежде всего, это так называемые «гигантские шаги». Их конструкция проста, но требует умения и сноровки во время движения. Здесь на вершину большого опорного столба вбивается металлический штырь, и к нему прикрепляются канаты, которых может быть не более четырех. За них можно держаться и, бегая по кругу вокруг столба, раскачиваться. Такой вариант качелей, как и другие, можно видеть в различных секторах музея «Малые Корелы».

Наиболее сложным типом качелей являются круговые – «кочуля» или «чертово колесо», которые ставили на площадях, как в городах, так и в сельской местности специально для праздников. Поскольку во второй половине XIX в. повсеместно в летние праздники (Троица и Духов день) отмечались проведением хороводов и катанием на качелях, то около селений выстраивались «городки» качелей (по типу банных или амбарных «городков»). Парни и девушки, как и другие жители, катаясь вчетвером, часто «откупали» их и на гумнах, на поветях или в больших сараях. Такие качели можно было видеть на улицах пинежских деревень. В «кочулях» два опорных столба сверху имеют углубления, в которые  укладывается вращающееся бревно, а в него в свою очередь врезаются попарно и перпендикулярно друг другу параллельные брусья, образующие большую крестовину вращающегося «колеса» качелей.  Концы параллельных брусьев соединены горизонтальными планками, на которые свободно подвешиваются вертикальные стойки с досками-сиденьями и ограждениями. Высота опор в таких качелях может доходить до 4,5 - 5 м. Можно себе представить, какие чувства испытывали те, кто находился на такой высоте от земли во время  катания!? В городах (в Москве, Санкт-Петербурге) на ярмарках использовали механические приспособления для таких целей, за которыми наблюдали специально приставленные смотрители.

Ворота (табл. 4)

Во второй половине XIX – начале ХХ в. ворота, так же как и калитки, можно было редко встретить на территории Русского Севера, но несколько позже они стали существенной деталью усадеб, располагаясь, как правило, со стороны главных фасадов домов. В основном, был распространен ассиметричный тип ворот с проезжей частью и калиткой. Для южных районов Вологодской области характерны глухие заборы вокруг усадеб с такими же глухими ассиметричными воротами и калиткой, перекрытыми общей двускатной кровлей.

При въездах в деревню ворота устраивались больших размеров. В северных районах рассматриваемой территории конструкция таких ворот крепилась на трех столбах. Опорные столбы связаны были между собой поверху перекладиной-притолокой. К одному из столбов приставлена вращающаяся вертикальная стойка, ее нижний конец упирался в «пяту» – деревянную колоду, а верхний конец – в отверстие перекладины. Стойка несла основное полотно ворот из тонких горизонтальных жердей, прочно связанных между собой диагональной планкой. Конструкция калитки, находившейся рядом, аналогична воротам. Иногда ворота в верхней части имели треугольное навершие, конструктивно связанное с горизонтальной перекладиной вертикальным резным брусом. Помимо декоративного значения навершие имело и конструктивное значение – поддерживалогоризонтальную перекладину, имевшую достаточно большую длину – около 6 м, образуя треугольную ферму (Мезень). Такой вариант ворот можно видеть в Мезенском секторе музея «Малые Корелы». Для бассейна Сухоны характерен иной тип въездных ворот (тип 3).

Калиткам, поставленным в оградах вокруг домов, придавалось немаловажное значение. Их столбы имели навершия в виде скульптурных фигур, напоминающих шары, луковицы, листья. Остовом калитки могли быть искривленные стволы деревьев естественно, вписывающиеся в изгороди и заборы. Столбы ворот были резные или украшались всевозможными плоскими накладными узорами.
Комплекс мезенской крестьянской усадьбы.
Музей "Малые Корелы". Фото О.Севан
В разных районах встречаются различные типы изгородей. В зависимости от места их установки изменялись размеры по высоте, характер конструкций, свойственный той или иной местности. Иногда завершениям ограждений придавали декоративную форму, например в виде птичьей головы.

Обетные кресты

Обетные кресты привлекали внимание многих исследователей народного деревянного зодчества (М.В. Красовского, И.Э. Грабаря, И.В. Маковецкого и др.). Подобные кресты встречаются во многих районах Севера: в Каргополье, на Пинеге, Мезени, Вычегде, реже на Сухоне и Двине, а также в Карелии, в Мурманской области. Они рубились из дерева и часто покрывались резьбой. Поставленные по обету (обещанию), они имели символическое значение и их можно подразделить на несколько типов:
а) поставленные в знак особо памятных событий – войн, эпидемий, голода, болезней и т. д. В этом случае постановка креста имела охранительное значение. Они ставились на околицах селений, на открытых холмах или на основных улицах деревень. На них набрасывались платы, шитые самодельные пелены, являющиеся магическими охранительными знаками для местных жителей. Такие кресты были декорированы рельефной резьбой, иногда расписывались;
б) кресты, поставленные кем-то из жителей селения, как просьба об исполнении какого-либо желания – избавления от болезни, возвращения с войны родных, рождение ребенка и т. д. Эти кресты могли быть поставлены в любом месте усадьбы или напротив окон домов, на улице. Они имеют резьбу (часто фигуру Христа);
в) установленные на бывших местах отправления древних языческих культов (например, на Пинеге): у истоков ручьев, на развилках дорог и на лесных полянах, иногда по соседству с часовнями.

Помимо символического смысла обетные кресты нередко несли иное назначение. Они служили ориентирами для обозначения высот, особенностей течения реки, мелей, излучин и т. д., почему и ставились часто на крутых склонах рек и на песчаных отмелях (в Поморье). Они лишены декора.

Иногда постановка креста была связана с основанием поселения. На них вырезались лишь начальные буквы молитв, символов и т. д. В этой связи интересен столб основания деревни Березник на реке Мезени, форма которого имеет антропоморфные черты, с нишей для иконы и надписью: «Сия дере основан 1879 Ф А С». Ныне он перевезен в музей «Малые Корелы».

Среди мезенского населения была довольно устойчива древнейшая традиция свободного захоронения. Такое захоронение происходило по наказу умирающего человека. Крестьян, умерших не своей смертью, хоронили таким же образом. Местом такого захоронения являлась иногда крестьянская усадьба или площадка при входе в дом. Ставившиеся над захоронениями кресты порой украшались резьбой. Аналогичные сооружения были и на мезенских кладбищах. В других регионах Архангельской губернии кладбища устраивались совершенно иначе – с деревянными срубами (домовина-М.З.) или гробницами на могилах. Для юго-восточных районов Вологодской области характерны надмогильные деревянные столы с лавками. В обрядах, связанных с почитанием душ предков, происходило угощение умерших непосредственно на кладбище, где и собирались родственники. В некоторых районах до сих пор сохранились старообрядческие кладбища с характерными сооружениями – столбик с миниатюрной кровлей и резными причелинами, иногда с иконкой - называется голубец.
Обетный крест в д.Кольшин. Мезень. Рис. О.Севан, 1975 г.
Голубец на месте часовни. Масельга. Кеноз. нац. парк. Фото из архива сайта.
Кроме того, «часовни-кресты» строились там, где могла бы быть и срубная часовня: в лесах, на дорогах, в полях – около них служили молебен во время жатвы. Иногда кресты являлись одновременно и пограничными уездными или губернскими столбами. Их могли заменять «голубцы». Как кресты, так и голубцы нередко окружались оградой.

В заключение можно отметить, что хозяйственные и инженерные сооружения, а также малые формы народной архитектуры Русского Севера представляют самобытный комплекс явлений традиционного строительного искусства. В своей основе оно отражает и сохраняет общие тенденции развития русской многовековой культуры, которая утрачивается, к сожалению, на наших глазах. Систематизация таких построек, помимо исторического и научного значения, имеет и практический смысл как при реставрации подобных сооружений, так и в современном строительстве в сельской местности. Многие из них уже находятся в музее под открытым небом «Малые Корелы» под Архангельском или восстанавливаются в музее деревянного зодчества Вологодской области.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Типология амбаров в Архангельской и Вологодской областях. Предложения О.Севан.
Таблица 2. Типология ледников, овинов, гумен, риг, бань Русского Севера. Предложения О.Севан.
Таблица 3. Типология ветряных и водяных мельниц, колодцев. Предложения О.Севан.
Таблица 4. Типология подпорных стенок, мостов, малых форм. Предложения О.Севан.

Примечания:
1. Статья из сборника "Деревянное зодчество". Выпуск 1. Новые исследования и открытия, Коло, С.-Петербург, 2010. - с разрешения автора О.Севан.
2. С небольшими сокращениями.